Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:43, курсовая работа
Основной целью работы стало изучение теоретических аспектов по бизнес-планированию.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучить методические основы планирования на предприятии;
- рассмотреть место бизнес-плана в развитии предприятия;
- поэтапно разобрать разделы бизнес-плана;
- осветить методические разработки бизнес-плана;
- рассмотреть стилистическое оформление бизнес-плана;
- анализировать цели и задачи бизнеспланирования.
Введение……………………………………………………………………………4
1. Содержание и организация бизнес - планирования в рыночных условиях….6
1.1 Сущность и значение бизнес - планирования в управлении предприятием..7
1.2 Организация процесса бизнес - планирования на предприятии…………….10
2. Бизнес – план организации……………………………………………………...15
2.1 Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-плана…………..18
2.2 Этапы разработки бизнес – плана…………………………………………….19
2.3 Структура и содержание разделов бизнес-плана……………………………28
3. Особенности бизнес планирования в России и за рубежом………………….31
4. Расчетная часть………………………………………………………………….37
Библиография…………………………………………………………………….72
Возникает ряд вопросов: надо ли адаптировать переводные или написанные на их основе методики, если в них отражается реальный опыт работы в рыночной экономике, в которую российские предприятия только еще стремятся войти и неужели бизнес-планы, например, модернизации предприятия там и здесь должны принципиально отличаться? Есть достаточно оснований считать, что их различие вызывают особенности деловой среды в разных странах.
Важнейшими компонентами
Сравнение указанных компонентов, например, для России и США, убедительно свидетельствует, что деловая среда США отличается от деловой среды России как воздух от воды: они как птицы летают по воздуху, мы же, как рыбы, плаваем в воде. Поэтому, когда россиянам предлагается брать на вооружение западные методики и прочие рецепты эффективного поведения, не адаптированные к условиям России, это примерно то же самое, что учить рыб летать.
С западными бизнес-планами
Разные виды бизнеса обычно требуют
отражения в бизнес-планах совершенно
(или в значительной степени) неодинаковой
информации в различных формах. Часто
встречающаяся ошибка, допускаемая
российскими разработчиками бизнес-планов,
- неправильное понимание того, какие
аспекты, отражаемые в подобном документе,
являются определяющими. Обычно много
сил тратится на разработку разделов
«Финансовый план» и «
Поэтому нередко после прочтения нескольких западных книг российские специалисты теряют способность что-либо понимать и делать в плане маркетинга, не знают, на кого из авторов можно опереться.
Для современных российских
условий принципиальное
1. Изложение целей деятельности;
2. Краткое описание бизнеса;
3. Анализ рынка;
4. Продукция (услуги);
5. Организация производства;
6. Инвестиционный климат и риски;
7. Конкуренция;
8. Реализация продукции;
9. Управление и кадры;
10. Финансирование;
11. Приложения;
В западной деловой
среде все рассмотренные
Таким образом, западные методики разработки бизнес-планов не могут применяться один к одному для российских условий ввиду существенно иной деловой среды. Это вызывает необходимость дополнять западные типовые структуры бизнес-планов, по крайней мере, тремя важными разделами, в которых авторы должны показать:
В результате адаптированный к российским условиям бизнес-план приобретает следующую структуру:
1. Цели деятельности
2. Краткое описание бизнеса
3. Анализ рынка
4. Продукция (услуги)
5. Организация производства
6. Инвестиционный климат и риски
7. Достижение необходимого
8. Обеспечение
9. Реализация продукции
10. Управление и кадры
11. Финансирование
12. Эффективность бизнеса и
13. Приложения
Структура российского бизнес-плана отличается от типичной западной за счет включения разделов 7 и 12 и изменения содержания раздела 8 (в него добавляется углубленное рассмотрение возможностей управления себестоимостью продукции). Важно то, что предлагаемая структура не противоречит западным требованиям к бизнес-планам, поскольку в ней есть все основные принятые в западной практике элементы, и в то же время она дополнена и адаптирована к условиям более тяжелой российской деловой среды.
Разработчикам следует включать в
разделы своих бизнес-планов все,
что считают нужным и полезным,
имея в виду, что строгого государственного
стандарта ни на форму бизнес-плана,
ни на содержание его разделов в
России, вероятно, не будет никогда.
Да это, видимо, и не нужно. Развиваются
бизнес, его технологии и организация,
развивается и методология
Таким образом, подводя итог российской специфике бизнес-планирования, нужно еще раз отметить, что экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, часто не позволяет им непосредственно использовать зарубежные методические разработки при составлении бизнес-планов. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны. В настоящее время российское законодательство не закрепляет обязательность разработки бизнес-плана. Для большинства российских предприятий он является новым документом. Сегодня широко распространена позиция, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес-плана и предполагающая в качестве альтернативы краткое технико-экономическое обоснование. Иногда считается, что отсутствие проработанного бизнес-плана может быть компенсировано знанием «глубин» отечественного бизнеса и интуицией. В современных условиях такая позиция не может являться достаточной для получения инвестиций под конкретные проекты. Условия нарождающегося рынка диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики продвижения предпринимательских проектов для инвестирования. К сожалению, российская специфика инвестиционного климата даже усложняет процедуры разработки бизнес-планов и учета в них ряда труднопредсказуемых факторов. К ним можно отнести уровни инфляции, различающиеся для оцениваемых в бизнес-плане показателей (например, общая инфляция, инфляция на сбыт, себестоимость продукции, заработную плату, основные фонды и т.д., плавающие банковские и налоговые ставки, перевод рублевых показателей в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей, недостаточность информационных и статических данных). Зарубежный опыт и пока еще недостаточный опыт отечественных предприятий показывают, что даже в условиях переходного периода составлять бизнес-планы заставляет сама жизнь, подвергающаяся экономическим и правовым воздействиям.
Исходные данные для расчета (вариант
19).
№ |
Показатели |
Единицы измерения |
Величина показателя | |||||
1 |
2 |
3 |
4 | |||||
1. |
Календарное время работы |
дни |
365 | |||||
2. |
Выходные в год |
дни |
104 | |||||
3. |
Праздники в год |
дни |
12 | |||||
4. |
Продолжительность работы смены |
ч |
8 | |||||
5.
|
Режим работы оборудования: |
|||||||
№1 |
непрер./см. |
3 | ||||||
№2 |
прерывн./см. |
2 | ||||||
№3 |
прерывн./см. |
1 | ||||||
6.
|
Остановки на капитальный ремонт и осмотр линии: |
|||||||
№1 |
дни |
7 | ||||||
№2 |
дни |
8 | ||||||
№3 |
дни |
4 | ||||||
7.
|
Текущие простои оборудования: |
|||||||
№1 |
% |
7 | ||||||
№2 |
% |
4 | ||||||
№3 |
% |
8 | ||||||
8.
|
Техническая производительность линии по продукции |
|||||||
А |
т/ч |
56 | ||||||
Б |
т/ч |
45 | ||||||
В |
т/ч |
25 | ||||||
9.
|
Коэффициент использования производственной мощности продукции: |
|
| |||||
А |
0,89 | |||||||
Б |
0,93 | |||||||
В |
0,98 | |||||||
10.
|
Норма расхода сырья: |
|||||||
А |
кг/т |
500 | ||||||
Б |
кг/т |
780 | ||||||
В |
кг/т |
670 | ||||||
11. |
Цена 1 т основного сырья |
руб. |
780 | |||||
12. |
ТЗР основного сырья |
% |
7 | |||||
13. |
ТЗР вспомогательных материалов |
% |
3 | |||||
14. |
Стоимость вспомогательных материалов |
% |
25 | |||||
15. |
Цена 1 т топлива |
руб. |
950 | |||||
16. |
Коэффициент перевода условного топлива в натуральное |
0,9 | ||||||
17.
|
Норма расхода условного топлива на 1 т продукции: |
|||||||
А |
кг/т |
670 | ||||||
Б |
кг/т |
540 | ||||||
В |
кг/т |
450 | ||||||
18. |
ТЗР топлива |
% |
5 | |||||
19.
|
Норма расхода электроэнергии на 1 т продукции |
|||||||
А |
кВт*ч |
1680 | ||||||
Б |
кВт*ч |
2300 | ||||||
В |
кВт*ч |
1700 | ||||||
20. |
Тариф за 1 кВт*ч |
руб. |
5,34 | |||||
21. |
Доплаты к тарифному фонду |
% |
20 | |||||
22.
|
Сдельная расценка на 1 т продукции: |
|||||||
А |
руб. |
500 | ||||||
Б |
руб. |
470 | ||||||
В |
руб. |
365 | ||||||
23. |
Дополнительный фонд заработной платы |
% |
15 | |||||
24. |
Страховые взносы |
% |
26 | |||||
25. |
Общепроизводственные расходы |
% |
20 | |||||
26. |
Общехозяйственные расходы |
% |
30 | |||||
27. |
Коммерческие расходы |
% |
15 | |||||
28.
|
Рентабельность продукции: |
|||||||
А |
% |
10 | ||||||
Б |
% |
18 | ||||||
В |
% |
21 | ||||||
29. |
Производительность труда за плановый период |
тыс. руб./чел. |
44900 | |||||
30. |
Прибыль от реализации продукции прошлого периода |
млн. руб. |
789,025 | |||||
31. |
Налог на прибыль |
% |
20 | |||||
32.
|
Затраты на 1 рубль продукции планового периода: |
|||||||
А |
руб. |
0,98 | ||||||
Б |
руб. |
0,9 | ||||||
В |
руб. |
0,88 | ||||||
33.
|
Удельный вес основных фондов: |
|||||||
здания |
% |
15 | ||||||
оборудование |
% |
55 | ||||||
транспортные средства |
% |
20 | ||||||
производственный инвентарь |
% |
7 | ||||||
прочие |
% |
3 | ||||||
34.
|
Норма амортизации: |
|||||||
здания |
% |
5 | ||||||
оборудование |
% |
12,5 | ||||||
транспортные средства |
% |
10 | ||||||
производственный инвентарь |
% |
20 | ||||||
прочие |
% |
8 | ||||||
35. |
Удельный вес оборотных средств (от стоимости капитальных затрат) |
% |
50 | |||||
36. |
Технологическая трудоемкость |
н*ч/т |
2,55 | |||||
37. |
Время отпусков |
дни |
28 | |||||
38. |
Время болезни |
дни |
5 | |||||
39. |
Прочие невыходы |
дни |
3 | |||||
40.
|
Удельные капитальные затраты |
руб./т |
||||||
А |
4000 | |||||||
Б |
5300 | |||||||
В |
3780 | |||||||
41.
|
Директор завода |
ДО/%прем/чел. |
67000/70/1 | |||||
Главный инженер |
ДО/%прем/чел. |
56000/65/1 | ||||||
Главный энергетик |
ДО/%прем/чел. |
30000/65/1 | ||||||
Главный механик |
ДО/%прем/чел. |
30000/65/1 | ||||||
Инженеры |
ДО/%прем/чел. |
25000/50/4 | ||||||
Главный бухгалтер |
ДО/%прем/чел. |
31000/65/1 | ||||||
Бухгалтер |
ДО/%прем/чел. |
27000/50/2 | ||||||
Кассир |
ДО/%прем/чел. |
20000/40/1 | ||||||
Инспектор по кадрам |
ДО/%прем/чел. |
27000/45/1 | ||||||
Секретарь |
ДО/%прем/чел. |
18000/30/1 | ||||||
Курьер |
ДО/%прем/чел. |
12000/20/1 | ||||||
Уборщица |
ДО/%прем/чел. |
10000/20/2 | ||||||
Кладовщик |
ДО/%прем/чел. |
15000/25/1 |
Расчет производственной мощности предприятия.
Производственная мощность – это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленном плане, номенклатуре и ассортименте с учетом наилучшего использования всех ресурсов имеющихся на предприятии.
Она рассчитывается по формуле:
ПМ = Тф * П * Кпм, где
П – производительность оборудования, т;
Кпм – коэффициент использования производительной мощности;
Тф – фактическое время работы оборудования, ч.
Фактическое время работы оборудования рассчитывается по формуле:
Тф = (К – В – П - Кр) * С * tсм - Тп, где
К – количество календарных дней в году, дни;
В – выходные дни в году, дни;
П – праздничные дни в году, дни;
Кр – время капитального ремонта, дни;
С – количество смен;
tсм – продолжительность одной смены, ч;
Тп – текущие простои оборудования, %.
Для определения фактического
времени оборудования необходимо знать
режим его работы.
При непрерывном режиме
– количество выходных и праздничных
дней в расчете не учитывается, а число
смен равно трем.
Фактическое время работы оборудования за год по исходным данным составит:
Тф1 = (365-104-12-7)*3*-7%=5401
Тф2 = (365-104-12-8)*2*8-4%=3702
Тф3 = (365-104-12-4)*1*-8%=1803
Расчет производственной мощности предприятия произведены в таблице 2.
Таблица 2.
Производственная мощность предприятия.
Марка оборудования |
Вид продукции |
Производительность, т/ч |
Время работы, ч |
Производительность т/год, т |
Коэффициент использования производственной мощности |
Производственная мощность, т |
№1 |
А |
56 |
5 401 |
302 481 |
0,89 |
269 208 |
№2 |
Б |
45 |
3 702 |
166 590 |
0,93 |
154 929 |
№3 |
В |
25 |
1 803 |
45 075 |
0,98 |
44 174 |
Итого: |
х |
х |
х |
514 146 |
х |
468 311 |
Информация о работе Бизнес-планирование и его значение в рыночных условиях