Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:01, отчет по практике
Устойчивое развитие - основа роста эффективности производства и решения социальных проблем. Общность принципов концепции устойчивости открывает возможность разработки стратегии устойчивого развития для отдельных комплексов, включая хлебопродуктовый.
Хлеб является не только одним из основных продуктов питания, но и объектом социальной политики государства. Хлебопекарная отрасль наиболее восприимчива к рыночным изменениям и полностью зависит от колебаний спроса и предложения на этом рынке. Основная задача, стоящая перед отраслью, - обеспечение населения качественной хлебобулочной продукцией в таком ассортименте и количестве, которые бы соответствовали его каждодневным запросам.
Магазины самообслуживания обычно оснащаются современным торговым оборудованием, которое в сочетании с предварительной подготовкой товаров (например, доставка уже расфасованных товаров) позволяет создать технологию, в корне меняющую характер труда работников фирменных магазинов. Исключается умственно утомительный и физически тяжелый труд продавца, а профессия продавца заменяется профессией продавца-консультанта, более глубоко знающего не только товары, но и запросы покупателей и приемы их обслуживания.
Дальнейшее развитие сети фирменных магазинов самообслуживания должно обеспечить повышение эффективности фирменной торговли и сокращение ненужных расходов. Эффективность их работы во многом зависит от правильной организации работы, соблюдения в этих магазинах всех принципов самообслуживания.
Под самообслуживанием понимается такая форма реализации товаров, при которой покупатели имеют свободный доступ ко всем товарам, открыто выложенным в торговом зале на торговом оборудовании, самостоятельно их отбирают и производят оплату в едином узле расчета при выходе из магазина или какого-либо отдела (секции). Процесс обслуживания покупателей в магазине самообслуживания состоит из следующих основных элементов: выбора покупателями товаров и доставки их к месту расчета; расчета с покупателями за отобранные товары; оказания покупателям различного рода дополнительных услуг.
Обязательными методами торгово-технологического процесса при самообслуживании являются:
- применение оборудования, позволяющего покупателям самостоятельно осматривать и отбирать товары (тары-оборудования, поддонов, вешалок, корзин, кассет и т.д.);
- рациональное размещение товаров в торговом зале с учетом частоты и психологии спроса;
- исключение встречных и перекрещивающихся потоков покупателей;
- использование наиболее эффективных приемов выкладки товаров и способов размещения на оборудовании;
- оказание помощи покупателям при осмотре и выборе товаров, создание условий для самостоятельной проверки покупателями качества, четкое обозначение цен, наличие плакатов, схем, аннотаций о потребительских свойствах товаров;
- организация внутримагазинной рекламы и информации о размещении товаров в торговом зале, оказываемых услугах и правилах работы магазина;
- обеспечение покупателей индивидуальными корзинами и другими средствами для отбора товаров и доставки их к узлу расчета;
- организация хранения личных вещей покупателей.
За время своего существования фирменная торговля провела значительную работу по совершенствованию работы магазинов самообслуживания, повышению их эффективности. Однако в организации их работы имеются еще общеизвестные недостатки. Во многом это обуславливается тем, что некоторые торговые работники, не имея достаточных знаний и опыта, допускают ошибки при организации работы магазинов самообслуживания.
Для некоторых фирменных магазинов самообслуживания характерны определенные недостатки. Главными из них являются: неэффективное использование торговой площади; ограничение доступа покупателей в магазин, в отделы самообслуживания и к товарам; проверка личных вещей покупателей; нерациональное размещение товаров в торговом зале, при котором товарные группы и отдельные товары располагаются без учета покупательского спроса и товарного соседства, что создает неудобства для потребителей; неправильная (или неудачная) выкладка товаров на оборудовании; нечеткая организация внутримагазинной информации; выбор торгового оборудования для магазина самообслуживания не по принципу функционального назначения, а по его фактическому наличию.
Преимущества самообслуживания могут быть действенными только при устранении недостатков, рациональном внедрении основных принципов данной формы, оптимальных технологических решениях, использовании передового опыта.
В фирменных магазинах особое внимание должно уделяться организации такого процесса обслуживания покупателей, при котором основную долю времени покупатели затрачивают на осмотр товаров, их отбор и консультации, а затраты времени ориентирование и поиск товаров в торговом зале, ожидание консультации и расчета сводятся к минимуму. Работники магазина должны оказывать покупателю необходимую помощь: объяснять порядок продажи товаров (например, при самообслуживании, по образцам или при открытой выкладке) и расположения товарных групп в торговом зале, информировать о товарах, которые интересуют покупателя, о дополнительных услугах, предоставляемых магазином. Консультация должна быть полной, убедительной, а поведение работника магазина вежливым и предупредительным. Эффективность консультации во многом зависит от теоретической и практической подготовки продавца, знания им ассортимента товаров, умения рекомендовать изделие и без лишней потери времени обслуживать покупателя.
Одним из важнейших элементов процесса продажи – расчет с покупателями за отобранные товары. Основной задачей при этом является обеспечение высокой скорости расчетов и эффективности учета и контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей в торговом зале. Расчет у кассы завершает процесс покупки, поэтому от его организации во многом зависит общее впечатление покупателя о фирменном магазине самообслуживания.
Заключительный этап процесса продажи товаров в фирменных магазинах – их упаковка, которую должны выполнять продавцы. При этом желательно, чтобы магазины имели свою, фирменную упаковку (оберточную бумагу, полиэтиленовые пакеты и др.).
Технологические решения в фирменных магазинах. Одно из важнейших направлений улучшения торгового обслуживания населения – выбор и внедрение совершенных технологических планировок и рационального использования торговых площадей, оборудования, удобного для покупателей размещения товаров и др. В свою очередь на технологические решения и всю организацию торгово-технологического процесса в фирменном магазине существенное влияние оказывают торговые здания и сооружения, а также оборудование.
Для обеспечения оптимального процесса продажи наиболее эффективными являются отдельно стоящие и встроенно-пристроенные здания магазинов, которые должны отвечать следующим основным архитектурным, эксплуатационным, экономическим и эстетическим требованиям:
- конструкция здания должна быть подчинена основному назначению магазина – культурному обслуживанию покупателей, быть удобной для работы персонала магазина, обеспечивать полную сохранность потребительских свойств товаров;
- форма и размеры здания должны создавать условия для внедрения прогрессивной технологии, широкого применения современных форм продажи, в особенности самообслуживания, комплексного удовлетворения спроса покупателей, рационального направления потоков покупателей, эффективного использования всех площадей магазина, организации различных дополнительных услуг;
- здание должно легко поддаваться реконструкции, а также расширению с помощью сборных конструкций;
- архитектурное решение фасада магазина должно обеспечивать максимальную обозримость интерьера торгового зала со стороны улицы, быть лаконичным, выразительным. Наружные витрины и другие рекламные средства должны быть броскими и максимально наглядными;
- конструктивное решение должно обеспечивать наилучшие условия для выкладки и показа оптимального количества товаров, широкого и эффективного применения торгово-технологического оборудования, внедрения механизации и автоматизации трудоемких процессов.
Устройство и планировка фирменных магазинов должны создавать оптимальные условия для оперативного и последовательного проведения всех операций, предусмотренных торгово-технологическим процессом (разгрузки, хранения, транспортирования товаров, подготовки к продаже и т.д.), для рационального размещения и показа оптимального количества товаров, быстрого расчета за них, свободного перемещения покупателей в торговом зале и доступа их ко всем выставленным товарам, оказания покупателям различных услуг.
Оптимизация торговых помещений и рациональная планировка торговых залов фирменных магазинов в конечном итоге решают две основные задачи: создать наиболее благоприятные условия для покупателей в процессе выборе и покупки товаров и разместить наилучшим образом торгово-технологическое оборудование. Поэтому планировка торговых залов во многом зависит от применения типов торгового оборудования, возможностей его размещения и способов выкладки товаров.
Услуги в фирменных магазинах. Уровень торгового обслуживания населения в фирменных магазинах в значительной степени определяется состоянием оказываемых покупателям услуг.
Под торговой услугой понимается дополнительная деятельность торгового предприятия, направленная на оказание помощи покупателям в совершении покупки товаров, их доставке и использовании. Важность услуг в фирменной торговле определяется тем, что они являются одной из форм удовлетворения потребностей покупателя.
Как известно, различают услуги материального характера и чистые. На предоставление первых затрачивается труд. Под второй формой услуг понимают ту часть затрат, которая не принимает предметной формы и не входит в стоимость какого-либо товара. Услуги в торговле, как правило, относятся к услугам второй формы.
В фирменных магазинах покупателям предлагаются разнообразные услуги, и их характер зависит от условий, объема работы, ассортимента продаваемых товаров.
Услуги подразделяются на три основные группы:
1. Услуги, являющиеся частью самого процесса продажи;
2. Услуги, оказываемые покупателям после продажи, т.е. связанные с использованием товара, его упаковкой, доставкой на дом;
3. Услуги культурно-бытового характера, создающие различные удобства во время пребывания покупателей в магазинах.
Услуги первой группы непосредственно связаны с покупкой товаров. Они создают удобства покупателям при выборе товара, сокращают затраты времени и усилия при совершении покупки и расчетах. Эти услуги можно назвать основными. Их оказывают сами работники магазина (торгового зала).
Цель второй группы услуг (сопутствующих) – оказать помощь покупателям в совершении покупки и потреблении купленных товаров (упаковке товаров, доставке их на дом, мелкой переделки швейных изделий, консультации специалистов и др.). Услуги третьей группы носят нетоварный характер и направлены на культурно-бытовое обслуживание покупателей. Они способствуют повышению комфортности пребывания покупателей в магазине (это справочное бюро, камеры хранения личных вещей и др.).
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУПП «МОГИЛЕВХЛЕБПРОМ» ФИЛИАЛА «ГОРЕЦКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
2.1. Общие сведения о предприятии
Начало образования предприятия относится к 1947 году, когда в городе Горки функционировала пекарня по производству хлеба. В 1962 году была изготовлена проектно-сметная документация на строительство хлебозавода, который в августе 1966 года был введен в эксплуатацию. Общая площадь территории -1,9 га.
К 1972 году в Могилеве функционировали 3 хлебозавода и кондитерско-пищевой цех, которые объединялись в Могилевский хлебокомбинат.
Областное производственное объединение «Могилевхлебпром» было создано в апреле 1972 года и подчинялось в своей деятельности Минпищепрому БССР и облисполкому. В состав объединения вошли Могилевский хлебокомбинат как головное предприятие и 8 хлебозаводов в районных центрах Могилевской области.
С 25 января 2001 года предприятие переименовано в Республиканское унитарное производственное предприятие (РУПП) «Могилевхлебпром» и зарегистрировано решением Могилевского облисполкома №3-5 от 18.06.01г. Имущество предприятия находится в собственности РБ и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Предприятие имеет 7 филиалов, осуществляющих хозяйственную деятельность по месту нахождения. Горецкий хлебозавод, именуемый «Филиал», входит в состав Республиканского унитарного производственного предприятия «Могилевхлебпром». Филиал является обособленным подразделением Предприятия, расположенного вне места нахождения юридического лица; осуществляет часть функций Предприятия.
Материально-техническую базу и средства филиала «Горецкий хлебозавод» составляют основные и оборотные средства, а также иные материальные ценности и финансовые ресурсы, закрепленные за Предприятием в установленном порядке. Филиал «Горецкий хлебозавод» имеет право владения и пользования этим имуществом в пределах, установленных предприятием.
Хлебозавод имеет 2 цеха основного производства:
- хлебобулочный цех - выпускает формовые, подовые улучшенные заварные хлеба, булочные изделия, пироги;
- кондитерский цех - производит сахаристые изделия, мягкие кондитерские изделия, кексы, бабы, рулеты, восточные сладости, пряники, ковриги;
Также хлебозавод располагает цехом вспомогательного производства -производство солода ржаного сухого, продукция которого используется как во внутризаводском обороте, так и реализуется всем филиалам РУПП «Могилевхлебпром», сторонним организациям. Ежемесячно предприятие выпускает 250 тонн хлебобулочной и 2 тонны кондитерской продукции.
Контактная информация:
Адрес: Могилёвская область, 213410, г. Горки, ул. Суворова, 1.
Тел./факс: +375 2233 5-22-30, + 375 2233 5-31-08
Директор - Кривенков Александр Афанасьевич.
Структура управления представлена в приложении А.
2.2. Ресурсы предприятия
Эффективность работы предприятия во многом зависит от наличия ресурсов. По вещественно-натуральному составу основные производственные фонды делятся на следующие группы:
здания и сооружения;
передаточные устройства;