Экономическая эффективность франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть предприятие, которое работает по франчайзинговой системе.
Задачи данной работы следующие:
– раскрыть понятие и сущность франчайзинга
– рассмотреть основные виды и формы франчайзинга;
– рассмотреть функционирование отдельного предприятия в системе франчайзинга;
– охарактеризовать эффективность деятельности предприятия на рынке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1. Подходы к пониманию сущности франчайзинга как экономической теории
1.2. Критерии определения экономической эффективности франчайзинга
1.3. Экономическая оценка или оценка эффективности
ГЛАВА 2. ФРАНЧАЙЗИНГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ
2.1. Система франчайзинга в гостиничном бизнесе……………………………
2.2.Критический анализ проблем, воздействующих на франчайзинговые гостиницы………………………………………………………………………….
2.3.Франчайзинг, как новая концепция развития сферы общественного питания……………………………………………………………………………
ГЛАВА 3. ФРАНЧАЙЗИНГ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ MCDONALDS
3.1. Стратегия бизнеса компании
3.2. Франшиза McDonalds
3.3. Финансовые показатели компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский  государственный экономический  университет»

Факультет заочного обучения

Кафедра экономики и менеджмента в туризме и социальной сфере 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

студентки 2 курса заочного отделения,

группы БЗЭ16-11,

специальности «Экономика и туризм в

ресторанном-гостиничном  бизнесе»

Андреевой Светланы Сергеевны

Научный руководитель:

 

 

 

 

Чебоксары 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА

1.1. Подходы к пониманию сущности франчайзинга как экономической теории

1.2. Критерии определения экономической эффективности франчайзинга

1.3. Экономическая оценка или оценка эффективности

ГЛАВА 2. ФРАНЧАЙЗИНГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ

2.1. Система франчайзинга  в гостиничном бизнесе……………………………

2.2.Критический анализ проблем, воздействующих на франчайзинговые гостиницы………………………………………………………………………….

2.3.Франчайзинг, как новая концепция развития сферы общественного питания……………………………………………………………………………

ГЛАВА 3. ФРАНЧАЙЗИНГ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ MCDONALDS

3.1. Стратегия  бизнеса компании

3.2. Франшиза McDonalds

3.3. Финансовые показатели компании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  

Реформы 90-х гг. коренным образом изменили структуру российской промышленности: наряду с крупным  бизнесом появился целый класс малых  и средних самостоятельных предприятий, что привело к возникновению  принципиально новых экономических  реалий, к которым можно отнести децентрализацию принятия решений и функциональное разделение в относительно крупных сегментах рынка.

Незавершенность реформирования порождает в экономике практически  на всех уровнях и во всех без  исключения сферах деятельности проявления негативного характера, такие, как потерю эффективности в решении экономических, финансовых и управленческих проблем; на первый план вышла проблема качества продукции, относительно решенная в условиях развитого рынка.

Как показывает мировой опыт, в создании эффективных бизнес-структур в современной экономике прослеживается две основные тенденции: в среднем и крупном бизнесе - это реструктуризация - трансформация организационных структур в направлении децентрализации с образованием бизнес-единиц с высокой степенью автономности в отношении принятия управленческих решений в сфере текущих операций; в малом бизнесе - это интеграционные процессы со средним и крупным бизнесом, открывающие доступ малому бизнесу не только к более совершенным технологиям, но и дающие возможность работы под известной торговой маркой.

Один из вариантов структурных  преобразований, сочетающих в себе одновременно обе тенденции - создание франчайзинговых сетей, объединяющих предприятия малого и крупного или  среднего бизнеса, ориентированных на производство низкодифференцированной продукции массового спроса.

Методологической  основой данной курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых: Брауна, Зельтца, Зидмана, Макинтоша, Модика и Либерталя, Фостера и многих других. В России возрастает число переводных публикаций. Наиболее значимые: «Франчайзинг в малом бизнесе» под редакцией Л. Н. Павловой, руководство «Франчайзинг в малом бизнесе» Барклайз Банка, монография «Франчайзинг» Мартина Мендельсона, «От мороженого к Интернету: Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании» Скотта А. Шейна. Опубликован ряд материалов методического характера, имеющих практическое значение, например, «Типовой контракт международного франчайзинга МПТ», «Руководство по франчайзингу» Р. Бонда [12] и т.д.

Первая отечественная публикация, посвященная франчайзингу, – книга  В. В. Довганя, в которой сделана  попытка подойти к анализу  франчайзинговой деятельности с  научно-практических позиций, однако вопросы, связанные с эффективным управлением франчайзинговыми системами, не нашли в ней должного отражения. С момента ее выхода тема франчайзинга продолжала разрабатываться российскими учеными в различных аспектах. Нельзя не упомянуть книги: Васильева Е. Н. «Франчайзинг. Коммерческая концессия»; Землякова Д. Н., Бакашева М. О. «Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса»[7]; В. В. Колесникова «Построение франчайзингового бизнеса», И. В. Рыковой «Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры»; Сосны С. А., Цирата А. В. «Франчайзинг и франчайзинговый договор» и т.д.

Однако в то же время остается ряд вопросов

Цель работы – рассмотреть предприятие, которое работает по франчайзинговой системе.

Задачи данной работы следующие:

– раскрыть понятие и сущность франчайзинга

– рассмотреть  основные виды и формы франчайзинга;

– рассмотреть  функционирование отдельного предприятия  в системе франчайзинга.

– охарактеризовать эффективность деятельности предприятия на рынке

Объектом исследования является предприятие «Макдональдс»

Предмет исследования – франчайзинг на примере Макдональдса.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА

    1. Подходы к пониманию сущности франчайзинга как экономической теории

В настоящее время  в экономике нет единого мнения о сущности понятия «франчайзинг». Современные ученые, исследователи приводят разные точки зрения о сущности и содержания данного понятия.

Понятие «франчайзинг» произошло от французского термина, который означает право на свободу ведения какой-либо деятельности. Сегодня нет достоверных свидетельств, что древние греки или римляне продавали друг другу оружие или одежду через сеть франчайзи. Но что-то подобное в примитивной форме вполне могло существовать. В средние века, например, король Англии предоставлял право знати собирать налоги, а в качестве платы за услугу оставлял им часть собранного. Можно было выкупить право на проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог или производство эля. С развитием мировой экономики, менялась и концепция франчайзинга.

Современная концепция  франчайзинга появилась после второй мировой войны. Франчайзинг оказался идеальной моделью бизнеса для  быстрого развития гостинично-туристического сектора и индустрии общественного питания. В 1950 году началась эра современного франчайзинга. Ее открыл Рэй Крок, продавец аппаратов для производства молочных коктейлей, когда посетил паркинг-ресторан быстрого обслуживания "Сан Бернадино", управляемый братьями МакДональдами. Ему так понравилось еда, что он выкупил права на франшизу их бизнеса. Так появилась одна из самых успешных компаний в истории американского бизнеса. Создание Международной Ассоциации Франчайзинга и Европейской Ассоциации Франчайзинга послужило правовой защите системы франчайзинга. В России и других странах постепенно появились аналогичные организации.

Как отмечает Байрамов Э. Э. [4], в настоящее время франчайзинг занял устойчивые позиции. Он стал одной из наиболее популярных форм ведения бизнеса в сфере услуг и в производстве. Франшизы существуют в таких различных областях, как компьютеры, оздоровительные центры, парикмахерские, супермаркеты и недвижимость.

Сегодня франчайзинг  – это уникальная система маркетинга и распределения товаров и  услуг, идеальным образом подходящая для российского рынка. Франчайзинг начинается с установления партнерских отношений между франчайзором (успешно работающей компанией) и франчайзи (независимым предпринимателем или компанией). Цель этого партнерства – помочь предпринимателям надежно и разумно инвестировать в бизнес. Преимущества для франчайзора заключаются в том, что франчайзинг является самым эффективным способом расширения бизнеса. Преимущества для франчайзи – репутация их партнеров, их опыт и состоявшийся успех. Франчайзор и франчайзи, работая вместе, инвестируют в бизнес и получают прибыль, копируя успехи и минуя ошибки.

В Гражданском Кодексе  РФ франчайзинг определяется как форма организации и ведения бизнеса, в соответствии с которой один из предпринимателей (франчайзер) разрабатывает модель бизнес-процесса и продает права на ведение бизнеса в соответствии с этой моделью другому предпринимателю (франчаизи) [1]. В большинстве случаев франчаизи получает права на использование той или иной модели предпринимательской деятельности на определенной территории и на протяжении определенного промежутка времени.

Основная особенность  франчайзинговой системы организации  предпринимательской деятельности состоит в том, что за франчайзером сохраняется право собственности  на торговую марку. Кроме того, в обязанности франчайзера входит разработка системы доставки продукции на адрес потребителей, а также собственно практическая реализация соответствующей концепции ведения бизнеса. Франчайзинговая форма предпринимательской деятельности позволяет предоставлять в распоряжение потребителей широкий спектр услуг и продуктов.

Нельзя не отметить, что  для нашей экономики франчайзинг  сегодня является относительно новым  явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался  как средство обеспечения потребностей общества в различных товарах и услугах.

Необходимо отметить, что франчайзинг регулируется главой 54 ГК РФ [2]. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.  
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг)[3].

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 1027 ГК РФ)[2].

В России, франчайзинг  не всегда подразумевает использование  договора коммерческой концессии в  основе своей правовой базы. В рамках франчайзинга могут заключаться следующие договора: договор коммерческой концессии, договор поставки, агентский, лицензирования, товарного кредита, ответственного хранения, купли-продажи, и еще ряд других.

В экономике понятие  франчайзинг тесно связано с  такими понятиями, как франшиза, франчайзер, франчайзинговый договор, паушальный взнос, роялти, т.е. они исходят сами из понятия франчайзинга.

Так, понятие «франшиза» рассматривается, как право осуществлять определенную экономическую деятельность с использованием принципа франчайзинга, закрепленное договором, соглашением, а также деятельность (производство, оказание услуг и т.п.) осуществляемая с использованием принципа франчайзинга.

В наиболее общем виде определение франшизе дает международная франшизная ассоциация [5]: «Франшиза представляет собой непрерывное взаимоотношение между франшизером и франчайзи, при котором все знания, образ, успех, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов».

В свою очередь, Британская франчайзинговая ассоциация дает собственное определение франшизы[6]. По их мнению, франшиза – это контрольная лицензия, выданная одним лицом (франчайзером), другому лицу (франчайзи), которая:

1. Дает разрешение  или обязывает франчайзи заниматься  в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциирующееся с франчайзером.

2. Дает право франчайзеру  осуществлять контроль в течение  всего периода франшизы за  качеством ведения бизнеса, являющегося  предметом франчайзингового договора;

3. Обязывает франчайзера  предоставлять франчайзи помощь  при ведении бизнеса. Как правило,  помощь франчайзи предоставляется  по следующим направлениям:

- стратегия маркетинга  с акцентом на рекламу;

- первоначальное обучение  работников и подготовка в области управления;

- дизайн магазина и  закупка оборудования;

- унифицированная политика  и процедуры;

- централизованные закупки  по пониженным ценам;

- постоянное консультирование  по вопросам управления;

- выбор места и рекомендации  по размещению предприятия;

- предоставление аренды;

- финансирование.

4. Обязывает франчайзи  регулярно в течение всего  периода франшизы выплачивать  франчайзеру определенные денежные  суммы в оплату франшизы или  товаров, услуг, предоставляемых  франчайзером;

Информация о работе Экономическая эффективность франчайзинга