Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:01, отчет по практике
Устойчивое развитие - основа роста эффективности производства и решения социальных проблем. Общность принципов концепции устойчивости открывает возможность разработки стратегии устойчивого развития для отдельных комплексов, включая хлебопродуктовый.
Хлеб является не только одним из основных продуктов питания, но и объектом социальной политики государства. Хлебопекарная отрасль наиболее восприимчива к рыночным изменениям и полностью зависит от колебаний спроса и предложения на этом рынке. Основная задача, стоящая перед отраслью, - обеспечение населения качественной хлебобулочной продукцией в таком ассортименте и количестве, которые бы соответствовали его каждодневным запросам.
ВВЕДЕНИЕ
Устойчивое развитие - основа роста эффективности производства и решения социальных проблем. Общность принципов концепции устойчивости открывает возможность разработки стратегии устойчивого развития для отдельных комплексов, включая хлебопродуктовый.
Хлеб является не только одним из основных продуктов питания, но и объектом социальной политики государства. Хлебопекарная отрасль наиболее восприимчива к рыночным изменениям и полностью зависит от колебаний спроса и предложения на этом рынке. Основная задача, стоящая перед отраслью, - обеспечение населения качественной хлебобулочной продукцией в таком ассортименте и количестве, которые бы соответствовали его каждодневным запросам.
Потребление хлебобулочных изделий зависит от ряда факторов, основными из которых являются традиции и привычки покупателей, цена, уровень денежных доходов населения, взаимосвязь с потреблением других продуктов питания. Степень влияния каждого из этих факторов колеблется в зависимости от места расположения предприятия, состояния конкурентной среды, соотношения цен на определенные продукты питания и является важным критерием, формирующим величину объема производства и ассортимент хлебобулочных изделий.
За последние десять лет хлебопекарная промышленность Беларуси по структуре своей мало изменилась. Она и сегодня насчитывает более 200 предприятий, на которых трудятся около 20 тыс. человек.
В республике выпекается в год более 700 наименований хлебобулочных изделий. К ним относятся хлебы из ржаной, пшеничной, смеси ржаной и пшеничной муки, булочные, бараночные, сухарные, диетические и другие изделия. Хлебобулочные изделия имеют сходное функциональное назначение и различаются главным образом ценой и качеством.
Основными производителями хлебобулочных изделий в Беларуси являются хлебопекарные предприятия Департамента по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Переход Республики Беларусь к рыночной экономике создал условия для развития предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка. Одним из наиболее прогрессивных и перспективных направлений развития торговли стало зарождение и развитие сети фирменных магазинов производственных предприятий.
Фирменным магазином считается торговая организация, учредителем (учредителями) которой является субъект хозяйствования любой формы собственности и ведомственной принадлежности, выпускающий товары (продукцию). Фирменный магазин организует образцовую торговлю и сервисное обслуживание товаров своей номенклатуры. Он должен иметь фирменное наименование, фирменный знак, фирменную упаковку для продаваемых товаров, фирменную одежду для своих работников, выполненную в едином стиле с рекламным оформлением учредителей или коммерческой организации, структурным подразделением которой магазин является.
Таким образом, прежде всего организация фирменной торговли отличается принадлежностью к определенной фирме, предприятию-производителю или изготовителю.
В Республике Беларусь фирменные магазины имеет большое число перерабатывающих предприятий, и с каждым годом количество таких организаций растет.
Производственная практика является обязательной частью учебного плана. Целью производственной практики является:
Закрепление теоретических знаний по блоку профессиональных дисциплин.
Приобретение практических навыков по разработке и использованию информационных технологий обработки документации.
Изучение документоооборота в экономических и правовых подразделениях предприятий и организаций.
Развитие элементов профессиональной квалификации, связанных с использованием информационных технологий.
Изучение действующих информационных систем.
Информационной базой работы служили: внутренняя документация филиала «Горецкий хлебозавод» за 2009-2011 годы, материалы статистической отчетности, труды ученых, нормативно-справочная литература.
ГЛАВА 1. ФИРМЕННЫЕ МАГАЗИНЫ: ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИХ РАБОТЕ
Изучение спроса в фирменных магазинах. Успех производства и реализации товаров в первую очередь определяется их соответствием спросу населения, динамичность развития которого постоянно повышается под воздействием растущих запросов покупателей, моды, конъюнктуры рынка и т.п., поэтому реакция на изменение спроса должна быть очень быстрой. В таких условиях получить достоверную информацию о спросе сложно, а вероятность ошибок в его оценке велика. К тому же «цена» ошибок становиться столь большой, что они могут привести к серьезному ухудшению работы предприятий торговли и промышленности, появлению неходовых и залежалых товаров при отсутствии в продаже нужных населению и, в конце концов, обернутся большими потерями.
Состояние изучения спроса характеризуется следующими данными. В основном используются следующие виды работ по изучению спроса: проведение выставок-продаж; опрос покупателей; дни учета неудовлетворенного спроса; учет отзывов покупателей; расчет прогнозов спроса; составление конъюнктурных обзоров; показы, демонстрации изделий с учетом мнений покупателей; другое (консультации, творческие встречи и т.п.). Причем в основном эти мероприятия распространены приблизительно равномерно (см. таблицу 1.1).
Таблица 1.1 – Мероприятия по изучению спроса
Мероприятие | Удельный вес, % |
Выставка-продажа | 13 |
Опрос покупателей | 13 |
День учета неудовлетворенного спроса | 14 |
Учет отзывов покупателей | 12 |
Расчет прогнозов спроса | 9 |
Составление конъюнктурных обзоров | 16 |
Показ, демонстрация изделий с учетом мнений покупателей | 11 |
Учет предпочитаемых моделей, образцов | 11 |
Другое | 1 |
Всего | 100 |
Результаты работ по изучению спроса доводятся до производства, однако лишь 10% из числа опрошенных отметили, что эти результаты реализуются полностью промышленными предприятиями (объединениями). Большинство же (83%) указало, что они используются лишь частично, а в некоторых случаях (7%) только эпизодически.
Причиной такого положения является, прежде всего, невозможность, по мнению опрошенных, внедрить рекомендации магазинов в производство из-за отсутствия нужного сырья и вспомогательных материалов (49%), несовершенства технологии и оборудования (33%), по другим причинам (18%). В 8% случаев отмечено, что предприятия экономически не заинтересованы в реализации получаемых рекомендаций, в 3% случаев не доверяют им.
Таким образом, работа по изучению спроса слабо реализуется на практике, что снижает эффект деятельности фирменного магазина и приводит к превращению фирменной сети в традиционную торговую сеть.
Такое положение формирует и отношение к работе по изучению и формированию спроса. Сами специалисты (79%) оценивают уровень этих работ как невысокий. Причина этого (по мнению 31% опрошенных) в отсутствии нужных методик. Названы и другие причины, снижающие качество работ по изучению спроса в фирменном магазине (см. таблицу 1.2).
Большинство опрошенных пессимистически относятся к возможности влияния магазина на формирование ассортимента продукции. Так, 63% считают, что магазин может лишь частично влиять на формирование ассортимента товаров, 8% – что магазин влиять практически не может, и лишь 29% убеждены в том, что магазин в полной мере может влиять на формирование и широту ассортимента. Таким образом, фирменным магазинам необходимо улучшать работу по изучению спроса, так как это позволит промышленным предприятиям выпускать именно те товары, которые нужны покупателям, что в итоге будет выгодно и магазинам.
Таблица 1.2 – Причины, снижающие качество работ по изучению спроса в фирменном магазине
Причина | Удельный вес, % |
Отсутствие нужных методик | 31 |
Низкое качество, неэффективность действующих методик | 7 |
Сложность, громоздкость действующих методик | 6 |
Проведение работы по изучению спроса малыми силами | 9 |
Недостаточная подготовка специалистов по изучению спроса | 9 |
Отвлечение специалистов по изучению спроса на другую работу | 4 |
Другое | 34 |
Всего | 100 |
Формирование ассортимента в фирменных магазинах. В фирменной торговле главным принципом отбора товара для реализации должна быть обязательная апробация первых партий новых товаров. Реализация традиционных товаров и полученных по товарообмену должна выступать как вспомогательная функция продажи (хотя это и не исключает значительной доли таких товаров в структуре продажи).
Таким образом, в целом ассортимент товаров, реализуемый через фирменный магазин, должен складываться из следующих групп товарного поступления:
- пробных партий новых товаров (главная группа);
- традиционных (ранее апробированных) товаров данного предприятия (объединения);
- товаров, полученных по товарообмену, т.е. от других предприятий (объединений), производящих родственные или дополнительные виды товаров;
- сопутствующих товаров.
Ассортимент по перечисленным группам должен составляться исходя из превалирующей функции обеспечения апробации новых товаров и изучения спроса. Остальные группы формируются по результатам ранее проведенного изучения спроса в целях составления ассортимента.
Формы розничной продажи товаров. Розничная продажа товаров осуществляется различными способами, которые называются формами продажи. В фирменной торговле применяют следующие формы продажи:
- с индивидуальным обслуживанием (через прилавок), в том числе с открытой выкладкой;
- по образцам;
- самообслуживание.
В некоторых магазинах находят применение такие формы обслуживания покупателей, как продажа товаров в салонах-магазинах, продажа полуфабрикатов. Применение тех или иных форм обслуживания покупателей зависит от специфики товаров, состояния материально-технической базы фирменной торговой сети, особенностей обслуживания населения.
К сожалению, большое количество фирменных магазинов размещено в ранее действовавших магазинах и приспособленных помещениях, не всегда учитывающих особенности фирменной торговли. Этим объясняется значительная доля реализации в них товаров через прилавок. Однако следует отметить, что эта форма целесообразна там, где реализуются некоторые сопутствующие товары (например, предметы ухода за обувью в фирменных обувных магазинах), а также из-за технологических условий невозможно самообслуживание или где требуется каждому покупателю помощь и консультация продавца.
Кроме того, продажу через прилавок следует организовывать при реализации дорогостоящих товаров и в магазинах-салонах. В последнем случае, как правило, организуется продажа дорогостоящих товаров, требующих индивидуальной консультации, более подробной информации, совета, рекомендации со стороны продавца. С развитием фирменной торговли и укреплением ее материально-технической базы, расширением производства салонная продажа будет расширяться.
Продажа по образцам в фирменных магазинах получила сравнительно широкое распространение. Сущность этой формы продажи состоит в том, что покупатель самостоятельно или с помощью продавца выбирает нужный ему товар по выставленным в торговом (демонстрационном) зале образцам. После оплаты покупки товар, соответствующий образцам, выдается продавцом покупателю. В фирменных магазинах продажа по образцам используется чаще всего в сочетании с продажей на основе индивидуального обслуживания и в магазинах-салонах.
Наиболее эффективной формой продажи является самообслуживание. В то же время в практике работы отдельных фирменных магазинов имеются серьезные недостатки, которые снижают эффективность самообслуживания и культуру обслуживания покупателей. Эти недостатки должны быть устранены путем улучшения организации всей деятельности фирменных магазинов самообслуживания, оптимального решения торгово-технологического процесса, организации труда.
Передовой отечественный и мировой опыт убедительно доказал, что самообслуживание в торговле является наиболее удобной для населения и экономически выгодной для торговли формой продажи товаров. Покупателям при самообслуживании создаются благоприятные условия для выбора, осмотра и приобретения товаров. К тому же они затрачивают на покупку значительно меньше времени, чем, например, при индивидуальном обслуживании. При применении самообслуживания затраты времени покупателей сокращаются на 30-50%, в 1,5-2 раза увеличивается пропускная способность магазина.
При переходе на самообслуживание не только достигается абсолютная экономия времени, но и улучшается структура его использования. Если в магазинах традиционного типа на ожидание в очередях к продавцу и кассиру затрачивается около 40% времени, то в фирменных магазинах самообслуживания – лишь 15 – 20% (см. таблицу 1.3).
Таблица 1.3 – Структура затрат времени покупателей
Показатель | Магазин самообслуживания | Магазин традиционного типа |
Все затраты времени, % | 100 | 100 |
В том числе: |
|
|
на отбор товаров | 65 | 29 |
на ожидание в очереди к продавцу | 13 | 40 |
на получение товаров | 4 | 9 |
на кассовый расчет | 18 | 22 |
Затраты времени на покупку одного товара, % |
|
|
ко времени для магазинов традиционного типа | 58 | 100 |