Экономика и эффективность производства молока и пути её повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития рыночных отношений в АПК как никогда острой становится проблема продовольствия, определяющая возможности социально-экономической стабильности в стране и регионах. Причиной этого стал глубочайший кризис, охвативший все сферы жизнедеятельности и отрасли экономики. Негативные изменения произошли во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и молочном скотоводстве. В большинстве регионов данная отрасль находится в критическом состоянии, требующем принятия неотложных мер по оздоровлению и дальнейшему ее развитию.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические и методологические аспекты оценки эффективности
производства молока
Народно-хозяйственное значение производства молока…………………..6
Показатели оценки эффективности производства молока………………...10
Экономическая оценка деятельности ОНО ОПХ «Стрелецкое» ГНУВНИИЗБКРАСХН…………………………………………………………………….17
Оценка эффективности производства молока в ОНО ОПХ «Стрелецкое» ГНУВНИИЗБКРАСХН.
Объем производства и себестоимость молока………………………….…..37
Оценка эффективности производства молока на предприятии……...……41
Пути повышения эффективности производства молока.…………………....45
Выводы и предложения…………………………………………………………..57
Список литературы……………………………………………………………….60
Приложения.

Файлы: 1 файл

КР-экон.орг..doc

— 655.50 Кб (Скачать)

Увеличилось поголовье крупного рогатого скота и в фермерских хозяйствах (до 574 тыс.), однако этот рост не компенсировал его сокращения в крупных хозяйствах.

Основными производителями  молочной продукции по-прежнему являются сельхозпредприятия; в них находится 62,3 % общего поголовья крупного рогатого скота, в том числе 52,6 % коров, они производят 47,8 % всего молока в стране. В личных подсобных хозяйствах сосредоточено 35,9 % скота, в том числе 45,5 % коров; их доля в валовом производстве молока составляет 50,5 %. Роль фермерских хозяйств весьма незначительна (1,7 %), и на то есть объективные причины.

Молочное  скотоводство — сложная отрасль, отличающаяся высокой трудоемкостью и капиталоемкостью, предполагающая комплексную механизацию основных технологических процессов. Для успешного развития молочного скотоводства необходим также высокий уровень зоотехнической работы. Серьезные требования предъявляются к организации кормовой базы.

Продукция отрасли скоропортящаяся, поэтому несвоевременная реализация молока связана с большими потерями. И, вероятно, главная причина состоит в том, что производство молока нерентабельно.

 

 

1.2. Показатели оценки эффективности производства молока.

Экономическая эффективность производства молока характеризуется системой показателей, основными из которых являются:

  1. себестоимость производства 1 ц молока;
  2. средняя цена реализации 1 ц молока;
  3. прибыль от реализации 1 ц молока;
  4. уровень рентабельности производства (или окупаемость затрат выручкой);
  5. производительность труда;
  6. затраты труда на единицу продукции (трудоемкость);
  7. валовой сбор молока;
  8. надой молока на 1 корову;
  9. выход телят на 100 коров;
  10. прирост живой  массы на 1 корову;
  11. расход кормов на 1 ц молока.

Выше перечисленные  показатели можно разделить на общеэкономические и специфические показатели.

К общеэкономическим  показателям относят:

1. Себестоимость производства  единицы продукции (1 ц молока). Расчёт этого показателя осуществляется путём деления суммы производственных затрат на валовой сбор молока.

Себестоимость является основой для формирования уровня цен на продукцию, определения прибыли, рентабельности и исчисления налогов. Механизм ценообразования учитывает, что производитель и продавец товара должны не только возмещать издержки, но и получать определённую прибыль. Таким образом, чем выше себестоимость единицы продукции, тем выше должна быть цена реализации, чтобы возместить все издержки. С увеличением цены падает конкурентоспособность товара, а, следовательно, и прибыль от его реализации, что влечёт за собой снижение уровня рентабельности производства, поэтому необходимо находить способы снижения себестоимости продукции при условии сохранения или улучшения качества этой продукции.

2. Средняя цена реализации единицы продукции. Данный показатель равен частному от деления выручки от реализации продукции на количество проданной продукции.

3. Прибыль от реализации  единицы продукции рассчитывают  вычитанием из выручки от реализации (В) полной (коммерческой) себестоимости (ПС):

                                 П = В – ПС.                                       (1)

Другими словами, если доходы предприятия превышают его расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Получение прибыли – главная цель производителя продукции, и от её величины зависит возможность обеспечения финансовыми ресурсами потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

4. Уровень рентабельности  – это процентное отношение  полученной прибыли (П) к полной  себестоимости (ПС):

                                  

.                                  (2)

Этот показатель характеризует  величину прибыли, приходящуюся на каждую единицу потреблённых ресурсов.

Если производство продукции убыточно (нерентабельно), вместо уровня рентабельности может быть использован другой показатель – уровень окупаемости затрат (ОЗ), представляющий собой отношение денежной выручки (В) к коммерческой (полной) себестоимости (ПС), %:

                                    

.                                      (3)

5. Производительность  труда производящих сельскохозяйственных  рабочих – это объём валовой продукции в натуральном или денежном  выражении (ВП) в расчёте на единицу рабочего времени (Т):

                                  

.                                         (4)

Повысить эффективность  производства продукции можно путём  повышения эффективности использования применяемых для её производства ресурсов. Производительность труда характеризует эффективность использования трудовых ресурсов, т.е. чем выше производительность труда, тем эффективнее (рациональнее) используются трудовые ресурсы.[16, с.37]

6. Затраты труда на единицу продукции (трудоемкость) – это показатель, обратный производительности труда. Он показывает, сколько необходимо потратить времени, человеческого труда, на производство единицы продукции.

Рассмотрим  специфические показатели, характеризующие  экономическую эффективность производства молока.

  1. Валовой сбор молока – это общее количество, молока произведенного в хозяйстве за определенный период, показатель измеряется в центнерах.
  2. Надой молока на 1 корову (продуктивность животных) рассчитывается как отношение  валового сбора молока к общей численности коров. Данный показатель является важнейшим показателем эффективности отрасли, определяющим в значительной мере все остальные.
  3. Выход телят на 100 коров определяется как произведение частного от деления приплода телят на общую численность коров и 100.
  4. Прирост живой  массы на 1 корову. Данный показатель рассчитывается как отношение общего прироста живой массы коров на численность коров.
  5. Расход кормов на 1 ц молока. Расчёт этого показателя осуществляется путём деления суммы производственных затрат на корм животным на валовой сбор молока.

Постоянная конкуренция заставляет товаропроизводителя снижать издержки производства, улучшать качество продукции, обновлять её ассортимент. Поскольку для выигрыша в конкурентной борьбе необходимо иметь более низкие издержки производства и обращения на единицу продукции, товаропроизводитель старается увеличить производство и продажу товаров на рынке, используя достижения научно-технического прогресса. При этом конкурентоспособным является то предприятие, которое увеличивает массу прибыли при сохранении или даже снижении цен на товар. А прибыль является не только мотивацией к предпринимательской деятельности, но и её главным критерием.

Таким образом, важна  не субъективная цель производителя, а  объективные последствия его действий, которые в условиях конкуренции выражаются в приспособлении структуры производства к структуре потребления. Закономерно, что прибыль становится главным показателем при оценке хозяйственной деятельности предприятия и стимулом к повышению эффективности.

Итак, чтобы выдержать  конкуренцию, необходима правильная оценка экономической эффективности в рамках тех условий, в которых работает зерновое хозяйство: в основном с помощью рентабельности и нормы прибыли. Под последней понимают процентное отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных (Фо) и оборотных (Фоб) фондов:

                             .                                             (5)                      

За годы аграрной реформы эффективность производства молока на сельскохозяйственных предприятиях Российской Федерации снизилась (табл. 2).

Таблица 2 – Экономическая эффективность производства молока на сельскохозяйственных предприятиях РФ.

 

Показатели

1991 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Поголовье крупного рогатого скота, млн голов

47,2

18,0

16,5

15,8

В том числе коров

15,3

6,9

6,5

5.9

Производство  молока, млнт

38,3

15,8

15,7

15,9

Надой молока на 1 корову, кг

2569

2363

2553

2840

Выход телят  на 100 коров, голов

79

77

76

78

Расход кормов на 1 ц молока, ц корм. ед.

1,42

1,53

1,46

1,38

Затраты труда на 1 ц  молока, чел.-ч*

9,2

13,8

12,9

12,6

Себестоимость 1 ц молока, руб.

70

325

387

412

Цена реализации 1 ц молока, руб.

80

363,3

433

415

Прибыль (убыток) в расчете на 1 ц молока, руб.

10

38,3

46

3,0

Уровень рентабельности, %

17

11,8

12,0

1,0


* В сельскохозяйственных предприятиях Тамбовской области.

Важнейший показатель эффективности отрасли, определяющий в значительной мере все остальные, — продуктивность животных. В 2002 г. надой молока на 1 корову составил 2840 кг и по сравнению с 1991 г. возросла на 10,5 %. Потенциальная продуктивность имеющихся пород составляет 5000—8000 кг; в передовых хозяйствах получают от 1 коровы 4000—5000 кг молока в год при его жирности до 4 %.

Главная причина  низкой продуктивности животных —  недостаточное кормление и неэффективное использование кормов. В большинстве предприятий несбалансированность рационов приводит к перерасходу кормов на единицу продукции. В 2002 г. на 1 ц молока расходовалось 1,38 ц корм. ед. — на 2,8 % меньше, чем в 1991 г. Низок и выход приплода: на 100 коров получают в среднем 78 телят в год, что связано с недостаточным уровнем зоотехнической работы.

К сожалению, наблюдается снижение заинтересованности работников отрасли в результатах своего труда. Задолженность по зарплате нередко достигает 3—5 мес. Естественно, в этих условиях трудно говорить об эффективном использовании трудовых ресурсов.

Производительность  труда в молочном скотоводстве можно представить как отношение молочной продуктивности к затратам труда в расчете на 1 корову. Если рост этих затрат связан с улучшением содержания животных и ухода за ними, соблюдением оптимальных сроков их доения и кормления, он полностью перекрывается повышением продуктивности молочного стада. Нередко, однако, дополнительные затраты труда не приводят к росту продуктивности животных, и производительность труда снижается.

Иногда дополнительное привлечение работников объясняется просто низким уровнем механизации основных технологических процессов. В целом за 90-е гг. трудоемкость производства молока возросла в 1,5 раза.

Важнейшей задачей  молочного скотоводства является сокращение затрат труда и средств на производство единицы продукции. В настоящее время высокие затраты на производство молока не компенсируются выручкой от его продажи. Чем больше хозяйство производит молока, тем больше убыток. Разумеется, недостатки организационного порядка могут снизить эффективность молочного скотоводства, но не до такой степени, чтобы отрасль в целом была убыточной. Сложившийся уровень цен на молоко не может считаться приемлемым, а меры государственной поддержки практически не влияют на ситуацию в целом. Так, в 2002 г. уровень рентабельности молока с учетом дотаций и компенсаций затрат из бюджета составил всего 5 %.

Одной из наиболее важных причин снижения эффективности производства молока является неоправданно высокий рост цен на энергоносители и промышленную продукцию, используемую в сельском хозяйстве. Например, с 1991 по 2002 г. цены на электроэнергию повысились в 8,1 раза, на дизельное топливо — в 9,6, на комбикорма — в 3,1, тогда как цены реализации молока — в 4,8 раза.

В сложившихся  условиях государство обязано принимать  более активное участие в стабилизации экономики молочного скотоводства. Во-первых, необходимо увеличить размер дотаций на производство продукции животноводства. Во-вторых, следует защитить отечественного производителя с помощью таможенных тарифов на импортную продукцию. В-третьих, нужно наладить выпуск системы машин для кормопроизводства и механизации животноводческих помещений. В-четвертых, через государственную систему селекционно-племенных хозяйств должно быть организовано воспроизводство племенного молодняка.[8, с.402]

 

Информация о работе Экономика и эффективность производства молока и пути её повышения