Производственная структура предприятия и пути её совершенствования на ОАО «Молоко»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является изучение производственной структуры предприятия, как фактора, влияющего на эффективную деятельность предприятия, а также выявление недостатков производственной структуры и ее совершенствование.
Задачи исследования:
рассмотрение в целом современного состояния молочной промышленности, а так же особенностей организации молочного производства;
анализ производственно-экономической деятельности ОАО «Молоко»;
анализ структуры производственного процесса изготовления кисломолочной продукции;
анализ производственной структуры ОАО «Молоко»;
разработка мероприятий по совершенствованию производственной структуры ОАО «Молоко».

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации молочного
производства 5
1.1Современное состояние и тенденции развития молочной
промышленности 5
1.2 Особенности организации молочного производства 10
1.3 Пути совершенствования производственной структуры предприятия 15
Глава 2. Анализ производственной структуры на ОАО «Молоко» 20
2.1Краткая характеристика деятельности ОАО «Молоко», основные технико-экономические показатели. 20
2.2. Анализ структуры производственного процесса изготовления кисломолочной продукции 27
2.3 Анализ производственной структуры предприятия 33
Глава 3. Пути совершенствования производственной структуры ОАО «Молоко» 37
3.1 Мероприятия по совершенствованию производственной структуры предприятия 37
3.2. Укрупнение кисломолочного отделения как способ улучшения производственно – хозяйственной деятельности ОАО «Молоко» 38
Заключение 43
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ОРГАНИЗАЦИЯ.Производственая структура.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

      Цех – производственно и административно  обособленная часть предприятия, в которой изготовляется продукция или выполняется определенная стадия производственного процесса. В основном производстве молочного предприятия можно организовать следующие цехи: приемоаппаратный, розлива молока в тару различных видов, кисломолочных напитков, сырково – творожный и сметанный, а во вспомогательном производстве – электроцех, котельная, ремонтно – измерительных приборов и автоматики.

      Цех может состоять из нескольких производственных участков, связанных между собой  единством изготовления продукции. Производственный участок включает или определенную часть производственного процесса,  или предназначен для выработки конкретного вида продукта либо его части. Например, в приемоаппаратном цехе можно организовать участки приемки, взвешивания и хранения молока, механической и тепловой обработки молока, розлива молока в тару разных видов, а в ремонтно – механическом цехе – участки кузнечно – прессовый, токарный, сварочный  и т.д.

      Бесцеховую  структуру применяют на небольших  предприятиях (большинство масло- и сыродельных предприятий), где необходимость делить производство на цехи отсутствует. Основным производственным подразделением на таких предприятиях является производственный участок.

      Цехи  и производственные участки являются совокупностью рабочих мест. Рабочее место – зона трудовой деятельности рабочего, оснащенная всеми материально – техническими средствами (оборудованием, инструментами, приспособлениями, мебелью и др.), необходимыми для выполнения определенных операций по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства. Рабочее место является первичным звеном организации производственного процесса. Результаты труда на каждом рабочем месте во многом определяют общие результаты работы участка, цеха и всего предприятия.

      Цехи и участки организуют на основе технологического, предметного и смешанного принципов.

      По  технологическому принципу создают  цехи и участки, специализирующиеся на выполнении однородных технологических  операций. В таких цехах  и на участках размещается однородное по технологическому назначению оборудование (приемоаппаратные цехи, участки для хранения молока, солильно – моечный, созревания сыров и т.д.).

      По  предметному организуются цехи и  участки, предназначенные для изготовления одного или нескольких видов продукции (сметанно - творожный цех с участками по производству сметаны, творога, сырковых изделий, маслодельный цех, цех плавленых сыров).  В них осуществляется различные технологические процессы и применяется разнообразное оборудование.

        Организацию цехов (участков) только по технологическому или предметному принципу в целом по предприятию, по существу, не применяют.

      Наиболее  распространенно построение цехов (участков) по смешанному принципу, т. е. на сочетании технологического и предметного принципов. В этом случае одни цехи (участки) предприятия, выполняющие в основном заготовительные, начальные технологические стадии производства (приемка, очистка, тепловая обработка молока и др.), строятся по технологическому принципу, а другие, выпускающие готовую продукцию, по предметному принципу (цехи розлива молока в разные виды тары, цехи по производству творога и сметаны, кисломолочных продуктов; цехи или участки по производству масла, участок по производству цельномолочной продукции – на маслодельных предприятиях).

      При правильном выборе производственной структуры  создаются условия для внедрения  поточных методов работы, обеспечения  четкости и оперативности управления производством, планирования и учета, улучшения организации труда и на этой основе достижения высокого уровня производительности труда и снижения себестоимости продукции.

      Необоснованное  количество подразделений и их нерациональное размещение усложняет управление производством, удлиняют коммуникации энергетического хозяйства, увеличивают численность рабочих, потребность в производственной площади.

      Важные  факторы совершенствования производственной структуры предприятия следующие:

  • укрупнение предприятий; развитие специализации и кооперации производства; внедрение высокопроизводительной техники и прогрессивной технологии;
  • обеспечение пропорциональности между цехами (участками) основного производства, а также между основными и вспомогательным производствами; рациональная планировка цехов и служб на территории предприятия в целях сокращения маршрутов внутризаводских перевозок с учетом требований противопожарной безопасности, котлонадзора, людских потоков на территории предприятия, условий присоединения предприятия к энергетическим и канализационным сетям. 

      При укрупнении предприятий создаются  дополнительные возможности для увеличения количества выпускаемой одноименной продукции и особенно для создания цехов (участков) по переработке обезжиренного молока, пахты и сыворотки (например, организация цеха по производству сухого обезжиренного молока и заменителя цельного молока на крупном маслодельном предприятии и цеха молочного сахара и сухой сыворотки – на сыродельном предприятии). Создание таких цехов на небольших предприятиях экономически нецелесообразно. Укрупнению цехов по переработке обезжиренного молока, пахты и сыворотки способствуют увеличению объемов перерабатываемого сырья.

      Производственные  объединения имеют значительно  большие возможности совершенствования  структуры предприятий путем  рациональной организации вспомогательного производства. Например, создание крупных ремонтно – механических заводов (цехов), специализирующихся на выпуске запасных частей и выполнении ремонта оборудования в централизованном порядке, а также тарных заводов вместо полукустарных мастерских на каждом предприятии позволяет улучшить соотношение между основными и вспомогательными цехами, высвободить площади, оборудование и рабочую силу. Большое значение имеет также кооперирование молочных заводов с предприятиями других отраслей для совместного использования крупной котельной, систем водоснабжения и канализации, холодильных установок.

      Совершенствование производственной структуры осуществляется при строительстве новых предприятий  и реконструкции действующих  с целью улучшить организацию  производства и управление им, повысить эффективность капитальных вложений, увеличить количество выпускаемой продукции высокого качества при сокращении материальных, энергетических и трудовых ресурсов.

      Таким образом, молочное производство в России продолжает развиваться. За последние 10 лет в России в январе – апреле 2008 г. был получен прирост производства молока 3 – 3,5 %, и насколько стабилизировалась численность поголовья скота. Однако уровень потребления в России молока и молочных продуктов в расчете на 1 человека сократился более чем на 70 % по сравнению с 1990 г. Наиболее растущий рынок сегодня – рынок сыров. В молочной промышленности продолжается процесс концентрации производства. Производственный процесс на молочном предприятии имеет свои особенности, в связи с этим молочному предприятию свойственна производственная структура, которая имеет свои особенности.

      Чтобы более подробно изучить производственную структуру, необходимо рассмотреть  ее и основные экономические показатели деятельности на примере определенного  предприятия,  в данной работе рассматривается производственная структура ОАО «Молоко».  
 
 

        
 
 
 

      Глава 2. Анализ производственной структуры на ОАО  «Молоко»

    2.1 Краткая характеристика  деятельности ОАО  «Молоко».

    Основные  технико-экономические показатели 

      Переработкой  молока в республике Бурятия  занимаются больше 20 предприятий различных форм собственности.  Лидирующее положение занимает открытое акционерное общество «Молоко», удельный вес этого предприятия в общем объеме молочной отрасли на составляет – 53,87 %.

      Строительство молочного завода началось в 1949 году. В эксплуатацию завод был сдан в 1955 году. Первоначальная мощность завода составляла 10 тонн перерабатываемого молока в сметану. В основном выпускалось молоко во флягах. В первые годы доставка молока на завод осуществлялась на бортовых машинах во флягах.

      Первая  большая реконструкция завода –  в 1959 году были смонтированы две линии  по мойке бутылок и разливу  в них молока с производительностью  3 тысячи бутылок в час. Установлена  машина для мойки фляг и машина для разлива в них молока.  Выполнение этих мероприятий позволило увеличить мощность завода до 25 тонн в смену. В 1969 году в сметанно – творожном цехе был установлен автомат по фасовке сметаны в стеклянные баночки, линия по разливу молока производительностью 6000 бутылок в час. Расширился ассортимент вырабатываемой продукции. Выпускали кефир, ряженку, творог, мороженое, молоко питьевое. Введены в эксплуатацию новые цеха – приемно-аппаратный, цех разлива, установлены  пастеризационно-охладительные установки.

      В 1976 году начали строительство нового завода и здания административного корпуса. Проектная мощность нового завода 100 тонн перерабатываемого молока в смену. 1981 год – это пусковой год нового завода. Завод был оснащен новым высокопроизводительным оборудованием. В этот период выпускалось в сутки до 100 тонн молока питьевого, до 15 тонн сметаны, 2-3 тонны творога и творожных изделий, 10-12 тонн кисломолочных продуктов, 2-3 тонны мороженого, 1-2 тонны молока стерилизованного «Детское». В 1986 году в корпусе старого завода был открыт цех по выработке плавленых сыров производительностью 3 тонны в сутки.

        В октябре 2000 года ОАО «Молоко» вошло в состав производственного объединения «Наран». С этого времени начинается реконструкция завода по обновлению и увеличению производственных мощностей, расширению ассортимента выпускаемой продукции. Установлена линия по производству стерилизованного молока в бутылках с длительным хранением, автомат по разливу молока в полиэтиленовую пленку и упаковки «Пюр-Пак», автоматы по расфасовке сметаны и плавленых сыров в полистирольные стаканчики. В начале 2002 года ОАО «Молоко» начало выпуск стерилизованного молока в полипропиленовой литровой бутылке  со сроком хранения до двух  месяцев. В перспективе планируется выпуск кисломолочной продукции также в  полипропиленовой упаковке.

      Комбинат  имеет в своем составе: цельномолочных цех, цех плавленых сыров, цех  по выработке сухого молока, цех  по выработке мороженого, цех по выработке масла животного, холодильное  хозяйство, собственную  торговую сеть.

      Одновременно  большое внимание уделяется развитию сырьевой базы и рынка сбыта. Заключаются договора с поставщиками и покупателями на долгосрочной основе и взаимовыгодных отношениях. проводится кредитование хозяйств через ОАО «Молоко» на проведение весенне – полевых и уборочных работ. Сегодня комбинат перерабатывает до 70 тонн в сутки и выпускает до 60 наименований молочных продуктов.

         ОАО «Молоко» предлагает населению  продукцию только из натурального  молока без добавления консервантов, поэтому продукция комбината  пользуется постоянным возрастающим спросом у населения Республики Бурятия. В планах  выход на межрегиональный и международный рынки. ОАО «Молоко» - номинант конкурса «Лидер экономики республики Бурятия – 2002 года», неоднократно являлось  дипломантом «Улан-Удэнской универсальной выставки – ярмарки». В 2002 году ОАО «Молоко»  получило грамоту и медаль по итогам дегустационного конкурса «Сибпродовольствие – 2002», диплом 1 степени и золотую медаль конкурса «Амурская ярмарка», диплом IV  специализированная выставка-ярмарка «Российские продукты питания – 2002 года». Мероприятия по организации выпуска фасованной продукции способствовали продвижению товара на потребительском рынке, повышению его конкурентоспособности. У предприятия отлаживается торговая, дилерская сеть, что является основным направлением сбытовой деятельности. Главным критерием конкурентоспособности остается качество и реализационная цена.

Основными направлениями развития деятельности ОАО «Молоко» остаются:

  • формирование эффективного производства в рыночных условиях экономики и стабилизация работы  предприятий;
  • наращивание объемов закупки молока, расширение заготовительной сети;
  • выпуск качественной, конкурентоспособной, экологически чистой продукции;
  • техническое  перевооружение производства;
  • расширение ассортимента, разработка новых видов продукции;
  • внедрение современных технологий производства и использование новых видов упаковки;
  • изучение спроса покупателя, увеличение доли присутствия на рынке Республики Бурятия;
  • организация маркетинговой службы для использования рынка, организации товаропродвижения и продаж, рекламной деятельности.

Информация о работе Производственная структура предприятия и пути её совершенствования на ОАО «Молоко»