Бизнес-планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:46, методичка

Краткое описание

По курсу «Бизнес-планирование в сфере сервиса» учебный план специальности 061100 «Менеджмент организации» предусматривает сдачу экзамена. Для успешной его сдачи зачета достаточно умения аргументировано отвечать на вопросы, приведенные в конце каждой темы. и решать задачи, представленные в данных методических указаниях.

Оглавление

Введение 4
Тема 1. Цель разработки бизнес-плана 10
Тема 2. Основные разделы бизнес-плана 11
Тема 3. Понятие об инвестиционной политики 14
Тема 4. Основные инвестиционные задачи 16
Тема 5. Расчет денежных потоков 23
Тема 6. Показатели эффективности бизнес-плана 28
Тема 7. Сущность, содержание и виды рисков 34
Тема 8. Способы оценки рисков 38
Тема 9. Анализ чувствительности бизнес-плана 45
Тема 10. Анализ безубыточности 50

Файлы: 1 файл

18_-_-__.doc

— 513.50 Кб (Скачать)


Министерство образования  Российской Федерации

Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса и экономики


 

Кафедра управления предпринимательской деятельностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СЕРВИСА

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2005

 

 

 

 

 

 

 

Бизнес-планирование в сфере сервиса Методические указания по изучению курса. Шарафанова Е.Е. – СПб: СПбГАСЭ, 2005.

 

Одобрены на заседании  кафедры УПД, протокол №  от 9 (113) 29.04.05 г.

 

Утверждены Методическим Советом института ТМЭО, протокол №  от ..200 г.

 

 

 

 

Методические указания предназначены для студентов  дневной и заочной форм обучения специальности 061100 «Менеджмент организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 4

Тема 1. Цель разработки бизнес-плана      10

Тема 2. Основные разделы бизнес-плана     11

Тема 3. Понятие об инвестиционной политики    14

Тема 4. Основные инвестиционные задачи     16

Тема 5. Расчет денежных потоков      23

Тема 6. Показатели эффективности бизнес-плана    28

Тема 7. Сущность, содержание и виды рисков    34

Тема 8. Способы оценки рисков       38

Тема 9. Анализ чувствительности бизнес-плана    45

Тема 10. Анализ безубыточности      50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Настоящие методические указания предназначены для студентов дневного и заочного отделения специальности 061100, изучающих курс «Бизнес-планирование в сфере сервиса».

В нем представлены минимальный объем сведений, необходимых для усвоения основных сведений по теории и практики бизнес-планирования.

По курсу «Бизнес-планирование в сфере сервиса» учебный план специальности 061100 «Менеджмент организации» предусматривает сдачу экзамена. Для успешной его сдачи зачета достаточно умения аргументировано отвечать на вопросы, приведенные в конце каждой темы. и решать задачи, представленные в данных методических указаниях.

Тема 1.  Цель разработки бизнес-плана

 

  1. Задачи, решаемые в процессе бизнес-планирования.
  2. Сущность подготовительной работы в бизнес-планирования.
  3. Периодичность и длительность бизнес-плана.

    Бизнес-план является важным документом, предваряющим начало деятельности предприятия. Он дает обоснованную целостную и системную оценку перспектив развития фирмы, которая позволяет решить следующие задачи:

- определить конкретное направление деятельности фирмы, ее целевые рынки и место фирмы на них;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;

- определить номенклатуру товаров и услуг, а также оценить издержки по их созданию к реализации;

- оценить соответствие кадров фирмы условиям, необходимым для достижения поставленных целей;

- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка;

- определить, соответствует  ли финансовое положение фирмы поставленным целям.

    Составлению  бизнес-плана предшествуют следующие  виды работ:

    - анализ и  оценка текущего состояния фирмы;

    - анализ потребностей  рынка;

    - оценка влияния окружающей среды;

    - определение  основных направлений и формулировка количественно обоснованных целей деятельности фирмы на расчетный период;

   - разработка планов действий, обеспечивающих достижение установленных целей, и определение необходимых для этого ресурсов.

Бизнес-план составляется в прогнозе на несколько лет. Для первого и

второго года основные показатели рекомендуется предоставить поквартально. В следующие периоды показатели представляются по годам. В общем случае, выбор периода планирования определяется экономическим смыслом задачи, масштабом проекта, требуемыми вложениями.

Контрольные вопросы:

  1. Какие основные задачи решаются в процессе бизнес-планирования?
  2. Какие работы предшествуют составлению бизнес-плана?
  3. Из каких соображений осуществляется выбор периода планирования?

Литература:

  1. Бутов В.П. Бизнес-план фирмы: теория и практика. – М., 2005.
  2. Орлова Е.Р. Бизнес-план. – М., 2004.

Тема 2.  Основные разделы бизнес-плана

  1. Перечень разделов бизнес-плана.
  2. Содержание описания фирмы.
  3. Содержание маркетинговой стратегии.
  4. Содержание сведений о конкурентах.
  5. Содержание плана производства.
  6. Содержание организационного плана.
  7. Содержание юридического плана.
  8. Содержание раздела «Кадровая политика».
  9. Содержание раздела «Риск и страхование».
  10. Содержание финансового плана.

Бизнес-план включает следующие  разделы:

  1. Титульный лист.
  2. Описание фирмы.
  3. Маркетинговая стратегия.
  4. Сведения о конкурентах.
  5. План производства.
  6. Организационный план.
  7. Юридический план.
  8. Кадровая политика.
  9. Риск и страхование.
  10. Финансовый план.

Описание фирмы включает сведения об учредителях, краткую историю создания фирмы, действующую организационную структуру, характеристику производства и сбыта, данные о финансовом положении фирмы, описание наиболее значительных успехов и достижений.

Маркетинговая стратегия составляется на основе маркетинговых исследований, включающих комплексное изучение требований потребителя к услуге, конъюнктуры рынка, его емкости и объема рыночного спроса, системы ценообразования, форм и методов сбыта, определения уровня конкурентоспособности фирмы на различных сегментах рынка.

    Для реализации  поставленных целей формируется  маркетинговая стратегия, определяются действия фирмы в конкретных условиях спроса и предложения. Для формирования системы целей маркетологи на фирме используют метод построения дерева целей. Маркетинговая программа предполагает формирование ценовой, товарной, ассортиментной и сбытовой политики.

    Ценовая политика является основным фактором, влияющим на финансовые показатели деятельности фирмы, которая формируется под воздействием множества факторов: объективно необходимых затрат; уровня конкурентоспособности; действующей системы налогообложения.

    Товарная политика заключается в повышении конкурентоспособности оказываемых услуг, совершенствовании их качественных характеристик в соответствии с запросами потребителей, созданием новых видов услуг, в оптимизации ассортимента, в удлинении жизненного цикла товаров (услуг) за счет повышения качества.

    Оптимизация ассортиментной политики может строиться по следующим направлениям:

    1. товарная дифференциация (выделение своих товарных услуг в качестве особых);
    2. узкая специализация (предполагает работу на довольно узком сегменте рынка и в ограниченной сферы сбыта);
    3. товарная диверсификация (значительное расширение сферы деятельности и производства не связанных друг с другом товаров и услуг);
    4. товарная вертикальная интеграция (освоение производства новых услуг по одной технологической цепочке).

    Сбытовая  политика – это организация сети оптовых и розничных магазинов, агентств и др. При планировании сбыта устанавливаются каналы движения различных групп товаров на разные сегменты рынка, число участников сбыта, интенсивность сбыта.

Сведения о  конкурентах содержат информацию о конкуренции на том сегменте рынка, где фирма собирается реализовывать свою продукцию. Необходимо называть основных конкурентов и по возможности охарактеризовать их финансовое положение, объем продаж, деятельность маркетинговых служб, а также дать оценку их продукции и услуг. После определения основных конкурентов необходимо провести анализ слабых и сильных сторон фирмы и ее конкурентов. Для этого применяется SWOT-анализ фирмы.

    Маркетинговый  план должен дать ответы на следующие вопросы:

  1. Кто будет являться потребителем продукции (услуги)?
  2. Какова численность потребителей, представляющих данный сегмент рынка?
  3. Какой объем продукции (услуг) за определенный период способны они потребить?
  4. В каком целевом диапазоне должна находиться продукция (услуги) для того, чтобы быть приемлемым для потенциальных потребителей?
  5. Какой объем продукции (услуг) в стоимостном выражении за определенный период можно будет реализовать?

    Маркетинговый  план предполагает сбор и анализ сведений о конкурентах. Труднодостижимой, но очень ценной информацией являются данные об объеме реализации конкурентов или доли рынка, которую контролирует каждый игрок.

 В плане производства указывается, какие требуются ресурсы (материальные, финансовые, информационные, трудовые) и чем в реальности располагает организация для производства товара (оказания услуг).

    Необходимо  ответить на следующие вопросы:

  1. Каково финансовое состояние организации и какими свободными финансовыми ресурсами она располагает?
  2. Какая сырьевая база требуется для производства продукции (услуги)?
  3. Каков технологический процесс оказания продукции (услуги)?
  4. Каковы нормы расходов ресурсов по их видам, и каков общий объем ресурсов в натуральном и в стоимостном выражениях необходим для производства запланированного количества продукции (услуг)?
  5. Какое оборудование требуется для реализации бизнес-планирования?
  6. Как осуществляется снабжение и сбыт в организации?
В организационном плане рассматривается схема управления и определяются основные управленческие и исполнительные подразделения, а также функциональные и линейные связи между ними. Если бизнес-проект реализуется в некоторой действующей бизнес-структуре, то следует ответить на следующие вопросы:
  1. Деятельность каких отделов и служб затронет реализация бизнес-проекта?
  2. Как изменяются численность и функциональные обязанности работников данных отделов и служб?
  3. Как изменяются связи данных отделов и служб с другими отделами, службами и внешними организациями?
  4. Каковы затраты на оплату труда персонал, занятого в реализации бизнес-проекта?
  5. Каковы направления и размеры расходования заемных средств?
  6. Какова калькуляция себестоимости и цены единицы изделия?
  7. Какова общая смета затрат на производство?

Юридический план  содержит полную информацию о правовых аспектах деятельности, учредителях и соучредителях, необходимости регистрации в исполнительных органах власти, уставе, составе руководящих органов, характере собственности. Особое внимание уделяется сведениям о гарантах, либо других видах обеспечения кредита (например, залог материальных ценностей).

    В разделе Кадровая политика приводится штатное расписание фирмы, как действующее, так и требуемое в результате реализации проекта.

    Штатное расписание – внутриорганизационный документ, имеющий следующий вид (см. табл.1):

 

 

Таблица 1

Штатное расписание организации

Должность

Оклад, руб.

Количество единиц

Фонд оплаты

Фактическое замещение

1.

Директор

30000

1

30000

Иванов И.И.

2.

Главный бухгалтер

20000

1

20000

Петрова П.П.

3.

Бухгалтер

10000

3

30000

Сидоренко, Сидорова, Сидорчук

       

80000

 

 

    По штатному  расписанию определяется общий  фонд оплаты.

    Кадровая политика  предполагает не только установление  форм и условий оплаты труда,  но и необходимость повышения квалификации персонала, либо переобучением конкретных работников в соответствии с преобразованиями. Возможно также использование не штатного персонала, а услуг сторонних организаций. Все затраты включаются в общие затраты по бизнес-проекту.

Информация о работе Бизнес-планирование