Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника») и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей дипломной работы требуется решить следующие задачи:
определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
рассчитать основные финансовые показатели и дать им оценку;
проанализировать основные средства предприятия;
провести анализ финансового состояния ОАО «Резинотехника»;
проанализировать результаты деятельности, в частности прибыль и рентабельность;
рассчитать комплексный показатель конкурентоспособности и дать его интерпретацию;

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Факторы определяющие конкурентоспособность предприятия 9
1.3 Методические основы оценки конкурентоспособности предприятия 11
2 Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника»15
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ОАО «Резинотехника» 15
2.2. Анализ финансово-экономического состояния ОАО «Резинотехника» 16
2.3 Уровень конкурентоспособности предприятия ОАО «Резинотехника» 22
2.4 Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО «Резинотехника» 34
Заключение 36
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Оценка конкурентоспособности.docx

— 106.85 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение                                                                                                                              4

1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия                     6

1.1 Экономическая сущность конкуренции  и конкурентоспособности предприятия 6

1.2 Факторы определяющие конкурентоспособность предприятия                              9

1.3 Методические основы оценки конкурентоспособности предприятия                   11

2 Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника»15

2.1 Краткая характеристика деятельности  предприятия ОАО «Резинотехника»       15

2.2.    Анализ финансово-экономического  состояния ОАО «Резинотехника»            16

2.3 Уровень конкурентоспособности предприятия ОАО «Резинотехника»                22

2.4 Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО         «Резинотехника»                                                                                                                34

Заключение                                                                                                                         36

Список использованных источников                                                                               38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления.

Конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий деятельности предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм.

Цель курсовой работы - оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника») и предложить пути ее повышения.

Исходя из целей дипломной работы требуется решить следующие задачи:

  • определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
  • изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
  • провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
  • рассчитать основные финансовые показатели и дать им оценку;
  • проанализировать основные средства предприятия;
  • провести анализ финансового состояния ОАО «Резинотехника»;
  • проанализировать результаты деятельности, в частности прибыль и рентабельность;
  • рассчитать комплексный показатель конкурентоспособности и дать его интерпретацию;
  • вывести и экономически обосновать рекомендации по повышению конкурентоспособности ОАО «Резинотехника».

Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия и выпускаемая продукция.

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Резинотехника».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия

1.1 Экономическая сущность  конкуренции и конкурентоспособности  предприятия

Конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает товар производителя, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

Итак, приведем ряд определений конкурентоспособности предприятия, встречающихся в экономической литературе:

1.Способность предприятия  выпускать конкурентоспособную  продукцию, а также конкурентоустойчивость  предприятия и возможность его  адаптации к изменяющимся условиям  конкуренции;

2.Способность предприятия  приносить прибыль на вложенный  капитал в краткосрочном периоде  не ниже заданной прибыльности;

3.Способность предприятия  производить пользующуюся спросом  продукцию при эффективном использовании  производственного, кадрового и  финансового потенциалов;

4.Способность фирмы выпускать  конкурентоспособную продукцию, преимущество  фирмы по отношению к другим  фирмам данной отрасли внутри  страны и за ее пределами;

5.Реальная и потенциальная  способность предприятия, а также  имеющихся у него для этого  возможностей проектировать, изготовлять  и сбывать товары, которые по  своим ценовым и неценовым  характеристикам в комплексе  более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов;

6.Свойство субъекта рыночных  отношений выступать на рынке  наравне с присутствующими там  конкурирующими субъектами рыночных  отношений;

7.Обобщающая характеристика  деятельности предприятия, отражающая  уровень эффективности использования  экономических ресурсов относительно  эффективности использования экономических  ресурсов.

Конкурентоспособность предприятия - это реальная и потенциальная способность предприятия с учетом имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и реализовывать в конкретных условиях товары, которые по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия, как и всякого предприятия – производителя, характеризует возможности и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.

Цели предприятия, как правило, имеют временную привязку, поэтому можно сказать, что конкурентоспособность предприятия определяется его способностью вести успешную (в отношении достижения поставленных целей) деятельность в условиях конкуренции в течение определенного времени.

Степень эффективности использования экономических ресурсов предприятием определяется относительно достигнутого общественным производством уровня развития производительных сил и, разумеется, производственных и прочих отношений, относительно эффективности использования ресурсов конкурентами. Все дело в том, что конкурентоспособность предприятия не определяется каким-либо одним параметром, а представляет собой результат взаимодействия множества факторов, уникальных в каждой конкретной ситуации. В ряде случаев тот или иной фактор может иметь решающее значение, однако это не должно являться основанием для возведения его в ранг общезначимых, поскольку указанное решающее значение зачастую может быть достигнуто только при данном сочетании всех прочих факторов и параметров.

Можно выделить три основных подхода к определению сущности конкурентоспособности предприятия:

  1. Конкурентоспособность предприятия есть конкурентоспособность его продукции.
  2. Конкурентоспособность предприятия есть способность конкурировать
  3. Конкурентоспособность предприятия есть мера эффективности его деятельности

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность предприятия конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.

Таким образом, рассмотрев понятие о конкурентоспособности предприятия, можно сделать следующие выводы:

1.Под конкурентоспособностью  понимают: свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке; способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке; характеристику, которая выражает отличия развития данного предприятия от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.

2.К коммерческим условиям  конкурентоспособности относят: ценовые показатели; показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары; показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы; показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

3. К организационным условиям  относят: обеспечение максимально  возможного приближения продавцов  товара к показателям, влияющим  на снижение издержек обращения; доставка товара до места потребления  не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через  складские предприятия; грамотное  пользование транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными  тарифами и другими основополагающими  документами в этой области; расширение  послепродажного сервиса, оказываемого  потребителям с гарантийным и  послегарантийным обслуживанием.

4.Стандарты играют большую  роль в определении конкурентоспособности: соответствие стандартам - это регламентируемый  потребительский параметр, нарушение  которого сводит конкурентоспособность  товара к нулю; основные требования  потребителей к техническим показателям  находят отражение в национальном  и международном стандартах.

1.2 Факторы определяющие  конкурентоспособность предприятия

Для предприятия конкурентоспособность означает возможность конкурировать на рынке. Успех предприятия в состязании с конкурентами прежде всего зависит от положения дел в стране, т. е. от конкурентной среды.

Конкурентная среда – это рынок, на котором независимые продавцы свободно соперничают за право продать свой товар свободному покупателю.

К основным факторам конкурентной среды, определяющим конкурентоспособность предприятия, относятся:

  • людские ресурсы (количество, квалификация, стоимость рабочей силы, этика);
  • физические ресурсы (количество, качество, доступность земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов и др.)
  • ресурс знаний и информации;
  • денежные ресурсы;
  • инфраструктура страны и региона;
  • политические факторы;
  • экономические факторы;
  • демографические и культурные факторы;
  • микросреда фирмы.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника»