Экономическая эффективность франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть предприятие, которое работает по франчайзинговой системе.
Задачи данной работы следующие:
– раскрыть понятие и сущность франчайзинга
– рассмотреть основные виды и формы франчайзинга;
– рассмотреть функционирование отдельного предприятия в системе франчайзинга;
– охарактеризовать эффективность деятельности предприятия на рынке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1. Подходы к пониманию сущности франчайзинга как экономической теории
1.2. Критерии определения экономической эффективности франчайзинга
1.3. Экономическая оценка или оценка эффективности
ГЛАВА 2. ФРАНЧАЙЗИНГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ
2.1. Система франчайзинга в гостиничном бизнесе……………………………
2.2.Критический анализ проблем, воздействующих на франчайзинговые гостиницы………………………………………………………………………….
2.3.Франчайзинг, как новая концепция развития сферы общественного питания……………………………………………………………………………
ГЛАВА 3. ФРАНЧАЙЗИНГ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ MCDONALDS
3.1. Стратегия бизнеса компании
3.2. Франшиза McDonalds
3.3. Финансовые показатели компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

 • Оказывать  поддержку образованию за счет  назначения специальных стипендий,  премий для преподавателей и  создания фонда бесплатных учебных  пособий.

 • Внедрять  программы по защите окружающей  среды.

 • Предоставлять  потребителям информацию о составе  продуктов McDonald's.

        3.2. Франшиза McDonalds.

        Франшиза McDonald's - шанс для инвесторов, которые желают начать бизнес  с поддержки франчайзера. Система McDonald's предоставляет поддержку в сфере управления бизнесом, обучения, рекламы, маркетинга, строительных работ и оборудования.

        Система франчайзинга McDonald's основана  на принципе, согласно которому  успех корпорации зависит от  успеха франчайзи. Именно поэтому McDonald's предоставляет франшизы только индивидуальным инвесторам, которых выбирает и обучает на строгой основе.

        Кроме стартовых затрат для  благоустройства помещения (400,000-800,000 USD) франчайзи должен оплатить  начальный налог в размере 45,000 USD, плюс ежегодный роялти в размере 4%. Контракт франчайзинга заключается на 20 лет, после чего франчайзи предоставляется возможность продлить его. Инвестор может занять денег в банке, но при этом он должен располагать минимальной суммой, которая составляет 25 % от общей инвестиции. 

 

        Права, предоставляемые франчайзингом

        Франшиза McDonald's обеспечивает франчайзи  право управлять бизнесом и  работой от имени престижной  компании (McDonald's). Франчайзи имеет  полный доступ к опыту и профессионализму франчайзера.

        Расположение предприятия

        Корпорация McDonald's, как франчайзер, занимается  покупкой и расположением предприятия.  Учитывая важность этого фактора  для успеха бизнеса, часто выбор  и приобретение участка под строительство здания, благоустройство интерьера осуществляются непосредственно франчайзером за счет франчайзи. Приобретение оборудования от поставщиков также осуществляется за счет франчайзи.

        Оборудование

        Обычно, ресторан McDonald's стоит от 450,000 до 750,000,USD. 40 % от общей стоимости составляют затраты на оборудование. Оно закупается, как правило, от поставщиков, рекомендуемых франчайзером.

        Персонал

        Корпорация McDonald's известна своим  многочисленным персоналом. В настоящее время больше 1,000,000 человек являются работниками этой компании. Один ресторан нанимает в среднем 50 работников. Это означает, что если темп роста составляет 2000 ресторанов в год, число новых рабочих мест составляет 100,000 единиц.

        Микс маркетинга

        Товары, продаваемые через сеть  ресторанов McDonald's, традиционны (жареная  картошка, гамбургеры, соки, мороженое  и т.д.). Преимущество этой сети  состоит в том, что каждый  франчайзи может придумывать  собственные блюда, но их реализация начнется только после одобрения франчайзера. 

        Цена продуктов устанавливается  в зависимости от конкуренции,  спроса, налоговой политики государства  и т.д. Поэтому цены на товары McDonald's варьируют от одной страны  к другой. 

        Реклама - другой важный вид услуги, оказываемой франчайзером франчайзи. Продвижение товаров McDonald's в Республике Молдова осуществляется только после консультации с партнерами из Румынии и с Отделом маркетинга корпорации McDonald's.

        Поддержка со стороны франчайзера

 • Консультации  относительно строительства, расположения, внутреннего и внешнего благоустройства  помещения

 • Рекомендации  относительно типа технического  оборудования

 • Льготные  цены на оборудование

 • Обучение  служащих

 • Телевизионная  и аудио-реклама, освещенные панно, плакаты

 • Помощь  при запуске деятельности и  поддержка в следующей фазе  развития.

        Следует отметить, что McDonald's не  оказывает франчайзи никакой  финансовой помощи.

        Обязательства франчайзи

 • Поддерживать  качество товаров и определенные  стандарты в деле обслуживания

 •         Меблировка помещения в соответствии  со стандартами корпорации McDonald's

 • Ежедневное  управление деятельностью ресторана

 • Оплата  первоначального франчайзингoго налога и ежемесячные отчисления McDonald’s Corp в размере 4% от суммы продаж.

        По истечении срока контракта  франчайзи может продлить контракт  или продать франшизу другому  заинтересованному инвестору.

 

         3.3. Финансовые показатели компании.

        Чистая прибыль сети ресторанов  быстрого питания McDonalds Corp. за 9 месяцев  2009г. выросла на 0,2% - до 3,334 млрд  долл. по сравнению с 3,328 млрд  долл., полученными за аналогичный  период годом ранее. Об этом  сообщается в опубликованном сегодня финансовом отчете компании. Выручка компании за 9 месяцев с.г. сократилась на 7% и составила 16,77 млрд долл. против 17,96 млрд долл. годом ранее. Операционная прибыль достигла 5,01 млрд долл., увеличившись на 1% по сравнению с прошлогодним показателем в размере 4,94 млрд долл. Чистая прибыль McDonalds в III квартале 2009 г. составила 1,26 млрд долл., что на 6% превышает показатель в 1,19 млрд долл., зафиксированный по итогам III квартала 2008 г. Выручка компании за минувший квартал 2009г. сократилась на 4% и составила 6,05 млрд долл., тогда как за аналогичный период годом ранее компания получила выручку в размере 6,27 млрд долл. Несмотря на это, руководство компании довольно, что в условиях экономического кризиса ее финансовые результаты остаются положительными. Операционная прибыль за отчетный квартал достигла 1,93 млрд долл., превысив на 6% прошлогодний показатель, зафиксированный на отметке в 1,82 млрд долл. Почему в период общемировой рецессии McDonalds остается одной из самых успешных компаний - интересуется The Wall Street Journal. Ответ прост: в условиях кризиса руководство McDonalds сделало ставку на удешевление продуктов и автоматизацию обслуживания. Однако, продажи продукции компании даже в стабильных регионах не являются устойчивыми. Высокий показатель продаж в Британии перекрывается низкими продажами в Германии. А низкие доходы McDonalds в Китае были компенсированы результатами в Австралии и Японии. Около 2/3 своей прибыли компания получила за счет продаж за пределами США. В соответствии с индексом Доу-Джонс для акций промышленных компаний, McDonalds стала одной из двух корпораций (наряду с Wal-Mart Stores Inc.), которые закончили 2008 г. с прибылью. В условиях ухудшения экономической ситуации во всем мире, руководство McDonalds разработало новую стратегию для компании, которая заключается в разработке бюджетных видов продукции и внедрении компьютеризированных систем в региональных представительствах McDonalds. В начале 2009 г. руководитель McDonalds Ральф Альварез дал рекомендации региональным руководителям компании усилить контроль расходов. Р. Альварез настаивае на введении особой ценовой политики в регионах, отражающей покупательную способность и спрос клиентов. Руководство компании считает, что расширение ассортимента недорогой продукции будет одним из главных приоритетов McDonalds в текущем году. McDonalds Corp. была основана в 1955 г. и первоначально управлялась братьями Диком и Маком Макдональдами. Рестораны быстрого питания компании находятся в более чем 100 странах. В настоящее время McDonalds является крупнейшей в мире сетью ресторанов быстрого питания. На данный момент 32 тыс. ресторанов компании McDonalds ежедневно обслуживают 58 млн посетителей, что на два млн больше, чем в прошлом 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение всего выше изложенного можно сказать, что решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

Первые публикации, посвященные  франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты  обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения.

Анализируя различные  формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение: Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

Во франчайзинговом  процессе принимают участие по меньшей  мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза). Первая сторона - франчайзер. Это крупная  фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один. Вторая сторона - франчайзи. Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе.

Франчайзинг, как и  любой вид предпринимательской  деятельности, связан с системой финансовых потоков. Основу этих потоков составляют:

1. Одноразовая оплата  франшизы (паушальный платеж), которая предоставляет право франчайзи: пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера; открыть собственное франчайзинговое предприятие; получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.

2. Роялти. Регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы.

3.  Отчисление в  централизованный рекламный фонд.

4. Дополнительные платежи,  направленные на покрытие стоимости  дополнительных услуг.

Выше уже говорилось о том, что франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения:

  1. Экономические проблемы.
  2. Социально-психологические проблемы.
  3. Организационно-правовые проблемы.

Подводя итог анализу  проблем франчайзинга, можно еще  раз высказать точку зрения, что  для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.

Нужна законодательная  инициатива по разработке закона о  франчайзинге и внесения соответствующих  изменений в связанные с ним  законы и нормативные акты.

Необходимо  включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.

Очень важно  создание системы налоговых льгот  для франчайзи, особенно на начальном  этапе развития франчайзинговой  системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.

Требуется создание сети учебно-консультационных центров  по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации ст. 54.
  2. Гражданский кодекс РФ ст.1027

Список использованной литературы:

  1. Артеменков, И. Стоит начать с франчайзинга // Экономика и жизнь. – 1996.
  2. Байрамов, Э.Э. Развитие системы франчайзинга в ресторанно-гостиничном комплексе : автореф. дис. канд. эконом. наук : 08.00.05 / Э.Э. Байрамов. – Москва, 2009. – 29с.
  3. Сирополис, Н.К. Управление малым бизнесом / Н.К. Сирополис. –  М.: Дело, - 1997. – С.140.
  4. Стэнворт, Дж. Франчайзинг в малом бизнесе / Дж. Стэнворт, Б. Смит. – М.: Юнити, 1996. – С. 18.
  5. Силинг, С.А. Введение во франчайзинг / С.А. Силинг. – Санкт-Петербург, 2004.
  6. Волков, А. С. Искусство финансирования бизнеса. Выбор оптимальных схем / А.С. Волков. – М.: Вершина, 2006. – 328 с.
  7. Земляков Д. Н., Макашев М. О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб. пособие для вузов / Д. Н. Земляков, М. О. Макашев, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 142 с.
  8. Аудиторские ведомости. – №3, 1998 г.
  9. Евдокимова, В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе РФ. - Хозяйство и право. 1997. – N 12. – С. 113-120. По оценке.
  10. Бонд, Р. «Руководство по франчайзингу» / Р. Бонд

 

   Список  используемых сайтов:

  1. http://www.malb.ru/franchayzing.html Преимущества и недостатки франчайзинга
  2. [http://www.in-brand.ru/kriterii_ehffektivnosti_f/] Критерии эффективности франчайзинга
  3. http://2b.finam.ru/library/materials00060/default.asp - Методики
  4. www.deloshop.ru (магазин франшиз и все о франчайзинге).

     17. www. buybrand.ru (покупка франчайзинга).

     18. www. mcdonalds.com (офф. Сайт компании McDonalds)

     19. www.subway.ru (рос. Сайт компании SubWay)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

        ТАБЛИЦА – Преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзи и франчайзоров.

Для франчайзоров

Для франчайзи

Преимущества

  1. Быстрое расширение бизнеса на новых рынках с  минимизацией собственных финансовых затрат и     трудовых ресурсов.                              
  1. Возможность начать собственное дело.                  
  1. Снижение риска, так как собственный капитал    участвует в расширении дела в минимальной        степени 
  1. Готовая "ниша". Франчайзи покупает готовый бизнес,     опробованный всесторонне франчайзором.                   
  1. Освобождение от необходимости оперативного   управления
  1. Торговая марка. Франчайзи покупает право относительно известной торговой маркой, фирменным или стилем.
  1. Получение дополнительных доходов за счет выплат франчайзи
  1. Реклама. Наличие товарного знака дает возможность  пользоваться всей мощью рекламы этого товарного знака
 
  1. Помощь. Франчайзор передает франчайзи технологию ведения
 
  1. Облегчение доступа к кредитным ресурсам, поскольку франчайзор может выступать гарантом по кредитам

Недостатки

  1. Необходимость кропотливой продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом.
  1. Меньше экономической свободы, ограничение инициативы.
  1. Невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы.
  1. Невозможность быстрого выхода из бизнеса, так как договор франчайза обычно заключается на относительно  большой срок
  1. Влияние плохо работающих франчайзинговых  предприятий.
  1. Установление необходимого сотрудничества среди всех  франчайзи системы
  1. Трудности сохранения конфиденциальности 
  2. коммерческой тайны
  1. Зависимость от финансовой стабильности франчайзора
  1. Выход из франчайзинговой системы успешно 
  2. работающих франчайзи
 

Обязанности

  1. Передача деловой и технической информации
  1. Регулярные выплаты взносов
  1. Разработка единой документации
  1. Следование производственным стандартам и программе франчайзора
  1. Контроль качества
 
  1. Обеспечение постоянной поддержки франчайзи
 
  1. Заключение и поддержка эксклюзивных договоров о                                               поставках
 
  1. Предоставление защищенной территории
 

Перспективные направления

  1. Предприятия питания                                                                                    
 
  1. Автотранспортные предприятия
 
  1. Услуги для дома
 
  1. Бытовое обслуживание
 
  1. Обслуживание бизнеса
 
  1. Развлечения, путешествия, спорт
 
  1. Охрана здоровья
 
  1. Строительные услуги
 
  1. Учебные центры
 
  1. Розничная торговля
 

Информация о работе Экономическая эффективность франчайзинга