Организация фирменной торговли и пути её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Агропромышленные предприятия создают фирменные магазины, потому что реализуя свою продукцию таким образом, они получают быструю отдачу от оборотных средств и гарантированный рынок сбыта, а потребитель – товары по сравнительно низким ценам. Однако круг задач фирменной торговли значительно шире. Их решение требует проведения целенаправленной деятельности по изучению рынка.

Оглавление

Введение.
1.Сущность и теоретические основы организации фирменной торговли.
2. Анализ деятельности фирменной торговли ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Торговая фирменная сеть, анализ применяемых форм и методов продажи
2.3 Основные экономические показатели деятельности
2.4 Анализ ассортимента реализуемых товаров
2.5 Характеристика планировки, интерьера и оборудования
3. Повышение эффективности деятельности фирменной торговли ОАО «Оршанский мясокомбинат»
3.1 Оценка эффективности деятельности фирменных магазинов
3.2 Пути повышения эффективности деятельности фирменной торговли ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭКОНОМИКА ТОРГОВЛИ.docx

— 99.84 Кб (Скачать)

      Розничный товарооборот  складывается из совокупности  актов купли-продажи разнообразных  товаров. Задача наиболее полного  удовлетворения покупательского спроса обусловлена товарным составом розничного товарооборота, соотношением продаж отдельных товаров, местом тех или иных товаров в общем объёме товарооборота. Анализ структуры розничного товарооборота проводят в разрезе товарных групп реализуемых товаров (таб.4):

Таблица 4. Структура товарооборота по товарным группам за 2010-2011гг в фирменной торговой сети ОАО «Оршанский мясокомбинат»

Товарные  группы

То  в факт цен

уд. вес %

То  в факт цен

То  в сопост цен

Уд  вес %

То  в факт цен

То  в сопост цен

Уд  вес %

Темп  роста то

Продовольственные товары

1.мясопродукты

                 

мясо  кусковое

980

6

1340,6

1166,2

4,5

360,6

186,2

-1,5

136,0

мясные  полуфабрикаты

555,5

3,4

896,5

661,4

3,0

341,0

105,9

-0,4

161,4

колбасные изделия вареные

1828,0

11,3

4909,3

2175,3

16,5

3081,3

347,3

+5,2

268,5

колбасные изделия п/к, т/к, с/к

2350,0

14,5

4107,8

2796,5

13,8

1757,8

446,5

-0,7

174,8

2.молокопродукты

1240

7,6

2491,3

1475,6

8,4

1251,3

235,6

+0,8

200,9

3.макаронные  изделия

55

0,3

108,8

65,45

0,4

53,8

10,45

+0,1

197,8

4.кондитерские  изделия

1330

8,2

2005,5

1582,7

6,7

675,5

252,7

-1,5

150,7

5.крупы

66,6

0,4

159,8

79,14

0,5

103,2

12,54

+0,1

239,9

6.мука

32,4

0,2

48,4

38,6

0,2

16,0

6,2

0

149,4

7.хлебобулочные  изделия

470

2,9

909,0

559,3

3,0

439,0

89,3

+0,1

193,4

8.консервы  мясные

1123

6,9

1964,5

1336,4

6,6

841,5

213,4

-0,3

174,9

9.рыбные  изделия

77,7

0,5

182,3

92,5

0,6

104,6

14,8

+0,1

234,6

10.консервы  рыбные

133,4

0,8

214,8

158,7

0,7

81,4

25,3

-0,1

161,0

11.чай,  кофе

86,6

0,5

173,4

103,0

0,6

86,8

16,4

+0,1

200,2

12.сахар

375,5

2,3

608,0

446,8

2,0

232,5

71,3

-0,3

161,9

13.напитки

300,0

1,8

541,2

357,0

1,8

241,2

57,0

0

180,4

14.напитки  алкогольсодержащие

1922,6

11,8

3365,1

2287,9

11,3

1442,5

365,3

-0,5

175,0

15.фрукты, овощи

390,7

2,4

623,6

464,9

2,1

232,9

74,2

-0,3

159,6

16.консервы  детского питания

1300,2

8,0

2248,0

1547,2

7,5

947,8

247,2

-0,5

172,9

17.табачные  изделия

350,8

2,2

634,5

417,5

2,1

283,7

66,7

-0,1

180,9

18.прочие  продтовары

840,9

5,2

1508,7

1000,7

5,1

667,8

159,8

-0,1

179,4

Непродовольственные товары

450,6

2,8

673,6

536,2

2,3

223,0

85,6

-0,5

149,5


  

      Розничная реализация  всех товаров в действующих  ценах в динамике растет высокими  темпами, что вызвано в основном  повышением розничных цен. Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота.

      Данные таблицы  4 показывают, что более высокими темпами выросли продажи колбасных изделий. Их удельный вес в общем товарообороте вырос на 5,2%, а продажи колбас выросли в среднем на 120%. Возрос также удельный вес молокопродуктов, макаронных изделий, круп, рыбных  и хлебобулочных изделий. Сократился удельный вес кондитерских изделий. Продажа мяса увеличилась на 36%, хотя  его удельный вес  уменьшился на 1,5%. Увеличились также продажи рыбных изделий.  Средний рост товарооборота по всем товарным группам составил 82,2%.Можно сказать, что  розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам.

       Для  успешного  развития товарооборота торговой  организации необходима слаженная работа всех структурных подразделений над выполнением плановых заданий (таб.5) :

 

 Таблица 5. Розничный товарооборот в разрезе структурных подразделений фирменной торговой сети.

 

 

Розничные торговые объединения

 

  2010г.

              2011г.

В % к плану

В % к 2010г.

план

факт.

Магазин №1

2559,7

4988,0

5638,1

113,0

220,3

Магазин №2

947,8

1653,7

1938,3

117,2

204,5

Магазин №3

5930,1

10108,2

10759,9

106,4

181,4

Магазин №4

2567,8

3862,0

3590,9

93,0

139,8

Магазин №5

1429,4

2446,0

2685,8

109,8

187,9

Дом торговли

154,1

230,5

338,1

146,7

219,4

Кафе

915,2

1453,0

1640,5

112,9

179,3

Минск-киоск

517,8

1081,0

1349,2

124,8

260,6

Магазин-склад

1283,0

1636,0

1947,1

119,0

151,8


 

      Проанализировав  таблицу 5, можно сказать, что в фактических ценах почти все магазины, за исключением магазина №4, выполнили план товарооборота в среднем на 115%. По сравнению с 2010г. средний темп роста товарооборота составил 93%.

Динамика  розничного товарооборота и выполнение плана отчетного периода зависят  от состояния и эффективности использования необходимой материально – технической базы. Состояние материально-технической базы характеризуется размером торговой площади торгового объекта, а эффективность использования — товарооборотом на 1 кв.м торговой площади.

 

    Т = S*Ткв.м.

Для определения размера влияния  на товарооборот факторов, связанных  с уровнями развития и использования  материально-технической базы  фирменной торговой сети, составим аналитическую таблицу(таб.6).

 

 

Таблица 6.Расчет влияния на товарооборот факторов, связанных с использованием основных фондов

 

Показатель

Период

Изменение, +,-

Влияние на Т/О

прошлый

отчетный

РозничныйТ/О, млн.руб.

26939,1

42324,48

+15385,38

         —

Торговая площадь, кВ.м

897,97

1322,64

+424,67

424,67*30=12740,1

Товарооборот на 1 кв.м

30

32

+2

2*1322,64=2645,25


 

Из таблицы видим, что на развитие розничного товарооборота положительное влияние оказали: рост торговой площади – 12740,1млн.руб.; увеличение среднегодовой стоимости основных средств; повышение эффективности использования торговой площади на 2645,25 млн.руб. Общее влияние факторов соответствует разнице между товарооборотом отчетного и прошлого периодов в сумме 15385,38 млн.руб.

На объем  розничного товарооборота влияет эффективность  использования трудовых ресурсов.[7,с.154] Проследим это влияние, используя методы цепных подстановок и абсолютных разниц, определив пересчитанные показатели товарооборота (таб.7).

 

 

 

 

 

 

Таблица 7.Разработочная таблица для исследования влияния трудовых ресурсов на динамику розничного товарооборота фирменной сети «Оршанский мясоконсервный комбинат»

 

№ п/п

Показатель

                                            Расчет

     1-й

     2-й

     3-й

     4-й

     5-й

1

Фактическая среднесписочная численность торговых работников, чел.

Прошлый год   

320

Отчетный год

 

340

Отчетный год

 

340

Отчетный год

 

340

Отчетный год

340

2

Фактическое среднее число дней,отработанных одним работником за год, дней

Прошлый год

240

Прошлый год

 

240

Отчетный год

 

236

Отчетный год

 

236

Отчетный год

236

3

Средняя продолжительность рабочего дня, ч

Прошлый год

8,2

Прошлый год

 

8,2

Прошлый год

 

8,2

Отчетный год

 

8,3

Отчетный год

8,3

4

Фактическая среднечасовая выработка  на одного работника, млн.руб.

Прошлый год

0,026

Прошлый год

 

0,026

Прошлый год

 

0,026

Прошлый год

 

0,026

Отчетный год

0,045

5

Розничный товарооборот в сопоставимых ценах за год(стр.1*стр.2*стр3*стр.4)/100, млн.руб.

Прошлый год

16373

Пересчитанный год

 

17397,12

Пересчитанный год

 

17107,17

Пересчитанный год

 

17315,79

Отчетный год

29970


 

На динамику развития розничного товарооборота  рассматриваемой фирменной торговой сети оказали влияние следующие факторы: увеличение численности торговых работников — на +1024,12млн.руб(17397,12-16373); уменьшение количества дней, отработанных одним торговым работником за год — на -289,95млн.руб. (17107,17-17397,12); увеличение средней продолжительности рабочего дня — на +208,62млн.руб. (17315,79-17107,17); повышение среднечасовой выработки на одного торгового работника — на 12654,21 (29970-17315,79). Общее влияние составило 13597млн.руб, оно равно отклонению фактического товарооборота от товарооборота предшествующего периода.

Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования  товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:

                                    Зн + П = Р + В + Зк

Где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода;

П – поступление товаров;

Р – розничный товарооборот;

В – прочее выбытие товаров;

Зк − запасы товаров на конец  отчетного периода.

 

Обратимся к таблице 8:

Таблица 8. Расчет влияния факторов, связанных с товарным обеспечением, на розничный товарооборот, млн.руб.

Показатель

               Период

Изменение, +,-

Влияние на розничный товарооборот

       2010

       2011

Запасы  на начало года

1186,0

3120,4

+1934,4

+1934,4

Розничный товарооборот

16304,9

29887,9

+13583,0

       —

Прочее  выбытие

11,0

18,5

+7,5

-7,5

Поступление

18250,3

30000,0

+11749,7

+11749,7

Запасы  на конец года

3120,4

3214,0

+93,6

-93,6


 

Исходя из данных таблицы, можно  сказать о достаточной обеспеченности сети фирменных магазинов ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»  товарными ресурсами и их увеличении за 2010-2011гг.: если в начале 2010г.  запасов хватало на 23,7 дня , то в начале 2011г. уже на 33 дня, что положительно отразилось на изменении товарооборота, увеличив его на  1934,4 млн. руб. Рост прочего выбытия на 7,5 млн.руб. привел к соответствующему снижению товарооборота, а увеличение объёмов поступления способствовало росту товарооборота на 11749,7млн.руб.Увеличение товарных запасов на конец года снизило возможности роста объёма товарооборота на 93,6млн.руб. Общее влияние всех элементов товарного баланса составило +13583,0 млн. руб.

Вернёмся  к таблице 3. Проанализируем такой  показатель, как валовой доход, который является основным источником прибыли от реализации. Валовой доход равен сумме торговых надбавок. Валовой доход состоит из суммы денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку.

       К важнейшим факторам, формирующим  объем и уровень валового дохода, относятся :

-    объем, состав и ассортиментная структура товарооборота;

-    условия поставки товаров;

-    экономическая обоснованность торговой надбавки;

-    количество и качество дополнительных услуг.

        Увеличение объема товарооборота  означает рост массы валового  дохода: чем больше продано товаров, тем больше совокупная масса средств, полученных от торговой надбавки.

        Рыночная модель экономики позволяет  торговым предприятиям самостоятельно устанавливать надбавки по большинству товарных групп. Важно только найти определенную грань, чтобы, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой – сохранить конкурентоспособные цены. Торговая надбавка является источником получения прибыли, покрытием издержек предприятия и базой для уплаты налогов. По ряду социально значимых товаров государство регулирует размеры этих надбавок (хлеб, хлебобулочные изделия, молочные продукты, детские товары и др.).

       Из таблицы 8 видим, что за  счет  товарооборота сумма валового  дохода возросла на 2203 млн. руб.  В том числе за счет изменения  цен валовой доход вырос на 1989 млн. руб., за счет изменения  физического объема товарооборота – повысился на 591 млн. руб.

      Расходы на реализацию – это затраты по доведению товаров от производства до потребителей (покупателей), выраженные в денежной форме, они ещё называются издержками обращения. К ним относятся расходы на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно – управленческие расходы торговых предприятий. По нашей торговой сети мы видим увеличение расходов на 1996,4млн.руб, а уровень издержек обращения по соотношению к товарообороту сократился на 2,1%. Можно сделать вывод, что издержки увеличиваются медленнее, чем растёт товарооборот.

       Прибыль  относятся к важнейшим  показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Более чем какой-либо другой показатель прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости, штрафы, неустойки и другие факторы. Прибыль от реализации – разница между доходами от реализации (за вычетом отчислений, уплачиваемых в целевые фонды) и расходами по реализации товаров.

Информация о работе Организация фирменной торговли и пути её совершенствования