Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 19:36, контрольная работа
Цель работы – изучить структуры рынков и эффективность деятельности фирмы при различных структурах.
Основными задачами работы являются:
- изучение рыночных структур и их классификация;
- характеристика рыночных структур и их эффективности.
Введение
Поведение фирмы на рынке, установление цены на продукцию и выбор объема производства зависят от типа рынка, на котором она действует. Наиболее сильным фактором, определяющим условия функционирования того или иного рынка, является степень развития конкуренции и, как следствие, возможность фирмы контролировать цену на производимую продукцию.
Развитие конкуренции тесно связано со степенью экономической власти фирмы над рынком. Чем слабее конкуренция на рынке, тем сильнее диктат производителя и наоборот.
Поведение фирмы будет зависеть от структуры рынка, в условиях которого она работает. Это поведение определяет в результате проводимую ею политику ценообразования, получение прибыли, эффективности и многое другое. В ряде случаев экономическое поведение фирмы будет оказывать воздействие и на политику других фирм. В результате взаимодействия всех фирм будет определяться ситуация в данной отрасли.
Таки образом, актуальность рассматриваемой темы определяется необходимостью изучения структуры рынков и эффективности деятельности фирмы в условиях различных структур.
Цель работы – изучить структуры рынков и эффективность деятельности фирмы при различных структурах.
Основными задачами работы являются:
- изучение рыночных структур и их классификация;
- характеристика рыночных структур и их эффективности.
1. Экономическая эффективность
Экономическая эффективность означает отсутствие потерь в использовании ресурсов. Так, если какой-то специалист является безработным, то теряется возможность применения его способностей в производстве, т.е. данный трудовой ресурс используется неэффективно. То же самое можно сказать про бездействующий станок, остановленную фабрику. Однако полная занятость всех ресурсов еще не означает отсутствие потерь в их
использовании. Например, если отдельная фирма применяет не самый дешевый способ изготовления какого-то товара, то она использует ресурсы неэффективно: выбрав менее ресурсоемкий способ, она может сэкономить часть факторов производства и с их помощью выпустить дополнительные единицы товара. Иной случай неэффективного использования ресурсов можно представить, когда несколько фирм отрасли производят продукцию с более высокими, чем остальные фирмы издержками: издержки производства всей отрасли окажутся выше, чем это необходимо для выпуска того же объема продукции. Наконец, если одного товара производится чересчур много, а другого слишком мало, то ресурсы также используются неэффективно.
В рыночной экономике эффективность использования ресурса оценивается с помощью так называемого принципа Парето (Вильфредо Парето (1848-1923 гг.) – выдающийся итальянский экономист, внесший значительный вклад в развитие экономической науки). Считается, что ресурсы используются неэффективно, если возможно, применяя их иным способом, улучшить положение хотя бы одного домохозяйства, не ухудшив при этом благосостояния иных домохозяйств.
И наоборот, ресурсы используются эффективно, когда невозможно за счет иного их применения улучшить благосостояние хотя бы одного домохозяйства, не ухудшив при этом состояния других домохозяйств.
Экономическую эффективность подразделяют на:
- эффективность производства
(производственную
- эффективность распределения.
2. Производственная эффективность
При использовании
экономических ресурсов производственная
эффективность достигается, если
любой объем продукции производится
с наименьшими издержками для
данного объема выпуска. Если
это условие выполняется, то
производство единицы продукции
влечет за собой самые низкие
издержки с точки зрения упущенной
возможности альтернативного использования
ресурсов. В любом другом случае
издержки упущенной
Производственная эффективность достигается при выполнении двух условий:
1. Каждая фирма действует таким образом, что любой объем продукции выпускается с минимально возможными издержками. Иными словами, принимая решение в краткосрочном периоде, фирма должна добиться того, чтобы ее производству соответствовала самая нижняя из возможных кривых средних издержек. В долгосрочном периоде фирма также должна выбрать самую низкую кривую LRAC для заданного объема производства. Заметим, что данные условия всегда выполняются, если фирма максимизирует прибыль, в какой бы рыночной структуре она ни действовала.
2. Все фирмы отрасли
должны иметь один и тот
же уровень предельных
иной способ использования ресурсов, при котором хотя бы одно домохозяйство улучшит, а остальные не ухудшат свое положение; следовательно отрасль действует неэффективно. При выполнении данного условия суммарный выпуск продукции всей отрасли распределяется между фирмами таким образом, что минимизируются суммарные издержки отрасли.
3.Эффективность распределения ресурсов
Как мы только что выяснили, производственная эффективность обеспечивает выпуск заданного объема продукции с минимальными издержками. Однако на общую экономическую эффективность будет оказывать воздействие также и то, какой набор товаров и услуг выпускается фирмой, отраслью и обществом в целом, поскольку это связано с использованием и соответственно с распределением ресурсов между различными производствами.
Считается, что эффективность
распределения достигается, если
невозможно перераспределить
Это имеет место, если
при производстве каждого
Действительно, как отмечалось ранее, любой потребитель приобретет дополнительную единицу товара Х только в том случае, если выполнится условие максимизации общей полезности:
Если считать Х обычным, а не гиффреновским товаром, то потребитель будет реагировать на изменения цены Рх путем либо увеличения, либо снижения QDx, что вызовет соответственно или понижение, или рост MUx. Следовательно цена дополнительно приобретенной единицы товара Х адекватно связана с предельной полезностью MUx, поэтому ординату любой точки n кривой спроса, которой соответствует цена n-ой единицы товара Рn, можно соотнести с предельной полезностью данной единицы товара. В силу
сложности измерения предельной полезности, ряд экономистов считают целесообразным использовать иную категорию – предельную выгоду MB, под которой понимают количество денег, которое индивидуальный потребитель готов заплатить за покупку дополнительной единицы товара X. Значит тогда можно полагать, что ординаты кривой спроса, равные цене товара X, отражают предельные выгоды, получаемые потребителем от покупки единицы товара X.
Представим, что мужские рубашки продаются по цене 500 рублей, а предельные издержки производства рубашек составляют 700 рублей. Если цена рубашек 500 рублей, то это означает, что предельная выгода MB, получаемая домохозяйствами от покупки рубашек, равна 500 рублей. Если домохозяйства откажутся от покупки одной рубашки, то они упустят выгоду в 500 рублей. Однако с точки зрения издержек упущенной возможности, отказ от производства одной рубашки позволяет применить ресурсы, ранее задействованные для изготовления рубашки, альтернативным путем и выпустить иную продукцию, обеспечивающую выгоду в 700 рублей. Значит, перераспределяя ресурсы, возможно улучшить благосостояние хотя бы одной семьи, не ухудшив положение других (из 700 руб. выгоды 500 руб. покроют упущенную выгоду общества из-за непроизводства рубашки, а 200 рублей пойдут на улучшение положения домохозяйства), т.е. в том случае, когда МС > Р, ресурсы распределяются неэффективно.
Если цена рубашек превысит предельные издержки их производства, то распределение ресурсов окажется также неэффективным, т.к. рубашек выпускается слишком мало для общества выгодно отказаться от производства альтернативного товара и направить освободившиеся ресурсы на изготовление дополнительной рубашки. И опять за счет перераспределения ресурсов можно улучшить положение какого-то домохозяйства, не ухудшив при этом благосостояния других, т.е. и в этом случае ресурсы распределены неэффективно. Когда цена рубашки точно равняется предельным издержкам ее производства (положим, 600 рублей), то отказ от производства одной рубашки уменьшит получаемую обществом выгоду на 600 рублей; если высвободившиеся при этом ресурсы перераспределить и направить на выпуск иного товара, то альтернативное применение ресурсов также даст максимальную выгоду в 600 рублей (напомним, что предельные издержки
МС = 600 руб. означают издержки упущенной возможности, т.е. показывают потенциальную отдачу ресурсов в случае их использования наилучшим альтернативным путем). Значит, перераспределением ресурсов нельзя добиться улучшения положения какого-то домохозяйства; данной цели можно добиться только путем ухудшения благосостояния других домохозяйств. Сделаем нами вывод: в любой рыночной структуре эффективность распределения ресурсов достигается в том случае, когда цена товара равняется предельным издержкам его производства, т.е. Р = МС.
4. Экономическая эффективность при совершенной конкуренции и монополии
Каким же образом сказывается характер рыночной структуры на экономической эффективности производства? Обратимся сначала к производственной эффективности.
Производственная эффективность. Ранее уже отмечалось, что закон уменьшающейся отдачи ресурсов универсален и действует в любых рыночных структурах, поэтому характер кривых средних и предельных издержек одинаков как при совершенной конкуренции, так и монополии. Это дает основание утверждать, что максимизирующая прибыль фирма всегда будет стремиться производить любой объем продукции с минимальными издержками, в какой бы рыночной структуре она ни функционировала. Следовательно, первое условие производственной эффективности выполняется каждой фирмой, если она стремится максимизировать прибыль, и при совершенной конкуренции, и в условиях монополии.
Что касается второго условия – равенства предельных издержек всех фирм отрасли, – при котором обеспечивается минимизация издержек всей отрасли, то монополия олицетворяет всю отрасль. Если фирма-монополист объединяет несколько заводов, то она, безусловно, так организует производство, чтобы предельные издержки выпуска продукции на каждом заводе были одинаковыми. В противном случае эта фирма будет нести потери из-за неэффективного использования ресурсов.
В условиях же совершенной конкуренции это условие выполняется автоматически: поскольку каждая фирма не в состоянии воздействовать на рыночную цену товара Р, то фирмы отрасли максимизируют прибыль, когда их предельные издержки равны цене товара, т.е. МС = Р. Так как цена товара Р неизменна, то предельные издержки всех фирм будут равны.
Итак, можно сделать следующий вывод: в какой бы рыночной структуре не функционировала фирма она достигнет производственной эффективности, если будет стремиться к максимизации прибыли.
Иными словами, стремление фирм максимизировать прибыль является достаточным условием для достижения производственной эффективности как отдельной фирмой, так и отраслью, вне зависимости от характера рыночной структуры.
Эффективность распределения. Рассмотрим рынок при совершенной конкуренции. Докажем, что эффективное распределение ресурсов достигается, если удовлетворяется равенство:
(индекс «s» показывает, что оценивается предельная выгода, получаемая всем обществом, и предельные издержки всего общества).
Обратимся к рис. 1:
Рис.1. Эффективное распределение ресурсов
Любое отклонение от равновесного уровня производства и потребления Qe, когда MBs = MCs, приводит к неэффективному распределению ресурсов.
Предположим, что выпуск товара Х, составляющий величину Qn, превышает равновесное значение Qe. Рассмотрим последнюю, Qn-ю единицу товара: как видно из рис. 1 предельная выгода, получаемая обществом от потребления этой единицы товара X, определяется длиной отрезка ef, а предельные издержки общества, связанные с производством Qn-ой единицы товара, равны длине отрезка fd (напомним, что предельная выгода определяется ординатой кривой спроса, а предельные издержки – ординатой кривой предложения). Предельные издержки отражают стоимость товара, который могло бы произвести общество при наилучшем альтернативном применении ресурсов, использованных при изготовлении Qn-ой единицы товара X. Значит, если Qn-я единица Х не будет произведена, то общество сможет с помощью высвободившихся ресурсов выпустить альтернативный товар, выгода от использования которого равна отрезку df. За счет этого общество покроет потери в выгоде из-за непроизводства Qn-ой единицы товара Х и еще будет иметь дополнительную выгоду, равную отрезку ed. Но тогда получается, что путем перераспределения ресурсов общество в состоянии улучшить положение хотя бы одного домохозяйства (направив в его распоряжение дополнительную выгоду ed), не ухудшив при этом благосостояния других домохозяйств. Следовательно, выпуская Qn единиц товара, общество, согласно принципу Парето, неэффективно распределяет ресурсы.
Информация о работе Экономическая эффективность рыночных структур