Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:34, курс лекций
Собраны лекции по предмету "Экономика организации"
К инфраструктуре предприятия
предъявляются следующие
- обеспечивать условия
выпуска конкурентоспособной
- осуществлять технико-
- носить профилактический
характер работ, выполняемых
- обеспечивать гибкость, преемственность и минимальную перестройку при переходе основного производства на выпуск новой продукции.
В связи с этим вспомогательные хозяйства, составляющие инфраструктуру предприятия, требуют высокой организации, адекватной уровню организации основного производства. В соответствии с этим требованием определяются следующие основные направления совершенствования организации вспомогательных хозяйств:
- централизация и концентрация однородных процессов обслуживания и их специализация, что создает условия для использования наиболее мощного прогрессивного оборудования, научных методов организации производства и труда, высокопроизводительной техники и технологии;
- механизация и автоматизация технологических процессов;
- рационализация управления;
- улучшение нормативной базы;
- обоснование планирования численности работников;
- разработка и внедрение
технически обоснованных норм
времени и мероприятий по
- использование стимулирующих
систем оплаты труда.
является важнейшим резервом стабилизации основного производства, увеличения объемов выпуска продукции, повышения уровня производительности труда и эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
В организационной структуре предприятия кроме производственной структуры выделяется также организационная структура управления
Организационная структура управления' - эта состав, количественное соотношение и взаимосвязи между подразделениями, выполняющими функции управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия и его подразделений.
В практике деятельности
предприятий сложились
Структуры, характеризуемые преобладанием жестких линий подчинения нижестоящих уровней управленческого аппарата вышестоящим, высокой степенью централизации принятия решений на верхнем уровне управления включают: линейный, линейно-штабной, функциональный, дивизиональный / типы оргструктуры управления.
Структуры, характеризуемые ограниченным использованием жестко регламентированных иерархических связей подчинения, большой степенью децентрализации функций управления и гибкости структуры власти, участием низших уровней структуры в управлении, задействованием преимущественно горизонтальных линий координации в процессе управления, включают проектный и матричный типы оргструктур управления.
Линейная оргструктура управления (рис. 6) характерна для небольших предприятии или отдельных подразделении предприятия. Управленческие функции сосредоточены у руководителя предприятия или подразделения.
В таких структурах существует строгая иерархическая подчиненность звеньев оргструктуры. Руководитель принимает решения по всему спектру вопросов самостоятельно и единолично и несет полную ответственность за деятельность подчиненной ему структуры.
Преимуществом такой структуры является простота и четкое распределение полномочий и обязанностей, что позволяет обеспечивать дисциплину и оперативность принятия управленческих решений. Однако при этом предъявляются очень высокие требования к квалификации и компетенции руководителей. При большом объеме информации это порождает трудности в управлении, делает его недостаточно гибким.
С увеличением объема работ, их усложнением при руководителе создаются штабы. Штабы состоят из специалистов, помогающих готовить управленческие решения руководителю. Штаб не наделяется функцией распорядительства. Специалисты, входящие в штаб, лишь готовят рекомендации и предложения линейным руководителям, которые принимают решения по всем стратегическим вопросам развития предприятия. Такая структура натыкается линейно-штабной (рис. 7).
Функциональная оргструктура управления к сноси основе имеет линейно-вертикальные святи подчинения и специализацию управленческого труда по функциональному признаку. Руководителю подчиняются его заместители-руководители специализированных управленческих подразделений (отдела маркетинга, финансового, планово-экономического отдела, бухгалтерии и т. д.). Функциональные органы управления позволяют получить эффект специализации, выражающийся в сокращении дублирования управленческих функций. повышении уровня компетентности управления, сокращении затрат на осуществление управленческих функций. Однако б таких структурах затрудняется координация управленческих воздействий функциональных подразделений на исполнителей (рис. 8).
Дивизиональная оргструктура управления (рис.9) характеризуется выделением в структуре предприятия самостоятельных объектов управления -отделений (дивизионов). Для таких структур характерно наличие:
а) общего для предприятия
руководства, осуществляющего
б) отделений, наделенных
оперативно-хозяйственной
Дивизиональная структура дает возможность более эффективно реагировать на изменения в конкурентной среде, однако приводит к увеличению затрат на управление за счет появления дублирования функций управления.
Оргструктуры управления,
характеризуемые умеренной
Процесс формирования организационной структуры управления предприятием в укрупненном виде представлен на рисунке 11.
В основу формирования организационной структуры предприятия, соответствующей современным экономическим условиям, должны быть положены принципы:
- эффективности,
- обоснованности,
- динамичности и гибкости, плановости и перспективности.
Принцип эффективности заключается и необходимости формирования структур, и максимальной степени способе шуюших повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Соблюдение принципа обоснованности предполагает обязательность применения научных методов и подходов, уч^та реальных условий, существующих на предприятии и его внешней среде, всестороннего анализа недостатков структуры и выявления причин их возникновения при построении оргструктуры.
Принцип динамичности и гибкости означает необходимость учета динамики изменения внешних и внутренних условий работы предприятия для придания структуре способности к своевременной перестройке и совершенствованию.
Принцип плановости и перспективности означает необходимость планирования изменений в структуре с целью поддержания важнейших пропорций в работе подразделений и оргструктуры предприятия в целом с учетом перспектив изменений в структуре и направлениях деятельности предприятия, технологии производства и других факторов, стимулирующих эти изменения.