Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:28, курсовая работа
Предмет исследования – деятельность предприятия ОАО «Молоко».
Задачи исследования:
рассмотреть экономическую сущность анализа хозяйственной деятельности предприятия;
дать характеристику показателям, характеризующим финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
выявить особенности комплексной оценки деятельности предприятия;
провести комплексную оценку показателей деятельности конкретного предприятия;
рассмотреть и разработать основные направления по улучшению деятельности исследуемого предприятия.
Введение……………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы комплексной оценки деятельности предприятия…………………………………………………………………………………....6
1.1 Экономическая сущность анализа хозяйственной деятельности
предприятия…………………………………………………………………...6
1.2 Показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия…………………………………………………………………...7
1.2.1 Оценка платежеспособности…………………………………………..7
1.2.2 Оценка кредитоспособности…………………………………………..9
1.2.3 Оценка финансовой устойчивости…………………………………...12
1.2.4 Анализ коэффициентов финансовых результатов…………………14
1.3 Особенности комплексной оценки деятельности предприятия (в сфере функционирования)………………………………………………………………...16
2. Комплексная оценка показателей деятельности предприятия на примере ОАО «Молоко»………………………………………………………………....19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…….19
2.2 Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса……………………22
2.3 Анализ наличия и эффективности использования трудовых ресурсов……………………………………………………………………………………25
2.4 Анализ состояния, движения и использования производственных фондов предприятия……………………………………………………………….29
2.5 Анализ натуральных и стоимостных показателей объема производства и реализации продукции предприятия……………………………………….30
2.6 Оценка финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия…………………………………………………………………….31
2.7 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия………….35
3. Основные направления улучшения деятельности предприятия…………………………………………………………………………………..37
3.1 Повышение качества продукции предприятия…………………….….37
3.2 Инвестиции в основные производственные фонды……………..…….38
3.3 Совершенствование системы реализации продукции………………...40
3.4 Совершенствование внешнеэкономической деятельности…………..42
Выводы и предложения……………………………………………………45
Список использованной литературы…………………
1.3 Особенности
комплексной оценки
(в сфере
переработки молсырья)
По мере того, как углубляется процесс развития рыночной экономики, деятельность предприятий и экономическая эффективность их производства все в большей степени зависят от взаимоотношений предприятий с потребителями, поставщиками и конкурентами. В решении задач по обеспечению продовольствием населения особая роль принадлежит пищевой и перерабатывающей промышленностям, представляющим собой совокупность отраслей промышленности, одной из которых является молочная.
Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой ее характеристику, полученную в результате комплексного исследования, т. е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все (или многие) аспекты хозяйственных процессов, и содержащую обобщающие выводы о результатах деятельности производственного объекта на основе выявления качественных и количественных отличий от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующих периодов, достижений на других аналогичных объектах, других возможных вариантов развития).
Для того чтобы комплексная оценка была действенным орудием хозяйственного управления, необходимо разрабатывать практические методы ее конструирования, которые можно было бы использовать в ежедневной работе экономистов-аналитиков.
Комплексная оценка служит инструментом учета, анализа и планирования; индикатором научно-технического состояния хозяйственного объекта в изучаемой совокупности; критерием сравнительного оценивания коммерческой деятельности предприятий и их подразделений; показателем эффективности принятых ранее управленческих решений и полноты их реализации; основой выбора возможных вариантов развития производства и показателей ожидаемых результатов в будущем: стимулятором производства.
В настоящее время, к сожалению, существуют препятствия как методологического) так и организационного характера тому, что бы комплексная оценка удовлетворяла этим требованиям. Поэтому нередко возникают ситуации, когда полученные тем или иным приемом обобщающие оценки производственно-хозяйственной деятельности не соответствуют экономической действительности или на практике не оправдывают усилий, затраченных на сбор и обработку данных.
При
малом числе оцениваемых
При увеличении количества объектов и особенно показателей критериев оценки решение задачи усложняется. Теоретически следует, что надо оценивать достижения предприятий или их подразделений по одному какому-либо показателю, синтезирующему все стороны деятельности этого объекта. Однако сложность производственно-хозяйственной деятельности не позволяет выделить из числа обобщающих результативных показателей какой-либо один в качестве основного.
Задача сводится к определению комплексной оценки хозяйственной деятельности на основе системы показателей с агрегированием различных приемов качественного и количественного анализа. При этом эффективность производственно-хозяйственной деятельности одного хозяйственного объекта может сравниваться с эффективностью деятельности других объектов. В данном случае принято говорить о превращении комплексной оценки в сравнительную комплексную оценку производственно-финансовой деятельности. Причем саму процедуру комплексной сравнительной опенки можно типизировать и расчленять на следующие относительно самостоятельные этапы:
Производство и переработка молока и молочной продукции традиционно является одной из наиболее значимых для народного хозяйства отраслей. Даже в условиях падения объемов производства молока и молочных продуктов часть произведенной продукции не доходит до потребителя. Одновременно с интенсификацией производства, снижением издержек и повышением качества производимой продукции необходимо прилагать дополнительные усилия для того, чтобы выпущенный товар отвечал потребностям рынка.
Осуществление
разных этапов построения комплексных
оценок связано со многими нерешенными
проблемами, например при выборе целей
оценки, определении системы оцениваемых
показателей и коэффициентов их сравнительной
значимости, а также с затруднениями при
разработке вычислительного алгоритма.
Становится ясно, что конкретные значения
обобщающих оценок определяются не только
трудовым вкладом коллективов исследуемых
хозяйственных объектов, но во многом
зависят от совершенства проведения отдельных
этапов построения комплексных оценок.
По этой причине их нахождение и использование
требуют пристального внимания и существенного
совершенствования.
2 Комплексная
оценка показателей деятельности предприятия
на примере ОАО «Молоко»
2.1 Организационно-экономическая
характеристика предприятия
Полное фирменное наименование предприятия «Открытое Акционерное Общество Молоко», сокращенное «ОАО «Молоко»». Общество создано в соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Функции учредителя Общества осуществляют: Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края. Дата государственной регистрации 1.06. 1993 года. Регистрация и постановка на налоговый учет осуществлена в Инспекции МНС России №2352.
Общество является
Целями создания Общества является выполнение работ, производство продукции, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребителей и получения прибыли.
Юридический адрес предприятия: Краснодарский край, город Темрюк, ул. Коллонтай № 1. Основной вид деятельности: переработка молока, выработка молочной продукции.
На сегодняшний день ассортимент выпускаемой продукции ОАО «Молоко» насчитывает более 100 наименований – молоко различной жирности, кисломолочные продукты, сметана, сливки, творог и творожные изделия, твердые и плавленые сыры, масло, сухое молоко и сыворотка и т. д. Продукция компании ОАО «Молоко» пользуется постоянно растущим спросом и заслуженным потребительским признанием не только Темрюкского района, но и за его пределами. Прием и покупка молока производится от агрофирм района, а также от сельхозпроизводителей края, отдаленность поставщиков молока приводит к увеличению закупочной стоимости сырья. Из- за недостаточности молока предприятие закупает молочные полуфабрикаты и готовую молочную продукцию. Реализация продукции осуществляется в Темрюкском районе, а также в городах Новороссийск, Анапа, Краснодар, Крымск. Гармонично сочетая в себе достижения современного менеджмента, перспективные технологии и изучение европейского опыта, компания ОАО «Молоко» добилась высоких результатов своей деятельности и по праву является лидером в своем регионе по изготовлению молочных продуктов.
В компании работает больше 100 человек. Анализ расчетов с персоналом по оплате труда показывает, что среднемесячный доход работников за год составил 12 000 рублей, что на 300 рублей выше, чем за соответствующий период прошлого года. Заработная плата выплачивалась своевременно, без задержек.
Широкий ассортимент, высокое качество продукции, и, безусловно, отменный вкус молочных продуктов от ОАО «Молоко» - залог стабильного спроса на продукцию, и слагаемые успеха для партнеров компании.
Структура управления в ОАО «Молоко» построена на принципе единоначалия. В организационной структуре предприятия управленческие решения передаются сверху вниз, а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, т.е. в структуре управления, каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Другими словами, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя.
Схему
организационной структуры
Рисунок
1 – Схема организационной структуры предприятия
Ежегодно в производство внедряется несколько
десятков видов новой продукции. Особое
внимание уделяется дизайну этикеток.
Ведь яркая, красивая упаковка – это прежде
всего, уважение к покупателю.
ОАО
«Молоко» - неизменный участник многих
краевых и отечественных выставок. Коллекция
наград ОАО «Молоко» уже очень внушительна.
Многие продукты не единожды отмечены
наградами различных конкурсов качества
и выставок. Специалисты высоко оценили
качество продукции, выпускаемой ОАО «Молоко»
заслуживающими не только «золота», но
и особого покупательского внимания.
2.2
Горизонтальный анализ
Бухгалтерский баланс служит индикатором для оценки финансового состояния предприятия. Итого баланса носит название валюты баланса и дает ориентировочную сумму средств, находящуюся в распоряжении предприятия.
Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополнятся относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения.
Горизонтальный анализ на основе финансовой отчетности целесообразно осуществлять на начальном этапе экономического анализа деятельности предприятия. Очень часто его можно рассматривать как вспомогательный этап, в ходе которого выявляются те аспекты, которые в дальнейшем потребуют углубленного и всестороннего анализа, он выявляет наиболее существенные изменения в структуре имущества и направлениях финансирования, имевших место в рассматриваемом периоде.
Иногда горизонтальный анализ целесообразнее проводить по модифицированной отчетности, т. е. некоторые статьи могут быть укрупнены. В тех случаях, когда важно определить значимость отдельных составных частей имущества предприятия, анализ следует осуществлять по полной схеме.
Для проведения горизонтального анализа построим таблицу 2.
Таблица 2 – Горизонтальный анализ баланса по ОАО «Молоко»
Показатели |
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение 2008/2007 | Отклонение 2009/2008 | |||||
Сумма, тыс. руб. | Удель-ный вес, % | Сумма, тыс. руб. | Удель-ный вес, % | Сумма, тыс. руб. | Удель-ный вес, % | Аб-ое, тыс. руб | Удел. веса, % | Аб-ое, тыс. руб | Удел. веса, % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
АКТИВ
I. Внеоборотные активы 1. Нематериальные активы 2. Основные средства |
- 14394 |
- 48,466 |
- 22007 |
- 43,006 |
- 22752 |
- 43,151 |
- 7613 |
- -5,46 |
- 745 |
- 0,145 |
3. Незавершенное
строительство
4. Долгосрочные финансовые вложения 5. Отложенные налоговые активы 6. Прочие внеоборотные активы Итого по разделу I |
34 - - - 14428 |
0,114 - - - 48,581 |
541 - 461 - 23009 |
1,057 - 0,901 - 44,964 |
1371 - 20 - 24143 |
2,601 - 0,038 - 45,789 |
507 - - - 8581 |
0,943 - -0,863 - -3,617 |
830 - -441 - 1134 |
1,544 - -0,863 - 0,825 |
II. Оборотные
активы
Запасы НДС по приобретенным ценностям Дебиторская задолженность Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства Прочие оборотные активы Итого по разделу II |
4616 - 9373 - 55 1227 15271 |
15,543 - 31,561 - 0,185 4,131 51,419 |
9988 - 17976 - 9 190 28163 |
19,519 - 35,129 - 0,018 0,371 55,036 |
11443 - 16998 - 1 143 28585 |
21,702 - 32,237 - 0,002 0,271 54,212 |
5372 - 8603 - -46 -1037 12892 |
3,976 - 3,568 - -0,167 -3,76 3,617 |
1455 - -978 - -8 -47 422 |
2,183 - -2,892 - -0,016 -0,1 -0,824 |
БАЛАНС (I+II) | 29699 | х | 51172 | х | 52728 | х | 21473 | х | 1556 | х |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
ПАССИВ
III. Капитал и резервы Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль Итого по разделу III IV. Долгосрочные обязательства Отложенные налоговые обязательства Прочие долгосрочные обязательства Итого по разделу IV |
2778 3532 - 6393 12703 - - - |
9,354 11,893 - 21,526 42,772 - - - |
2778 3532 - 9053 15363 - - - |
5,429 6,902 - 17,691 30,022 - - - |
2778 3532 - 10082 16392 - - - |
5,269 6,699 - 19,121 31,088 - - - |
- - - 2660 2660 - - - |
-3,925 -4,991 - -3,835 -12,7 - - - |
- - - 1029 1029 - - - |
-0,16 -0,203 - 1,43 1,066 - - - |
V. Краткосрочные
обязательства
Займы и кредиты Кредиторская задолженность Доходы будущих периодов Итого по разделу V |
9003 7993 - 16966 |
30,314 26,913 - 57,127 |
21870 13939 - 35809 |
42,738 27,241 - 69,978 |
26265 10071 - 36336 |
49,812 19,098 - 68,912 |
13867 5946 - 18843 |
12,424 0,328 - 12,851 |
4395 -3868 - 527 |
7,074 -8,143 - -1,066 |
БАЛАНС (III+IV+V) | 29699 | х | 51172 | х | 52728 | х | 21473 | х | 1556 | х |
Информация о работе Комплексная оценка эффективности деятельности предприятия