Организация фирменной торговли и пути её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Агропромышленные предприятия создают фирменные магазины, потому что реализуя свою продукцию таким образом, они получают быструю отдачу от оборотных средств и гарантированный рынок сбыта, а потребитель – товары по сравнительно низким ценам. Однако круг задач фирменной торговли значительно шире. Их решение требует проведения целенаправленной деятельности по изучению рынка.

Оглавление

Введение.
1.Сущность и теоретические основы организации фирменной торговли.
2. Анализ деятельности фирменной торговли ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Торговая фирменная сеть, анализ применяемых форм и методов продажи
2.3 Основные экономические показатели деятельности
2.4 Анализ ассортимента реализуемых товаров
2.5 Характеристика планировки, интерьера и оборудования
3. Повышение эффективности деятельности фирменной торговли ОАО «Оршанский мясокомбинат»
3.1 Оценка эффективности деятельности фирменных магазинов
3.2 Пути повышения эффективности деятельности фирменной торговли ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭКОНОМИКА ТОРГОВЛИ.docx

— 99.84 Кб (Скачать)

                 ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.

1.Сущность и теоретические основы организации фирменной торговли.

2. Анализ деятельности фирменной торговли ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Торговая  фирменная сеть, анализ применяемых форм и методов продажи

2.3 Основные экономические показатели  деятельности

2.4 Анализ ассортимента реализуемых товаров

2.5 Характеристика планировки, интерьера и оборудования

3. Повышение эффективности деятельности  фирменной торговли ОАО «Оршанский мясокомбинат»

3.1 Оценка эффективности деятельности  фирменных магазинов

3.2 Пути повышения эффективности деятельности фирменной торговли ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»

Заключение.

Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         ВВЕДЕНИЕ

 

     В настоящее время основная роль фирменной торговли заключается в том, что она помогает промышленным предприятиям приспособиться к рыночным условиям хозяйствования и успешно реализовывать свою продукцию на рынке.

     Агропромышленные предприятия  создают фирменные магазины, потому  что реализуя свою продукцию  таким образом, они получают  быструю отдачу от оборотных  средств и гарантированный рынок  сбыта, а потребитель – товары по сравнительно низким ценам. Однако круг задач фирменной торговли значительно шире. Их решение требует проведения целенаправленной деятельности по изучению рынка. Предприятие-производитель для принятия решений по выработке продукции в планируемом периоде должно обладать достоверной и объективной информацией о состоянии рынка сбыта, об происходящих изменениях, об отношении потребителей к продукции предприятия, об их пожеланиях по изменению качества, цены, функциональности товара, о наличии конкурентов на рынке сбыта, их слабых и сильных сторонах.

          Торговля  является связующим звеном в  цепи движения товаров  от  производителя  конечному потребителю.  Потенциал производства сырья  и продовольствия, создаваемый в  агропромышленном комплексе Республики  Беларусь существенно превышает емкость внутреннего рынка. В связи с этим актуальными становятся критерии оптимизации структуры предложения в соответствии с предпочтениями различных категорий потребителей, с одной стороны, а также повышения эффективности производственной и сбытовой деятельности – с другой стороны. Следовательно, важнейшими приоритетами начинают признаваться вопросы организации и функционирования фирменной торговли предприятий и продуктовых объединений, где определяется спрос, осуществляются коммуникации, согласовываются коммерческие интересы производителей и торговых организаций, устанавливаются конкретные направления диверсификации производства и повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

     Динамичное развитие  экономики стимулирует спрос  потребительского спроса, изменяет  структуру потребления продовольствия, что в свою очередь побуждает  предприятия АПК к постоянному  поиску новых способов конкурентоспособности продукции не только за счет роста ее потребительной стоимости, но и предоставления сопутствующих торговых услуг( фирменные магазины, секции, торговые дома).

     Фирменная торговля  регулируется Типовым положением  о фирменном магазине, которое  было утверждено Министерством  торговли Республики Беларусь 27 октября 1998 года на основе Типового  положения 1996 года с учётом  недостатков.

     Формирование фирменных торговых  систем крупными сельскохозяйственными организациями и продуктовыми объединениями позволяет создавать устойчивые конкурентные преимущества на рынках продовольственных товаров. Особенно при продвижении собственных торговых марок. В связи с этим задача организации фирменной торговли является в настоящее время одной из наиболее значимых для крупных предприятий не только при разработке сбытовой политики, но и при формировании общей долгосрочной стратегии и тактики рыночных действий, направленных на максимально возможное повышение конкурентоспособности своей продукции. Отставание в развитии собственных торгово-сбытовых систем, как правило, означает для предприятия потерю контроля над важнейшим звеном производственной и товаропроводящей цепи – продажей товара в розничной торговой сети. Сегодня становится совершенно очевидно, что товаропроизводители, не имеющие слаженной системы распределения, не могут рассчитывать на стабильный сбыт производимой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ

 

 

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике создал условия для  развития предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка. Одним из наиболее прогрессивных  и перспективных направлений  торговли стало зарождение и развитие сети фирменных магазинов производственных предприятий.

Согласно  Типовому положению о фирменном  магазине 1998г можно выделить основные моменты организации фирменной  торговли:

  • Фирменным магазином считается розничное торговое предприятие, учредителем (учредителями) которого является субъект (субъекты) хозяйствования, выпускающий товар, имеющий в ассортименте и объёме реализации  удельный вес продукции учредителя фирменного магазина не менее 75% для непродовольственных товаров и не менее 50%-для продовольственных товаров и расположенный в специально оборудованном помещении, отвечающем требованиям СНБ, площадью не менее 100кв.метр. Фирменный магазин, как правило, создаётся и действует в качестве юридического лица, осуществляет раздельный от иных видов деятельности его учредителей учёт финансово-хозяйственных операций, связанных с деятельностью фирменного магазина.
  • Товарная специализация фирменного магазина определяется его учредителем, согласовывается с исполнительным комитетом по месту нахождения магазина и указывается в лицензии на право розничной торговли.
  • Товарные ресурсы выделяются фирменным торговым предприятиям облисполкомами, Минским горисполкомом исходя из складывающихся их общих объёмов и с учётом необходимости равномерного снабжения товарами в широком ассортименте всех регионов областей и города Минска, создания населению равных условий для приобретения этих товаров в магазинах по месту жительства. При этом увеличение товарных ресурсов фирменных торговых предприятий осуществляется за счёт выпуска учредителями этих предприятий товаров сверх объёмов, предусмотренных к поставке в торговую сеть по заказам Министерства торговли, Белкоопсоюза, облисполкомов и Минского горисполкома.
  • Фирменный магазин не имеет права осуществлять оптовую торговлю, за исключением мелкооптовых операций по продаже продукции его учредителей для использования (потребления) на территории Республики Беларусь.
  • Фирменный магазин может быть открыт предприятием- изготовителем как по месту нахождения учредителя, так и в других регионах республики, а также за её пределами.
  • Режим работы фирменного магазина, основанного на государственной форме собственности, устанавливается исполнительным комитетом, выдающим лицензии на розничную торговлю. Режим работы фирменного магазина, основанного на других формах собственности, устанавливается собственником по согласованию с соответствующим исполнительным комитетом.
  • Фирменный магазин комплектуется специалистами, имеющими соответствующую профессиональную подготовку.
  • И другие.

     Фирменный магазин – это торговое  предприятие, основными функциями  и задачами которого являются:

  • изучение и формирование спроса населения на вырабатываемую продукцию;
  • активное воздействие на проводимую промышленными предприятиями работу по обновлению и улучшению ассортимента товаров и улучшению их качества, проведение консультаций и оказание других услуг;
  • осуществление мероприятий по рекламе товаров;
  • широкое применение прогрессивных форм продажи товаров;
  • обеспечение высокого уровня торгового обслуживания.

      Фирменные магазины являются  составной частью розничной торговой  сети города и осуществляют  свою деятельность в условиях  конкуренции с другими субъектами  хозяйствования.

По подчинённости  фирменные магазины делятся на три  типа:

  • фирменные магазины отрасли – в них представлена продукция всех или многих предприятий данного министерства;
  • фирменные магазины промышленного объединения – они реализуют продукцию только данного объединения;
  • фирменные магазины отдельных производственных предприятий.

       Фирменные магазины должны реализовывать  преимущественно продукцию, произведённую учредителем или полученную на такую продукцию. Они являются заключительным звеном товарного обращения. Именно здесь даётся реальная оценка изготовленной промышленностью продукции, определяется её дальнейшая судьба на рынке.

В современных  условиях необходимость функционирования фирменных магазинов приобретает особую актуальность. Переход к рынку требует глубокого изучения и учета всех звеньев цепи продвижения товара к  потребителю, начиная от зарождения идеи , создания товара и заканчивая его продажей. Развитие сети фирменных магазинов в условиях рыночной экономики обуславливается рядом причин.

  Одна из них – стремление производителей товаров обзавестись собственными каналами сбыта продукции для получения непосредственной информации о конъюнктуре рынка, для ускорения товарооборота, а также для увеличения доли собственных оборотных активов. [2, с.345]  Опыт показывает, что успех деятельности на рынке товаров народного потребления зависит от познания ключевых проблем развития того или иного рынка (товарного, регионального и т.п.). В условиях полной самостоятельности предприятий знание конъюнктуры рынка позволяет правильно оценить производственные возможности коллектива, уменьшить степень коммерческого риска, связанного с выходом нового товара на рынок, предпринять необходимые меры для расширения производства или замены продукции на другую, нужную покупателям. Таким образом, важное назначение фирменных магазинов – изучение спроса на продукцию и оперативное получение информации о нём. Имея непосредственный контакт с различным контингентом покупателей и прямые связи с промышленными предприятиями, фирменные магазины могут оперативно реагировать на происходящие изменения конъюнктуры рынка и своевременно ставить в известность об этом производителей товаров. [3, с.70]

          Другой причиной развития фирменных  магазинов является необходимость ускорения оборота материальных и денежных ресурсов промышленных предприятий. Зарабатывание денег предприятиями необходимо для дальнейшего их производственного и социального развития, а также оплаты труда работников. Быстрая реализация, а следовательно, и ускорение оборота средств, вложенных в производство товаров, взаимосвязаны между собой. Хозрасчёт, самофинансирование и самоуправление вынуждает работать с полной отдачей на рынок, что требует от работников промышленности комплексного изучения рынка, знания потребителя, целенаправленной торговой, ассортиментной, ценовой, рекламной и другой политики. [4]

Для эффективного управления  рынком необходима межотраслевая  скоординированная  деятельность промышленности, торговли, ценообразования, рекламы и т. п. Эффективное функционирование фирменной торговли требует организации устойчивого  взаимодействия её субъектов  и предполагает  исследование  системы фирменной торгово-сбытовой деятельности как сферы достижения согласованности  интересов потребителей и производителей товаров и услуг как процесса эволюции ее различных подсистем. Такой подход позволяет сформулировать возможные стратегии фирменной торговли: экстенсивная ( неудовлетворенный спрос на товары и услуги и неадекватная требованиям производителей торгово-розничная инфраструктура), интенсивная ( устойчивая конкуренция на рынках товаров и услуг, высокая потребительная стоимость реализуемой продукции ), синергическая ( основана  на консолидации торгово-розничной инфраструктуры, способствует минимизации издержек товародвижения за счет  углубления  кооперации  производства и торговли  в связи с  укреплением  долгосрочного  партнерства ). В результате представляется возможным  выработать  адекватные  современным рыночным условиям  инструменты и методы организации  торгово-сбытовых мероприятий по функциям фирменной торговли ( сбыт, розничная торговля, взаимодействие ). [5,с260]

Эффективное развитие фирменных торговых систем в аграрном комплексе должно быть ориентировано на  укрепление долгосрочных связей между  производителями, торговыми посредниками и конечными потребителями. В этой связи разработке бизнес-планов в предприятиях АПК по организации фирменной торговли необходимо определить структуру и последовательность действий контрагентов , заинтересованных в увеличении потребительной  стоимости товара, повышении качества торговых услуг и формировании бренда. Бизнес-планы должны  в комплексе учитывать особенности торгово-сбытовых операций и порядок взаимодействия субъектов фирменной торговли, а также  позволить включить в процесс  создания потребительной стоимости  элементы, повышающие ценность продукции  в торговом зале (информация, сервис, дистрибуция, персонал ). Эффективность фирменного магазина может характеризоваться  его способностью решать маркетинговые  задачи по поддержанию устойчивых связей между  субъектами фирменной торговли за счет синергического эффекта  совместной деятельности (рост товарооборота и прибыли ).

Организуя  фирменную торговлю, предприятия-учредители решают основные задачи: постоянно  совершенствуют ассортимент, повышают качество, конкурентоспособность выпускаемых товаров через анализ хода продаж  и товаров, учет предложений и пожеланий покупателей; достигают быстрого сбыта товаров  через своевременный завоз, бесперебойную торговлю, прогрессивные формы и методы торговли, предпродажную подготовку товаров; осуществляют  мероприятия по рекламе товаров через фирменную розничную торговлю.

Успех производства и реализации товаров  в первую очередь определяется их соответствием спросу населения. Фирменным магазинам необходимо проводить работу по изучению спроса, так как это позволит промышленным предприятиям выпускать именно те товары, которые  нужны покупателям, что в итоге будет выгодно и магазинам[5, с.271].

Политика  фирменных магазинов имеет узкоспециализированную направленность, что отвечает сущности фирменной торговли. Магазин ориентирует потребителей на продукцию своей фирмы - и это правильная политика. Розничный товарооборот формируется в основном за счет реализации продукции производственного предприятия.

  В  фирменной торговле главным принципом  отбора товара для реализации должна быть обязательная апробация первых партий новых товаров. Реализация традиционных товаров и полученных по товарообмену должна выступать как вспомогательная функция продажи (хотя это и не исключает значительной доли таких товаров в структуре продажи).

     Таким образом, в целом ассортимент  товаров, реализуемый через фирменный магазин, должен складываться из следующих групп товарного поступления:

  • пробных партий новых товаров (главная группа);
  • традиционных (ранее апробированных) товаров данного предприятия (объединения);
  • товаров, полученных по товарообмену, т.е. от других предприятий (объединений), производящих родственные или дополнительные виды товаров;
  • сопутствующих товаров.

   Товарная политика фирменной  торговли направлена на соблюдение  в первую очередь специализации  по товарному признаку. Несмотря  на то, что сейчас фирменные  магазины не являются узкоспециализированными,  тем не менее степень их  специализации достаточно высока. Фирменным магазинам экономически  целесообразно осуществлять продажу  сопутствующей продукции. Однако реализация ее не должна осуществляться на одних площадях с фирменной продукцией. Это могут быть отделы и секции, изолированные от площадей с продукцией фирмы. Дополнительный источник товарооборота послужит и источником дохода магазина.

Информация о работе Организация фирменной торговли и пути её совершенствования