Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:42, дипломная работа
Цель дипломного проекта - разработка проекта мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-раскрыть теоретические аспекты управления персоналом;
-дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
-провести анализ социально-трудовых показателей предприятия;
-оценить существующую систему управления персоналом на предприятии;
Введение
6
1Теоретические аспекты управления персоналом
9
1.1 Сущность и функции системы управления персоналом
9
1.2 Процесс управления персоналом
16
1.3 Методы анализа системы управления персоналом
28
2 Анализ деятельности предприятия ОАО «Курганхиммаш»
32
2.1 Общая характеристика предприятия
32
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
36
2.3 Анализ социально-трудовых показателей
39
2.4 Характеристика существующей системы управления персоналом на предприятии
47
3 Проектирование мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в ОАО «Курганхиммаш»
58
3.1 Формирование общей стратегии управления персоналом
58
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом
65
3.3 Правовое обеспечение проекта
87
3.4 Оценка эффективности проектных мероприятий
88
Заключение
93
Список использованных источников
98
Приложение
Внутриорганизационная карьера означает, что работник в ходе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию.
Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный периоды, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
Управление деловой карьерой - это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации по планированию, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также из целей, потребностей возможностей и социально-экономических условий предприятия. Деловая карьера человека проходит несколько стадий. Продолжительность каждой стадии различна для каждого человека (таблица 1).
Таблица 1 – Этапы карьеры и потребности
№ пп |
Этап карьеры |
Возраст |
Потребности | ||
в достижении цели |
в признании и самовыражении |
Физиологические и материальные | |||
А |
Б |
В |
Г |
Д | |
1 |
Предваритель-ный |
До 25 лет |
Учеба, работа в разных местах |
Самоутверждение |
Безопасность существования |
2 |
Становление
|
До 30лет
|
Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя |
Самоутверждение, начало достижения независимости
|
Безопасность существования, здоровье достаточный уровень оплаты труда |
3 |
Продвижение
|
До 45 лет
|
Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации |
Стабилизация независимости, самовыражение
|
Здоровье, высокий уровень оплаты труда
|
Продолжение таблицы 1
А |
Б |
В |
Г |
Д | |
4 |
Сохранение
|
До 60 лет
|
Совершенствование квалификации специалиста или руководителя, обучение молодежи |
Пик самовыражения,
признание результатов деятельн |
Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источникам дохода |
5 |
Завершение
|
После 60 лет
|
Подготовка к новому виду деятельности на пенсии, подготовка смены себе |
Стабилизация самоуважения, признание
|
Сохранение уровня оплаты труда и повышение интереса к другим источникам дохода |
6 |
Пенсионный
|
После 65 лет
|
Выбор нового вида деятельности |
Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация признания |
Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье |
Цель управления деловой карьерой заключается в сочетании потребностей и целей работника с текущими или будущими возможностями продвижениями, имеющимися в организации.
Оценка персонала на предприятии представляет собой традиционную аттестацию, которая включает в себя несколько этапов (Рисунок 2).
Рисунок 2 - Процесс аттестации
В соответствии с принятой в России практикой аттестация должна проводиться периодически не реже одного раза в три-пять лет. Периодическая оценка сотрудников побуждает руководителей к более интенсивному критическому рассмотрению их потенциальных возможностей,
Подготовка к проведению аттестации организуется службой управления персонала при участии профсоюзной организации. Она включает следующие мероприятия: подготовку необходимых документов на аттестуемых; выработку графиков проведения аттестации; определение состава аттестационных комиссий и их подготовку; подготовку сотрудников, т.е. разъяснительная работа о целях и порядке проведения аттестации.
На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее, чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку: соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и размеру оплаты его труда; профессиональной компетентности; отношения к работе; выполнения должностных обязанностей; показателей результатов работы за прошедший период. Аттестуемый работник должен быть заранее, не позднее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными материалами. Конкретные сроки, а также график проведения аттестации, состав аттестационных комиссий утверждаются руководителем предприятия и доводятся до сведения аттестуемых работников не позднее чем за две недели до начала аттестации.
В состав аттестационных комиссий включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзных организаций. Председателем аттестационной комиссии назначается, как правило, заместитель директора предприятия.
Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого [16].
Результаты аттестаций заносятся в аттестационный лист, который подписывается председателем и членами аттестационной комиссии. Аттестационный лист и представление на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле. Аттестация персонала позволяет сделать достаточно надежный вывод о возможности поощрения или наказания работника, целесообразности, сроках и направлениях его служебного продвижения либо о нецелесообразности последнего.
Наряду с традиционным методом оценки персонала (аттестацией), когда работников оценивает непосредственно руководитель, на многих российских предприятиях применяется метод «360 градусов» — получение данных о действиях работника в реальных рабочих ситуациях и о проявленных им деловых качествах. Информацию при этом получают от людей, которые общаются с этим человеком на разных уровнях: начальника, коллег, подчиненных, клиентов. В качестве эксперта может быть привлечен и сам аттестуемый: его просят оценить свое рабочее поведение и профессиональные качества, чтобы в дальнейшим использовать эти данные для коррекции его самооценки и создания совместно с ним плана индивидуального развития.
В анкете, которая используется в рамках метода «360 градусов», должны быть разработаны критерии оценки по всем должностям и выстроены по степени важности. Например, финансовый директор должен знать финансовый менеджмент, иметь навыки стратегического планирования, быть «стрессоустойчивым» и т.д. Чем ответственнее должность, тем длиннее список качеств занимающего ее работника. Следует разъяснить экспертам, что означает каждая формулировка, иначе они, имея разный опыт, будут интерпретировать значения по-разному.
Многие предприятия для оценки персонала используют пятибалльную шкалу со следующим описанием:
1 Оценка уровня деловых качеств:
- 5 - уровень мастерства, позволяющий проявлять данное качество в сверхсложных условиях, развивать его стандарты и обучать других;
- 4 - уровень расширенного опыта, позволяющий проявлять качества не только в стандартных, но и в сложных условиях;
- 3 - уровень базового опыта, позволяющий проявлять качество в большинстве рабочих ситуаций;
- 2 - уровень развития, когда деловое качество проявляется далеко не всегда, но сотрудник уже понимает важность его проявления и старается его развивать;
- 1 - качество не проявляется.
- 5 - использует каждую возможность, чтобы предложить новое решение;
- 4 - инициативно предлагает руководству новые подходы и решения;
- 3 - с готовностью откликается на предложения руководства подумать о новых методах и технологиях;
- 2 - в работе стремится придерживаться проверенных подходов, с осторожностью относится к новым идеям, реализует новые методы только под давлением руководства;
-1 - никогда не выступает с новыми предложениями, отвергает предложения других [16].
Оценка по методу «360 градусов» проводится с помощью анкеты, как на бумажном, так и на электронном носителе, в зависимости от числа оцениваемых сотрудников. На последнем этапе оценки осуществляется обратная связь (в форме личной беседы со специалистом). Очень важно, чтобы сотрудник, который стал объектом такого масштабного исследования, ознакомился с его результатами. Кроме того, оцениваемый должен иметь четкое представление о том, как и для чего будут использоваться результаты оценки.
После обработки результатов необходимо сравнить новые данные с уже имеющимися, сделать выводы, представить их руководству и обеспечить сохранность результатов для дальнейшего использования, например для формирования кадрового резерва или плана обучения персонала Эта методика имеет ряд преимуществ и недостатков. Эффективность использования метода «360 градусов» для оценки персонала во многом зависит от корпоративной культуры предприятия. В авторитарных системах такая система вряд ли приживется. Не всем нравится, что их оценивают другие люди, в том числе и подчиненные, что вызывает определенные психологические трудности. Чтобы провести качественную оценку методом «360 градусов», требуется большая подготовительная работа. Анализ эффективности и качества управления персоналом предприятия представляет собой задачу, для решения которой час-то приглашают внешних специалистов, консультантов (таблица 2).
Таблица 2 - Основные направления анализа качества управления персоналом
предприятия
№ п/п |
Направление анализа |
Используемые критерии |
А |
Б | |
1 |
Анализ кадровой политики |
Последовательность, непротиворечивость кадровой политики - соответствие целей реальной практике в сфере управления персоналом Соответствие целей кадровой политики целям организации |
2 |
Оценка качества основных документов, регламентиру-ющих работу персонала |
Четкость и точность изложения
в документах правил и процедур,
на основании которых |
3 |
Оценка важнейших формальных правил и процедур, обеспечивающих процесс управления персоналом |
Трудовому кодексу РФ Трудовые показатели работников, эффективность работы предприятия, подразделения. Соответствие ТК РФ. Моралъно-психологический |
4 |
Оценка основных элементов корпоративной культуры, оказывающих воздействие на поведение персонала |
Существующие на предприятиях моральные нормы, правила поведения, традиции, оказывающие влияние на поведение работников. Имидж предприятия. Культура производства |
5 |
Оценка показателей, характеризующих качество управления персоналом |
Уровень текучести кадров. Отсутствие жалоб и конфликтов. Удовлетворенность персонала работой. Приверженность работников своему предприятию |
Основные результаты анализа и предложения по совершенствованию работы в области управления персоналом должны быть рассмотрены на совещании руководящего состава предприятия.
Наука и практика выработали инструментарий (методы) изучения состояния действующей системы управления персоналом организации, построения, обоснования и реализации новой системы.
Системный анализ служит
методическим средством системного
подхода к решению проблем
совершенствования системы
Для построения системы управления персоналом организации используют следующие методы анализа (Рисунок 3).
Рисунок 3 - Методы анализа системы управления персоналом
1 Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение вглубь явления и определение его сущности. Например, систему управления персоналом можно расчленить на подсистемы, подсистемы - на функции, функции - на процедуры, процедуры - на операции. После расчленения необходимо воссоздать систему управления персоналом как единое целое, синтезировать то, что было расчленено. При этом применяется метод декомпозиционного моделирования, где могут использоваться модели логические, графические и цифровые.
2 Метод сравнений позволяет сравнить существующую систему управления персоналом с подобной системой передовой организации, с нормативным состоянием или состоянием в прошлом периоде. Однако, сравнение дает положительный результат при условии сопоставимости исследуемых систем, их однородности. Расширить границы сопоставимости можно при помощи элиминирования факторов несопоставимости.
3 Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации в целом и целей системы управления персоналом с точки зрения их соответствия целям организации.