Анализ и оценка эффективности управления товарооборотом предприятия ЗАО «Тандер»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия ЗАО «Тандер».
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику товарооборота, как одного из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия;
определить роль товарооборота и его значение для торгового предприятия;
изучить методику анализа товарооборота предприятия

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА I. Теоретические аспекты управления товарооборотом торгового предприятия…………..…………………………………………………………4
1.1. Товарооборот, его сущность, классификация и значение в повышении эффективности деятельности торгового предприятия…………………………4
1.2. Экономический анализ и оценка динамики товарооборота торговых предприятий……………………………………………………………….8
1.3. Пути и направления повышения управления товарооборотом торгового предприятия……………………………………………………………….16
ГЛАВА II. Анализ и оценка эффективности управления товарооборотом предприятия ЗАО «Тандер»…………………………………………………..22
2.1. Общая характеристика исследуемого объекта - ЗАО «Тандер»………...22
2.2. Анализ динамики и структуры, факторный анализ товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер»………………………………………25
2.3. Планирование товарооборота по кварталам и основные направления совершенствования политики управления товарооборотом торгового предприятия ЗАО «Тандер»……………………………………………………41
Заключение ……………………………………………………………………..50
Библиографический список…………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике предприятия.docx

— 168.29 Кб (Скачать)

m- количество наименований  товаров различного вида

ij – фактический товарооборот за i-й интервал времени отчетного периода по товару j-го наименования;

I цij -индекс прироста цены реализации товара j-го наименования на i-м интервале отчетного периода по сравнению с предыдущим периодом i -1, который рассматривается как базовый.

Средний индекс изменения  цен рассчитывается непосредственно  предприятием с учетом структуры  товарооборота и информации об изменении  цен реализации на определенные товары на различных интервалах отчетного  периода. Использование для корректировки  индекса инфляции за соответствующий  период обычно является некорректным в связи с отличиями в структуре  товарооборота торговых предприятий.

На базе построенного динамического  ряда сопоставимого товарооборота  вычисляются абсолютные изменения  в объеме реализации товаров, а так  же темпы роста и прироста что  касается предыдущего и базового периода.

Важное значение для планирования и управления торговым предприятием имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической:

где Т - среднегеометрический темп роста;

Yk - конечный показатель динамического ряда;

Y0 - начальный показатель динамического ряда

n – количество показателей  в динамическом ряду.

Третий этап сводится к  анализу товарно-групповой структуры  товарооборота торгового предприятия  за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями  товаров).

На этом этапе аналитической  работы изучаются темпы роста  и прироста, абсолютный объем изменения  товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями  товаров), определяется вес отдельных  товарных групп (видов товаров) в  общем объеме товарооборота предприятия. В процессе проведения этой работы используется информация, полученная в конъюнктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров), что позволяет определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.

Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет  производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать  положительное или негативное влияние  динамики реализации отдельных видов  товаров на общий объем товарооборота  предприятия и дальнейшие возможности  его увеличения.

Четвертый этап сводится к  анализу состава товарооборота  предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых  товаров, организационных форм и  методов торговли.

Исследование состава  товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов  товарооборота – реализацию товаров  населению и оптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.

Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между  собой объемы реализации товаров  по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют  изменение их веса в общем объеме товарооборота.

Пятый этап сводится к проведению анализа объемов реализации товаров  поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение  факторов, которые их обуславливают.

Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют  ритмичность реализации товаров: средний  за отчетный период фактический товарооборот для товара j-го наименования (Тфсрj), среднеквадратическое отклонение (σj) товарооборота товара j-го наименования от его среднего объема за отчетный период и коэффициент вариации (νj) товарооборота товара j-го наименования в отчетном периоде:

Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия  в среднем за период исследования.

Коэффициент вариации оценивает  равномерность реализации товаров  на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера. При этом если коэффициент вариации νj равен нулю, то это говорит о стабильном товарообороте товара j-го наименования в отчетном периоде. Если νj= 1, то это показывает высокий уровень нестабильности товарооборота товара j-го наименования в отчетном периоде.

Исследования названных  показателей дает возможность установить степень равномерности продажи  товара по месяцам и кварталам, выявить  особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем менее ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.

Шестой этапом – анализа  разно оптового товарооборота является изучение факторов, которые имели  влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными  ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью  работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния  факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов  на потребительском рынке, уровень  жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы  и др.)

Количественная оценка влияния  отдельных факторов проводится методом  цепных подстановок и индексным  методом на базе моделей связи  факторов и объема товарооборота  предприятия.

Завершается анализ товарооборота  предприятия седьмым этапом и  сводится к исследованию запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение  товарооборота (в абсолютном и относительном  измерении) к достижению критической  таблицы «точки безубыточности деятельности».

Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует  порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются по следующим формулам:

где Тф – фактический объем товарооборота предприятия;

Тб/з – объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.

Чем большее значение имеют  порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше  осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью  и структурой товарооборота с  точки зрения обеспечения условий  для его самоокупаемости и  самофинансировании.

При этом основная задача управления товарооборотом торгового предприятия  сводится к стабилизации показателей  безопасности и финансовой прочности  относительно заданных пороговых их величин с минимальным значением  соответственно 0 и 1. Наиболее подходящим способом решение этой задачи является построение нечетких алгоритмов регулирования  показателей безопасности и финансовой прочности торгового предприятия. В этом случае на основе накопленного опыта поведения или на основе информации, получаемой от высококвалифицированных  менеджеров и маркетологов, формируется  продукционная модель изменения  регулируемых параметров. Для этого  регулируемым параметрам ПБто, ЗФПто в соответствие ставятся лингвистические переменные «уровень безопасности предприятия» с нечеткими значениями «очень низкий», «низкий», «средний», «высокий», «очень высокий» и «величина запаса финансовой прочности» с нечеткими значениями «очень малая величина», «малая», «средняя», «большая» и «очень большая». Учитывая также пропорциональную зависимость регулируемых параметров от объема товарооборота и динамику его изменения во времени, данному показателю в соответствие ставится лингвистическая переменная «скорость изменения товарооборота» с нечеткими значениями «очень малая скорость», «небольшая», «средняя», «большая» и «очень большая скорость». При этом скорость v изменения товарооборота на заданном интервале времен t2-t1 будет определяться согласно выражению:

V= (Тф(t2) - Тф(t1))/ (t2-t1),

Где Тф(t2), Тф(t1) –соответственно товарообороты торгового предприятия в моменты времени t2и t1.

Тогда для выбора управленческих мероприятий может использоваться нечеткий алгоритм регулирования, состоящий  их продукций следующего содержание «если уровень безопасности является средним, но требуется иметь большой  уровень, а скорость изменения товарооборота  средняя, то в этом случае необходимо реализовать мероприятия, приводящие к высокой скорости увеличения товарооборота». Например, провести распродажу залежалого товара и завезти новый товар, пользующийся повышенным спросом. Совокупность таких продукций охватывающих весь допустимый диапазон изменения регулируемых параметров и будет определять нечеткий алгоритм регулирования данных товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Пути и направления повышения управления товарооборотом торгового предприятия

Все факторы, под влиянием которых развивается товарооборот, следует разделить на две группы - экстенсивные и интенсивные.

Такие экстенсивные факторы, как покупательные фонды населения, товарные ресурсы, численность обслуживаемого населения, не зависят от деятельности торговых организаций и складываются под влиянием развития экономики  страны в целом. Интенсивные факторы  зависят в большой степени  от эффективности деятельности торговых организаций.

К экстенсивным относятся  факторы, которые связаны с количественным, а не с качественным приростом  результативного показателя, например увеличение объема товарооборота путем  увеличения торговой площади, увеличения объема товарных запасов, количества рабочих  и т.д.

Интенсивные факторы характеризуют  степень усилия, напряженности труда  в процессе реализации, например повышение  фондоотдачи, ускорения оборачиваемости.1

Интеграция в торговле может осуществляться экстенсивным, или/и интенсивным образом. Централизованные и децентрализованные объединения, торговые сети и потребительские  кооперативы, пулы и торгово-финансовые группы, аутсорсинг, франчайзинг – все эти, а также другие формы интеграции имеют много отличий, по-разному влияют на итоговую эффективность и, соответственно, процессы развития. Выбор и последующее применение той или иной формы определяется торговой организацией с учётом имеющегося потенциала, условий внутренней и внешней среды. Идентификация видов интеграции, оценка их влияния на результаты хозяйственной деятельности и процессы развития торговых организаций является одной из актуальных и значимых проблем.2

Для обеспечения своего развития, формирования и трансформации потенциала торговые организации самостоятельно определяют, выбирают и используют определённые приёмы, которые рассматриваются  как средства развития и трансформации  потенциала. Все средства развития, в зависимости от механизма формирования и направленности воздействия, можно  подразделить на экстенсивные (напр. создание торговых сетей) и интенсивные (напр. совершенствование технологических  процессов).  Но во многих хозяйственных  ситуациях торговые организации  применяют средства развития, сочетающие как экстенсивный, так и интенсивный  подходы. В качестве таких средств  в настоящей работе предложено рассматривать  разные форматы торговых организаций, создающие предпосылки (но отнюдь не гарантирующие) эффективной работы на внутреннем рынке товаров народного  потребления.

Интенсификация труда  в производстве и торговле - процесс  повышения его степени напряженности. Интенсивность труда измеряется количеством затраченного труда  в единицу рабочего времени для  получения полезного результата (эффекта). В отличие от этого экстенсивное увеличение затрат живого труда характеризуется  продолжительностью рабочего времени. Рост производительности и интенсивности труда одинаково воздействует на его конечный результат,  как он увеличивает массу продуктов, производимую в данный промежуток времени.

Оптимальная, физиологически нормальная интенсивность труда  является обязательным условием эффективного использования рабочего времени, орудий и предметов труда.

Оптимальная интенсивность  труда определяется в соответствии с научно-обоснованными критериями, вытекающими из требований о сохранении здоровья и высокой работоспособности трудящихся на протяжении всей их трудовой деятельности. При этом возникает необходимость последовательного контроля за мерой труда, за его интенсивностью, рационализацией производства и его научной организацией. Проблема оптимальной интенсификации труда может решаться на основе прогрессивных норм его затрат, рационального использования фонда рабочего времени, сокращения всякого рода его потерь и простоев, укрепления дисциплины.

Научно-технический прогресс, являющийся главным средством интенсификации, призван облегчать труд рабочего и не должен сопровождаться усилением  напряженности труда сверх норм. За счет технического прогресса, механизации  и автоматизации производства, внедрения  новых технологий может и должен обеспечиваться основной прирост производительности труда. Доведение интенсивности  труда до общественно нормального  уровня пока остается важным фактором роста производительности труда  во всей экономике, в том числе  и в торговле.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности управления товарооборотом предприятия ЗАО «Тандер»