Экономическая эффективность франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть предприятие, которое работает по франчайзинговой системе.
Задачи данной работы следующие:
– раскрыть понятие и сущность франчайзинга
– рассмотреть основные виды и формы франчайзинга;
– рассмотреть функционирование отдельного предприятия в системе франчайзинга;
– охарактеризовать эффективность деятельности предприятия на рынке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1. Подходы к пониманию сущности франчайзинга как экономической теории
1.2. Критерии определения экономической эффективности франчайзинга
1.3. Экономическая оценка или оценка эффективности
ГЛАВА 2. ФРАНЧАЙЗИНГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ
2.1. Система франчайзинга в гостиничном бизнесе……………………………
2.2.Критический анализ проблем, воздействующих на франчайзинговые гостиницы………………………………………………………………………….
2.3.Франчайзинг, как новая концепция развития сферы общественного питания……………………………………………………………………………
ГЛАВА 3. ФРАНЧАЙЗИНГ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ MCDONALDS
3.1. Стратегия бизнеса компании
3.2. Франшиза McDonalds
3.3. Финансовые показатели компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

На российском рынке общепита первой франшизу стала  продавать сеть "Русское бистро". В 1997 г. у нее появились последователи. Год спустя примеру "Русского бистро" последовал холдинг "Росинтер", который продает франшизу на рестораны быстрого питания "Ростик'c".

Пару лет  назад к франчайзинговым схемам обратились компании "Технология питания" (брэнд "Крошка-картошка") и "Теремок – Русские блины". Причем обе компании предлагают сейчас франшизу для двух форматов: стационарных и передвижных.

Франшиза известной  международной сети обычно выдается на ограниченный срок, чаще на пять лет, с условием, что в городе или районе не может появиться еще один франчайзи. Например, в Москве нельзя получить франшизу на KFC, Pizza Hut, Delifrance и "Ги-но-таки" - у них уже есть владельцы.

Но бывают исключения, например пиццерия Sbarro: владельцы российской сети поделили бизнес. Еще одну международную сеть, Subway, развивают сразу несколько компаний. Однако некоторые сети воздерживаются от развития франчайзинговых отношений в России.

Помимо правовых препон предприниматель, занимающийся франчайзингом, сталкивается и с "человеческим фактором". Беда российского франчайзинга в неграмотности многих чиновников.

Франчайзинг относится  к тем формам организации бизнеса, которые можно охарактеризовать как гибридные. Возникновение франчайзинговых отношений – закономерный результат эволюционного развития организаций, а также тех сегментов рынка, где сложились наиболее благоприятные условия для тех сфер предпринимательской деятельности, в которых франчайзинг явился наиболее адекватным и эффективным способом развития бизнеса.

В настоящее  время продолжает существовать общепринятая точка зрения, согласно которой франчайзинг  применим лишь к малому бизнесу, тогда  как многие крупнейшие компании используют франчайзинг не только в его общепринятом понимании, но и как «инструмент» для приватизации государственных предприятий, скупки контрольных пакетов акций и совершения других приобретений. Все это характеризует франчайзинг как гибкую систему, приобретающую многообразные специфические формы, которые можно адаптировать к конкретным условиям в различных сферах бизнеса, к различным товарам и услугам.

Наличие высокой  гибкости, а также многочисленных альтернативных или псевдофраншизных предпринимательских договорных форм, делают необходимой насущностью  методологическую идентификацию франчайзинга как отдельного, самостоятельного вида договорных отношений.

Понимание предмета франчайзинга, приводимое в различных  источниках, сильно варьируется в  зависимости от того, с каких позиций  оценивается франчайзинг: с позиции  франчайзера или франчайзи, и в какой стране эта оценка происходит.

Эффективность франчайзинга связывается со следующими факторами: эффектом масштаба в сферах маркетинга, производства и управления, низкозатратным доступом к ресурсам и низкими трансакционными издержками, а также более эффективным распределением рисков между субъектами франчайзинговых отношений. Нельзя не учитывать и институциональный аспект. Легитимность франчайзинга, его признание и одобрение со стороны действующих институтов, его соответствие социальным нормам общества облегчают франчайзинговым системам доступ к ресурсам, привлечение новых потребителей.

В то же время  в большинстве производственных отраслей промышленности франчайзинг  не находит применения, поскольку  значительная часть промышленной продукции может производиться централизованно. В других отраслях, например, в сфере услуг, в силу малого эффективного масштаба производство не может быть локализовано, а услуги – предоставляться централизованно. Здесь производство принимает распределенные формы в виде сетевых структур, в которых применение франчайзинга является не только оправданным, но и эффективным организационным решением.

Франчайзинг показывает высокую эффективность в отраслях с невысокой степенью риска, вход в которые не является дорогостоящим. Так, если стоимость создания отдельного предприятия исчисляется сотнями миллионов долларов, франчайзинг используется крайне редко. Исключение составляет ресторанный бизнес. Несмотря на высокую капиталоемкость, вход в отрасль для потенциально франчайзи достаточно привлекателен, ввиду высокой ликвидности ресторана, как объекта собственности.

В целом для  эффективного развития франчайзинга отрасль  экономики должна удовлетворять  следующим условиям: производство и  дистрибуция осуществляются в пределах ограниченных географических районов; для обслуживания клиентов имеет большое значение месторасположение предприятия; высокий уровень стандартизации и кодификации операционных процессов; трудоемкость; приобретение предприятия не слишком дорогостоящее и рискованное.

Основу организационной  целостности франчайзинговой системы  составляет франшизное соглашение –  единственный интегрирующий инструмент, определяющий меру автономии франчайзингового предприятия и меру ответственности  франчайзи. Но, в отличие от традиционных и весьма гибких в своем использовании инструментов менеджмента, франшиза – срочный контракт, содержание и форма которого нормируются принятым в данной стране законодательством. А это значит: во-первых, при его составлении невозможно учесть все риски, с которыми в будущем столкнутся субъекты франчайзинговых отношений; во-вторых, внесение изменений и дополнений – это длительная процедура, требующая согласований и «увязывания» интересов сторон, в результате чего утрачивается стратегическая гибкость; в-третьих, законодательство, регламентирующее франчайзинговые отношения, варьируется от страны к стране, что приводит к специфичности развития франчайзинговых систем в различных странах, а также к определенным трудностям при экспансии франчайзинговой компании на территории других государств.

 

ГЛАВА 3 ФРАНЧАЙЗИНГ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ  MCDONALDS

        3.1. Стратегия бизнеса компании.

        В 1999 году компания McDonald\'s лидировала  на мировом рынке общественного  питания за счет сильного брэнда и общего объема продаж в 35 млрд. долл. Из более чем 25 тыс. ресторанов McDonald\'s около 80% находились во франчайзинге у примерно 5000 владельцев во всем мире. За последние 10 лет объемы продаж компании увеличивались ежегодно в среднем на 8%, а коэффициент окупаемости ее акций составил 20%.

        McDonald's разработала единые стандарты  приготовления блюд, технологии  оборудования, маркетинговых стратегий,  программ подготовки персонала,  организации обслуживания, методики  выбора месторасположения заведений и системы поставок. Эти стандарты действуют во всех ресторанах компании в любой стране мира. В будущем корпорация видит себя лучшей в мире сетью ресторанов быстрого обслуживания и намерена превзойти конкурентов по качеству, уровню обслуживания, санитарному состоянию и потребительской ценности. Стратегическими приоритетами компании названы обеспечение стабильного роста, безукоризненное обслуживание клиентов, сохранение статуса эффективного и качественного производителя, повышение квалификации сотрудников на всех уровнях, организация обмена опытом между подразделениями в разных странах, постоянное совершенствование концепции быстрого питания, поощрение разработки новых блюд, инновации в оборудовании, маркетинге, организации обслуживания и технологиях.

       Стратегия роста

 • Разрабатывать  еще не охваченные рынки, открывая  ежегодно 1750 ресторанов (в среднем  по одному каждые 5 часов), частично  собственных, частично — на  условиях франчайзинга, причем 90% этих  новых ресторанов должны открыться  за пределами США.

 • Занять  лидирующее положение на зарубежных  рынках.

 • Увеличивать  посещаемость ресторанов компании, предлагая новые и недорогие  фирменные блюда, увеличивая порции  при сохранении прежней цены, организуя детские игровые площадки  при ресторанах.

 • Исследовать возможности глобальной инфраструктуры поставщиков компании, их опыт в управлении комплексными заведениями общепита, выборе мест расположения ресторанов, маркетинговой деятельности.

        Стратегия франчайзинга

 • Выдавать  лицензию на франчайзинг только инициативным, опытным предпринимателям с хорошей репутацией; специально готовить их к активному продвижению торговой марки McDonald\'s на местах. (Договоры о франчайзинге не заключаются с корпорациями, партнерами и пассивными инвесторами.)

        Расположение ресторанов и стратегия строительства

 • Место  расположения ресторанов должно  быть удобно для клиентов и  выгодно для компании. Проведенные  компанией исследования показали, что 70% решений о посещении  McDonald\'s принимается спонтанно, поэтому  решено размещать рестораны в местах, где вероятность такого решения максимальна. В США компания, кроме традиционного размещения ресторанов в пригородах и городах, открывает заведения McDonald\'s в аэропортах, больницах, университетах, крупных торговых центрах (Wal-Mart, Home Depot), на станциях техобслуживания. За границей США стратегия компании такова: сначала открывать рестораны в центрах городов, потом организовывать обслуживание автомобилистов в заведениях McDrive (когда клиенты могут поесть, не выходя из машины) в отдаленных от центра районах, затем осваивать остальные районы.

 • Снизить  издержки на подготовительные  и строительные работы за счет  стандартизации и повышения эффективности  проектов, консолидированных закупок  оборудования и строительных  материалов через глобальную систему поставок.

 • Повышать  привлекательность ресторанов McDonald\'s как внутри, так и снаружи, предоставлять  услуги обслуживания в автомобиле, создавать детские площадки, где  это возможно.

        Стратегия в ассортименте продукции

 • Предлагать ограниченный набор блюд.

 • Улучшать  вкусовые качества предлагаемых  блюд (особенно бутербродов).

 • Опробовать  новые категории блюд быстрого  приготовления (цыпленок, мексиканский  салат, пицца, острые бутерброды  и пр.), добавить блюда для любителей здоровой пищи.

 • Быстро  вводить в производство новые  потенциально популярные блюда  и столь же быстро снимать  с производства не завоевавшие  популярность, учиться на своих  и чужих ошибках и быстро  переключаться на разработку  новых идей. (Это принципиально новый элемент стратегии, сменивший многолетнюю практику тщательного тестирования блюд перед включением в меню во всей сети McDonald\'s. Блюдо Chicken McNuggets, например, тестировалось 7 лет.).

Организация работы ресторанов

 • Строго  придерживаться стандартов качества, санитарного состояния помещений и оборудования, организации обслуживания, работы кассиров.

 • Продолжить  внедрение программы "Сделано  для вас", предполагающей установку  более совершенного оборудования, компьютеризацию и использование  новых методов приготовления блюд, позволяющих быстрее и эффективнее выполнять заказы клиентов.

Продажи, маркетинг  и сбыт

 • Пропагандировать  имидж McDonald\'s как образец качества, чистоты и высокой потребительской  ценности с помощью активной  рекламной кампании в средствах массовой информации и специальных мероприятий; продвижение финансируется за счет прибыли ресторанов.

 • Использовать  куклу Рональд Макдональд для  повышения популярности торговой  марки среди детей, а также  приставки Mc в названиях блюд, чтобы обозначить их принадлежность к McDonald\'s.

 • Использовать  специальные мероприятия для  привлечения детей. Человеческие  ресурсы и обучение.

 • Назначать  одинаковые и недискриминационные  ставки заработной платы во  всех регионах; обучать персонал; поощрять индивидуальные и коллективные успехи в работе; создавать возможности карьерного роста; установить гибкий график работы для студентов.

 • Нанимать  на работу трудолюбивых и вежливых  служащих, обучать их качественному  обслуживанию, быстро повышать по  службе перспективных работников.

 • Обучить  правильному обслуживанию клиентов  и организации быстрого питания  франчайзинговые компании, менеджеров  ресторанов и их помощников. (Преподаватели  отделений "Университета гамбургеров"  в США, штат Иллинойс, Германии, Англии, Австралии и Японии ежегодно обучают 5000 студентов на 22 языках.)

 • Способствовать  обмену передовым опытом в  глобальном масштабе, т.е. добиваться  того, чтобы лучшие методики обслуживания  и новые идеи из любого ресторана  McDonald\'s немедленно внедрялись в ресторанах компании во всех странах мира.

 • Социальная  ответственность и участие в  общественной жизни.

 • Активно  участвовать в общественной деятельности  региона: поддерживать местные  благотворительные учреждения и  социальные проекты; способствовать  созданию атмосферы добрососедства, участвовать в образовательных программах.

 • Финансировать  так называемые Дома Рональда  Макдональда (бесплатное жилье  для членов семей больных детей,  приезжающих на лечение в специализированные  клиники из отдаленных районов. В конце 1995 года таких заведений было уже 168 в 12 странах.)

 • Поддерживать  диверсификацию занятости и добровольную  общественную деятельность; поддерживать  заведения, находящиеся во франчайзинге  у представителей различных меньшинств (женщины и представители различных меньшинств составили больше 34% владельцев лицензий и 70% кандидатов на получение лицензий.)

Информация о работе Экономическая эффективность франчайзинга