Комплексная оценка эффективности деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – деятельность предприятия ОАО «Молоко».
Задачи исследования:
рассмотреть экономическую сущность анализа хозяйственной деятельности предприятия;
дать характеристику показателям, характеризующим финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
выявить особенности комплексной оценки деятельности предприятия;
провести комплексную оценку показателей деятельности конкретного предприятия;
рассмотреть и разработать основные направления по улучшению деятельности исследуемого предприятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы комплексной оценки деятельности предприятия…………………………………………………………………………………....6
1.1 Экономическая сущность анализа хозяйственной деятельности
предприятия…………………………………………………………………...6
1.2 Показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия…………………………………………………………………...7
1.2.1 Оценка платежеспособности…………………………………………..7
1.2.2 Оценка кредитоспособности…………………………………………..9
1.2.3 Оценка финансовой устойчивости…………………………………...12
1.2.4 Анализ коэффициентов финансовых результатов…………………14
1.3 Особенности комплексной оценки деятельности предприятия (в сфере функционирования)………………………………………………………………...16
2. Комплексная оценка показателей деятельности предприятия на примере ОАО «Молоко»………………………………………………………………....19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…….19
2.2 Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса……………………22
2.3 Анализ наличия и эффективности использования трудовых ресурсов……………………………………………………………………………………25
2.4 Анализ состояния, движения и использования производственных фондов предприятия……………………………………………………………….29
2.5 Анализ натуральных и стоимостных показателей объема производства и реализации продукции предприятия……………………………………….30
2.6 Оценка финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия…………………………………………………………………….31
2.7 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия………….35
3. Основные направления улучшения деятельности предприятия…………………………………………………………………………………..37
3.1 Повышение качества продукции предприятия…………………….….37
3.2 Инвестиции в основные производственные фонды……………..…….38
3.3 Совершенствование системы реализации продукции………………...40
3.4 Совершенствование внешнеэкономической деятельности…………..42
Выводы и предложения……………………………………………………45
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

комплекс_копия.doc

— 352.50 Кб (Скачать)

 
 
 
 

1.3 Особенности  комплексной оценки деятельности  предприятия

(в сфере  переработки молсырья) 

     По  мере того, как углубляется процесс  развития рыночной экономики, деятельность предприятий и экономическая эффективность их производства все в большей степени зависят от взаимоотношений предприятий с потребителями, поставщиками и конкурентами. В решении задач по обеспечению продовольствием населения особая роль принадлежит пищевой и перерабатывающей промышленностям, представляющим собой совокупность отраслей промышленности, одной из которых является молочная.

     Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой ее характеристику, полученную в результате комплексного исследования, т. е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все (или многие) аспекты хозяйственных процессов, и содержащую обобщающие выводы о результатах деятельности производственного объекта на основе выявления качественных и количественных отличий от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующих периодов, достижений на других аналогичных объектах, других возможных вариантов развития).

      Для того чтобы комплексная оценка была действенным орудием хозяйственного управления, необходимо разрабатывать практические методы ее конструирования, которые можно было бы использовать в ежедневной работе экономистов-аналитиков.

      Комплексная оценка служит инструментом учета, анализа  и планирования; индикатором научно-технического состояния хозяйственного объекта в изучаемой совокупности; критерием сравнительного оценивания коммерческой деятельности предприятий и их подразделений; показателем эффективности принятых ранее управленческих решений и полноты их реализации; основой выбора возможных вариантов развития производства и показателей ожидаемых результатов в будущем: стимулятором производства.

      В настоящее время, к сожалению, существуют препятствия как методологического) так и организационного характера тому, что бы комплексная оценка удовлетворяла этим требованиям. Поэтому нередко возникают ситуации, когда полученные тем или иным приемом обобщающие оценки производственно-хозяйственной деятельности не соответствуют экономической действительности или на практике не оправдывают усилий, затраченных на сбор и обработку данных.

      При малом числе оцениваемых параметров и относительно небольшом количестве объектов балансовые комиссии как основные звенья на предприятиях, занимающиеся обобщением результатов работы, удачно справляются с поставленными перед ними задачами выявления комплексной оценки [7].

      При увеличении количества объектов и особенно показателей критериев оценки решение задачи усложняется. Теоретически следует, что надо оценивать достижения предприятий или их подразделений по одному какому-либо показателю, синтезирующему все стороны деятельности этого объекта. Однако сложность производственно-хозяйственной деятельности не позволяет выделить из числа обобщающих результативных показателей какой-либо один в качестве основного.

      Задача  сводится к определению комплексной оценки хозяйственной деятельности на основе системы показателей с агрегированием различных приемов качественного и количественного анализа. При этом эффективность производственно-хозяйственной деятельности одного хозяйственного объекта может сравниваться с эффективностью деятельности других объектов. В данном случае принято говорить о превращении комплексной оценки в сравнительную комплексную оценку производственно-финансовой деятельности. Причем саму процедуру комплексной сравнительной опенки можно типизировать и расчленять на следующие относительно самостоятельные этапы:

    • конкретизация целей и задач комплексной оценки;
    • выбор исходной системы показателей;
    • организация сбора исходной информации;
    • расчет и оценка значений частных показателей (мест, балльных оценок, коэффициентов по исходным показателям и т.д.);
    • обеспечение сравнимости оцениваемых показателей (определение коэффициентов сравнительной значимости);
    • выбор конкретной методики, т.е. разработка алгоритмов программ расчета комплексных сравнительных оценок;
    • расчет комплексных оценок;
    • экспериментальная проверка адекватности комплексных, обобщающих оценок реальной экономической действительности;
    • анализ и использование Комплексных сравнительных оценок.

     Производство и переработка молока и молочной продукции традиционно является одной из наиболее значимых для народного хозяйства отраслей. Даже в условиях падения объемов производства молока и молочных продуктов часть произведенной продукции не доходит до потребителя. Одновременно с интенсификацией производства, снижением издержек и повышением качества производимой продукции необходимо прилагать дополнительные усилия для того, чтобы выпущенный товар отвечал потребностям рынка.

     Осуществление разных этапов построения комплексных  оценок связано со многими нерешенными проблемами, например при выборе целей оценки, определении системы оцениваемых показателей и коэффициентов их сравнительной значимости, а также с затруднениями при разработке вычислительного алгоритма. Становится ясно, что конкретные значения обобщающих оценок определяются не только трудовым вкладом коллективов исследуемых хозяйственных объектов, но во многом зависят от совершенства проведения отдельных этапов построения комплексных оценок. По этой причине их нахождение и использование требуют пристального внимания и существенного совершенствования. 

2 Комплексная оценка показателей деятельности предприятия на примере ОАО «Молоко» 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия 

      Полное  фирменное наименование предприятия  «Открытое Акционерное Общество Молоко», сокращенное «ОАО «Молоко»». Общество создано в соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Функции учредителя Общества осуществляют: Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края. Дата государственной регистрации 1.06. 1993 года. Регистрация и постановка на налоговый учет осуществлена в Инспекции МНС России №2352.

        Общество является самостоятельным  хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, печать со своим наименованием. Общество действует на основании хозрасчета, отвечает за результат своей хозяйственной деятельности и выполнением обязательств перед поставщиками, потребителями, бюджетом, банком. Ежегодно предприятие заготавливает около 20 тыс. т молока, поставляемого более чем 35 сельхозпредприятиями района. Около 500 семей селян пополняют свои бюджеты, сдавая молоко самому крупному региональному переработчику.

      Целями  создания Общества является выполнение работ, производство продукции, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребителей и получения прибыли.

      Юридический адрес предприятия: Краснодарский  край, город Темрюк, ул. Коллонтай  № 1. Основной вид деятельности: переработка  молока, выработка молочной продукции.

      На  сегодняшний день ассортимент выпускаемой  продукции ОАО «Молоко» насчитывает более 100 наименований – молоко различной жирности, кисломолочные продукты, сметана, сливки, творог и творожные изделия, твердые и плавленые сыры, масло, сухое молоко и сыворотка и т. д. Продукция компании ОАО «Молоко» пользуется постоянно растущим спросом и заслуженным потребительским признанием не только Темрюкского района, но и за его пределами. Прием и покупка молока производится от агрофирм района, а также от сельхозпроизводителей края, отдаленность поставщиков молока приводит к увеличению закупочной стоимости сырья. Из- за недостаточности молока предприятие закупает молочные полуфабрикаты и готовую молочную продукцию. Реализация продукции осуществляется в Темрюкском районе, а также в городах Новороссийск, Анапа, Краснодар, Крымск.  Гармонично сочетая в себе достижения современного менеджмента, перспективные технологии и изучение европейского опыта, компания ОАО «Молоко» добилась высоких результатов своей деятельности и по праву является лидером в своем регионе по изготовлению молочных продуктов.

      В компании работает больше 100 человек. Анализ расчетов с персоналом по оплате труда показывает, что среднемесячный доход работников за год составил 12 000 рублей, что на 300 рублей выше, чем за соответствующий период прошлого года. Заработная плата выплачивалась своевременно, без задержек.

      Широкий ассортимент, высокое качество продукции, и, безусловно, отменный вкус молочных продуктов от ОАО «Молоко» - залог стабильного спроса на продукцию, и слагаемые успеха для партнеров компании.

     Структура управления в ОАО «Молоко» построена на принципе единоначалия. В организационной структуре предприятия управленческие решения передаются сверху вниз, а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, т.е. в структуре управления, каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Другими словами, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя.

      Схему организационной структуры управления представим на рис. 1 
 

        

Рисунок 1 – Схема организационной структуры предприятия 

         Ежегодно в производство внедряется несколько десятков видов новой продукции. Особое внимание уделяется дизайну этикеток. Ведь яркая, красивая упаковка – это прежде всего, уважение к покупателю.                                                Предприятие имеет разветвленную торговую сеть. Продукцию ОАО «Молоко» в Темрюкском районе и области предлагают около 1000 клиентов. Сервис и надежность в обслуживании – принцип работы предприятия.

      ОАО «Молоко» - неизменный участник многих краевых и отечественных выставок. Коллекция наград ОАО «Молоко» уже очень внушительна. Многие продукты не единожды отмечены наградами различных конкурсов качества и выставок. Специалисты высоко оценили качество продукции, выпускаемой ОАО «Молоко» заслуживающими не только «золота», но и особого покупательского внимания. 

      2.2 Горизонтальный анализ бухгалтерского  баланса 

     Бухгалтерский баланс служит индикатором для оценки финансового состояния предприятия. Итого баланса носит название валюты баланса и дает ориентировочную сумму средств, находящуюся в распоряжении предприятия.

      Горизонтальный  анализ баланса заключается в  построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополнятся относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения.

      Горизонтальный анализ на основе финансовой отчетности целесообразно осуществлять на начальном этапе экономического анализа деятельности предприятия. Очень часто его можно рассматривать как вспомогательный этап, в ходе которого выявляются те аспекты, которые в дальнейшем потребуют углубленного и всестороннего анализа, он выявляет наиболее существенные изменения в структуре имущества и направлениях финансирования, имевших место в рассматриваемом периоде.

      Иногда  горизонтальный анализ целесообразнее проводить по модифицированной отчетности, т. е. некоторые статьи могут быть укрупнены. В тех случаях, когда важно определить значимость отдельных составных частей имущества предприятия, анализ следует осуществлять по полной схеме.

      Для проведения горизонтального анализа построим таблицу 2.

 

Таблица 2 – Горизонтальный анализ баланса по ОАО «Молоко»

 
Показатели
2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2008/2007 Отклонение 2009/2008
Сумма, тыс. руб. Удель-ный вес, % Сумма, тыс. руб. Удель-ный вес, % Сумма, тыс. руб. Удель-ный вес, % Аб-ое, тыс. руб Удел. веса, % Аб-ое, тыс. руб Удел. веса, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
АКТИВ

I. Внеоборотные активы

1. Нематериальные  активы

2. Основные  средства

 
 
-

14394

 
 
-

48,466

 
 
-

22007

 
 
-

43,006

 
 
-

22752

 
 
-

43,151

 
 
-

7613

 
 
-

-5,46

 
 
-

745

 
 
-

0,145

3. Незавершенное  строительство

4. Долгосрочные  финансовые вложения

5. Отложенные  налоговые активы

6. Прочие внеоборотные  активы

Итого по разделу I

34 

- 

- 

- 

14428

0,114 

- 

- 

- 

48,581

541 

- 

461 

- 

23009

1,057 

- 

0,901 

- 

44,964

1371 

- 

20 

- 

24143

2,601 

- 

0,038 

- 

45,789

507 

- 

- 

- 

8581

0,943 

- 

-0,863 

- 

-3,617

830 

- 

-441 

- 

1134

1,544 

- 

-0,863 

- 

0,825

II. Оборотные активы

Запасы

НДС по приобретенным  ценностям

Дебиторская задолженность

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные  активы

Итого по разделу  II

 
4616

- 

9373

- 

55

1227

15271

 
15,543

- 

31,561

- 

0,185

4,131

51,419

 
9988

- 

17976

- 

9

190

28163

 
19,519

- 

35,129

- 

0,018

0,371

55,036

 
11443

- 

16998

- 

1

143

28585

 
21,702

- 

32,237

- 

0,002

0,271

54,212

 
5372

- 

8603

- 

-46

-1037

12892

 
3,976

- 

3,568

- 

-0,167

-3,76

3,617

 
1455

- 

-978

- 

-8

-47

422

 
2,183

- 

-2,892

- 

-0,016

-0,1

-0,824

БАЛАНС (I+II) 29699 х 51172 х 52728 х 21473 х 1556 х
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
ПАССИВ

III.  Капитал и резервы

Уставный  капитал

Добавочный  капитал

Резервный капитал

Нераспределенная  прибыль 

Итого по разделу III

IV. Долгосрочные обязательства

Отложенные налоговые обязательства

Прочие долгосрочные обязательства

Итого по разделу  IV

 
 
2778

3532

-

6393

12703 
 

- 

- 

- 

 
 
9,354

11,893

-

21,526

42,772 
 

- 

- 

-

 
 
2778

3532

-

9053

15363 
 

- 

- 

- 

 
 
5,429

6,902

-

17,691

30,022 
 

- 

- 

-

 
 
2778

3532

-

10082

16392 
 

- 

- 

-

 
 
5,269

6,699

-

19,121

31,088 
 

- 

- 

-

 
 
-

-

-

2660

2660 
 

- 

- 

-

 
 
-3,925

-4,991

-

-3,835

-12,7 
 

- 

- 

-

 
 
-

-

-

1029

1029 
 

- 

- 

-

 
 
-0,16

-0,203

-

1,43

1,066 
 

- 

- 

-

V. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

Кредиторская  задолженность

Доходы  будущих периодов

Итого по разделу V

 
 
9003

7993

-

16966

 
 
30,314

26,913

-

57,127

 
 
21870

13939

-

35809

 
 
42,738

27,241

-

69,978

 
 
26265

10071

-

36336

 
 
49,812

19,098

-

68,912

 
 
13867

5946

-

18843

 
 
12,424

0,328

-

12,851

 
 
4395

-3868

-

527

 
 
7,074

-8,143

-

-1,066

БАЛАНС (III+IV+V) 29699 х 51172 х 52728 х 21473 х 1556 х

Информация о работе Комплексная оценка эффективности деятельности предприятия