Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть предприятие, которое работает по франчайзинговой системе.
Задачи данной работы следующие:
– раскрыть понятие и сущность франчайзинга
– рассмотреть основные виды и формы франчайзинга;
– рассмотреть функционирование отдельного предприятия в системе франчайзинга;
– охарактеризовать эффективность деятельности предприятия на рынке.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1. Подходы к пониманию сущности франчайзинга как экономической теории
1.2. Критерии определения экономической эффективности франчайзинга
1.3. Экономическая оценка или оценка эффективности
ГЛАВА 2. ФРАНЧАЙЗИНГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ
2.1. Система франчайзинга в гостиничном бизнесе……………………………
2.2.Критический анализ проблем, воздействующих на франчайзинговые гостиницы………………………………………………………………………….
2.3.Франчайзинг, как новая концепция развития сферы общественного питания……………………………………………………………………………
ГЛАВА 3. ФРАНЧАЙЗИНГ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ MCDONALDS
3.1. Стратегия бизнеса компании
3.2. Франшиза McDonalds
3.3. Финансовые показатели компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
И еще один минус как для франчайзора, так и для франчайзи – это случаи, которые нельзя включить в классификацию, и тем не менее они иногда происходят. Самым неожиданным для франчайзора может стать поведение успешного франчайзи, который, добившись успеха, отделился и стал серьезным конкурентом если не по всему рынку, то по определенному его сектору. То есть франчайзор должен четко выследить человека в «золотой середине», который будет успешно продвигать его модель, и достаточно лояльного, что бы в перспективнее не нажить себе конкурента, поделившись секретами и успешным опытом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что франчайзи должно и будет развиваться ровно столько, насколько будет нуждаться в этом конечные потребители, потому что именно они возвращают франчайзи вложенные в развитие сети деньги и делают франчайзору прибыль для дальнейшей модернизации среды.
Несмотря на все преимущества и недостатки франчайзинга, эта схема построения бизнеса актуальна для больших стран и будет развиваться, пока ее реализацией занимаются успешные компании, дорожащие качеством своих работ, услуг и репутацией [13].
Покупка франшизы
– дело очень ответственное. Прежде
чем решиться на сотрудничество важно
оценить критерии эффективности
франчайзера и, следовательно, получить
больше информации о компании, чью
продукцию предстоит
• В первую очередь надо обратить внимание на популярность бренда. Высокий спрос товаров и услуг, огромное количество потребителей говорит о высоком доверии, оказанном аудиторией. Известность компании оправдывается длительностью работы, масштабностью фирмы, регулярным информированием клиентов о марке, а так же оригинальным имиджем. Потенциальных клиентов всегда привлекает торговая марка, которая выделяется из ряда конкурентов.
• Второй важный
критерий эффективности франчайзинга
это способность компании-
• Третьим критерием отбора достойной компании является наличие документации, в которой изложена корпоративная политика, менеджмент, маркетинг, методы PR и другие составляющие франчайзинговой системы. Для франчайзи это главное руководство к действию и формированию успешного бизнеса.
• Покупка франшизы
– это значительные капиталовложения,
поэтому четвертый критерий это
перспективность финансовых затрат,
анализ которых выполняют
• Пятый критерий
это перспективность
Очень хорошо, если по всем вышеперечисленным критериям франчайзер показал себя с положительной стороны. Остается только заключить договор и наладить доверительные отношения, направленные на длительное сотрудничество[14].
Эффективность франчайзинга связывается со следующими факторами: эффектом масштаба в сферах маркетинга, производства и управления, низкозатратным доступом к ресурсам и низкими трансакционными издержками, а также более эффективным распределением рисков между субъектами франчайзинговых отношений. Нельзя не учитывать и институциональный аспект. Легитимность франчайзинга, его признание и одобрение со стороны действующих институтов, его соответствие социальным нормам общества облегчают франчайзинговым системам доступ к ресурсам, привлечение новых потребителей.
В то же время в большинстве
Франчайзинг показывает высокую эффективность в отраслях с невысокой степенью риска, вход в которые не является дорогостоящим. Так, если стоимость создания отдельного предприятия исчисляется сотнями миллионов долларов, франчайзинг используется крайне редко. Исключение составляет гостиничный бизнес. Несмотря на высокую капиталоемкость, вход в отрасль для потенциально франчайзи достаточно привлекателен ввиду высокой ликвидности отеля как объекта собственности.
В целом для эффективного развития франчайзинга отрасль экономики должна удовлетворять следующим условиям: производство и дистрибуция осуществляются в пределах ограниченных географических районов; для обслуживания клиентов имеет большое значение месторасположение предприятия; высокий уровень стандартизации и кодификации операционных процессов; трудоемкость; приобретение предприятия не слишком дорогостоящее и рискованное[4].
По результатам моего исследования, самая ценная и полезная льгота, которая нужна начинающему предпринимателю, — это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации. Все эти возможности могут предоставить те, кто уже имеет опыт, знания, обладает технологическими секретами предпринимателей, т.е. располагает капиталом не материальным, но весьма ценным и эффективным, если его правильно использовать. Система ведения бизнеса под названием «франчайзинг» как раз и создает необходимые предпосылки для такой реализации. Возникнув в автомобильной промышленности в виде передачи фирме-дилеру исключительного права на сбыт продукции автомобильной корпорации «Дженерал Моторс», франчайзинг стал широко использоваться в торговле и общественном питании, автосервисе, гостиничном бизнесе, бытовом обслуживании и ремонтно-строительных работах, деловом и профессиональном обслуживании.
Франчайзинг интегрирует
элементы аренды, купли-продажи, подряда,
представительства, однако в целом
является самостоятельной формой договорных
взаимоотношений независимых
Помимо использования оборудования и технологий франчайзера, оператор приобретает у него сырье и материалы, полуфабрикаты и рецептуру, инвентарь и мебель, униформу и символику. При этом оператор должен поддерживать стандарты качества и уровень обслуживания не ниже, чем на предприятиях франчайзера. Недопустимость двойных стандартов качества — характерная черта франчайзинга, позволяющая потребителям доверять привычной торговой марке независимо от того, насколько далеко от головного предприятия расположена фирма оператора.
Присущее малым предприятиям чувство хозяина играет существенную мотивационную роль в повышении интенсивности труда и ответственности за его результаты. Поэтому случаи компрометации операторами торговой марки франчайзера очень редки и влекут за собой расторжение контракта и выплату франчайзеру неустойки. Вопросы финансирования франчайзинга решаются в зависимости от его вида и кредитоспособности участников. Оператор может полностью осуществить капиталовложения в основные фонды, приобретаемые у франчайзера. Однако, как правило, оператору не хватает собственных средств, поэтому основные фонды могут передаваться в аренду. Кроме того, франчайзер вправе сам кредитовать оператора на льготных условиях или выступать в качестве поручителя по договору банковского кредита.
Помимо единовременного взноса оператора и капиталовложений в основные фонды франчайзер может определить регулярную плату за рекламу торговой марки, которую использует оператор. Эта плата составляет от 1 до 5% от выручки и характерна для компаний, осуществляющих долгосрочные рекламные проекты. Франчайзер также устанавливает размер отчислений от объема текущих продаж оператора.
Основной целью
франчайзинга является передача (предоставление)
на коммерческой основе определенного
объема имущественных прав использования
объектов исключительного права (ноу-хау,
объектов промышленной собственности)
для организации производства и реализации
конкурентоспособной продукции (оказания
услуг) и оказания управленческих услуг
по франшизе (договору коммерческой концессии)
для получения сторонами дополнительной
прибыли. Анализ проведем для действующего
предприятия, уже функционирующего по
традиционной технологии и выпускающего
традиционную продукцию (услуги), с целью
выявления приемлемых (справедливых) условий
приобретения франшизы для расширения
производства, освоения новых технологий
и получения дополнительной прибыли. Цена
(Ц) производства и реализации продукции
(услуг) по договору коммерческой концессии
(франшизе) может быть представлена как
сумма себестоимости производства и реализации
продукции (услуг) по франшизе (С)
и общей прибыли (Пр), получаемой от производства
и
обще реализации новой продукции[11]:
Ц = С + Пр (1).
Общую прибыль
(Пр), получаемую от производства
и реализации общей продукции (услуг) по
франшизе, можно выразить как сумму базовой
прибыли (Пр), ранее получаемой на предприятии
при использовании баз имеющихся в наличии
основных и оборотных средств, и
дополнительной прибыли (Пр), получаемой
от использования новых фирменных дополнительных
технологий, выпуска и реализации продукции
под торговыми марками (товарными знаками)
правообладателя (франчайзера):
Пр = Пр + Пр . (2)
общ баз доп
Естественно,
что, в случае если общая прибыль
после приобретения
франшизы не изменяется (когда
дополнительная прибыль Пр равна нулю),
приобретение франшизы экономически нецелесообразно,
дополнительной поскольку приобретение
и освоение франшизы требует определенных
усилий и затрат. Исходя из концепции справедливого
распределения расходов и доходов дополнительную
прибыль (Пр ) можно представить как сумму
дополнительной прибыли франчайзера (правообладателя)
(Пр ) и дополнительной прибыли франчайзи
(пользователя) (Пр ):
Пр = Пр + Пр . (3)
доп ф-ра ф-зи
Величину прибыли франчайзера
(правообладателя) (Пр ) можно выразить
также через долю (Д) дополнительной прибыли
(Пр ),получаемой от производства и реализации
продукции (услуг), следующей формулой:
Пр = Пр х Д, (4)
ф-ра доп
где Д - доля прибыли франчайзера
(Пр) в общем объеме дополнительной прибыли
от производства и реализации продукции
(услуг) по франшизе (Пр).
Общую рентабельность промышленного
производства и реализации
продукции (услуг) по франшизе (Рент) можно
определить как отношение величины общей
прибыли (Пр) к себестоимости производства
и
реализации продукции (услуг) по франшизе
(С) по формуле:
Пр
общ
Рент = ______ . (5)
общ С
Уровень базовой
рентабельности (Рент ) (т.е. рентабельности
по базовой прибыли Пр ) можно определить
как отношение базовой прибыли (Пр ) к себестоимости
производства и реализации продукции
баз (услуг) по франшизе (С) по формуле:
Пр
баз
Рент = ______ . (6)
баз С
Соответственно уровень дополнительной рентабельности (Рент ) (т.е. рентабельности по дополнительной прибыли Пр ) можно определить как отношение дополнительной прибыли (Пр ) к себестоимости производства и реализации продукции (услуг) по франшизе (С) по формуле:
Пр
доп
Рент = ______ . (7)
доп С
По определению,
ставка роялти (R) - процент периодических отчислений
в пользу франчайзера (правообладателя)
представляет собой отношение отчислений
в пользу франчайзера (прибыли франчайзера
(Пр ) к цене (Ц) производства и реализации
франчайзи (пользователем) продукции (услуг)
по
франшизе, что может быть выражено следующей
формулой:
R = Пр /Ц. (8)
ф-ра
Подставляя в формулу
(8) выражение прибыли франчайзера
(Пр )
из формулы (4) и выражение цены продукции
(Ц) из формулы (1),
получим:
R = Пр х Д/(С + Пр ).
доп общ
Подставляя в формулу (9) выражение
дополнительной прибыли (Пр ) из
формулы (2), получим:
R = {(Пр - Пр ) х Д}/(C + Пр ). (10)
общ баз общ
Подставляя в формулу (10) выражения общей прибыли (Пр) и базовой прибыли (Пр) через общую рентабельность (Рент) и базовую рентабельность (Рент ) соответственно из формул (5) и (6), получим:
R = {(C х Рент - С х Рент ) х Д}/(С + С х Рент
). (11)
общ баз общ
Информация о работе Экономическая эффективность франчайзинга