Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника») и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей дипломной работы требуется решить следующие задачи:
определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
рассчитать основные финансовые показатели и дать им оценку;
проанализировать основные средства предприятия;
провести анализ финансового состояния ОАО «Резинотехника»;
проанализировать результаты деятельности, в частности прибыль и рентабельность;
рассчитать комплексный показатель конкурентоспособности и дать его интерпретацию;

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Факторы определяющие конкурентоспособность предприятия 9
1.3 Методические основы оценки конкурентоспособности предприятия 11
2 Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника»15
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ОАО «Резинотехника» 15
2.2. Анализ финансово-экономического состояния ОАО «Резинотехника» 16
2.3 Уровень конкурентоспособности предприятия ОАО «Резинотехника» 22
2.4 Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ОАО «Резинотехника» 34
Заключение 36
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Оценка конкурентоспособности.docx

— 106.85 Кб (Скачать)

Майкл Портер выделяет 5 наиболее типичных новаций, дающих конкурентное преимущество: новые технологии, новые или изменившиеся запросы покупателей, появление нового сегмента рынка, изменение стоимости или наличия компонентов производства и изменение правительственного регулирования.

Второй фактор удерживаемости конкурентного преимущества — количество имеющихся у предприятий явных источников преимущества. Если предприятие опирается только на какое-либо одно преимущество (например, менее дорогую конструкцию или доступ к более дешевому сырью), конкуренты постараются лишить его этого преимущества или найти способ обойти его, выгадав на чем-нибудь другом. Фирмы и предприятия, долгие годы удерживающие лидерство, стремятся обеспечить себе как можно больше преимуществ во всех звеньях цепочки ценности.

Третья и самая важная причина сохранения конкурентного преимущества — постоянная модернизация производства и других видов деятельности.

Конкурентоспособность на микроуровне предприятия складывается из 3 основных факторов:

  • ресурсный (физические затраты ресурсов на единицу готовой продукции - обратная связь с частными и общим показателями эффективности);
  • ценовой (уровень и динамика цен на все используемые ресурсы производства и готовую продукцию);
  • «фактор среды» (экономическая политика государства и степень ее воздействия на рыночного контрагента).

В некоторых исследованиях проблему конкурентоспособности пытаются свести к проблеме эффективности, но из предложенной схемы факторов, определяющих конкурентоспособность, ясно, что это логическая и сущностная (онтологическая) ошибка, ибо целое нельзя свести к ее части.

Потенциальная конкурентоспособность может рассчитываться на основе ресурсных показателей, однако фактическая конкурентоспособность выявится только на рынке после процесса производства (с учетом ценового фактора и фактора «среды»). Воздействие этих факторов особенно заметно при активном участии страны в мировых хозяйственных связях.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что в наибольшей степени возможно повысить конкурентоспособность предприятия при наличии у него развитых и специализированных факторов. От наличия и качества их зависит уровень конкурентного преимущества и возможности его усиления.

1.3 Методические основы  оценки конкурентоспособности предприятия

В качестве оцениваемых направлений деятельности предприятия и основных конкурентов может быть выбрано определенное четко ограниченное число параметров. Перечень используемых параметров и степень их конкретизации определялись следующими методическими предпосылками.

Группировка параметров опирается на анализ широкого комплекса проблем технического, экономического и социального характера, в результате чего выявляются переменные, обеспечивающие конкурентоспособность. Исходной точкой такого анализа является определение перечня технических и экономических факторов конкурентоспособности, которые трактуются как совокупность критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия.

Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. При этом могут использоваться дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки.

Дифференциальный метод основан на использовании и сопоставлении единичных параметров качества анализируемой продукции и базы сравнения путем построения для каждого из них соответствующего параметрического индекса (IGi):

(1)

где i = l,....n;

Gi – значение i-го потребительского параметра оцениваемого товара;

Giэ – значение i-го потребительского параметра оцениваемого товара-образца.

Комплексный (маркетинговый) метод применяется в случае, если для характеристики качества товара используется совокупность параметров, описывающих какое-либо свойство. Тогда параметрический индекс (Ii) рассчитывается с учетом удельного веса отдельных составляющих:

(2)

При этом, где j = l,... m – характеристики i-го показателя качества;

qij, qijэ – значение j-ой характеристики i-го показателя качества соответственно оцениваемого товара и товара-образца;

aij – весовой коэффициент j-ой характеристики в i-м показателе качества.

При смешанном методе оценки конкурентоспособности товара используется часть параметров, рассчитанных дифференциальным методом, и часть параметров, рассчитанных комплексным методом.

Особо следует отметить оценку «жестких» показателей качества, относящихся к группе регламентированных оценочных параметров. Как указывалось выше, несоответствие характеристик товара значениям, которые предписаны стандартами, нормами, правилами и прочими нормативно-техническими документами, имеющими юридическую силу, свидетельствует о невозможности использования товара, то есть о его абсолютной неконкурентоспособности. Поэтому для оценки этих параметров следует использовать отдельный комплексный показатель (IGст), который рассчитывается следующим образом:

(3)

где i = l,....n – число регламентированных показателей качества;

qiст – значение i-го регламентированного показателя качества.

В целом, общий показатель качества изделия может быть определен с помощью сводного параметрического индекса (IG), который рассчитывается по формуле:

(4)

где Аi – весовой коэффициент

i-го показателя качества;

JGi – параметрический индекс

i-ro показателя качества.

Определение весовых коэффициентов как отдельных характеристик в составе комплексных показателей, так и для единичных показателей качества целесообразно осуществлять на основе экспертных оценок, которые уточняются в процессе мониторинга покупательского поведения.

Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все большее и большее распространение в России получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения. Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Госкомстата затратной с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение - это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер. Также существуют и аналитические методы статистики определения конкурентоспособности продукции, основанные на методе сравнения. Именно они и составляют методологический фундамент конкурентоспособности товара. Ее обобщенный алгоритм предполагает выполнение следующих процедур: эксперты определяют уровень ценовых и потребительских характеристик тестируемого продукта и соотносят их с одноименными составляющими заранее определенного товара-конкурента. Его узкий на наш взгляд подход, который применим преимущественно для узкоспециализированных товаров, функционирующих в рыночной нише.

Таким образом можно сделать вывод, что быстрые изменения внешней среды отечественных предприятий стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению конкурентоспособностью. Исследование конкурентов должно быть направлено на те же сферы, которые были предметом анализа потенциала собственного предприятия. Это может обеспечить сравнимость результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка конкурентоспособности  предприятия на примере ОАО «Резинотехника»

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ОАО «Резинотехника»

Сегодня ОАО «Резинотехника» является одним из ведущих предприятий отрасли. Здесь производятся практически все виды продукции, изготавливаемые в промышленности резинотехнических изделий. Освоен и продолжает расширяться выпуск более 15 тысяч наименований продукции, свыше 80 видов товаров народного потребления. Это – формовые и неформовые РТИ, ремни клиновые приводные, вентиляторные, вариаторные, рукава, ткани прорезиненные технические, резиновые клеи, изделия для медицины и медицинской промышленности, для МПС, сырые товарные резины, надувные плавсредства и т.д.

Завод комплектует такие автогиганты как «ГАЗ», «УАЗ», «КамАЗ», «ЗИЛ», «УралАЗ», «ПАЗ», «Волжские моторы» и другие.

Высокий уровень профессионализма кадров, надежность и качество продукции обеспечивают «Резинотехнике» лидирующие позиции среди конкурентоспособных предприятий отрасли. По объему выпускаемой продукции по итогам 2000 года ОАО «Резинотехника» уверенно занимает четвертое место среди 56 предприятий резинотехнических изделий и резинотехнической обуви, и его доля в общем объеме выпускаемой продукции составляет более 10%.

Центральная заводская лаборатория, аккредитованная Госстандартом на проведение сертификационных испытаний, имеет новейшее импортное оборудование, позволяющее проводить все типы испытаний и анализов. Три подготовительных цех обеспечивают приготовление резиновых смесей как общего, так и специального назначения и по наличию имеющегося оборудования способны перерабатывать резины на основе всех типов каучуков, в том числе силиконовых и фтористых. Но наряду с новейшим оборудованием импортного производства на предприятии имеется и оборудование выпуска 60-х годов. В связи с этим существует потребность в реконструкции ряда производств.

На заводе работают 800 опытных инженерно-технических работников, в том числе 5 кандидатов технических и экономических наук. Создана система постоянного повышения квалификации кадров. Внедряется система качества ИСО 9000. Твердо и целенаправленно совершенствуются все звенья управления на основе идеологии маркетинга. Исходя из требований работы в условиях рыночной экономики, проводятся изменения в структуре управления и в системе оплаты труда.

За большой вклад в расширение экономических связей Российской Федерации, развитие отечественного экспортного производства и экспорта ОАО «Резинотехника» награждено Почетным дипломом лучшего российского экспорта.

Мощности завода в 2001 году: товарная продукция – 1 млрд. руб.; численность – 4660 чел.; реализация – 1 млрд. руб. Рост объемов в сопоставимых ценах 1-го полугодия 1996 г.: к 1-му полугодию 2001 г. – в 2,5 раза, ежегодно 10-15%, 2001/2000 г. – 14,3%.

Таким образом, мы видим, что предприятие имеет достаточно большую историю своего развития, пройдя путь от небольшого комбината до одного из крупнейших резинотехнических предприятий России. В период перехода к рынку ОАО «Резинотехника», как, впрочем, и большинство предприятий нашей страны, испытывало большие трудности, но на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что предприятие достаточно прочно встало на экономические рельсы хозяйствования.

2.2.    Анализ финансово-экономического состояния ОАО «Саранский завод «Резинотехника»

ОАО «Саранский завод «Резинотехника» считается одним из наиболее конкурентоспособных предприятий в своей отрасли по Российской Федерации (среди 26 крупнейших производителей аналогичной продукции). Ему удается сохранять свои старые хозяйственные связи как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами. Несмотря на резкое сокращение государственной поддержки, предприятие имеет положительное сальдо доходов и расходов.

Выпуск товарной продукции и услуг за 2012 г. составил 63727 тыс.руб. По сравнению с 2011 г. объём производства в сопоставимых ценах увеличился на 10%. За 2012 г. увеличился выпуск ремней приводных клиновых, ремней вентиляторных, рукавов, формовых и неформовых РТИ. В тоже время, сократился на 6,4 % выпуск резины товарной, ковров автомобильных на 14,7% и клея на 17,4% .

По итогам работы общества в 2012 г. по объёмным показателям среди родственных предприятий Российской Федерации общество вышло на 4 место, в т.ч.:

- по рукавам - 1-е место;

- по ремням и неформовым  РТИ - 2-е место;

- формовые РТИ - 3-е место.    

Таблица 2.1 - Показатели производства основных видов продукции ОАО «Резинотехника»

    

Вид продукции

Ед. измерения

Произведено

Темпы роста, %

2011г.

2012г.

Ремни приводные клиновые

тыс. шт

2580,2

2994,6

116,1

Ремни вентиляторные

тыс. шт.

1447,9

1692,5

116,9

Рукава-всего

тыс. п.м.

11728,4

12330,4

105,1

Формовые РТИ

Т

2008.1

2137,4

106,4

Неформовые РТИ

Т

1502,5

1528

101.7

Резина товарная

Т

1172,7

1098

93,6

Техпластины

Т

2654,3

2837,9

106,9

Ковры автомобильные

Т

1099,1

937,5

85,3

Ковры диэлектрические

Т

238,7

249,1

104,4

Трубка резиновая

Т

229.1

251,5

109,8

Клей резиновый

Т

670,4

554.6

82,7

Изолента

тыс.бухг

671,0

801,4

119,4

Шланги гнутые

тыс. шт

1178,1

1833,9

103,1

Прочая продукция

 

-

-

174,2

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Резинотехника»