Экономическая эффективность франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть предприятие, которое работает по франчайзинговой системе.
Задачи данной работы следующие:
– раскрыть понятие и сущность франчайзинга
– рассмотреть основные виды и формы франчайзинга;
– рассмотреть функционирование отдельного предприятия в системе франчайзинга;
– охарактеризовать эффективность деятельности предприятия на рынке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1. Подходы к пониманию сущности франчайзинга как экономической теории
1.2. Критерии определения экономической эффективности франчайзинга
1.3. Экономическая оценка или оценка эффективности
ГЛАВА 2. ФРАНЧАЙЗИНГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ
2.1. Система франчайзинга в гостиничном бизнесе……………………………
2.2.Критический анализ проблем, воздействующих на франчайзинговые гостиницы………………………………………………………………………….
2.3.Франчайзинг, как новая концепция развития сферы общественного питания……………………………………………………………………………
ГЛАВА 3. ФРАНЧАЙЗИНГ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ MCDONALDS
3.1. Стратегия бизнеса компании
3.2. Франшиза McDonalds
3.3. Финансовые показатели компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

Сумма инвестиций зависит от готовности компании к  реализации франчайзингового проекта  и состоит из:

1. инвестиций  в разработку франшизного пакета

a. оплата услуг  консультанта, который разрабатывает  франшизный пакет, стратегию привлечения  инвестиций, программу изменений  франчайзера и рекомендаций по  избежанию возможных негативных  последствий проекта;

b. оплата проекта  продвижения франшизы (PR, реклама, разработка и поддержание интернет-сайта, участие в конференциях и выставках, и т.п.).

2. инвестиционные  затраты на внутренние изменения  франчайзера: формирование франчайзингового  подразделения, подготовка юридической  схемы работы с франчайзи и  т.д. 
Результат данного этапа, разработанный франшизный пакет, включает в себя: 
1. Концепцию создания франчайзинговой сети, в которой консультантом разрабатываются правила создания и функционирования сети, требования к кандидатам-франчайзи, экономическое обоснование инвестиций в покупку франшизного пакета, стратегию продвижения и продаж франшизного пакета, прописанные взаимоотношения франчайзера и франчайзи на каждом из этапов формирования сети;

 
2. Пакет договоров, оформляющих  каждый этап сотрудничества франчайзера  и франчайзи при создании и функционировании франчайзинговой сети;

 
3. Рекомендации (учебник)  для франчайзи по организации  и эффективному ведению данного  бизнеса; 
4. Инвестиционный меморандум по франшизному пакету, который передается потенциальному франчайзи по специально разработанной процедуре; 
5. Использование рекламных и «пиаровских» ресурсов Консультанта.

Обычно разработка франшизного пакета для компаний, имеющих зарегистрированную торговую марку, опыт работы с собственными торговыми  точками, филиалами или представительствами, стоит инвестору порядка 30 тысяч долларов [13].

 

  Глава 2 Франчайзинг в социально-культурном сервисе

2.1. Система франчайзинга в гостиничном бизнесе

Франчайзинговый договор — договор, по которому одна сторона передает другой стороне за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Существует  несколько вариантов сотрудничества между франчайзинговой сетью  и гостиницей, различающихся взаимными  обязательствами.

Франшизная  гостиница может управляться  самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны администрации цепи. В договоре франшизы администрация цепи предоставляет франшизной гостинице право на использование символа, ноу-хау и системных структур цепи, а франшизная гостиница обязана оплатить эти права путем первоначального взноса за франчайзинг и периодических платежей.

Франчайзинговый договор по продаже лицензии на использование  торговой марки и прав на участие  в системах сбыта и маркетинга сети считается одним из наиболее успешных в мировой практике. При этом оператор не управляет гостиницами и не изменяется собственник. Так, московские отели «Marriott» управляются американской компанией «Interstate», a «Националь» остается муниципальным предприятием.

Франчайзинг может  базироваться на контракте на управление, включающем несколько договоров — на использование торговой марки, на предоставление персонала и ноу-хау, на участие в системах бронирования, на техническое обслуживание и т.д. Сеть принимает обязательства по внедрению эффективной модели менеджмента в отеле, и ее вознаграждение напрямую зависит от достигнутого уровня доходов гостиницы.

Наиболее распространен  вариант договора, по которому оплата услуг отельного оператора складывается из вступительного взноса, роялти, отчислений на маркетинговые цели и комиссионных за использование каналов сбыта.

В России получила распространение практика создания совместных предприятий. В этом случае сеть становится одним из инвесторов проекта, вкладывает свой капитал и  технологии на условиях участия в  прибылях отеля.

Гостиничный оператор может выступать владельцем отеля, но эта схема требует больших  финансовых вложений, что сдерживает расширение сети. В таких моделях  владение отелем считается залогом  стабильности бизнеса.

В Европе в группы и консорциумы входят лишь 16 % гостиниц, а в Северной Америке франчайзинговые сети охватывают более 70 % всех отелей. Практика ведения бизнеса показывает, что входящие в цепь отели имеют средний доход на 60 % больше и заполняемость на 8 % больше, чем независимые гостиницы.

При выборе варианта франчайзинга нужно учитывать финансовый фактор, так как расширение деятельности в международных масштабах требует от франчайзера значительных денежных инвестиций, которые нужны для ведения переговоров по заключению франчайзингового договора или открытия собственного представительства, а также адаптации к местным условиям. Приходится решать проблему найма местных менеджеров, знакомых с требованиями местного законодательства, традициями и вкусами конечного потребителя, которые проходят специальные курсы обучения и в последующем используются как консультанты.

Наличие в стране потенциального развития предпринимателей, имеющих практический опыт, обладающих финансовыми и кадровыми ресурсами  и способных выполнять функции  генерального франчайзи, всегда выгодно для центральной фирмы — франчайзера, поскольку позволит ему не вкладывать значительные средства в формирующуюся международную сеть ускорит внедрение данного бизнеса в эту страну.

Франчайзер  обычно склоняется к заключению прямых франчайзинговых договоров в стране, имеющей общие границы со страной франчайзера. Если страны географически отдалены, то сотрудничество становится затруднительным и требует больших трансакционных издержек, поэтому франчайзер будет склоняться ко второй форме франчайзинга. При этом степень страновых различий наряду с другими факторами оказывает влияние на выбор франчайзером варианта франчайзинга.

Система франчайзинга должна найти в российских условиях широкое применение в организации  и управлении гостиничным хозяйством, поскольку она не требует изменения формы собственности.

Франчайзинг предлагает современные отработанные технологии ведения бизнеса, что позволяет  избежать ошибок организационно-технического характера. Вместе с тем франчайзинг  как организационно-экономический  инструмент требует стабильной законодательной основы, которой в нашей стране пока нет. Для отечественных предпринимателей вхождение во франчайзинговую сеть связано с наличием относительно небольшого стартового капитала, однако получить кредит на эти цели непросто.

2.2.Критический анализ проблем, воздействующих на франчайзинговые гостиницы.

Территориальное посягательство - это современный  термин, использующийся в бизнесе  для описания эффекта, который оказывает  конкуренция на существующее предложение. Применительно к гостиничной индустрии территориальное посягательство именуется термином «воздействие». Воздействие - это любое изменение в существующем порядке деловой активности гостиниц, происходящее по причине появления на рынке новых мест размещения (номеров) вдобавок к уже имеющимся. Вопросы воздействия в гостиничной индустрии стали с недавних пор первоочередной проблемой во взаимоотношениях между франщизодателями и франшизо-получателями. Отмеченная проблема возникает по причине конфликтов целей, вытекающих из франчайзинговых отношений. Простой пример: цель франшизодателя - расширение цепи за счет привлечения новых членов; цель получателя франшизы - увеличение оборота. Использование франчайзинговых отношений способствует росту информированности потребителей за счет расширения цепи и помогает клиентам в выборе гостиницы, но в то же самое время внедряет представление о других участниках цепи на территорию, входящую в сферу влияния конкретного отеля, что угрожает его обороту.

К сожалению, кроме  территориального протекционизма нет иного однозначного способа решить этот вопрос. Тем не менее, всевозрастающее количество конфликтов в гостиничной индустрии на почве отмеченного воздействия требует проведения новой политики и директивной линии, которые помогли бы как франшизодателям, так и получателям прояснить сложившуюся ситуацию путем принятия взвешенных и обдуманных решений.

Если не будет  найден разумный компромисс, дело может  принять судебный оборот, что, несомненно, повлечет за собой высокие дополнительные расходы и возникновение других прецедентов, которые не принесут пользу ни отдельным участникам конфликтов, ни отрасли в целом.

Таким образом, необходимо создать основу для установления таких отношений между франшизодателями и франшизополучателями, которые  стимулировали бы равноправную политику, обеспечивающую баланс интересов каждой из сторон.

 

2.3.Франчайзинг, как новая концепция развития сферы общественного питания

Открытие собственного ресторана быстрого обслуживания - дело сложное и ответственное. Только на анализ рынка и написание бизнес-плана уходит несколько месяцев. Для тех, кому такой путь кажется слишком долгим, существует альтернативный вариант - покупка готового решения. На российском рынке общественного питания достаточно велик выбор франшиз - в том числе с мировым именем.

Ресторанное дело как магнит притягивает начинающих бизнесменов. Российские рестораторы  уже обратили свое внимание на фаст-фуд. По мнению специалистов, в своем  сегодняшнем качестве предприятия  быстрого питания будут развиваться  и дальше. Возможно, для того, чтобы стать ближе к формату «фаст-фуд», отечественным рестораторам придется корректировать меню в сторону технологичных продуктов и создавать более скромные интерьеры ресторанов. Еще одним направлением в развитии рынка фаст-фуда становится перенесение сетей в периферийные районы крупных городов. Вслед за «Макдональдсом», который начал этот процесс раньше всех, потому как у компании есть перспективы самостоятельно строить такие площади, на окраины двинулись и остальные игроки. Кроме того, по прогнозам специалистов, в этом году начнется активное развитие сетей фаст-фуда в регионах. А идти оно будет как на основе франчайзинга (такое желание есть примерно у трети региональных инвесторов), так и, в большей степени, - посредством создания собственных брендов, ассортимента и технологий. Однако в ближайшие годы «нетехнологичному» отечественному фаст-фуду догнать лидера рынка - «Макдональдс» вряд ли удастся.

Не важно, что  из 750 ресторанов Москвы на слуху лишь пара десятков, со стороны кажется, что нет ничего проще ресторанного бизнеса. Однако это не так хотя бы потому, что ресторан объединяет в себе три разных вида бизнеса: производство блюд, их продажа, обслуживание клиентов.

Отсюда и сложность экономических расчетов. Необходимо оценить рентабельность каждого блюда, интенсивность потока клиентов, продумать форму обслуживания и прочее. Причем бизнес-план для ресторана и кафе быстрого питания будет совершенно разным. Иногда на организацию собственного дела тратятся годы и сотни тысяч долларов, но и через два года после открытия ресторан остается убыточным.

Покупка франшизы уже сложившейся сети ресторанов снижает коммерческий риск нового бизнеса  в 4 - 5 раз.

Так сформировалась крупнейшая международная сеть ресторанов быстрого питания McDonald's. Франчайзеры (продавцы бизнеса) десятилетиями оттачивали технологии, корректировали меню и рекламировали название – это именно то, на что нет времени и средств у начинающих бизнесменов.

Вместе с  франшизой начинающий ресторатор-франчайзи  обретает консультанта и советчика в лице франчайзера. Франчайзер определяет, где лучше закупить оборудование и продукты, какую выбрать ремонтную бригаду, как подобрать персонал. Франчайзер обычно помогает рассчитать время возврата инвестиций и прогнозировать прибыль.

Чтобы начать бизнес, мы должны обладать стартовым капиталом, должны найти помещение и понравиться франчайзеру. Франчайзер обычно помогает рассчитать время возврата инвестиций и прогнозировать прибыль.

Размер стартового капитала зависит от класса заведения, которое предприниматель задумал открыть. Для того чтобы открыть ресторан быстрого обслуживания необходимо примерно 420000 руб. (в эту сумму входит все необходимое оборудование), франшиза стоит 42000 руб. (единовременный взнос), плюс к этому придется ежемесячно тратить от 8400 руб. до 28000 руб. на аренду места и коммунальные платежи. При ежедневной выручке 10000 руб. на закупку продуктов идет 5000 руб.

Условия продажи  франшизы устанавливает франчайзер. Наиболее распространены следующие  варианты:

Франчайзи платит первоначальный взнос, а затем перечисляет ежемесячно или ежеквартально роялти - от 4% до 12% с оборота. Иногда роялти платят с прибыли или валовых закупок.

Франчайзи фактически покупает ноу-хау без торговой марки  и не выплачивает роялти.

Франчайзи покупает ноу-хау и торговую марку, но роялти не платит.

По условию  договора франчайзи не платит роялти, но должен покупать полуфабрикаты на производстве франчайзера. Многие не готовы к ограничениям, которые диктует  система франчайзинга: весь бизнес должен быть прозрачным.

Самое сложное для начинающих предпринимателей - смириться с выплатами роялти. Покупая франшизу, предприниматель жертвует собственной свободой в бизнесе. Иногда франчайзер навязывает обременительные условия.

Информация о работе Экономическая эффективность франчайзинга