Бизнес-планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:46, методичка

Краткое описание

По курсу «Бизнес-планирование в сфере сервиса» учебный план специальности 061100 «Менеджмент организации» предусматривает сдачу экзамена. Для успешной его сдачи зачета достаточно умения аргументировано отвечать на вопросы, приведенные в конце каждой темы. и решать задачи, представленные в данных методических указаниях.

Оглавление

Введение 4
Тема 1. Цель разработки бизнес-плана 10
Тема 2. Основные разделы бизнес-плана 11
Тема 3. Понятие об инвестиционной политики 14
Тема 4. Основные инвестиционные задачи 16
Тема 5. Расчет денежных потоков 23
Тема 6. Показатели эффективности бизнес-плана 28
Тема 7. Сущность, содержание и виды рисков 34
Тема 8. Способы оценки рисков 38
Тема 9. Анализ чувствительности бизнес-плана 45
Тема 10. Анализ безубыточности 50

Файлы: 1 файл

18_-_-__.doc

— 513.50 Кб (Скачать)

                                                                               

 где     – дисперсия;

 – ожидаемое значение для каждого случая;

- среднее ожидаемое значение;

-  число случаев наблюдения.

    2. Среднее квадратическое  отклонение определяется следующим образом:

   Среднее квадратическое  отклонение является именованной величиной и имеет ту же размерность что и варьирующий признак. Дисперсия и среднее квадратическое отклонение обычно используются в качестве меры абсолютной колеблемости.

Коэффициент вариации рассчитывается как отношение среднего квадратического отношения к средней арифметической и показывает степень отклонения полученных значений от средней.

где  – коэффициент вариации;

       - среднее ожидаемое значение признака.

  Коэффициент вариации  является относительной величиной,  он изменяется в интервале  от 0 до 100%. Чем выше значение этого  коэффициента, тем сильнее колеблемость. Установлена следующая качественная  шкала, которая позволяет интерпретировать различные значения коэффициента вариации:

   - от   0 до 10 % - слабая колеблемость;

   - от 10 до 25 % - умеренная колеблемость;

   - свыше 25 % - высокая колеблемость.

    Пример: Использование оценок колеблемости при сравнительном анализе двух бизнес проектов.

Расчет   оценок   колеблемости.

собы-

тия

Полученная

прибыль, X

Число колебле-

мостей, n

 

 

1

Проект «А»

25

 

48

 

0

 

0

2

20

36

-5

900

3

30

36

5

900

 

1

Проект «В»

40

 

30

 

10

 

3000

2

30

50

0

0

3

20

100

-10

1000


 

    Проект «А»:

         25  +  20  +  30            75

   =                             =               = 25;      (X – X  ) = 25 – 25 = 0


          1. 3

 

дисперсия = 1800/ (48+36+36) = 1800/120 = 15

среднее квадратическое отклонение =  √15 ≈ ±3,9ед.

V = (±3,9/25)*100% = 15,5%

По проекту «А» оценка колеблемости умеренная.

    Проект «В»:

         40 + 30 + 20

=                        = 30;


                3

Дисперсия  = (3000 + 1000)/ (30 + 50 + 100) = 22,2

среднее квадратическое отклонение =  4,7;

V = (±4,7/ 30)*100% = 15,7%

    Вывод:  коэффициент  вариации, рассчитанный по статистическим  данным о вложении капитала  в проект «А» на 0,2% меньше, чем  аналогичный показатель по проекту  «В». Следовательно, можно сделать вывод, что проект «А» несколько менее рискован, чем проект «В».

Контрольные вопросы:

  1. Как связаны риск и вероятность?
  2. Как связаны оценки вероятного дохода и степень риска бизнес-проекта?
  3. Охарактеризуйте объективный и субъективный методы оценки вероятности наступления события.
  4. Какие статистические показатели используются для количественной оценки риска?
  5. Как среднее ожидаемое значение используется для оценки величины риска?
  6. Как рассчитывается колеблемости ожидаемого результата?
  7. Как рассчитывается и интерпретируется коэффициент вариации при оценке риска?

Литература:

  1. Бизнес-планирование / Под ред. В.М.Попова и С.И.Ляпунова. – М., 2004.
  2. Бизнес-планирование / ьВ.П.Галенко, Г.П.Самарина, О.А.Страхова. – СПб, 2004.

 

Тема 9. Анализ чувствительности бизнес-плана

 

  1. Цель анализа чувствительности бизнес-плана.
  2. Алгоритм проведения анализа чувствительности.

 

    Анализ чувствительности – это изучение изменений чистой текущей стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи с изменением ключевых параметров проекта:

    • изменение затрат на исследование и разработку;
    • изменение цен и налогов;
    • изменение емкости рынка.

    Основным критерием  эффективности бизнес-плана является  положительная величина чистой дисконтированной стоимости. Следовательно, анализ чувствительности должен установить не приведут ли изменения ключевых параметров проекта к снижению NPV до отрицательной величины, то есть к утрате эффективности проекта.

    Пример: Пусть бизнес-план составляется для проекта строительства гостиницы для туристов, принадлежащих к среднему классу, со средней ценой номера 5000 руб. Кэш-фло за первые 10 лет представлены в таблице 7 (все расчеты существенно упрощены).

Таблица 7

Кэш-фло (агрегированный расчет), руб.

Показатели

Год

0

1- 5

1.Начальные инвестиции

1000 000

___

2.Выручка

 

1000 000

3.Постоянные издержки, (3.1) в т. ч. Амортизация

 

230 000

150 000

4.Переменные издержки

 

150 000

5.Итого (с.3 + с.4)

 

380 000

6.Валовый доход 

(с.2 – с.5)

 

620 000

7.Чистая прибыль 

(с.6 ´ 0,5)

 

310 000

8.Чистый денежный поток (с.7 + с 3.1)

 

460 000


 

    Для упрощения  расчетов предположим, что уровень  уплачиваемых налогов составляет 50% от валового дохода.

    Пусть ставка  процента за использование заемного капитала составляет 24%.

NPV =    460      +   460     +      460    +   460      +      460     - 1000 =

           (1+0,24)      (1+0,24)2   (1+0,24)   (1+0,24)4   (1+0,24)5

 

=    460   +    460   +   460   +   460   +   460   - 1000  = 262 тыс. руб. >0

      1,24      1,537      1,906     2,364      2,932

 

    Поскольку NPV>0, то проект выгоден и в стабильных условиях при отсутствии изменений оцениваемых параметров принесет прибыль.

    Пусть изменениям  подвергается величина постоянных  издержек, и они увеличиваются до 280 тыс. руб. или на 21,7%. Рассчитаем как отреагирует NPV на такое увеличение.

Чистый денежный поток  = (1000 – (280+150))/2 + 150 = 435 тыс.руб.

NPV2 =    435  +     435  +     435   +    435  +     435  - 1000 =

              1,24        1,537      1,906       2,364      2,932

=350,806 + 283,018 + 228,226 + 184,010 + 148,362 – 1000 = 194,4 тыс.руб.

    Следовательно, NPV при данных условиях снизилась с 262 тыс. руб. до 194,4 тыс. руб. или на 25,2%.

    Поскольку  изменение фактора постоянных  издержек привело к большему изменению результативного показателя NPV, то можно сделать вывод о заметной чувствительности проекта к изменению постоянных издержек.

    Аналогично  рассчитывается изменение NPV при изменении других переменных и составляются пессимистический, ожидаемый и оптимистический сценарии, определяющие значения каждой переменной бизнес-плана (см. табл.8.).

Таблица 8

Анализ чувствительности проекта

Перемен-ная

Величина переменных по альтернативному сценарию

NPV по каждому сценарию

Пессимис-

тический сценарий

Ожидаемый сценарий

Оптимис-тический сценарий

Пессимистич. сценарий

Оптимистич. Сценарий

Спрос,ед

100

200

360

- 424,3

1341,4

Средняя цена услуги, руб.

4000

5000

6000

- 11,5

537,5

Постоянные издержки, руб.

280 000

230 000

230 000

194,4

194,4

Переменные издержки, руб.

200 000

150 000

120 000

194,4

311,3


 

Пессимистический  сценарий.

  1. Чистый денежный поток = (500 –(230+150)) /2 +150 = 210 тыс. руб.

NPV1 = 210 /1,24 + 210 / 1,537 + 210 /1,906 + 210 /2,364 + 210 /2,932 – 1000 =  = - 423,4 тыс. руб.

  1. Чистый денежный поток = (800 – (230 +150)) /2 +150 = 360 тыс. руб.

NPV2 = 360 /1,24 + 360 /1,537 + 360 /1,906 + 360 /2,364 + 360 /2,932 – 1000 =

= - 11,5 тыс. руб.

    3) Расчеты NPV при изменении постоянных издержек приведены выше. NPV3 = 194,4 тыс. руб.

    4) Чистый денежный  поток = (1000 – (280 +150)) /2 +150 = 435 тыс. руб.

NPV4 = 194,4 тыс. руб.

Оптимистический сценарий.

  1. Чистый денежный поток = (1800 – (230 + 150)) /2 + 150 = 860 тыс. руб.

NPV5 = 860 /1,24 + 860 /1,537 + 860 /1,906 + 860 /2,364 + 860 /2,932 – 1000 =

= 1341,4 тыс. руб.

  1. Чистый денежный поток = (1200 – (230 + 150)) /2 + 150 = 560 тыс. руб.

NPV6 = 560 /1,24 + 560/1,537 + 560 /1,906 + 560 /2,364 + 560 /2,932 – 1000 =

= 537,5 тыс. руб.

  1. Чистый денежный поток = (1000 – (230 + 150)) /2 + 150 = 435 тыс. руб.

NPV7 = 194,4 тыс. руб.

  1. Чистый денежный поток = (1000 – (230 + 120)) /2 + 150 = 475 тыс. руб.

NPV8 = 475 /1,24 + 475 /1,537 + 475 /1,906 + 475 /2,364 + 475 /2,932 – 1000 =

= 311,3 тыс. руб.

    Приведенный  анализ позволяет сделать вывод  о том, что критическими факторами,  изменение которых может привести к убыточности проекта, является спрос (его снижение на 50% приводит к убыточности бизнес-плана). В меньшей степени проект чувствителен к снижению цены (снижение цены на 20% также приводит к убыточности). Следовательно, при реализации бизнес-плана необходимо начинать работу по формированию и управлению спроса на услуги гостиницы.

    Окончательно  анализ чувствительности производится  в относительных величинах, а  именно определяется процент изменения фактора и соответствующий ему процент изменения NPV. Результаты оформляются в табл.8.

Таблица 8

Анализ чувствительности проекта

Перемен-ная

Величина переменных по альтернативному сценарию

NPV по каждому сценарию

Пессимисти

ческий

сценарий

Ожидаемый сценарий

Оптимистический сценарий

Пессимистический сценарий

Оптимистический сценарий

Спрос

- 50%

200

80%

- 260%

411%

Средняя цена услуги

- 20%

5000

20%

- 104%

105%

Постоянные издержки

21,7%

230 000

0%

25,8%

25,8%

Переменные издержки

33,3%

150 000

- 20%

25,8%

18,8%


 

Контрольные вопросы:

  1. Для чего производится анализ чувствительности бизнес-плана?
  2. Опишите алгоритм анализа чувствительности бизнес-плана?
  3. Как определяются пессимистический,  ожидаемый и оптимистический сценарии?
  4. Как интерпретируются результаты анализа чувствительности?

Литература:

1. Бекетова О.И. Бизнес-план? теория и практика. – М., 2004.

2. Орлова Е.Р. Бизнес-план. – М., 2004.

3. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М., 2004.

 

Тема 10. Анализ безубыточности

 

  1. Экономический смысл точки безубыточности.
  2. Алгоритм расчета точки безубыточности.

    При составлении бизнес-плана важно определить объемы продаж в натуральном и стоимостном выражении, которые обеспечивают безубыточную работу предприятия. Для этого рассчитывается точка безубыточности, которая показывает так называемый порог рентабельности. Превышение объемов продаж над точкой безубыточности приводит к образованию прибыли, снижение объемов продаж ниже точки безубыточности приводит к убыткам. Анализ безубыточности является обязательной частью бизнес-плана.

Информация о работе Бизнес-планирование