Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:11, курсовая работа
Цель курсовой работы - оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника») и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей дипломной работы требуется решить следующие задачи:
определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
рассчитать основные финансовые показатели и дать им оценку;
проанализировать основные средства предприятия;
провести анализ финансового состояния ОАО «Резинотехника»;
проанализировать результаты деятельности, в частности прибыль и рентабельность;
рассчитать комплексный показатель конкурентоспособности и дать его интерпретацию;
Введение 4
1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Факторы определяющие конкурентоспособность предприятия 9
1.3 Методические основы оценки конкурентоспособности предприятия 11
2 Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника»15
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ОАО «Резинотехника» 15
2.2. Анализ финансово-экономического состояния ОАО «Резинотехника» 16
2.3 Уровень конкурентоспособности предприятия ОАО «Резинотехника» 22
2.4 Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО «Резинотехника» 34
Заключение 36
Список использованных источников
Анализ макроокружения предприятия позволяет выявить критические факторы и установить угрозы и возможности. К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на предприятие, относятся экономические (факторы 1.1, 1.3, 1.4), политические (факторы 2.1, 2.3), технологические (факторы 4.1, 4.2) и международные (фактор 3.3). К угрозам следует отнести ожидание высоких темпов инфляции, снижение доходов потребителей, резкое подорожание импортного сырья и оборудования, появление новых технологий. К возможностям можно отнести курс государства на поддержку отечественного производителя, увеличение доходов от экспорта, снижение тарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки, а также расширение межгосударственного сотрудничества внутри СНГ.
Определим две стратегические цели антикризисного управления предприятием:
1. повышение прибыли,
2. усиление конкурентной позиции.
Для поиска путей достижения этих целей необходимо провести более подробный анализ позиций предприятия на рынке РТИ.
ОАО «Саранский завод «Резинотехника» неуклонно улучшает свою позицию на рынке РТИ России
Предприятие увеличило свою долю рынка РТИ с 7,1% в 2010 году до 9,6% в 2011 году. На основе вышеуказанной информации, используя матрицу бостонской консультативной группы, произведем оценку позиции предприятия на рынке РТИ .
Таблица 2.7 - Динамика общего объема товарной продукции и ее основных видов по отрасли
№ |
2010 |
2011 |
Измене ние (+,-) |
2012 |
Измене ние (+,-) |
Измене ние за три года (+,-) | |
1. |
Объем товарной продукции (тыс. руб.) |
3772368 |
4422446 |
+650128 |
4237223 |
-185223 |
+464855 |
2. |
Ремни приводные (тыс. шт.) |
1 1033 |
10364 |
-669 |
10361 |
-3 |
-672 |
3. |
Ремни вентиляторные (тыс. шт.) |
13217 |
10062 |
-3155 |
9295 |
-767 |
-3922 |
4, |
Рукава(тыс. м.) |
41399 |
45231 |
+3832 |
46091 |
+860 |
+4692 |
5. |
Формовые РТИ (тн.) |
25143 |
24707 |
-436 |
19556 |
-5151 |
-5581 |
6. |
Неформовые РТИ (тн.) |
13668 |
15556 |
+1888 |
13896 |
-1660 |
+228 |
Несмотря на то, что предприятие занимает 2 и 3 места по отрасли в производстве формовых РТИ, ремней приводных и вентиляторных, темпы роста рынка этих изделий имеют отрицательное значение и поэтому непривлекательны для инвестиций.
На основе анализа матрицы БКГ (рис. 2.1) можно сделать вывод, что наиболее предпочтительное направление развития предприятия — рукавное производство.
Поэтому стратегия, направленная на развитие рукавного производства является наиболее перспективной.
Необходимо до минимума свести отгрузку готовой продукции по взаимозачету и бартеру, что позволит увеличить поступления денег на расчетный счет, а это, в свою очередь, будет способствовать повышению платежеспособности предприятия и улучшению его финансового положения в целом.
Рис. 2.1 - Матрица БКГ
Благополучие и успех предприятия зависят от конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции, которое обеспечивается внедрением новых прогрессивных технологий, сырья и материалов.
В условиях жесткой конкуренции можно выжить, только выпуская необходимую, качественную, недорогую продукцию. Выпуск бракованной продукции ведет к потери рынков сбыта, потребитель уходит к более надежному партнеру.
Качество резинотехнических изделий зависит от качества резиновых смесей,
которое в свою очередь зависит от качества каучуков, ингредиентов входящих в ее состав. Сложно и не всегда возможно иметь постоянных добросовестных поставщиков при огромнейшем ассортименте, поскольку лихорадит всю промышленность России. Наличие годного сырья в необходимых количествах является одним из решений проблем ОАО "Резинотехника".
В связи с необходимостью расширения ассортимента выпускаемой продукции, учитывая желание потребителя по производству РТИ со специальными, специфическими характеристиками, технологическим подразделением ЦЗЛ совместно с технологами подготовительного и конфекционных цехов, кураторов КТО за период 2011 - 2012 гг. отработано около 30 шифров резиновых смесей.
С целью улучшения качества выпускаемой продукции, усовершенствования
технологических процессов в конфекционных цехах проводилась работа по совершенствованию существующей рецептуры.
Исследованы, изучены 45 новых видов сырья и материалов. В результате чего внедрены в производство смола "Пиропласт-2", смола ФТО, перодакс 14/40, вулканокс GRPD, модификаторы РУ-НП, РУ-Д, РУ-К, полиамидный наполнитель и др. Внедрение каучука СКЭПТ-ЭНЬ (Э-2) позволило заменить дефицитные импортные каучуки дутрал СО 054,554 в резиновых смесях 2655, 7018, 1524, а каучуков "Нитроэласт" - расширить сырьевую базу бутадиен-нитрильных каучуков.
Основной составляющей конкурентоспособности продукции является ее качество. На заводе ОАО «Резинотехника» применяют систему показателей, характеризующих качество выпускаемой на предприятии продукции, которая включает две группы: единичные показатели и обобщающие показатели.
Номенклатура единичных показателей довольно разнообразна и все они различны в зависимости от вида выпускаемой продукции. На заводе ОАО «Резинотехника» используются следующие единичные показатели: назначения, экономичного использования, надежности, эстетические, технологичности, стандартизации и унификации, экологические, безопасности.
Рассмотрим эти показатели более подробно. Так, показатели назначения характеризуют свойства продукции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. Например, на заводе выпускаются резиновые смеси маслобензиностойкие и азоностойкие.
Для экономичного использования сырья, материалов, топлива и энергии существуют нормы расходов. Эти нормы делятся на индивидуальные (на каждую отдельную деталь) и среднегрупповые. При сокращении потерь (межоперационных, на усадку, на анализ, на шприцивание, на колондрование, при разогреве и др.) получается более экономичное использование сырья, материалов, топлива и энергии.
Надежность резинотехнических изделий характеризуется: стойкостью к
воздействию азона, жиров, масел; к воздействию температуры; прочностными характеристиками; остаточной деформацией.
Эстетические показатели применительно к продукции завода - это фактура и цвет прорезиненной ткани.
К показателям технологичности относятся показатели трудоемкости и материалоемкости. Снижение трудоемкости на заводе осуществляется за счет перспективных способов обработки деталей и механизации технологических процессов. Материалоемкость РТИ снизить без ущерба для качества, выпускаемой продукции невозможно, так как определенная деталь имеет заданный вес и норму расхода сырья и материалов на нее, при сокращении которых изделие будет получаться деформированным, бракованным.
Для того чтобы изделия, выпускаемые заводом, были безопасны в применении, вся продукция так или иначе связанная с жизнь и здоровьем человека, например, рукава, ремни вентиляторные и приводные, клеенка медицинская, лодки, шланги гнутые радиаторные, формовые РТИ, лицевая часть шлем-маски и некоторые другие изделия сертифицируются.
При всем многообразии используемых на заводе единичных показателей, на ОАО «Резинотехника» используются и обобщающие показатели, которые позволяют оценить уровень качества продукции независимо от ее вида и назначения, а также эти показатели позволяют сравнить деятельность различных предприятий в области качества. Эти показатели являются более эффективными для оценки качества выпускаемой продукции, чем единичные.
Обобщающие показатели могут рассчитываться как в целом по заводу, так и по отдельным структурным подразделениям. К обобщающим показателям относятся: обновление продукции в процентах к общему объему выпуска продукции; удельный вес продукции, отправленной на экспорт в объеме товарной продукции; процент сдачи продукции ОТК с первого предъявления; количество принятых рекламаций; оличество актов о браке; удельный вес потерь от брака в себестоимости товарной продукции.
Динамика данных показателей качества продукции за 2010 - 2012 гг. приведена в табл. 2.8.
Таблица 2.8 - Уровень качества продукции, выпускаемой в ОАО "Резинотехника"
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
1. Обновление продукции в процентах к общему объему выпуска продукции, % |
0,50 |
0,60 |
2. Удельный вес продукции, отправленной на экспорт в объеме товарной продукции, % |
8,40 |
5,80 |
3. Процент сдачи продукции ОТК с первого предъявления, % |
98,54 |
99,49 |
4. Количество принятых рекламаций, шт. |
10 |
14 |
5. Количество актов о браке, шт. |
1786 |
1950 |
6. Удельный вес потерь
от брака в себестоимости |
0,15 |
0,17 |
Как показывают данные табл. 2.8. уровень обновления продукции увеличился всего на 0,1 %. Но даже это указывает на тенденцию увеличения доли новой продукции в общем объеме выпуска продукции, а средний процент обновления продукции в общем объеме выпуска продукции за рассматриваемый период составил 0,46 %. '
Удельный вес экспортной продукции в общем объеме товарной продукции небольшой - в 2012 году он составил всего 5,8 %, что на 2,6 % меньше предыдущего периода. Следует отметить, что объем продукции выпускаемой на эскорт не уменьшился, а остался таким же. Уменьшилось только процентное соотношение продукции отправленной на экспорт в объеме товарной продукции, в связи с увеличением объема выпуска последней. Показатель удельного веса экспортной продукции в общем объеме товарной продукции играет ведущую роль при оценке не только качества продукции, но и ее конкурентоспособности. Основными странами-экспортерами продукции ОАО "Резинотехника" являются государства СНГ (в основном Белоруссия) и Монголия.
За последнее время ухудшилось качество продукции, выпускаемой заводом,
увеличились претензии письменного и устного характера. Так, в 2012 году количество принятых рекламаций составило 14 штук. Причем, претензии предъявляются потребителями как в Саранске, так и за его пределами. Таким образом, завод приобретает имидж бракодела. Выпуск бракованных РТИ продолжается, что приводит к потере рынков сбыта.
Количество актов о браке в 2012 году увеличилось на 164 и составило 1950 штук. Удельный вес потерь от брака возрос на 0,02 % по сравнению с 2011 годом. Возникновение брака связано с низким качеством поступающего сырья, материалов, комплектующих изделий, с устаревшим оборудованием, а также с заменой необходимых по технологии материалов, сырья, комплектующих изделий на аналоги более низкого качества из-за финансовых трудностей и трудностей в материально-техническом снабжении.
Потребитель продукции, находящийся в тех же жестких экономических условиях, приобретая продукцию завода, должен быть уверен в ее качестве, и поэтому требует сертификаты: соответствия, гигиенические или заключения. Работниками Испытательного Центра совместно с представителем Центра Стандартизации и Метрологии РМ проведено свыше 2000 испытаний, выдан 191 протокол для получения сертификата соответствия на более чем 30 наименований основной резинотехнической продукции.
Гигиенические заключения получены на пробку резиновую для укупоривания лекарственных препаратов по ГОСТ 38006108-95, на полотно тканевое антистатическое по ТУ 38-106556-91, на камеры манжеты пневматические по ТУ 25-2012072-89, шланги поливные, сливные и комплектующие стиральных машин ТУ 2500-376-00152106-94. С Центром Госсанэпидемнадзора РМ согласовано 14 рецептов резиновых смесей для изделий соцкультбыта.
Таблица 2.9 - Уровень цен предприятий-конкурентов на 2012 год, руб.
Номенклатура |
ОАО "Резинотехника" |
АО "Балаковорезинотехика" |
АО "Узэмик", .Уфа |
ЗАО "Курскрезинотехника" |
АО "Кварт", г. Казань |
АОЗТ "Волжскрезинотехника" |
Ремни приводные клиновые |
16,05 |
21,13 |
15,89 |
28,80 |
30,05 |
29,30 |
Ремни вентиляторные |
7,00 |
7,41 |
6,86 |
13,80 |
16,18 |
14,15 |
Рукава |
19,00 |
25,05 |
26,40 |
24,50 |
21,60 |
20,78 |
Формовые РТИ |
24,7 |
22,08 |
27,23 |
26,18 |
23,95 |
25,13 |
Неформовые РТИ |
12,00 |
10,30 |
16,93 |
14,19 |
11,87 |
12,25 |
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника»