Бизнес-планирование и его значение в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы стало изучение теоретических аспектов по бизнес-планированию.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучить методические основы планирования на предприятии;
- рассмотреть место бизнес-плана в развитии предприятия;
- поэтапно разобрать разделы бизнес-плана;
- осветить методические разработки бизнес-плана;
- рассмотреть стилистическое оформление бизнес-плана;
- анализировать цели и задачи бизнеспланирования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………4
1. Содержание и организация бизнес - планирования в рыночных условиях….6
1.1 Сущность и значение бизнес - планирования в управлении предприятием..7
1.2 Организация процесса бизнес - планирования на предприятии…………….10
2. Бизнес – план организации……………………………………………………...15
2.1 Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-плана…………..18
2.2 Этапы разработки бизнес – плана…………………………………………….19
2.3 Структура и содержание разделов бизнес-плана……………………………28
3. Особенности бизнес планирования в России и за рубежом………………….31
4. Расчетная часть………………………………………………………………….37
Библиография…………………………………………………………………….72

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 592.93 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Московский государственный гуманитарно-экономический  институт»

Волгоградский филиал

                                                                                                             

                                                                                             

                                                                              

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

на тему «Бизнес-планирование и его значение в рыночных условиях»

 

 

 

Выполнил:

студент гр. ЗЭ – 2111

 Маркова В.Д.

 

Проверил:

преподаватель экономических  дисциплин    Самарская Т.О.

 

Оценка _______________

 Дата «___» _________2013г.

 


 
Волгоград – 2013

 

ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

По теме       Бизнес-планирование и  его значение в рыночных условиях .

_______________________________________________________________

Студента     Марковой    Виктории    Дмитриевны        

Группы №    ЗЭ-2111-с     специальности «Экономика и бухгалтерский учет» ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

 

Перечень вопросов, подлежащих разработке или исследованию:

  1. Провести сбор информации, необходимой для курсового проектирования, которая позволит отразить теоретические аспекты и практическое применение выбранной темы.
  2. Составить план курсового проекта.
  3. На основе составленного плана и литературных источников зарубежных и отечественных авторов рассмотреть историю и сущность исследуемой проблемы, проанализировать различные подходы к ее решению.
  4. В практической части провести необходимые расчеты по индивидуальному варианту и анализ полученных результатов.
  5. В заключительной части обобщить накопленную и проанализированную информацию, предложить несколько путей улучшения исследуемой проблемы.

 

 

Срок сдачи выполненного курсового проекта 14 февраля  2013г.

 

Руководитель курсового  проекта _________________ (Самарская Т.О..)

 

Студент ____________________________________(Маркова В.Д.)

                                                            Содержание 
 
  Введение……………………………………………………………………………4

1. Содержание и организация бизнес - планирования в рыночных условиях….6

1.1 Сущность и  значение бизнес - планирования в  управлении предприятием..7

1.2 Организация процесса бизнес - планирования на предприятии…………….10

2. Бизнес – план организации……………………………………………………...15

2.1 Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-плана…………..18

2.2 Этапы разработки бизнес  – плана…………………………………………….19

2.3  Структура  и содержание разделов бизнес-плана……………………………28

3. Особенности бизнес планирования в России и за рубежом………………….31 
4. Расчетная часть………………………………………………………………….37 
   Библиография…………………………………………………………………….72

 
                                                                                                 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
                                                    Введение 

С развитием экономики  и ее отдельных сегментов растет интерес к разработке бизнес-планов отдельных организаций и предприятий.

     Острая конкурентная борьба диктует жесткие правила, при которых все должно быть под контролем и четко спланировано. Без составления бизнес – плана невозможно принятие правильного решения по коммерческому предложению. Однако и в этом вопросе важно правильно и быстро составить такой бизнес-план, который отвечал бы всем современным требованиям.  
     В условиях рыночной экономики успех деятельности фирмы и даже отдельного бизнесмена в значительной степени определяется тем, насколько профессионально подходит руководство к выбору стратегии и тактики ее ведения, то есть насколько грамотно оно реализует процесс внутрифирменного планирования.                                                                                                         

      Планирование – это сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов.  
     Одним из важнейших  элементов процесса планирования в целом является составление бизнес-планов. Термин бизнес-план стал достаточно широко использоваться в России сравнительно недавно – лишь в начале 2000-х годов, однако к настоящему времени практически любой более или менее крупный проект предваряется разработкой детального бизнес-плана. 
     При этом важно ранжировать цели фирмы, продумать критерии при выборе приоритетных направлений деятельности предприятия, определить в баллах уровень ресурсосбережения и ресурсообеспечения, прибыльности и спроса конкретных товарных групп, что позволит более четко составить программу деятельности фирмы на перспективу, разработать стратегию и тактику действий на различных рынках. Так или иначе, с развитием экономики и ее отдельных сегментов растет интерес к разработке бизнес-планов отдельных организаций и предприятий.  
     Однако в публикациях по данному вопросу практически не рассматриваются вопросы определения места бизнес-плана в системе планирования предприятия, его связи с другими планами предприятия.  
     Разработка бизнес-планов приобрела особую актуальность в нашей стране в последнее время, в связи с открытием финансирования отдельных проектов российских предпринимателей со стороны зарубежных инвесторов. Обязательным документом для участия в конкурсе проектов является бизнес-план организаций, принимающих участие в таком конкурсе. Бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и, в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы. Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий детальный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться. Бизнес-план — многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период. В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

Бизнес-план может включать в свой состав следующие разделы: реквизиты организации; описание бизнеса, включая характеристику форм собственности; его текущее состояние и перспективы  развития; управление организацией, включая  краткие автобиографические справки  на руководителей; характеристику выпускаемой  продукции; цели и стратегии развития; исследование рынка (рыночные сегменты и их емкость, характеристика потребителей, конкуренты, рыночная доля, барьеры  проникновения на рынок); стратегии  маркетинга; прогнозные оценки объемов  сбыта на несколько лет (возможно, на 5 лет) с погодовой разбивкой; фонды  и их использование с подробным  обоснованием требуемых валютных средств; обоснование сроков возврата кредита.  
     Основной целью работы стало изучение теоретических аспектов по бизнес-планированию. 
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач: 
- изучить методические основы планирования на предприятии; 
- рассмотреть место бизнес-плана в развитии предприятия;

- поэтапно разобрать разделы бизнес-плана; 
- осветить методические разработки бизнес-плана;

- рассмотреть стилистическое  оформление бизнес-плана;

- анализировать цели и  задачи бизнеспланирования.

 

 

 

                                                                                                                                    

 

 

   1.Содержание и организация бизнес-планирования в рыночных условиях. 
     В планировании обоснование  принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли. 
     В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Однако сложившийся в России «климат» существенно усложняет процедуры разработки бизнес-планов. Экономическая, да и политическая нестабильность в российском обществе затрудняет прогнозирование факторов, оказывающих воздействие на достижение хозяйствующими субъектами планируемых результатов. Решать вопросы планирования в экономике нашей страны действительно довольно сложно: вследствие общей экономической нестабильности, невозможности полноценного использования некоторых методов управления, реализуемых в рыночных условиях и необходимости поиска нетиповых для данной парадигмы решений.

     Неизмеримо возрастает и риск предпринимательской деятельности, в том числе из-за того, что новые механизмы управления не всегда удачно адаптируются к условиям переходной экономики. Определяя свое отношение к бизнес-плану, далеко не все российские предприниматели принимают во внимание конкуренцию со стороны иностранных компаний.

     Последние имеют в ряде случаев преимущества в привлечении потребителей доступными ценами, более броской упаковкой, дизайном товара, репутацией самой фирмы и т.д. Эти рыночные субъекты действуют на российском рынке весьма жестко, преследуя, естественно, свои интересы, подчиняясь собственным стратегическим целям. В бизнес-плане же заложен мощный потенциал, использование которого может способствовать конкурентоспособности отечественных производителей на наших рынках.

      1.1 Сущность и значение бизнес-плана в управлении предприятием.

     Бизнес-план-это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса. 
     Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося, предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития.                                                                           
     Каковы основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнес - планированию Г. Райен: "Понять себя и продать себя". Другими словами, бизнес-планирование решает следующие важные проблемы:

  • определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;
  • конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей системы;
  • привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы;
  • помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и её рабочую среду.

      Как видно,  в отличие от традиционного  плана организации бизнес-план  учитывает не только внутренние  цели предпринимательской организации,  но и внешние цели лиц которые  могут быть полезны новому  делу.  Помимо инвесторов заинтересованными  лицами будущего бизнеса являются  потенциальные потребители и  поставщики фирмы. 

Для начинающего предпринимателя  бизнес-план-это по сути, все, чем  он может привлечь внимание инвесторов. Уровень составленного бизнес-плана  становится показателем надёжности серьёзности предпринимателя и его дела.    Как правило, бизнес-план является отправной точкой для начала переговоров между предпринимателем и возможными инвесторами (например, банками). Особенно необходим бизнес-план при ведении переговоров с иностранными инвесторами. 
     Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращая в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш. 
      В современных российских условиях бизнес-план осуществляет ещё одну важную функцию - он является инструментом приватизации государственных предприятий. Здесь он используется для обоснования предложений по приватизации, для определения круга задач, связанных с санацией (оздоровлением) приватизируемых предприятий. Бизнес-план входит в состав проспектов эмиссии ценных бумаг, публикуемых при акционировании экономической организации. 
      Для сегодняшней российской практики характерна тенденция перехода чрезмерно формализованного к более взвешенному и разумному применению бизнес-планов в процессе приватизации. 
     Бизнес-план, как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно- 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий: 
в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации; стратегические планы - это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко затем к стратегическому плану добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет чётко очерченные временные рамки, по истечению которых определённые планом цели и задачи должны быть выполнены (например, должен быть построен и достигнут проектной мощности завод). Таким образом, бизнес-план по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определённой самодостаточностью; в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.

        1.2 Организация процесса бизнес-плана на предприятии.

     Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержаться оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.  
     Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:  
- дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;  
- содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие);  
- служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.  
     При составлении бизнес-плана необходимо оценить возможности и проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется определением (или оценкой) общего положения. Имея такую оценку приступают к постановке целей и задач. Этот процесс в свою очередь состоит из двух частей. Во-первых, устанавливается, что будет являться продукцией проекта (каким бизнесом будет заниматься предприятие), во-вторых, определяются главные, количественно обоснованные цели на перспективу.  
     Установление таких целей является наиболее легкой задачей. Решив ее, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и составить планы, которые формируют ядро бизнес-плана. Хорошо составленный бизнес-план, как правило, является существенным фактором длительного выживания предприятия и его прибыльности.  
     Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, то есть он может стать средством привлечения капитала, необходимого для осуществления проекта (развития предприятия). При составлении бизнес-плана необходимо представить, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху. Может случиться так, что эти препятствия слишком серьезны и на предлагаемой идее нужно ставить крест. Разумеется, это не самый приятный вывод, но лучше его сделать, пока проект на бумаге, а не тогда, когда на его создание уже потрачены деньги и время.  
     Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие), планировать процесс перехода от одного состояния в другое.  
     В наше время бизнес-план становиться для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.  
     Инвесторы хотят увидеть бизнес-план доказывающий, что над идеей хорошо поработали и предприниматель тщательно продумал все действия, которые необходимо предпринять для осуществления идеи и превращения ее в успешно функционирующую программу.  
     Бизнес-план это документ, который убедительно демонстрирует способность вашей компании произвести и (что самое главное) продать достаточно товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов).  
     Таким образом, бизнес-план является не просто набором управленческих решений в области маркетинга, стратегии производства и продаж, организации и финансов - он позволяет Вам "удачно" продать ваш бизнес тому, для кого этот план предназначен, будь то банк, инвестиционная компания, потенциальный партнер (заказчик).  
     Бизнес-план предназначен для инвестора или банкира, а также огромную пользу он приносит и предприятию. Подробный и продуманный бизнес-план, возможно, является наилучшим инструментом, который поможет достичь долгосрочный целей.  
     Бизнес-план помогает:  
- принимать важные деловые решения ; 
- подробно ознакомиться с финансовой стороной вашего дела ; 
- получать важную информацию по вашей индустрии и маркетингу ; 
- предвидеть и избегать препятствий, которые часто встречаются в схожем бизнесе ; 
- поставить конкретные задачи, осуществление которых будет свидетельствовать о сделанном прогрессе ; 
- расширяться в новых и перспективных отраслях ; 
- быть более убедительным при поиске финансирования.

Информация о работе Бизнес-планирование и его значение в рыночных условиях