Бизнес-планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного курсового проекта:
1. Дать характеристику бизнес-плана, показать его значение.
2. Изучить механизмы бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

бизнес-планиование и экономика фирмы.docx

— 662.95 Кб (Скачать)

Введение

 

Тема бизнес-планирования одинаково важна как для тех, кто только собирается создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не новичок в бизнесе, однако хочет расширить его объемы, видоизменить, или дополнить направления своей деятельности.

Все предприятия (фирмы, компании) нуждаются в бизнес-плане. Тем  не менее, для многих, особенно в  нашей стране, необходимость разработки бизнес-плана не является неоспоримой  истиной.

Каждый предприниматель, как начинающий, так и опытный, должен не только ясно представлять себе потребность на перспективу в  финансовых, материальных, трудовых и  интеллектуальных ресурсах и источники  их получения, но и уметь четко  рассчитывать эффективность использования  этих ресурсов в процессе производственно-хозяйственной  деятельности фирмы.

Невозможно добиться стабильного  успеха в бизнесе без четкого  планирования своей деятельности, постоянного  сбора и анализа информации как  о состоянии целевых рынков, положении  на них конкурентов, так и о  собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии существующих форм предпринимательства имеются  ключевые положения, применимые практически  во всех областях коммерческой деятельности и необходимые для того, чтобы  своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности, а, следовательно, уменьшить риск возможного банкротства.

Цель данного курсового  проекта:

1. Дать характеристику  бизнес-плана, показать его значение.

2. Изучить механизмы бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия.

 

1. Бизнес-планирование  как основа финансового оздоровления  предприятия

 

Понятие бизнес-плана, цели и задачи

 

Бизнес-план – это документ, который описывает новые аспекты  будущего коммерческого проекта (предприятия), анализирует все проблемы, с которым  оно может столкнуться, а так  же определяет способы решения этих проблем.

Бизнес-план представляет собой  результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и  др.).

Бизнес-план имеет два  принципиальных направления:

1. Внутреннее – подготовить  заказчику информационное досье,  программу реализации проектного  предложения с оценкой результатов  на каждом этапе его реализации.

2. Внешнее – информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора – другие заинтересованные организации, муниципальные органы, принимающие решение (коммерческие банки, предоставляющие кредит)

Бизнес-план необходим:

для разработки концепции  ведения бизнеса и генеральной  стратегии развития предприятия;

для выполнения функции планирования;

для оценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;

для привлечения денежных средств;

для привлечения частных  инвесторов, эффективного использования  инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные  проекты.

Цель разработки бизнес-плана  – дать обоснованную, целостную, системную  оценку перспектив развития фирмы, т. Е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.

Побудительными причинами  планирования предпринимателем своей  деятельности можно считать следующие  три:

1) сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План – это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;

2) бизнес-план является  тем рабочим инструментом, который  при надлежащем использовании  может помочь оперативно контролировать  и управлять фирмой;

3) законченный бизнес-план  является средством для доведения  идей своего бизнеса до всех  заинтересованных лиц (банковского  менеджера, других финансовых  инвесторов, государственных учреждений, профессиональных консультантов  и др.), включая работников фирмы.

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

определить конкретное направление  деятельности фирмы, целевые рынки  и место фирмы на этих рынках;

сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии  и тактики их достижения;

выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые  будут предлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;

оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации  их труда требованиям по достижению поставленных целей;

определить состав маркетинговых  мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта  и т.п.;

обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой  конкуренции;

добиться максимизации прибыли  в конкретных условиях;

оценить материальное и финансовое положение фирмы.

Можно ли обойтись без бизнес-плана?

В условиях рыночной экономики  – нельзя. Если, конечно, рассчитывать на серьезный бизнес. Кто же выдаст кредит, тем более крупный, без  основательного бизнес-плана?

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться  неготовым к тем трудностям, которые  могут возникнуть на его пути к  успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается.

Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и заняться бизнес – планированием. Не следует  пренебрегать составлением бизнес-плана  даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана  – адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка  решений, пересмотр системы мероприятий  по выполнению конкретной программы  и т.д.

 

Структура бизнес-плана

 

Бизнес-план – это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела (проекта). С другой стороны, бизнес-план выступает как средство действенной  рекламы для будущих инвесторов, партнёров. Поэтому он должен быть написан  деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнёрам по бизнесу. Количественная информация, характеризующая разделы  бизнес-плана должна быть чёткой, ёмкой, но в тоже время относительно краткой.

На структуру бизнес-плана  влияет ряд факторов. В первую очередь  это касается специфики и перспектив развития самого предприятия, для которого разрабатывается бизнес-план, а также  конъюнктуры рынка, на котором фирма  работает.

Ключевыми моментами при  составлении бизнес-плана являются обоснование возможности, необходимости  и объема выпуска продукции фирмы  или предоставляемых ею услуг; определение  конкурентоспособности продукта на рынках и рыночного сегмента для  него; оценка критериев эффективности  работы предприятия; обоснование достаточности  капитала фирмы и выявление возможных  источников финансирования. В связи  с этим бизнес-план разрабатывается  на перспективу.

Бизнес-план целесообразно  составлять на 3–5 лет: для первого  года основные показатели рекомендуется  рассчитать по месяцам, для второго  – по кварталам; начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями. В целом, время, в течение  которого действует бизнес-план, зависит  от характера и масштабов деятельности фирмы. Основное требование к нему: срок бизнес-плана должен быть достаточным  либо для полного завершения реализации планируемого проекта, либо для выхода на расчетную мощность производства и сбыта, определения сроков окупаемости вложенных финансовых средств и их рентабельности.

Жестко регламентированных форм и структуры бизнес-плана  не существует. Однако, как правило, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса. Характеризуется  специфика продукта предприятия  и удовлетворения им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается  стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах. Определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям.

Рассмотрим составляющие бизнес-плана и их описание:

 

Наименование раздела

Состав раздела

Цель

Резюме

Исходные данные и характеристика

Прогноз конъюнктуры  рынка

Стратегия маркетинга

 

Конкуренция

 

Определение затрат

 

План производства

 

Организация работ  и финансирования

Рынок сбыта

Определение доходов

 

Финансовый план

Формирование потока чистых средств

Оценка экономической, коммерческой и социальной эффективности

Страхование коммерческого  риска

Результаты и  выводы бизнес-плана предполагаемого  проекта. Новизна предполагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах прибыли.

Функциональные  особенности, местоположение, условия  использования территории

Современное состояние  и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере

Маркетинговая ситуация, программа осуществления стратегии. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели.

Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических  характеристик, уровня качества и дизайна  их продукции, политики цен конкурентов

Единовременные  и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции с определением по источникам финансирования

Производственный  прогресс (его описание). Перечень базовых  операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству и качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.

Блоки и этапы  программ. Организация работы. Установление форм собственности. Виды и источники  финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств  и получения доходов

Положение дел в  отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура

Виды производства, себестоимость работ (Услуг), условия  ценообразования, налогообложения, получение  валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и индекса инфляции

Прогноз объемов  реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и  расходов. Сводный баланс активов  и пассивов предприятия. График движения безубыточности.

План и структура  управления (например, недвижимость на данной территории), источники водоснабжения, электроэнергии и т.п.

Расчетные показатели и их интерпретация: сроки окупаемости  затрат, рентабельность инвестиций, точка  безубыточности проекта

Типы риска условия  их возникновения, возможный ущерб. Вероятность появления новых  технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа  страхования и внешнего страхования  от рисков

Объективная оценка продукции, деятельности предприятия. Анализ объема продаж (выполненных  работ)

Основание для анализа  и расчетов

Прогноз коммерческой деятельности привлекаемых фирм

Анализ состояния  рынка, изменения цен, внешних и  внутренних факторов, эффективности  рекламы. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, производственных возможностей

Оценка потребительских  свойств товара. Анализ товара конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции

Объемы и структура  затрат по видам, источникам и направлениям

Оценка состояния  дел по всем пунктам плана производства

Блок-схема организации  работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений

Оценка положения  дел в отрасли. Анализ темпа прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры

Оценка объема производства, себестоимости работ (услуг) т. п.

Финансовый анализ деятельности предприятия. Анализ Баланса  денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных  резервов для укрепления финансового  положения.

Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов необходимых налогов

 

Оценка экономической, коммерческой, бюджетной, социальной эффективности  инвестиций

Анализ рисков по источникам и причинам. Анализ риска  статистическим, экспертным и комбинированным  методами. Анализ выбора инвестиционных решений. Поиск механизма предотвращения риска, форм и условий страхования


 

Порядок разработки бизнес-плана

 

Разработка бизнес-плана  имеет свою специфику, разрабатывается  он в соответствии с заданием на его составление, выдаваемым заказчиком.

Разработке бизнес-плана  предшествует огромная подготовительная деятельность специалистов, которая  включает:

– сбор и анализ информации о продукции, которую фирма предполагает производить или уже производит;

– сбор и анализ информации о рынке сбыта продукции фирмы;

– анализ состояния и возможностей компании вести конкурентную борьбу на рынке и оценку состояния и перспектив развития соответствующей отрасли общественного производства;

– определение потребностей и возможностей обеспечения компании площадями, оборудованием, кадрами, другими факторами производства;

– расчет требований финансовых ресурсов и определение источников их привлечения;

– подготовку отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, прогнозный баланс фирмы, другие финансовые документы;

– определение направленности и масштабности предлагаемого проекта, расчет его эффективности;

– разработку организационной структуры управления компанией, правового обеспечения и графика реализации проекта;

– решение вопросов оценки риска и гарантий.

Особенно важные для предприятия  сегменты рынка или наиболее важные конкуренты для более пристального изучения могут быть вынесены в особый раздел плана.

Бизнес-план, как правило, разрабатывается в три этапа.

На первом этапе осуществляется сбор и анализ исходной информации, формируется стратегия маркетинга, а также прорабатываются альтернативные варианты проектных решений.

На втором этапе формируются  инвестиционная программа, в составе  которой производятся расчеты единовременных и текущих затрат и доходов  с распределением их по формам собственности, очередям развития и реализации с  последующим дисконтированием.

На третьем этапе, на основании  собранной информации рассматриваются  показатели эффективности проектного предложения по данному бизнесу. Бизнес-планы оформляются в виде текстового, табличного и графического материала.

Зарубежная практика и  пока еще небольшой опыт отечественных  предприятий показывают, что составлять бизнес-планы заставляет сама жизнь. Без него обеспечивать финансовую устойчивость предприятия в условиях, когда  в России пока ещё не решены многие финансовые проблемы развития экономики, практически не возможно.

Практика разработки бизнес-плана  в России еще не получила необходимого распространения. Это связано с  сохранением целого ряда проблем.

Во-первых, далеко не все предприниматели  прониклись пониманием значения этого  документа для эффективного функционирования компании.

Информация о работе Бизнес-планирование