Экономическая эффективность франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть предприятие, которое работает по франчайзинговой системе.
Задачи данной работы следующие:
– раскрыть понятие и сущность франчайзинга
– рассмотреть основные виды и формы франчайзинга;
– рассмотреть функционирование отдельного предприятия в системе франчайзинга;
– охарактеризовать эффективность деятельности предприятия на рынке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1. Подходы к пониманию сущности франчайзинга как экономической теории
1.2. Критерии определения экономической эффективности франчайзинга
1.3. Экономическая оценка или оценка эффективности
ГЛАВА 2. ФРАНЧАЙЗИНГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ
2.1. Система франчайзинга в гостиничном бизнесе……………………………
2.2.Критический анализ проблем, воздействующих на франчайзинговые гостиницы………………………………………………………………………….
2.3.Франчайзинг, как новая концепция развития сферы общественного питания……………………………………………………………………………
ГЛАВА 3. ФРАНЧАЙЗИНГ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ MCDONALDS
3.1. Стратегия бизнеса компании
3.2. Франшиза McDonalds
3.3. Финансовые показатели компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

5. Не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней компаниями, или между дочерними компаниями одной холдинговой компании, или между частным лицом и компанией, контролируемой им.

Франчайзер в современой науке трактуется как физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения.

Франчайзи - физическое или юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой.

Франчайзинговый договор - договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Паушальный взнос - единовременное вознаграждение франчайзора в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзора связанных с продажей франшизы;

Роялти - вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определяемых франчайзором на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются франчайзи франчайзору ежемесячно.

По мнению Байрамова Э.Э. [4], возникновение франчайзинговых отношений – это закономерный результат эволюционного развития организаций, а также тех сегментов рынка, где сложились наиболее благоприятные условия для тех сфер предпринимательской деятельности, в которых франчайзинг явился наиболее адекватным и эффективным способом развития бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что франчайзинг представляет собой особого рода систему взаимовыгодных партнерских отношений независимых субъектов рынка, сочетающую в себе стимулы к владению малым предприятием с управленческим мастерством и технологическим потенциалом крупного (или среднего) бизнеса.

    В пользу такого утверждения свидетельствует тот факт, что первые упоминания о франчайзинге относятся к началу XIX века.

Понимание предмета франчайзинга, приводимое в различных источниках, сильно варьируется  в зависимости от того, с каких  позиций оценивается франчайзинг: с позиции франчайзера или  франчайзи, и в какой стране эта оценка происходит.

Определенную сложность вызывает отделение франчайзинга от категорий  новых по происхождению торгово-распределительных  договоров, явившихся результатом  развития современного производства и  рынков, создающих условия на определенной территории для создания сети, по многим позициям имеющей сходство с франчайзингом.

С.А. Силинг [7] в зависимости от направлений выделяет следующие виды франчайзинга: франчайзинг товара; производственный франчайзинг; сервисный франчайзинг; франчайзинг бизнес-формата.

По мнению автора, франчайзинг товара представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание. Правообладателем (франчайзером) при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера. Франчайзинг товара не нашел широкого распространения. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, так как они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителями через систему сбыта. Франчайзи при этом является частью контролируемой франчайзером системы сбыта. Поскольку в подавляющем большинстве случаев для торговых предприятий важное значение имеет ассортиментная политика, торговля избранным товаром не всегда является эффективной. В тех случаях, когда торговое предприятие специализируется на отдельной группе товаров, франчайзинг товара имеет право на жизнь, так как продавец организует продажу товара конкретной фирмы и имеет возможность привести свой имидж в соответствие с имиджем производителя и быть узнаваемым на рынке аналогичных товаров. Примером эффективной работы в этом направлении может служить компания “Дженерал Моторс”, которая в настоящий момент является лидером в международной автомобильной индустрии. Франчайзинг товара может быть применен в системе сбыта нефтепродуктов, особенно при выделении автозаправочных станций из более крупных сбытовых структур. Франчайзинг товара может быть также использован при продаже косметики и фирменной одежды. Однако в России в условиях повсеместного использования различных зачетных и вексельных схем оплаты продукции франчайзинг товара вряд ли получит широкое практическое применение.

Производственный франчайзинг – это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Производственный франчайзинг основывается на общих для сторон целях: разделение труда и специализация производства; повышение объема производства и расширения производственной программы; обеспечение экономичности производства; 
увеличение гибкости производства и сбыта в соответствии с требованиями рынка; освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке.

Следующим видом франчайзинга является сервисный франчайзинг, который представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Сфера его применения – услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи. На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в туристическом бизнесе, в области недвижимости, трудоустройства и образовательной деятельности.

Наряду с вышеперечисленными видами, франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирме (в данном случае она, естественно, будет франчайзером), так и предприятиям, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса [7].  

Волков А.С. [8] в своих исследованиях отмечает, что классическая модель франчайзинга (рис. А) изменилась в направлении обеспечения франчайзера дополнительными возможностями быстрого развития с наименьшими затратами. Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, но наиболее часто используются региональный франчайзинг и суб-франчайзинг.

Региональный франчайзинг (рис.Б) – трехуровневая система, в которой главный в регионе франчайзи, промежуточное звено, выступает в роли официального, с широкими полномочиями представителя головной компании.

Реализация системы  регионального франчайзинга начинается с того, что франчайзер определяет стратегию развития своей сбытовой инфраструктуры в определенном регионе и заключает срочный договор с предприятием-партнером, которое становится главным франчайзи по определенному региону или продукту. Главный франчайзи имеет право не только подбирать новых франчайзи, но и обеспечивать их первоначальное обучение и прочие услуги, что обычно делает сам франчайзер. Главный франчайзи включен в систему разделения платежей и взносов в рекламный фонд. Он пользуется всеми благами, которые обычно дает франчайзинг, для этого он тоже платит лицензионные взносы, а также взносы на рекламу непосредственно франчайзеру. Контракт между франчайзером и главным франчайзи устанавливает, что ожидается от каждой стороны и, какой определенный период франчайзи будет выполнять эту специфическую роль. В отличие от других методов этот метод выгоден для всех сторон, так как главный франчайзи – выборное лицо, и он должен получать поддержку на протяжении всего времени сотрудничества, а это выгодно и франчайзеру.

Суб-франчайзинг (рис. В) – трехуровневая система франчайзинговых отношений, подобная региональной схеме. Основное отличие – иная организация потока платежей: он становится последовательным, а непосредственная связь франчайзи с головной компанией утрачивается практически полностью. Фактически суб-франчайзи становится франчайзером на своей территории, и франчайзи зависит уже от его долгосрочной поддержки [9].

  

В исследованиях Д. Н. Землякова, М.О. Макашева отмечается, что  в настоящее время мировой рынок франчайзинга считается одним из самых перспективных. Франчайзинговые фирмы, успешно функционирующие в 80 странах, создают около 13% валового национального продукта. Есть основания полагать, что в скором времени более половины розничных продаж будет осуществляться торговыми точками в рамках системы франчайзинга [9]. 

Сегодня франчайзинг используется примерно в 75 сферах бизнеса – от фаст-фудов и ресторанов до операций с недвижимостью и юридических услуг. Одно из наиболее перспективных направлений, по мнению Байрамова Э. Э. [4], развития франчайзинга – это ресторанно-гостиничный бизнес. В данном направлении успех каждого предприятия зависит не только от частных решений: выбора концепции, месторасположения и т.д., но и положения дел в отрасли, общих тенденций развития рынка туристических услуг и мировой экономической конъюнктуры, во многом определяющей потребительский оптимизм.

Принципы организационного построения и функционирования гостиниц и ресторанов по многим позициям совпадают. Это в первую очередь касается стратегий роста и развития бизнеса, роли брэнда, формирования сетевых структур, экспансии на новые рынки и, конечно, использования для этих целей франчайзинга, показавшего в сфере гостеприимства высокую эффективность.

В то же время имеют место некоторые  экономико-организационные различия в закономерностях функционирования ресторанного и гостиничного бизнеса, главное из которых – объем  первоначальных инвестиций, определяющий барьер входа в отрасль. В гостиничном бизнесе он неизмеримо выше, а сроки окупаемости проекта – продолжительнее. Значительные инвестиции предполагают и более «сложные» формы собственности.

Ресторанно-гостиничный бизнес функционирует  в двух организационных формах: в виде независимых предприятий и сетевых структур (цепей). Последние как результат горизонтальной интеграции стали доминирующей формой организации и управления крупных структур ресторанно-гостиничного бизнеса.

Развитие ресторанного рынка стали  определять ниши, занятые недорогими семейными ресторанами, ресторанами средней ценовой группы, а также сетями ресторанов, оперирующих под одной торговой маркой. Сегодня в условиях разразившегося мирового финансово-экономического кризиса ситуация повторяется – наибольший импульс развития получают сети быстрого питания с известными брэндами.

В современной науке исследователями  выделяются следующие преимущества франчайзинга[13]:

Во-первых, максимизация развития. Этот плюс франчайзинга обуславливается тем, что франчайзору не требуется вкладывать дополнительные ресурсы как финансовые так и кадровые в то, чтобы увеличить развитие своего присутствия на рынке. Ему достаточно увеличивать внутренние мощности, а уже готовые франчайзи будут браться за их реализацию. Для франчайзи также есть плюс в развитии – это отработанные решения и квалифицированная помощь «старших братьев» у которых за спиной большой опыт.

Во-вторых, оптимизация управления. Этот плюс франчайзинга заключается в отсутствии необходимости продавца модели следить и контролировать процессы, происходящие у его покупателя. Условия сделки обычно содержат перечень ограничивающих и предписывающих пунктов, соблюдение которых является неотъемлемой частью договора, и обычно такой подход устраивает обе стороны, без привлечения дополнительных ресурсов для организации взаимоотношений.

В-третьих, увеличение капиталов – однозначно выгодная сторона дела для франчайзора, потому что он, как правило, не тратит ресурсов на создание и поддержку новой «точки» своего бизнеса. Также в договоре может быть предусмотрен и вступительный взнос для франчайзи (и это помимо того что на нём лежат затраты на создание). Плюс для франчайзора в данном случае односторонен (за редкими исключениями для отдельных франчайзи предоставляют более выгодные предложения).

Но наряду с преимуществами также выделяются и недостатки франчайзинга, ведь как бы не была эффективна модель, насколько бы не было безупречно имя – конечной реализацией франчайзинга занимаются люди, которые в чем-то могут не удовлетворять требованиям.

На первое место можно  поставить востребованность франчайзи, потому что крупные бизнес-модели (а зачастую именно они и являются объектами франчайзинга) далеко не всегда применимы в периферийных объектах рынка, и уж если применимы, то расчеты эффективности, возврата вложенных средств и ожидания персонала по зарплате будут сильно скорректированы. Это стоит учитывать, потому что бизнес-модель франчайзора прикреплена к месте с определенным экономическим климатом, а у франчайзи климат будет скорей всего иной.

Еще один из минусов внедрения  подобной сети это вопрос лояльности в отношениях между сторонами. В частности это больше затрагивает интересы франчайзора. Насколько хорошо зарекомендовал себя франчайзи в месте внедрения точки? Насколько он будет исполнять гарантии франчайзора, которые уже хорошо известны? Насколько он укрепит уверенность конечных потребителей в качестве продукции, товаров и услуг франчайзора? Это те вопросы, которые ставятся перед франчайзором, потому что от того, как будет работать франчайзинговая сеть, будет зависеть не только доход из конкретного источника, но также и «чистота имени» брэнда.

Информация о работе Экономическая эффективность франчайзинга