Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия ЗАО «Тандер».
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику товарооборота, как одного из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия;
определить роль товарооборота и его значение для торгового предприятия;
изучить методику анализа товарооборота предприятия
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА I. Теоретические аспекты управления товарооборотом торгового предприятия…………..…………………………………………………………4
1.1. Товарооборот, его сущность, классификация и значение в повышении эффективности деятельности торгового предприятия…………………………4
1.2. Экономический анализ и оценка динамики товарооборота торговых предприятий……………………………………………………………….8
1.3. Пути и направления повышения управления товарооборотом торгового предприятия……………………………………………………………….16
ГЛАВА II. Анализ и оценка эффективности управления товарооборотом предприятия ЗАО «Тандер»…………………………………………………..22
2.1. Общая характеристика исследуемого объекта - ЗАО «Тандер»………...22
2.2. Анализ динамики и структуры, факторный анализ товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер»………………………………………25
2.3. Планирование товарооборота по кварталам и основные направления совершенствования политики управления товарооборотом торгового предприятия ЗАО «Тандер»……………………………………………………41
Заключение ……………………………………………………………………..50
Библиографический список…………………………………………………..52
Среднегодовой темп изменения объема товарооборота рассчитывается по средней геометрической:
где – среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %;
Тn – объем товарооборота отчетного года, тыс. руб.;
Т1 – объем товарооборота в первом году ряда динамики, тыс. руб.;
n – количество лет в ряду динамики.
В анализируемом предприятии среднегодовой темп роста объема товарооборота составил 38,5%.
Проанализируем равномерность
выполнения плана товарооборота
торгового предприятия ЗАО «
где Р – коэффициент равномерности выполнения плана товарооборота, %;
V – коэффициент вариации выполнения плана товарооборота по отдельным периодам, %.
где - среднеквадратическое отклонение выполнения плана товарооборота по отдельным периодам, %;
– средний процент выполнения плана товарооборота.
где – процент выполнения плана товарооборота за i-ый период.
Для расчета коэффициента равномерности выполнения плана составим разработочные таблицы.
Таблица 3
Исходные данные для расчета коэффициента равномерности выполнения плана товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер» по кварталам за 2008-2009 года.
Годы/Кварталы |
Объем товарооборота, тыс. руб. |
( ) |
| |||||
2008 год |
2009 год |
% выполнения | ||||||
I квартал |
27152994 |
37705642 |
138,9 |
7,8 |
60,8 | |||
II квартал |
30083601 |
40087806 |
133,3 |
2,2 |
4,8 | |||
III квартал |
33365800 |
43325560 |
129,9 |
-1,2 |
1,4 | |||
IV квартал |
38852854 |
48632939 |
125,2 |
-5,9 |
34,8 | |||
Год, хi |
129455249 |
169751947 |
131,1 |
- |
101,8 |
По данным Таблицы 3 рассчитаем среднеквадратическое отклонение выполнения плана товарооборота и коэффициент вариации:
Полученный коэффициент равномерности 96,1% (100% - 3,9%) свидетельствует о том, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом план товарооборота по кварталам выполнялся достаточно равномерно.
Таблица 4
Исходные данные для расчета коэффициента равномерности выполнения плана товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер» по кварталам за 2009-2010 года.
Годы/Кварталы |
Объем товарооборота, тыс. руб. |
( ) |
| |||||
2009 год |
2010 год |
% выполнения | ||||||
I квартал |
37705642 |
49409421 |
131,1 |
-11,1 |
123,2 | |||
II квартал |
40087806 |
55501758 |
138,5 |
-3,7 |
13,7 | |||
III квартал |
43325560 |
62416610 |
144,1 |
1,9 |
3,6 | |||
IV квартал |
48632939 |
74099993 |
152,4 |
10,2 |
104,0 | |||
Год, хi |
169751947 |
241427782 |
142,2 |
- |
244,5 |
По данным Таблицы 4 рассчитаем среднеквадратическое отклонение выполнения плана товарооборота и коэффициент вариации:
Полученный коэффициент равномерности 94,5% (100% - 5,5%) свидетельствует о том, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом план товарооборота по кварталам выполнялся достаточно равномерно.
Согласно расчетам Таблицы 3 и Таблицы 4 коэффициент равномерности выполнения плана товарооборота за 2010 год (94,5%) по сравнению с коэффициентом равномерности за 2009 год (96,1%) уменьшился на 1,6 %. Факторы, связанные с уменьшением коэффициента равномерности выполнения плана, я буду рассматривать в факторном анализе объема товарооборота.
Анализ структуры товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер»
Анализ товарооборота следует проводить не только в целом по торговому предприятию, но и в разрезе структурных подразделений (филиалов, секций), отдельных товарных групп, то есть по ассортиментной структуре.
В ходе анализа структуры
товарооборота определяется выполнение
плана реализации по отделам, секциям,
товарным группам, выявляется тенденция
их оборотов, определяется удельный вес
реализации в общем объеме товарооборота,
рассчитывается коэффициент абсолютных
структурных сдвигов в
где – коэффициент абсолютных структурных сдвигов в товарообороте, %;
– удельный вес товарооборота i – ой товарной группы в общем объеме товарооборота в отчетном году, %;
– удельный вес товарооборота i – ой товарной группы в общем объеме товарооборота в прошлом году, %;
n – количество товарных групп.
Таблица 5
Анализ структуры
Товарные группы |
Удельный вес в товарообороте, % |
|
| |
2009 год, |
2010 год, | |||
Мясо – птица |
19,3 |
19,9 |
+0,6 |
0,36 |
Рыба |
15,4 |
15,0 |
-0,4 |
0,16 |
Гастрономические товары |
12,3 |
12,9 |
+0,6 |
0,36 |
Бакалейные товары |
8,2 |
8,8 |
+0,6 |
0,36 |
Фрукты – овощи |
7,2 |
7,3 |
+0,1 |
0,01 |
Кондитерские товары |
8,3 |
8,2 |
-0,1 |
0,01 |
Вино – водочные товары |
19,2 |
18,8 |
-0,4 |
0,16 |
Прочие товары |
10,1 |
9,1 |
-1,0 |
1,00 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
- |
2,42 |
Из Таблицы 5 видно, что в 2010 (отчетном году) наибольший удельный вес в товарообороте торгового предприятия ЗАО «Тандер» занимал оборот по реализации мяса – птицы – 19,9%, вино – водочных изделий – 18,8%, рыбы – 15%. В 2010 году по сравнению с прошлым годом снизился удельный вес реализации прочих товаров – на 1,0%, удельный вес мяса – птицы, гастрономических товаров, бакалейных товаров повысился на 0,6%, фруктов – овощей – на 0,1%, снизился удельный вес оборота рыбы и винно-водочных изделий – на 0,4%, кондитерских изделий – на 0,1%. В целом по торговому предприятию существенных изменений в структуре товарооборота не произошло, о чем свидетельствует коэффициент абсолютных структурных сдвигов, равный 0,6%:
Анализ факторов, влияющих на объем товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер»
На объем товарооборота
торгового предприятия ЗАО «
Факторы, связанные с товарными ресурсами, влияют на объем товарооборота через изменение величины запасов товаров на начало и конец года, поступление товаров и их выбытие. Между указанными величинами имеется определенная взаимосвязь, выражаемая формулой товарного баланса:
где – запасы на начало года, тыс. руб.;
– поступление товаров, тыс. руб.;
– объем товарооборота, тыс. руб.;
В – выбытие товаров, тыс. руб.;
– запасы на конец года, тыс. руб.
Преобразуя данную взаимосвязь можно получить балансовую формулу товарооборота:
Изменение каждого из слагаемых
соответствующим образом влияет
на объем товарооборота. Увеличение
начальных запасов и
Уменьшение выбытие товаров, сокращение их конечных запасов повлияет положительно на сумму реализации; увеличение же отрицательно сказывается на величине объема товарооборота.
Рассматривая направления влияния (+;) данных факторов, необходимо учитывать доброкачественность поступающих товаров во всем ассортименте и требуемых количествах. Тот же подход соблюдается в отношении товаров в запасах. При нарушении этих условий фактор, оказывающий положительное влияние, может перейти в разряд отрицательных.
Влияние на объем товарооборота торгового предприятия факторов, связанных с товарными ресурсами, определяется способом разниц или цепных подстановок.
В первом случае находятся
отклонения между показателями отчетного
и прошлого года, а затем определяется
направление влияния фактора
на увеличение или уменьшение объема
товарооборота. Причем следует учитывать,
что направление влияния на объем
товарооборота изменения
Таблица 6
Расчет влияния на объем
товарооборота торгового
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Отклонение (+;) |
Влияние на объем товарооборота (+;) |
Объем товарооборота |
169751947 |
241427782 |
+71675835 |
+71675835 |
Запасы товара на начало года |
10093995 |
12668499 |
+2574504 |
+2574504 |
Поступление товаров |
171588053 |
251192033 |
+79603980 |
+79603980 |
Выбытие товаров |
-738398 |
2212478 |
+2950876 |
-2950876 |
Запасы товаров на конец года |
12668499 |
20220272 |
+7551773 |
-7551773 |
Так же влияния на объем
товарооборота торгового
Цепной метод:
Информация о работе Анализ и оценка эффективности управления товарооборотом предприятия ЗАО «Тандер»