Организация фирменной торговли и пути её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Агропромышленные предприятия создают фирменные магазины, потому что реализуя свою продукцию таким образом, они получают быструю отдачу от оборотных средств и гарантированный рынок сбыта, а потребитель – товары по сравнительно низким ценам. Однако круг задач фирменной торговли значительно шире. Их решение требует проведения целенаправленной деятельности по изучению рынка.

Оглавление

Введение.
1.Сущность и теоретические основы организации фирменной торговли.
2. Анализ деятельности фирменной торговли ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Торговая фирменная сеть, анализ применяемых форм и методов продажи
2.3 Основные экономические показатели деятельности
2.4 Анализ ассортимента реализуемых товаров
2.5 Характеристика планировки, интерьера и оборудования
3. Повышение эффективности деятельности фирменной торговли ОАО «Оршанский мясокомбинат»
3.1 Оценка эффективности деятельности фирменных магазинов
3.2 Пути повышения эффективности деятельности фирменной торговли ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭКОНОМИКА ТОРГОВЛИ.docx

— 99.84 Кб (Скачать)

Для лучшего  изучения покупательского спроса вырабатываемой продукции и её продвижения на Оршанском  мясокомбинате образован сектор фирменной торговли,  в который входит торговая сеть: это 5 фирменных магазинов, 10 торговых павильонов, Дом торговли, кафе на 80 мест и столовая на 120 посадочных мест (см. табл.1).

Фирменная торговая сеть ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» использует как магазинные, так и внемагазинные формы продаж.

       Магазинные формы применяются  торговыми объектами, осуществляющими розничную продажу товаров в стационарных магазинах. Эта форма является преобладающей в рассматриваемой торговой сети по объёму товарооборота и количеству торговой площади. Сюда входят 5 магазинов, Дом торговли, кафе и столовая.

       К внемагазинным формам мы  отнесём 10 торговых павильонов  мелкорозничной торговли, которая является активной формой предложения товаров. Наличие этой формы продажи способствует росту товарооборота, улучшению удовлетворения потребностей покупателей, экономии их времени.

      Фирменная торговая сеть с  целью расширения продаж принимает  участие в сезонных базарах  и ярмарках.

 

Таблица 1. Число магазинов и торговая площадь.

Показатели

2009г

2010г

2011г

2011г в % к 2009г

Непродовольственные магазины

    1

    1

    1

       100

Продовольственные магазины

    3

    4

    5

       166

Предприятия общественного питания

    2

    2

    2

      100

Всего магазинов

    4

     5

    6

      150

Торговая площадь всех магазинов, м.кв.

682,16

897,96

1322,64

      193

Товарооборот на 1 кв.м торговой площади,млн.руб

    26

   30

   32

      123

Мелкорозничная сеть

     6

    8

    10

      166

Всего розничных предприятий

     12

    15

    18

      150

Удельный вес магазинов в общей численности предприятия, %      

    33

    33

    33

      100


 

Исходя  из данных таблицы, можно сделать  следующие выводы. По сравнению с 2009г. к 2012г.  увеличилось число продовольственных магазинов на 66% (открылось 2  фирменных магазина) и, следовательно, торговая площадь тоже увеличилась: почти в 2 раза – на 93%. В мелкорозничной сети также наблюдается увеличение торговых точек – на 66%. Количество всех торговых розничных предприятий по сети увеличилось на 50%.  Средняя эффективность торговых площадей (товарооборот на кв. м) растёт – от 26 млн.руб. в 2009г. до 32млн. руб. в 2011г. Значит, ведётся работа по рациональному использованию торговых площадей. Ведь товарооборот на кв. м в различных отделах неодинаков: зависит от вида товара, характера спроса на товар ( например, элитный алкоголь и молочная продукция). Прирост товарооборота на кв.м  объясняется правильной выкладкой товара на полке, зонированием магазинов, созданием фокусных зон и зон импульсных покупок, хорошим освещением, доступностью товара и др. В магазинах ОАО « Оршанский мясоконсервный комбинат» достаточно эффективно используется каждый метр торговой площади. Удельный вес фирменных магазинов составляет 33%.

      Все фирменные магазины работают с8 до 22-23 часов без обедов и выходных, павильоны – с8ч до 16ч, а торговые павильоны, расположенные в Витебске и в Минске – с 8ч до 19ч с одним выходным -  в понедельник. Режим работы магазинов и павильонов позволяет охватить широкий сегмент покупателей. Сравним работу фирменного магазина №3 и его конкурентов (см. табл.9):

 

Таблица 2.Оценка режима работы конкурентов

 

Критерии  оценки

Магазин №3

Конкурент №1

Конкурент №2

Время открытия

8.00

8.00

8.00

Обеденный перерыв

    нет

нет

   нет

Время закрытия

23.00

21.00

20.00

Выходные  дни

   нет

   нет

воскресенье

Санитарный  день

1-й понедельник каждого месяца

2-й понедельник каждого месяца

1-й понедельник каждого месяца


 

Как видно из таблицы №2, фирменный магазин работает весь день, без обеда и выходных. Поэтому он может обслужить большее количество покупателей, например, работающих до 20-21ч или желающих посетить магазин в свой обеденный перерыв. Выручка за день будет больше, чем у конкурентов, а, следовательно, и прибыль.

Так как магазины работают без закрытия на обед, каждому продавцу в течение  всей рабочей смены предоставляется 40 минут на обед и на отдых. Смена  работников осуществляется каждые 9часов. После закрытия магазинов в течение 15 минут сотрудники должны привести в порядок свои рабочие места.

        Общее число  сотрудников в фирменной торговой  сети ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» на 1 января 2012 года составляет 340 человек. Это квалифицированные работники, обеспечивающие качественный уровень обслуживания покупателей.  Всех сотрудников можно разделить на следующие категории:

  • административно-управленческий персонал: зав. магазинами, отделами и секциями, товароведы;
  • торгово-оперативный персонал: продавцы, кассиры-контролёры, кладовщики, консультанты, администраторы торговых залов;
  • вспомогательный персонал: фасовщики, грузчики, уборщики.

 

Таблица  10. Качественный состав работников фирменной сети  в 2009 – 2011 гг.

 

 

 

Показатели

2009г

2010г

2011г

Отклонение(+;-)

Темп роста,%

Всего работников,чел.

300

320

340

+40

113

В том  числе имеющих образование:

1.высшее, чел.

 

 

40

 

 

50

 

 

70

 

 

+30

 

 

175

-удельный  вес, %

13

16

20

   

в т.ч. высшее торговое, чел.

10

20

30

+20

300

2.среднее  специальное,чел.

150

160

150

   

-удельный  вес, %

50

50

44

   

В т.ч. среднее  торговое, чел

30

50

80

+50

266

3.среднее  общеобразовательное, чел.

80

60

40

-40

-50

-удельный  вес, %

27

18

13

   

 

Из  таблицы видно, что за последние 3года на 75%  увеличилось количество сотрудников, имеющих высшее образование, в том числе сотрудников с  высшим торговым стало в 3 раза больше, зато  число сотрудников с общим образованием уменьшилось на 50% . Мы наблюдаем, что квалифицированных работников становится больше, сокращается число сотрудников без образования. 24% работников фирменных магазинов учатся в высших учебных заведениях заочно.

     Одним из важных  условий эффективной работы магазинов  является правильная организация материальной ответственности. В исследуемой торговой сети имеет место коллективная материальная ответственность, которая применяется в торговле при совместном выполнении работниками отдельных работ по хранению, обработке и продаже ценностей, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника. Коллективная ответственность устанавливается администрацией магазина по письменному договору, который заключается между магазином и всеми членами коллектива.

В фирменных магазинах сети используются такие методы продаж, как самообслуживание и продажа товаров в форме индивидуального обслуживания (продажа товаров через прилавок). В основном эти два метода совмещаются, продажа части товаров осуществляется через прилавок, а другая часть продаётся методом самообслуживания.

      Через прилавок  в основном продаются мясные  продукты, колбасные изделия, кондитерские, вино-водочные. Покупатели выбирают нужные продукты самостоятельно, а отпуск товара производится продавцом через кассу, размещённую на рабочем месте продавца.

       При самообслуживании  покупатели сами отбирают и  доставляют товары в узел расчета. Товары сгруппированы по товарным группам или видам, что позволяет быстро находить нужный товар, который расположен в соответствии со специальными рекомендациями по отдельным видам товаров с использованием следующих приемов выкладки: стопкой, расположением в ряд,  навалом и смешанным размещением на оборудовании.

       Весь товар  имеет четкие ценники, на некоторые  товары имеются аннотации о потребительских свойствах товара.

       Для покупателей  организовано хранение личных  вещей, имеются в наличии корзины для отбора товаров и доставки их к месту расчета.

      Используемые формы  и методы продаж позволяют  организовать торговое обслуживание населения на должном организационном и культурном уровне, сокращают затраты времени покупателей на совершение покупок. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина.

   

 

2.3 Основные  экономические показатели торговой  деятельности

 

Результаты  торговой деятельности выражаются в  конкретном полученном эффекте. Различают два вида эффекта: экономический и социальный. Экономический эффект определяется как абсолютная величина превышения полученных результатов над произведенными затратами. Показателями экономического эффекта торговой деятельности являются товарооборот, доходы и прибыль от реализации товаров, чистая продукция, показатели ускорения товарооборачиваемости и экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов [ 9, с.631].

       Рассмотрим экономические  показатели торговой деятельности  для изученной фирменной сети  и проанализируем их (таб.3):

 

Таблица 3. Основные экономические показатели хозяйственной деятельности фирменной торговли  ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» за 2010-2011гг.

 

Показатели

2010г.

2011г.

Отклонение

      ( +;- )

Темп роста

   %

                1

     2

     3

            4

    5

Розничный товарооборот:

       

в действующих ценах, млн.руб.

16304,9

29887,9

   +13583

183,3

в сопоставимых ценах, млн.руб.

16304,9

19419,14

   +3114,24

1,19

Валовой доход

       

в сумме, млн.руб.

3623

5826

   +2203

160

в % к товарообороту, %

22

19

   -3

 

Налоги и др. платежи от ВД:

       

в сумме, млн руб.

543,5

874

   +330,5

160,8

в % к товарообороту, %

3,3

2,6

   -0,7

 

Валовой доход от реализации товаров  без нал.

       

в сумме, млн.руб.

3079,5

4952

   +1872,5

160,8

в % к товарообороту, %

18

16,5

   -1,5

 

Расходы на реализацию

       

в сумме, млн.руб.

3150

5146,4

   +1996,4

163

в % к товарообороту, %

19,3

17,22

   -2,1

 

Прибыль(убыток) от реализации:

       

в сумме, млн.руб.

473

680

   +207

143

в % к товарообороту, %

2,9

2,3

   

Торговая площадь, кв.м.

897,97

1322,64

   +424,67

147

Товарооборот в действующих ценах на 1 кв.м. торговой площади, млн. руб./ кв.м.

30

32

   +2

106

Численность работников, чел.

320

340

   +20

106

Товарооборот на 1 работника в действующих ценах, млн.руб./чел.

51

88

37

172


 

      Из таблицы видно,  что розничный товарооборот увеличился  на 13583 млн. руб., что составляет 83,3% к фактическому товарообороту  2010года. Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 19,0%, что составило 3114,24 млн.руб., и в связи с увеличением розничных цен на товары – на 10468,76млн.. руб. Розничный товарооборот  за 2011год в сопоставимых ценах составил19419,14млн. руб., а темп роста по отношению к 2010году составил всего 19%. Следовательно, за счет ценового фактора (повышение розничных цен на товары) увеличился товарооборот предприятия. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются невысокие.

Информация о работе Организация фирменной торговли и пути её совершенствования