Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:49, курсовая работа
Цель данного курсового проекта:
1. Дать характеристику бизнес-плана, показать его значение.
2. Изучить механизмы бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия.
Введение
Тема бизнес-планирования одинаково важна как для тех, кто только собирается создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не новичок в бизнесе, однако хочет расширить его объемы, видоизменить, или дополнить направления своей деятельности.
Все предприятия (фирмы, компании) нуждаются в бизнес-плане. Тем не менее, для многих, особенно в нашей стране, необходимость разработки бизнес-плана не является неоспоримой истиной.
Каждый предприниматель, как начинающий, так и опытный, должен не только ясно представлять себе потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и источники их получения, но и уметь четко рассчитывать эффективность использования этих ресурсов в процессе производственно-хозяйственной деятельности фирмы.
Невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии существующих форм предпринимательства имеются ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности, а, следовательно, уменьшить риск возможного банкротства.
Цель данного курсового проекта:
1. Дать характеристику
бизнес-плана, показать его
2. Изучить механизмы бизнес-
1. Бизнес-планирование
как основа финансового
Понятие бизнес-плана, цели и задачи
Бизнес-план – это документ,
который описывает новые
Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).
Бизнес-план имеет два принципиальных направления:
1. Внутреннее – подготовить
заказчику информационное
2. Внешнее – информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора – другие заинтересованные организации, муниципальные органы, принимающие решение (коммерческие банки, предоставляющие кредит)
Бизнес-план необходим:
для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;
для выполнения функции планирования;
для оценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;
для привлечения денежных средств;
для привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.
Цель разработки бизнес-плана – дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т. Е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.
Побудительными причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:
1) сам процесс бизнес-
2) бизнес-план является
тем рабочим инструментом, который
при надлежащем использовании
может помочь оперативно
3) законченный бизнес-план
является средством для
Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;
оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;
добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;
оценить материальное и финансовое положение фирмы.
Можно ли обойтись без бизнес-плана?
В условиях рыночной экономики – нельзя. Если, конечно, рассчитывать на серьезный бизнес. Кто же выдаст кредит, тем более крупный, без основательного бизнес-плана?
Пренебрегая составлением бизнес-плана,
предприниматель может
Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и заняться бизнес – планированием. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана – адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы и т.д.
Структура бизнес-плана
Бизнес-план – это экономически
обоснованный аналитический документ,
показывающий реальность планируемого
дела (проекта). С другой стороны, бизнес-план
выступает как средство действенной
рекламы для будущих
На структуру бизнес-плана влияет ряд факторов. В первую очередь это касается специфики и перспектив развития самого предприятия, для которого разрабатывается бизнес-план, а также конъюнктуры рынка, на котором фирма работает.
Ключевыми моментами при
составлении бизнес-плана
Бизнес-план целесообразно
составлять на 3–5 лет: для первого
года основные показатели рекомендуется
рассчитать по месяцам, для второго
– по кварталам; начиная с третьего
года можно ограничиваться годовыми
показателями. В целом, время, в течение
которого действует бизнес-план, зависит
от характера и масштабов
Жестко регламентированных
форм и структуры бизнес-плана
не существует. Однако, как правило,
в нем предусматриваются
Рассмотрим составляющие бизнес-плана и их описание:
Наименование раздела |
Состав раздела |
Цель |
Резюме Исходные данные и характеристика Прогноз конъюнктуры рынка Стратегия маркетинга Конкуренция Определение затрат План производства Организация работ и финансирования Рынок сбыта Определение доходов Финансовый план Формирование потока чистых средств Оценка экономической, коммерческой и социальной эффективности Страхование коммерческого риска |
Результаты и выводы бизнес-плана предполагаемого проекта. Новизна предполагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах прибыли. Функциональные особенности, местоположение, условия использования территории Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере Маркетинговая ситуация,
программа осуществления Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов Единовременные и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции с определением по источникам финансирования Производственный прогресс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству и качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции. Блоки и этапы программ. Организация работы. Установление форм собственности. Виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура Виды производства,
себестоимость работ (Услуг), условия
ценообразования, налогообложения, получение
валового и чистого дохода с учетом
дисконтирования и индекса Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности. План и структура управления (например, недвижимость на данной территории), источники водоснабжения, электроэнергии и т.п. Расчетные показатели и их интерпретация: сроки окупаемости затрат, рентабельность инвестиций, точка безубыточности проекта Типы риска условия их возникновения, возможный ущерб. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования и внешнего страхования от рисков |
Объективная оценка продукции, деятельности предприятия. Анализ объема продаж (выполненных работ) Основание для анализа и расчетов Прогноз коммерческой деятельности привлекаемых фирм Анализ состояния рынка, изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности рекламы. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, производственных возможностей Оценка потребительских свойств товара. Анализ товара конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции Объемы и структура затрат по видам, источникам и направлениям Оценка состояния дел по всем пунктам плана производства Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпа прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры Оценка объема производства, себестоимости работ (услуг) т. п. Финансовый анализ деятельности предприятия. Анализ Баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения. Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов необходимых налогов Оценка экономической, коммерческой, бюджетной, социальной эффективности инвестиций Анализ рисков по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений. Поиск механизма предотвращения риска, форм и условий страхования |
Порядок разработки бизнес-плана
Разработка бизнес-плана имеет свою специфику, разрабатывается он в соответствии с заданием на его составление, выдаваемым заказчиком.
Разработке бизнес-плана предшествует огромная подготовительная деятельность специалистов, которая включает:
– сбор и анализ информации о продукции, которую фирма предполагает производить или уже производит;
– сбор и анализ информации о рынке сбыта продукции фирмы;
– анализ состояния и возможностей компании вести конкурентную борьбу на рынке и оценку состояния и перспектив развития соответствующей отрасли общественного производства;
– определение потребностей и возможностей обеспечения компании площадями, оборудованием, кадрами, другими факторами производства;
– расчет требований финансовых ресурсов и определение источников их привлечения;
– подготовку отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, прогнозный баланс фирмы, другие финансовые документы;
– определение направленности и масштабности предлагаемого проекта, расчет его эффективности;
– разработку организационной структуры управления компанией, правового обеспечения и графика реализации проекта;
– решение вопросов оценки риска и гарантий.
Особенно важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты для более пристального изучения могут быть вынесены в особый раздел плана.
Бизнес-план, как правило, разрабатывается в три этапа.
На первом этапе осуществляется
сбор и анализ исходной информации,
формируется стратегия
На втором этапе формируются инвестиционная программа, в составе которой производятся расчеты единовременных и текущих затрат и доходов с распределением их по формам собственности, очередям развития и реализации с последующим дисконтированием.
На третьем этапе, на основании
собранной информации рассматриваются
показатели эффективности проектного
предложения по данному бизнесу.
Бизнес-планы оформляются в
Зарубежная практика и пока еще небольшой опыт отечественных предприятий показывают, что составлять бизнес-планы заставляет сама жизнь. Без него обеспечивать финансовую устойчивость предприятия в условиях, когда в России пока ещё не решены многие финансовые проблемы развития экономики, практически не возможно.
Практика разработки бизнес-плана в России еще не получила необходимого распространения. Это связано с сохранением целого ряда проблем.
Во-первых, далеко не все предприниматели прониклись пониманием значения этого документа для эффективного функционирования компании.