Анализ и оценка эффективности управления товарооборотом предприятия ЗАО «Тандер»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия ЗАО «Тандер».
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику товарооборота, как одного из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия;
определить роль товарооборота и его значение для торгового предприятия;
изучить методику анализа товарооборота предприятия

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА I. Теоретические аспекты управления товарооборотом торгового предприятия…………..…………………………………………………………4
1.1. Товарооборот, его сущность, классификация и значение в повышении эффективности деятельности торгового предприятия…………………………4
1.2. Экономический анализ и оценка динамики товарооборота торговых предприятий……………………………………………………………….8
1.3. Пути и направления повышения управления товарооборотом торгового предприятия……………………………………………………………….16
ГЛАВА II. Анализ и оценка эффективности управления товарооборотом предприятия ЗАО «Тандер»…………………………………………………..22
2.1. Общая характеристика исследуемого объекта - ЗАО «Тандер»………...22
2.2. Анализ динамики и структуры, факторный анализ товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер»………………………………………25
2.3. Планирование товарооборота по кварталам и основные направления совершенствования политики управления товарооборотом торгового предприятия ЗАО «Тандер»……………………………………………………41
Заключение ……………………………………………………………………..50
Библиографический список…………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике предприятия.docx

— 168.29 Кб (Скачать)

Среднегодовой темп изменения  объема товарооборота рассчитывается по средней геометрической:

 

где – среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %;

Тn – объем товарооборота отчетного года, тыс. руб.;

Т1 – объем товарооборота в первом году ряда динамики, тыс. руб.;

n – количество лет в ряду динамики.

В анализируемом предприятии  среднегодовой темп роста объема товарооборота составил 38,5%.

 

Проанализируем равномерность  выполнения плана товарооборота  торгового предприятия ЗАО «Тандер» за отдельные периоды времени, с  помощью расчета коэффициента равномерности:

 

где Р – коэффициент равномерности выполнения плана товарооборота, %;

V – коэффициент вариации выполнения плана товарооборота по отдельным периодам, %.

 

где - среднеквадратическое отклонение выполнения плана товарооборота по отдельным периодам, %;

 – средний процент выполнения плана товарооборота.

 

где – процент выполнения плана товарооборота за i-ый период.

Для расчета коэффициента равномерности выполнения плана  составим разработочные таблицы.

Таблица 3

Исходные данные для расчета  коэффициента равномерности выполнения плана товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер» по кварталам за 2008-2009 года.

 

Годы/Кварталы

Объем товарооборота, тыс. руб.

 

( )

 

2008 год

2009 год

% выполнения

I квартал

27152994

37705642

138,9

7,8

60,8

II квартал

30083601

40087806

133,3

2,2

4,8

III квартал

33365800

43325560

129,9

-1,2

1,4

IV квартал

38852854

48632939

125,2

-5,9

34,8

Год, хi

129455249

169751947

131,1

-

101,8


 

По данным Таблицы 3 рассчитаем среднеквадратическое отклонение выполнения плана товарооборота и коэффициент вариации:

 

 

Полученный коэффициент  равномерности 96,1% (100% - 3,9%) свидетельствует  о том, что в 2009 году по сравнению  с 2008 годом план товарооборота по кварталам выполнялся достаточно равномерно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Исходные данные для расчета  коэффициента равномерности выполнения плана товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер» по кварталам за 2009-2010 года.

 

Годы/Кварталы

Объем товарооборота, тыс. руб.

 

( )

 

2009 год

2010 год

% выполнения

I квартал

37705642

49409421

131,1

-11,1

123,2

II квартал

40087806

55501758

138,5

-3,7

13,7

III квартал

43325560

62416610

144,1

1,9

3,6

IV квартал

48632939

74099993

152,4

10,2

104,0

Год, хi

169751947

241427782

142,2

-

244,5


 

По данным Таблицы 4 рассчитаем среднеквадратическое отклонение выполнения плана товарооборота и коэффициент вариации:

 

 

Полученный коэффициент  равномерности 94,5% (100% - 5,5%) свидетельствует  о том, что в 2010 году по сравнению  с 2009 годом план товарооборота по кварталам выполнялся достаточно равномерно.

Согласно расчетам Таблицы 3 и Таблицы 4 коэффициент равномерности выполнения плана товарооборота за 2010 год (94,5%) по сравнению с коэффициентом равномерности за 2009 год (96,1%) уменьшился на 1,6 %. Факторы, связанные с уменьшением коэффициента равномерности выполнения плана, я буду рассматривать в факторном анализе объема товарооборота.

Анализ структуры товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер»

Анализ товарооборота  следует проводить не только в  целом по торговому предприятию, но и в разрезе структурных  подразделений (филиалов, секций), отдельных  товарных групп, то есть по ассортиментной структуре.

В ходе анализа структуры  товарооборота определяется выполнение плана реализации по отделам, секциям, товарным группам, выявляется тенденция  их оборотов, определяется удельный вес  реализации в общем объеме товарооборота, рассчитывается коэффициент абсолютных структурных сдвигов в товарообороте  в целом по торговому предприятию:

 

где – коэффициент абсолютных структурных сдвигов в товарообороте, %;

 – удельный  вес товарооборота i – ой товарной группы в общем объеме товарооборота в отчетном году, %;

 – удельный  вес товарооборота i – ой товарной группы в общем объеме товарооборота в прошлом году, %;

n – количество товарных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Анализ структуры товарооборота  торгового предприятия ЗАО «Тандер»

 

Товарные группы

Удельный вес в товарообороте, %

 

 

2009 год, 

2010 год, 

Мясо – птица

19,3

19,9

+0,6

0,36

Рыба

15,4

15,0

-0,4

0,16

Гастрономические товары

12,3

12,9

+0,6

0,36

Бакалейные товары

8,2

8,8

+0,6

0,36

Фрукты – овощи

7,2

7,3

+0,1

0,01

Кондитерские товары

8,3

8,2

-0,1

0,01

Вино – водочные товары

19,2

18,8

-0,4

0,16

Прочие товары

10,1

9,1

-1,0

1,00

Всего

100,0

100,0

-

2,42


 

Из Таблицы 5 видно, что в 2010 (отчетном году) наибольший удельный вес в товарообороте торгового предприятия ЗАО «Тандер» занимал оборот по реализации мяса – птицы – 19,9%, вино – водочных изделий – 18,8%, рыбы – 15%. В 2010 году по сравнению с прошлым годом снизился удельный вес реализации   прочих товаров – на 1,0%, удельный вес мяса – птицы, гастрономических товаров, бакалейных товаров повысился на 0,6%, фруктов – овощей – на 0,1%, снизился удельный вес оборота рыбы и винно-водочных изделий – на 0,4%, кондитерских изделий – на 0,1%. В целом по торговому предприятию существенных изменений в структуре товарооборота не произошло, о чем свидетельствует коэффициент абсолютных структурных сдвигов, равный 0,6%:

 

 

Анализ факторов, влияющих на объем товарооборота торгового  предприятия ЗАО «Тандер»

На объем товарооборота  торгового предприятия ЗАО «Тандер» оказывает влияние большое число  факторов. Они подразделяются на три  группы:

  • факторы, связанные с товарными ресурсами;
  • факторы, связанные с численностью работников и производительностью их труда;
  • факторы, связанные с наличием и эффективностью использования основных фондов торгового предприятия и режимом его работы.

Факторы, связанные с товарными  ресурсами, влияют на объем товарооборота  через изменение величины запасов  товаров на начало и конец года, поступление товаров и их выбытие. Между указанными величинами имеется  определенная взаимосвязь, выражаемая формулой товарного баланса:

 

где – запасы на начало года, тыс. руб.;

 – поступление товаров,  тыс. руб.;

 – объем товарооборота,  тыс. руб.;

В – выбытие товаров, тыс. руб.;

 – запасы  на конец года, тыс. руб.

Преобразуя данную взаимосвязь  можно получить балансовую формулу  товарооборота:

 

Изменение каждого из слагаемых  соответствующим образом влияет на объем товарооборота. Увеличение начальных запасов и поступления  товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров. Их уменьшение наоборот, способствует сокращению объема товарооборота.

Уменьшение выбытие товаров, сокращение их конечных запасов повлияет положительно на сумму реализации; увеличение же отрицательно сказывается  на величине объема товарооборота.

Рассматривая направления  влияния (+;) данных  факторов, необходимо учитывать доброкачественность поступающих товаров во всем ассортименте и требуемых количествах. Тот же подход соблюдается в отношении товаров в запасах. При нарушении этих условий фактор, оказывающий положительное влияние, может перейти в разряд отрицательных.

Влияние на объем товарооборота торгового предприятия факторов, связанных с товарными ресурсами, определяется способом разниц или цепных подстановок.

В первом случае находятся  отклонения между показателями отчетного  и прошлого года, а затем определяется направление влияния фактора  на увеличение или уменьшение объема товарооборота. Причем следует учитывать, что направление влияния на объем  товарооборота изменения выбытия  товаров и запасов товаров  на конец года меняется на противоположное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

Расчет влияния на объем  товарооборота торгового предприятия  ЗАО «Тандер» факторов, связанных  с товарными ресурсами, способом разниц (тыс. руб.)

 

Показатели

 

2009 год

 

2010 год

 

Отклонение (+;)

Влияние на объем товарооборота (+;)

Объем товарооборота

169751947

241427782

+71675835

+71675835

Запасы товара на начало года

10093995

12668499

+2574504

+2574504

Поступление товаров

171588053

251192033

+79603980

+79603980

Выбытие товаров

-738398

2212478

+2950876

-2950876

Запасы товаров на конец  года

12668499

20220272

+7551773

-7551773


Так же влияния на объем  товарооборота торгового предприятия  ЗАО «Тандер» факторов, связанных  с товарными ресурсами можно  рассчитать методом цепной подстановки  с помощью формулы товарного  баланса.

Цепной метод:

 

 

 

 

 

  1. 10093995+171588053+738398-12668499=169751947 тыс. руб.
  2. 12668499+171588053+738398-12668499=172326451 тыс. руб.
  3. 12668499+251192033+738398-12668499=251930431 тыс. руб.
  4. 12668499+251192033-2212478-12668499=248979555 тыс. руб.
  5. 12668499+251192033-2212478-20220272=241427782 тыс. руб.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности управления товарооборотом предприятия ЗАО «Тандер»