Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:11, курсовая работа
Цель курсовой работы - оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника») и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей дипломной работы требуется решить следующие задачи:
определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
рассчитать основные финансовые показатели и дать им оценку;
проанализировать основные средства предприятия;
провести анализ финансового состояния ОАО «Резинотехника»;
проанализировать результаты деятельности, в частности прибыль и рентабельность;
рассчитать комплексный показатель конкурентоспособности и дать его интерпретацию;
Введение 4
1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Факторы определяющие конкурентоспособность предприятия 9
1.3 Методические основы оценки конкурентоспособности предприятия 11
2 Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника»15
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ОАО «Резинотехника» 15
2.2. Анализ финансово-экономического состояния ОАО «Резинотехника» 16
2.3 Уровень конкурентоспособности предприятия ОАО «Резинотехника» 22
2.4 Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО «Резинотехника» 34
Заключение 36
Список использованных источников
Майкл Портер выделяет 5 наиболее типичных новаций, дающих конкурентное преимущество: новые технологии, новые или изменившиеся запросы покупателей, появление нового сегмента рынка, изменение стоимости или наличия компонентов производства и изменение правительственного регулирования.
Второй фактор удерживаемости конкурентного преимущества — количество имеющихся у предприятий явных источников преимущества. Если предприятие опирается только на какое-либо одно преимущество (например, менее дорогую конструкцию или доступ к более дешевому сырью), конкуренты постараются лишить его этого преимущества или найти способ обойти его, выгадав на чем-нибудь другом. Фирмы и предприятия, долгие годы удерживающие лидерство, стремятся обеспечить себе как можно больше преимуществ во всех звеньях цепочки ценности.
Третья и самая важная причина сохранения конкурентного преимущества — постоянная модернизация производства и других видов деятельности.
Конкурентоспособность на микроуровне предприятия складывается из 3 основных факторов:
В некоторых исследованиях проблему конкурентоспособности пытаются свести к проблеме эффективности, но из предложенной схемы факторов, определяющих конкурентоспособность, ясно, что это логическая и сущностная (онтологическая) ошибка, ибо целое нельзя свести к ее части.
Потенциальная конкурентоспособность может рассчитываться на основе ресурсных показателей, однако фактическая конкурентоспособность выявится только на рынке после процесса производства (с учетом ценового фактора и фактора «среды»). Воздействие этих факторов особенно заметно при активном участии страны в мировых хозяйственных связях.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что в наибольшей степени возможно повысить конкурентоспособность предприятия при наличии у него развитых и специализированных факторов. От наличия и качества их зависит уровень конкурентного преимущества и возможности его усиления.
1.3 Методические основы
оценки конкурентоспособности
2. Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника»
Сегодня ОАО «Резинотехника» является одним из ведущих предприятий отрасли. Здесь производятся практически все виды продукции, изготавливаемые в промышленности резинотехнических изделий. Освоен и продолжает расширяться выпуск более 15 тысяч наименований продукции, свыше 80 видов товаров народного потребления. Это – формовые и неформовые РТИ, ремни клиновые приводные, вентиляторные, вариаторные, рукава, ткани прорезиненные технические, резиновые клеи, изделия для медицины и медицинской промышленности, для МПС, сырые товарные резины, надувные плавсредства и т.д.
Завод комплектует такие автогиганты как «ГАЗ», «УАЗ», «КамАЗ», «ЗИЛ», «УралАЗ», «ПАЗ», «Волжские моторы» и другие.
Высокий уровень профессионализма кадров, надежность и качество продукции обеспечивают «Резинотехнике» лидирующие позиции среди конкурентоспособных предприятий отрасли. По объему выпускаемой продукции по итогам 2000 года ОАО «Резинотехника» уверенно занимает четвертое место среди 56 предприятий резинотехнических изделий и резинотехнической обуви, и его доля в общем объеме выпускаемой продукции составляет более 10%.
Центральная заводская лаборатория, аккредитованная Госстандартом на проведение сертификационных испытаний, имеет новейшее импортное оборудование, позволяющее проводить все типы испытаний и анализов. Три подготовительных цех обеспечивают приготовление резиновых смесей как общего, так и специального назначения и по наличию имеющегося оборудования способны перерабатывать резины на основе всех типов каучуков, в том числе силиконовых и фтористых. Но наряду с новейшим оборудованием импортного производства на предприятии имеется и оборудование выпуска 60-х годов. В связи с этим существует потребность в реконструкции ряда производств.
На заводе работают 800 опытных инженерно-технических работников, в том числе 5 кандидатов технических и экономических наук. Создана система постоянного повышения квалификации кадров. Внедряется система качества ИСО 9000. Твердо и целенаправленно совершенствуются все звенья управления на основе идеологии маркетинга. Исходя из требований работы в условиях рыночной экономики, проводятся изменения в структуре управления и в системе оплаты труда.
За большой вклад в расширение экономических связей Российской Федерации, развитие отечественного экспортного производства и экспорта ОАО «Резинотехника» награждено Почетным дипломом лучшего российского экспорта.
Мощности завода в 2001 году: товарная продукция – 1 млрд. руб.; численность – 4660 чел.; реализация – 1 млрд. руб. Рост объемов в сопоставимых ценах 1-го полугодия 1996 г.: к 1-му полугодию 2001 г. – в 2,5 раза, ежегодно 10-15%, 2001/2000 г. – 14,3%.
Таким образом, мы видим, что предприятие имеет достаточно большую историю своего развития, пройдя путь от небольшого комбината до одного из крупнейших резинотехнических предприятий России. В период перехода к рынку ОАО «Резинотехника», как, впрочем, и большинство предприятий нашей страны, испытывало большие трудности, но на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что предприятие достаточно прочно встало на экономические рельсы хозяйствования.
ОАО «Саранский завод «Резинотехника» считается одним из наиболее конкурентоспособных предприятий в своей отрасли по Российской Федерации (среди 26 крупнейших производителей аналогичной продукции). Ему удается сохранять свои старые хозяйственные связи как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами. Несмотря на резкое сокращение государственной поддержки, предприятие имеет положительное сальдо доходов и расходов.
Выпуск товарной продукции и услуг за 2012 г. составил 63727 тыс.руб. По сравнению с 2011 г. объём производства в сопоставимых ценах увеличился на 10%. За 2012 г. увеличился выпуск ремней приводных клиновых, ремней вентиляторных, рукавов, формовых и неформовых РТИ. В тоже время, сократился на 6,4 % выпуск резины товарной, ковров автомобильных на 14,7% и клея на 17,4% .
По итогам работы общества в 2012 г. по объёмным показателям среди родственных предприятий Российской Федерации общество вышло на 4 место, в т.ч.:
- по рукавам - 1-е место;
- по ремням и неформовым РТИ - 2-е место;
- формовые РТИ - 3-е место.
Таблица 2.1 - Показатели производства основных видов продукции ОАО «Резинотехника»
Вид продукции |
Ед. измерения |
Произведено |
Темпы роста, % | |
2011г. |
2012г. | |||
Ремни приводные клиновые |
тыс. шт |
2580,2 |
2994,6 |
116,1 |
Ремни вентиляторные |
тыс. шт. |
1447,9 |
1692,5 |
116,9 |
Рукава-всего |
тыс. п.м. |
11728,4 |
12330,4 |
105,1 |
Формовые РТИ |
Т |
2008.1 |
2137,4 |
106,4 |
Неформовые РТИ |
Т |
1502,5 |
1528 |
101.7 |
Резина товарная |
Т |
1172,7 |
1098 |
93,6 |
Техпластины |
Т |
2654,3 |
2837,9 |
106,9 |
Ковры автомобильные |
Т |
1099,1 |
937,5 |
85,3 |
Ковры диэлектрические |
Т |
238,7 |
249,1 |
104,4 |
Трубка резиновая |
Т |
229.1 |
251,5 |
109,8 |
Клей резиновый |
Т |
670,4 |
554.6 |
82,7 |
Изолента |
тыс.бухг |
671,0 |
801,4 |
119,4 |
Шланги гнутые |
тыс. шт |
1178,1 |
1833,9 |
103,1 |
Прочая продукция |
- |
- |
174,2 |
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника»