Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ предпочтений потребителей банковских услуг на основе метода ELECTRE I.
Для решения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
разработать анкету экспертного опроса, организовать и провести анкетирование;
провести первичную обработку данных экспертного опроса;
построить индивидуальные матрицы согласия, несогласия;
построить ядро альтернатив для выбранных пороговых уровней согласия и несогласия, произвести выбор оптимальной альтернативы;
провести анализ компетентности респондентов, сформировать группы респондентов с однородными оценками;
провести анализ противоречивости экспертных суждений;
реализовать методику построения групповой оценки предпочтительности банков с учетом компетентности респондентов.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы экспертного оценивания 5
1.1 Основные понятия теории экспертных оценок 5
1.2 Обработка экспертных оценок 7
1.3 Метод ELECTRE I 9
1.4 Проверка согласованности экспертных оценок 12
Глава II. Анализ предпочтений потребителей банковксих услуг 15
2.1 Построение индивидуальных оценок предпочтительности банков города Орла 15
2.2 Проверка согласованности экспертных суждений 19
2.3 Анализ компетентности экспертов 22
Заключение 28
Список литературы 30
Вторым методом оценки компетентности был документационный метод, в частности, рассматривалась частота использования респондентами конкретных банковских услуг. Предполагалось, что чем чаще респондент пользовался конкретной услугой банка, например, брал кредиты, тем компетентнее он в этом вопросе, и нужно учитывать его мнение в итоговой оценке в большей степени.
В таблицах 16-18 представлены расчеты для учета второго вида компетентности. Изначально частота пользования услугами каждого из экспертов нормировалась.
Таблица 16
Частота пользования услугами экспертом №1
Услуга |
Частота |
Коэффициент | |
кредиты |
часто |
3 |
0,0577 |
депозиты |
иногда |
2 |
0,0606 |
банковские карты |
часто |
3 |
0,0600 |
ден.переводы |
иногда |
2 |
0,0645 |
Далее пересчитывались оценки эксперта с поправкой на его компетентность.
Таблица 17
Оценки эксперта №1 с учетом его компетентности
Критерий / Банк |
A1 |
A2 |
A3 |
A4 |
A5 |
Средняя % ставка по кредиту |
0,231 |
0,346 |
0,346 |
0,231 |
0,462 |
Средняя % ставка по вкладам в рублях |
0,364 |
0,303 |
0,242 |
0,242 |
0,485 |
Уровень обслуживание банковских карт |
0,300 |
0,360 |
0,360 |
0,420 |
0,600 |
Услуги по денежным переводам |
0,387 |
0,323 |
0,516 |
0,387 |
0,581 |
И в итоге считалась сумма всех оценок по всем экспертам для каждого банка отдельно.
Таблица 18
Итоговая таблица результатов с учетом частоты пользования услугами
Критерий / Банк |
A1 |
A2 |
A3 |
A4 |
A5 |
Средняя % ставка по кредиту |
6,096 |
5,154 |
6,327 |
6,173 |
6,962 |
Средняя % ставка по вкладам в рублях |
5,455 |
4,848 |
5,697 |
6,333 |
6,212 |
Уровень обслуживание банковских карт |
6,280 |
5,600 |
6,460 |
6,100 |
6,860 |
Услуги по денежным переводам |
4,452 |
5,290 |
5,839 |
6,032 |
6,677 |
Для учета сразу обоих видов компетентности результаты расчетов объединялись путём усреднения всех оценок. Результаты отображены в табл.19.
Таблица 19
Средние оценки экспертов с учетом компетентности
Критерий / Банк |
A1 |
A2 |
A3 |
A4 |
A5 |
Средняя % ставка по кредиту |
6,07 |
5,31 |
6,93 |
7,12 |
8,04 |
Средняя % ставка по вкладам в рублях |
5,29 |
4,91 |
6,27 |
7,14 |
7,23 |
Уровень обслуживание банк. карт |
6,43 |
5,73 |
7,04 |
7,13 |
7,91 |
Услуги по денежным переводам |
4,71 |
5,74 |
6,33 |
7,02 |
7,93 |
Количество отделений |
4,68 |
5,68 |
6,47 |
7,94 |
9,58 |
Спектр услуг |
5,21 |
6,23 |
6,79 |
7,58 |
8,74 |
Качество обслуживания |
5,75 |
5,91 |
7,34 |
8,11 |
8,21 |
К этим результатам был применен метод Electre I с целью выяснения наиболее предпочтительной альтернативы. При этом в виде важности критериев использовались средние значения важности по всем экспертам (таб.20).
Таблица 20
Средняя значимость критериев
Средняя значимость | |
Средняя % ставка по кредиту |
8 |
Средняя % ставка по вкладам в рублях |
5,9 |
Уровень обслуживание банковских карт |
7 |
Услуги по денежным переводам |
5,7 |
Количество отделений |
6,5 |
Спектр услуг |
6,25 |
Качество обслуживания |
6,2 |
В табл. 21 представлена групповая матрица согласия.
Таблица 21
Таблица согласия
A1 |
A2 |
A3 |
A4 |
A5 | |
A1 |
0,00 |
0,46 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
A2 |
0,54 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
A3 |
1,00 |
1,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
A4 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
0,00 |
0,00 |
A5 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
0,00 |
Таблица 22
Таблица превосходства вариантов
A1 |
A2 |
A3 |
A4 |
A5 | |
A1 |
* |
- |
- |
- |
- |
A2 |
- |
* |
- |
- |
- |
A3 |
+ |
+ |
* |
- |
- |
A4 |
+ |
+ |
+ |
* |
- |
A5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
* |
Исходя из таблицы превосходства
вариантов (таб.22), можно сделать
вывод о превосходстве
Таблица 23
Таблица несогласия
A1 |
A2 |
A3 |
A4 |
A5 | |
A1 |
* |
0,10 |
0,18 |
0,33 |
0,49 |
A2 |
0,08 |
* |
0,16 |
0,23 |
0,39 |
A3 |
0,00 |
0,00 |
* |
0,15 |
0,31 |
A4 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
* |
0,16 |
A5 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
* |
Таблица 24
Таблица несогласованности вариантов
A1 |
A2 |
A3 |
A4 |
A5 | |
A1 |
- |
- |
- |
- | |
A2 |
+ |
- |
- |
- | |
A3 |
+ |
+ |
- |
- | |
A4 |
+ |
+ |
+ |
- | |
A5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
Исходя из результатов в табл. 24, можно сделать вывод об отсутствии несогласованности по альтернативе «Сбербанк» и соответственно, она является доминирующей среди остальных.
Целью данной работы являлся анализ предпочтений потребителей банковских услуг на основе метода ELECTRE I
Первым шагом было создание анкеты, удовлетворяющей целям работы и проведение опроса респондентов, которые имеет опыт работы с банками. 20 респондентов были опрошены и проведена первичная обработка полученных от них данных.
К структурированным данным применялся метод экспертных оценок Electre I. А именно, строились матрицы согласия и несогласия, строилось ядро альтернатив для выбранных пороговых уровней согласия и несогласия, производился выбор оптимальной альтернативы. В итоге оптимальной альтернативой оказалась – «Сбербанк». Этот вывод был основан на решении большинства экспертов.
Следующим шагом работы было проведение анализа компетентности респондентов, а также формирование группы респондентов с однородными оценками. Для этого использовался расчет коэффициента конкордации Кенделла. В результате не удалось сформировать однородные группы из-за низкого значения коэффициента.
Далее проводился анализ противоречивости экспертных суждений. Но, исходя из результата, использованного для этого метода, выявить противоречивость в оценках различных экспертов не удалось.
Конечной задачей в работе была реализация методики построения групповой оценки предпочтительности банков с учетом компетентности респондентов. Рассматривались 2 вида компетентности экспертов. В итоге наиболее предпочтительной альтернативой оказалась – «Сбербанк».
Подводя итог по работе можно сказать, что с помощью экспертного метода ELECTRE I можно успешно сравнивать различные функциональные структуры современного общества. А также пользоваться оценками на практике для повышения эффективности экономической деятельности физических лиц.
В ходе дальнейшего исследования планируется создать систему поддержки принятия решений по оптимальности выбора банка с целью использования результатов работы в реальных ситуациях.
1) Информационные технологии анализа конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на основе экспертных методов принятия решений: автореферат / Кременов С.И. — Воронеж, 2010 – 23c.
2) Математико-статистические методы экспертных оценок / Бешелев С.Д. – М.: Статистика, Москва, 1980 – 123с.
3) Теория и методы принятия решений: учебник / Ларичев О.И. – М.: Логос, 2002. – 392с.
4) Экспертные методы в оценке качества товаров: учебник / Азгальдов Г.Г., Райхман Э.П. — М.: Экономика, 1974. – 151с.
5) Экспертные оценки: учеб. пособие / А. И. Орлов. – М., 2002. – 31с.
6) Официальный сайт банка "Московский индустриальный банк" — URL: http://www.minbank.ru .
7) Официальный сайт банка "Москомприватбанк" — URL: http://www.privatbank.ru .
8) Официальный сайт банка "Россельхозбанк" — URL: http://www.rshb.ru .
9) Официальный сайт банка "Россия" — URL: http://web.abr.ru/ .
Информация о работе Анализ предпочтений потребителей банковских услуг на основе метода ELECTRE I