Курс декций по экономике огранизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:34, курс лекций

Краткое описание

Собраны лекции по предмету "Экономика организации"

Файлы: 17 файлов

Тема 12.doc

— 97.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16.doc

— 98.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 1.doc

— 327.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 2.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3.doc

— 52.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 4.doc

— 46.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5.doc

— 486.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11.doc

— 209.00 Кб (Скачать)
  • физиологические показатели определяют уровень соответствия конструкции изделия силовым и скоростным возможностям человека, зрительным возможностям (по размеру, форме, яркости, контрасту), слуховым и осязательным возможностям;
  • психологические показатели предназначены для выявления соответствия изделия возможностям восприятия и переработки информации, а также навыкам человека. Например, можно оснастить пульт управления большим количеством приборов, фиксирующих изменение всех требуемых параметров, но человек не в состоянии будет перерабатывать эту информацию, и принимать необходимые ре-

 

 

 

 

 


10

шения. Или. если он участвует в высокоскоростном процессе, не будет успевать вовремя осуществлять управленческое воздействие.

Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, стабильность сохранения товарного вида продукции.

Информационная  выразительность характеризует способность изделия отражать в форме сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы (например, соответствие моде одежды и обуви).

Рациональность  формы характеризует соответствие формы объективным условиям изготовления и эксплуатации изделия.

Целостность композиции определяется гармоничным единством  частей и целого, органической взаимосвязью элементов формы изделия и его согласованностью с ансамблем других изделий.

Стабильность  сохранения товарного вида продукции  характеризуется чистотой выполнения контуров, округлений, сочленений, тщательностью отделки и нанесения покрытий. Эстетические показатели выражаются в баллах на основании экспертных оценок.

Показатели  экономного использования ресурсов характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемых им ресурсов при эксплуатации.

Показатели  транспортабельности свидетельствуют о приспособленности продукции к перемещению в пространстве, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением.

Показатели  стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными (выпускаемыми в соответствии с государственными, отраслевыми и др. стандартами) и унифицированными частями в отношении к оригинальным (создаваемым только для одного изделия).

Суть стандартизации в соответствии с международным  определением ИСО/МЭК 2:2004 определяется как деятельность, направленная на упорядочение в определенной области  посредством установления положений  для всеобщего и многократного  использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Унификация - это  приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию (приведение различных видов продукции и средств ее производства к наименьшему числу типоразмеров, марок, свойств и т. п.).

Уровень качества, определяемый с помощью таких  показателей, повышается при максимальном использовании унифицированных, стандартизированных  деталей, минимальном количестве деталей оригинальной конструкции в связи с тем, что при этом обеспечиваются наибольшие удобства для потребителей, возможность приобретения запасных частей и узлов, удешевление изделия.

Конкретными показателями стандартизации и унификации являются:

- коэффициент применяемости, который определяется долей наименований стандартных и унифицированных составных частей или деталей во всем количестве наименований составных частей или деталей, 

 

  • коэффициент повторяемости - это отношение общего количества элементов (деталей) к общему количеству наименований элементов (деталей) изделия,
  • коэффициент унификации для группы изделий - количество деталей в данном изделии, однотипных деталям других изделии, группы, или удельный вес количества стандартных и унифицированных элементов изделия в общем количестве элементов изделия.

Патентно-правовые показатели - показатели, характеризующие патентную защиту и патентную чистоту продукции.

Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном объекте, то есть характеризует степень защиты объекта, принадлежащими отечественным ученым и организациям (предприятиям) авторскими свидетельствами России и зарубежными патентами на российские изобретения. Показатель рассчитывается на основе сопоставления суммы количества взвешенных по значимости составных частей изделия, защищенных авторскими свидетельствами, и общего количества составных частей изделия:

∑ ki*Ni

ПЗ = ----- (69)

N

где к, - коэффициент весомости i - ой составной части изделия, защищенной авторскими свидетельствами,

п - число составных частей изделия, защищенных авторскими свидетельствами.

Ni - количество i - х составных частей изделия,

N - общее количество составных частей изделия.

Показатель патентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации изделия на рынках сбыта:

N - ∑ ki*Ni

Пт = <=i  (70)

N'

где к, - коэффициент значимости i - х составных частей изделия,

п - число групп значимости,

Ni - количество i - х составных частей изделия, подпадающих под действие патентов в данной стране (по п - ой группе значимости) и незащищенных приобретением этих патентов.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на. окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции.

Учет экологических  показателей должен обеспечить:

 

11

 

  • ограничение поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимые концентрации;
  • сохранение и рациональное использование биологических ресурсов;
  • возможность воспроизводства диких животных и поддержание в благоприятном состоянии условий их обитания и др.

Показатели  безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке защиту человека от механических, электрических, тепловых воздействий, ядовитых и взрывчатых паров, акустических шумов, радиоактивных воздействий и т. п.

Показатели  социально-экономической эффективности использования продукции определяют целесообразность применения продукции нового качества. Эти показатели рассчитываются по формулам, аналогичным формулам определения экономического и социального эффекта и экономической и социальной эффективности применения продукции.

Показатели  качества могут носить абсолютный характер (экономический и социальный эффект, мощность и т.д.) и относительный характер (при определении показателей материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, экономической и социальной эффективности и пр.)у -п Шри исчислении указанных показателей применяются различные измерители:

  • натуральные (в физических единицах, в том числе калориях, ваттах, годах и т. д.) при расчете например показателей калорийности, мощности, срока службы и пр.;
  • стоимостные (руб.) при расчете например экономического эффекта, включенного в состав показателей социально-экономической эффективности использования продукции;
  • безразмерные (баллы), используемые в экспертных оценках таких показателей, к которым нельзя применить натуральные и стоимостные измерители, в том числе при определении уровня эстетических показателей.

Научная область, объединяющая методы количественной оценки качества продукции называется квалиметрией.

В основе квалиметрического измерения лежит сопоставление показателей качества данной продукции со значениями соответствующих базовых показателей. Таким образом, определение уровня качества продукции предполагает наличие базы сравнения, базового образца продукции.

Базовый образец - лучший из аналогов образец продукции, принимаемый для сопоставления при оценке качества, технического уровня продукции, эффективности новых НИОКРХ

/"Существует  две основные группы методов оценки качества:

- методы дифференциальной оценки, которые основаны на раздельном сопос 
тавлении отдельных показателей оцениваемого изделия с соответствующими ба 
зовыми показателями; 

- методы комплексной оценки - основаны на расчете обобщающих показате 
лей, позволяющих учитывать взаимосвязь различных свойств продукции.

В чиСло обобщающих показателей входят:

  • главные показатели, характеризующие основное назначение продукции (для двигателей - моторесурс, для станков - производительность и пр.);
  • интегральные показатели, которые применяются, когда известны суммарный полезный эффект от использования изделий и общие затраты на их содержание и эксплуатацию:

Кт=∑Эij (71)

где Э, - i - й вид эффекта от использования изделия,

3j - j - й вид затрат на содержание и эксплуатацию изделия;

- средневзвешенные показатели используются при невозможности использо 
вания интегральных и главных показателей. При этом применяются методы экс 
пертной оценки. Принцип расчета комплексных средневзвешенных показателей 
качества продукции (работ, услуг) заключается в следующем:

K„=∑mi *Pi (72)

где т, - коэффициент весомости i - го показателя.

Р, - оценочная величина   i - го показателя в баллах.

Сравнивая полученный средневзвешенный показатель качества изделия и обобщающий средневзвешенный показатель базового^ образца, получают оценочную величину уровня качества оцениваемого изделия.

["Качество  наряду с ценой, уровнем сервиса,  точностью сроков поставок продукции определяет конкурентоспособность товара на рынке.

Конкурентоспособность продукции - способность продукции удовлетворять спрос и приносить определенную нормативную прибыль. Конкурентоспособность продукции определяется полнотой удовлетворения совокупности требований к продукции потребителей и технико-экономических возможностей изготовителей 'В условиях развитого рынка покупатель не хочет рисковать. Его интересует не только качество данного продукта, находящегося в данный момент времени на рынке, но в более значительной степени покупателю важны гарантии стабильности заказанного им качества. Такие гарантии может дать система качества, действующая у поставщика. Это система сертификации. Она предназначена для подтверждения с помощью специальных испытаний соответствия изделий требованиям стандартов и возможности производителя стабильно обеспечивать заявленное им качество в реальных условиях своего производства.

Производитель должен доказать, что свойства выпускаемого товара не ухудшатся в течение срока действия сертификата (документа, удостоверяющего качество товара, выдаваемого компетентными органами на основе экспертизы товара).

 

 

 

13 

14

 

J Проверить стабильность качества изготовления можно несколькими способами:

  • с помощью испытаний (каждые 1-3 месяца) готовой продукции в независимой аккредитованной испытательной лаборатории:
  • проверкой и оценкой самого производства, его технического состояния и организации, наличия на предприятии условий и возможности обеспечивать в течение необходимого срока обещанное потребителям качество.

Процедура сертификации связана с использованием специальных  систем оценок качества, базирующихся на моделях, содержащихся в стандартах Международной организации по стандартизации (ИСО). Модели различаются степенью сложности. Наиболее простая модель используется в тех случаях, когда достаточно удостоверить надежность системы контроля и испытаний конечной продукции. Ьолее сложная модель применяется, если есть необходимость убедиться в надежности организации системы производства (включая контроль и испытания). Наиболее сложная модель применяется в том случае, когда потребитель хочет удостовериться, что надежна вся система качества предприятия - начиная от проектирования изделия и кончая монтажом и всеми процессами эксплуатации.]

(Современная отечественная  система обеспечения качества  продукции (работ, услуг) базируется  на ряде нормативно-правовых актов,  основными из которых являются: Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184 «О техническом регулировании», Закон Российской Федерации от 27.04.1993 г. № 4872-1 «Об обеспечении единства измерений».

Практика оценки соответствия продукции, работ, услуг положениям стандартов и техническим регламентам, в том числе практика сертификации регламентируется Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184 «О техническом регулировании», обеспечивающем гармонизацию российской системы управления качеством с международными системами)

Вопросы для  самопроверки по теме II:

  1. Какими параметрами оцениваются экономические результаты деятельности предприятия?
  2. Каково содержание понятий «продукция», «услуга», «работа»?
  3. В чем состоит экономическая сущность, назначение расчетов и отличительные характеристики показателей «валовая продукция предприятия», «валовой оборот предприятия», «валовой выпуск», «товарная продукция», «реализуемая продукция»?
  4. Воспользуйтесь данными, приведенными в таблице 38, и составьте сравнительную характеристику объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг предприятиями Уральского федерального округа.

Тема 9.doc

— 133.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7.doc

— 119.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8.doc

— 184.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14.doc

— 103.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15.doc

— 234.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13.doc

— 182.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 17.doc

— 42.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс декций по экономике огранизации