Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:42, дипломная работа
Цель дипломного проекта - разработка проекта мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-раскрыть теоретические аспекты управления персоналом;
-дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
-провести анализ социально-трудовых показателей предприятия;
-оценить существующую систему управления персоналом на предприятии;
Введение
6
1Теоретические аспекты управления персоналом
9
1.1 Сущность и функции системы управления персоналом
9
1.2 Процесс управления персоналом
16
1.3 Методы анализа системы управления персоналом
28
2 Анализ деятельности предприятия ОАО «Курганхиммаш»
32
2.1 Общая характеристика предприятия
32
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
36
2.3 Анализ социально-трудовых показателей
39
2.4 Характеристика существующей системы управления персоналом на предприятии
47
3 Проектирование мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в ОАО «Курганхиммаш»
58
3.1 Формирование общей стратегии управления персоналом
58
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом
65
3.3 Правовое обеспечение проекта
87
3.4 Оценка эффективности проектных мероприятий
88
Заключение
93
Список использованных источников
98
Приложение
Сегодня в стране необходима более активная политика управления персоналом на предприятии, которая способна обеспечить ему конкурентоспособность и вывод на передовые рубежи социально-экономического развития на основе стимулирования, создания новых рабочих мест, оснащенных передовой техникой и технологией, совершенствование системы профессионального образования и переподготовки кадров, расширение производства.
С точки зрения развития рынка особое значение имеют три сегмента этой политики:
- формирование качественного управления за счет реструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;
- регулирование рынка
труда (правило найма и
- система социальной
защиты работников предприятия
(страхование от безработицы и
увольнения, а так же другие
меры поддержки уровня доходов)
Основным структурным подразделением по управлению персоналом в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки.
Службы управления персоналом, не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. В их числе такие важнейшие, как: социально-психологическая диагностика; анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководителя и подчиненных; управление производственными и социальными конфликтами и стрессами; управление занятостью; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров; планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников и многие другие.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и другие. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов и такого типа.
Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.
Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.
Тема настоящего исследования «Проектирование мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом ОАО «Курганхиммаш». Данная тема является актуальной в настоящее время для всех крупных предприятия, в том числе и для объекта исследования. Это объясняется существующим противоречием между потребностью в эффективной работе персонала предприятия, и отсутствием универсальных практических разработок в данной области.
Объектом исследования является ОАО «Курганхиммаш».
Предметом – система управления персоналом предприятия.
Цель дипломного проекта - разработка проекта мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-раскрыть теоретические аспекты управления персоналом;
-дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
-провести анализ социально-трудовых показателей предприятия;
-оценить существующую систему управления персоналом на предприятии;
-разработать мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии;
-создать правовое
обеспечение проектных
- дать их экономическую оценку.
Теоретическую и методологическую основу дипломного проекта составят нормативно-правовые документы, научные исследования отечественных и зарубежных ученых, данные экономической и бухгалтерской отчетности предприятия, материалы, публикации современных изданий периодической печати, посвященных управлению и другие источники, а также личные наблюдения автора.
В процессе выполнения дипломного проекта будут использованы использовались монографический, балансовый, экономико-статистический методы исследования и способствующие им приемы.
Управление персоналом
- это специфическая функция
Система управления персоналом,
то есть систематизированное и
Объект управления - это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады). Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив.
В качестве субъектов управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчиненным.
Общее представление о системе управления персоналом предприятия дает рисунок 1, отражающий составные элементы системы: кадровое делопроизводство, формирование корпоративной культуры предприятия, оценка и контроль, обучение и развитие персонала, подбор персонала и адаптация новых работников, кадровое планирование, формирование кадровой политики.
Рисунок 1 - Элементы системы управления персоналом предприятия
Существо любой деятельности может быть охарактеризовано конкретным перечнем составляющих ее работ или ее составными элементами. Содержание системы управления персоналом составляет [7]:
- определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия, объема производства продукции, услуг;
- формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка);
- кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);
- система общей и
профессиональной подготовки
- адаптация работников на предприятии;
- оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;
- оценка деятельности и аттестация кадров, ориентация ее на поощрение и продвижение работников по результатам труда и ценности работника для предприятия;
- система развития
кадров (подготовка и переподготовка,
повышение гибкости в
- межличностные отношения
между работниками, между
- деятельность
Целями системы управления персоналом предприятия (организации) являются:
- повышение
-повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;
-обеспечение высокой
социальной эффективности
Успешное выполнение поставленных целей в сфере управления персоналом требует следующих задач:
- обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
- достижение обоснованного
соотношения между
- полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
- обеспечение условий
для высокопроизводительного
- закрепление работника
на предприятии, формирование
стабильного коллектива как
- обеспечение реализации
желаний, потребностей и
- согласование производственной
и социальных задач (
- повышение эффективности
управления персоналом, достижение
целей управления при сокращени
Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей, во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.
Система управления персоналом - система, в которой реализуются функции управления персоналом организации. Система управления персоналом включает:
- подсистему общего и линейного руководства;
- подсистему планирования и маркетинга персонала;
- подсистему найма и учета персонала;
- подсистему условий труда;
- подсистему развития персонала;
- подсистему мотивации поведения персонала;
- подсистему развития
организационных структур
- подсистему правового обеспечения;
- подсистему информационного обеспечения.
В крупных организациях функции этих подсистем выполняются различными подразделениями по работе с кадрами организации.
В самом общем виде управление персоналом предполагает обеспечение организации необходимым числом работников, заинтересованно выполняющих требуемые производственные функции, вернее, обеспечивающих необходимое производственное поведение [24].
Концепция управления персоналом
- система теоретико-
Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Управление персоналом - это часть менеджмента, обеспечивающая формирование социальной политики предприятия, социального партнерства, доверия между наемными работниками и работодателями. Без управления персоналом невозможно нормальное функционирование предприятий, фирм, организаций любых форм собственности. Для определения направления и основы работы с персоналом, общих и специфических требований к нему разрабатывается кадровая политика предприятия.
Под кадровой политикой предприятия понимают систему теоретических взглядов, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, а также методы этой работы, позволяющие создать высокопроизводительный сплоченный коллектив [19].