Операции банков с платежными карточками и перспективы их развития в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 14:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель написания данной дипломной работы – разработать пути совершенствования расчетов с использованием банковских платежных карточек на основе анализа операций с использованием банковских платежных карточек филиала № 421 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Скидель.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………
1 Теоретические основы организации операций с платежными карточками ……...……………………………………………………………..
1.1 Банковская платежная карточка: история возникновения, эволюция и характеристика …………………………...…………………………………...
1.2 Классификация банковских платежных карт …………………………...
1.3 Виды платежных систем и организация расчетов с использованием банковских платежных карточек ……...………..............................................
1.4 Состояние и направления развития платежной системы Белкарт …….
2 Анализ проведения операций с использованием банковских платежных карточек (на примере филиала № 421 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Скидель) ......................................................................................................
2.1 Операции филиала с платежными карточками: динамика и структура эмиссии, развитие инфраструктуры ………………………………………….
2.2 Анализ операций филиала с использованием банковских платежных карточек ……………..………………………………………………………….
3 Проблемы и пути совершенствования расчетов посредством банковских платежных карточек в Республике Беларусь ……………….…
3.1 Проблемы расчетов посредством платежных карточек .……………….
3.2 Пути совершенствования расчетов с использованием банковских платежных карточек …………………………………………………………..
Заключение ...………………………………………………………………….
Список использованных источников …………

Файлы: 1 файл

диплом1.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

В этой ситуации у организаций торговли и сервиса есть возможность использовать информационные мощности банка (информационные стенды отделений, экранные заставки инфокиосков, банкоматов), что исключено при самостоятельной программе ПТС.

Необходимо наладить с предприятиями и организациями торговли системную работу, совместно разрабатывать и внедрять программы лояльности, включающие поощрительные меры для держателей карточек, активно пропагандировать передовой опыт, проводить совместные рекламные кампании и акции, помочь организовать компьютерный учет покупок в разрезе держателей карточек в каждом магазине.

Важным условием для повышения эффективности использования банковских платежных карт являются маркетинговые мероприятия по привлечению держателей карточек в филиал.

В настоящее время банки становятся центром концентрации грамотных и квалифицированных специалистов, и этика общения специалистов клиентами находится на высоком уровне. Сотрудник банка является важнейшим инструментом повышения качества обслуживания клиентов. Причем, если раньше профессиональное развитие сотрудника зависело, в основном от его рабочих навыков и количества освоенных операций, теперь в равной степени оно зависит от его умения общаться с клиентами, выявить их потребности, а также быстро работать. В системе ОАО «АСБ Беларусбанк» существует документ об этике поведения работников – «Кодекс чести банковского работника», однако в большинстве случаев специалисты не умеют использовать советы кодекса на практике. В связи с этим в целях недопущения конфликтных и нестандартных ситуаций с клиентами необходимо усилить контроль за соблюдением этики поведения работников и проводить семинары со специалистами в этом направлении.

В г. Скидель недостаточно развита сеть банкоматов и часто наблюдается нестабильность в их работе. Зачастую в банкоматах отсутствуют деньги, и владельцы платежных карт вынуждены либо обратиться в отделение банка, либо идти к другому банкомату. Кроме того, достаточно часто возникают ситуации, когда банкомат «зависает» и не производит операции. Нередко можно наблюдать большие очереди перед банкоматами. Причиной такого положения является не только нехватка наличных денежных средств в банке, но и перебои в работе доставки денег или наплыв держателей платежных карт в выходные дни, когда происходит массовое снятие денежных средств со счетов. При этом доставку денег в банкоматы осуществляет служба инкассации, но банки часто экономят средства на содержание этой службы, работников инкассации зачастую не хватает, такое положение зачастую раздражает клиентов.

В этой связи предлагается усовершенствовать программное обеспечение для банкоматов и наладить систему доставки денежных средств в банкоматы. При этом не стоит экономить денежные средства на репутации банка и обслуживании клиентов, поскольку в дальнейшем такая экономия выражается в негативном отношении держателей платежных карт к системе обслуживания банка и к самому банку, что, в свою очередь, также является сдерживающим фактором для привлечения новых клиентов в банк.

Таким образом, для повышения эффективности использования банковских платежных карт в филиале предлагается:

  • нарастить объемы эмиссии чиповых EMV-карточек, уделив особое внимание внедрению кредитных карточек на основе концепции сегментации клиентской базы;
  • согласовывать действия по формированию оптимальной программно-технической инфраструктуры использования банковских платежных карточек, позволяющей проводить в ней операции с карточками всех платежных систем, функционирующих в Беларуси;
  • разработать систему мер по управлению кредитными рисками при использовании кредитных карточек;
  • постоянно проводить маркетинговые мероприятия по привлечению держателей карточек;
  • совместно с предприятиями торговли и сервиса разрабатывать и внедрять ко-брэндинговые программы и программы лояльности, направленные на повышение заинтересованности предприятий торговли и сервиса и держателей карточек в безналичных расчетах;
  • развивать новые виды услуг;
  • повышать квалификацию специалистов банка, использовать онлайновый мониторинг как главное средство в борьбе с мошенничеством.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Анализ мировых тенденций развития розничных платежей позволяет сделать следующие выводы: национальная валюта продолжает оставаться доминирующим средством платежа по сумме операций в организациях торговли (сервиса); наблюдается переход от платежей с использованием наличных денег к безналичным платежам; возрастает количество платежей, совершаемых с использованием карточек; расширяется применение дебетовых переводов; изменяются рыночные соглашения, регулирующие розничные платежные инструменты и услуги, в особенности касающиеся провайдеров услуг и ценовой политики. Для повышения эффективности использования банковских платежных карт в филиале предлагается:

  • нарастить объемы эмиссии чиповых EMV-карточек, уделив особое внимание внедрению кредитных карточек на основе концепции сегментации клиентской базы;
  • согласовывать действия по формированию оптимальной программно-технической инфраструктуры использования банковских платежных карточек, позволяющей проводить в ней операции с карточками всех платежных систем, функционирующих в Беларуси;
  • разработать систему мер по управлению кредитными рисками при использовании кредитных карточек;
  • постоянно проводить маркетинговые мероприятия по привлечению держателей карточек;
  • совместно с предприятиями торговли и сервиса разрабатывать и внедрять ко-брэндинговые программы и программы лояльности, направленные на повышение заинтересованности предприятий торговли и сервиса и держателей карточек в безналичных расчетах;
  • развивать новые виды услуг;
  • повышать квалификацию специалистов банка, использовать онлайновый мониторинг как главное средство в борьбе с мошенничеством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

По результатам проведенного в дипломной работе исследования можно сделать следующие выводы:

1) Идею кредитной карточки первым выдвинул Эдуард Беллами в книге «Взгляд в прошлое» в 1888 г., а первые попытки практического внедрения картонных кредитных карточек были сделаны в США предприятиями розничной торговли и нефтяными компаниями еще в 1920-е гг. Считается, что первой массовой платежной карточной системой стала Diners Club (Дайнерс клаб), созданная в 1949 году. Одним из главных отличий от предшествующих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями, предлагающими не только товары, но и услуги, существовала посредническая организация, которая брала на себя проведение расчетов.

2) Большинство платежных карт имеют определенный стандартом ISO 7810 ID-1 формат — 85,6 × 53,98 мм — и используют в качестве носителя данных магнитную полосу, однако постепенно начинают применяться и чиповые карты. На лицевой стороне карты может быть любое изображение (граффити, картина, фотография) или просто фон. Кроме того, присутствуют логотип платежной системы, номер карты, имя владельца и срок действия карты. На обратной стороне карты находится магнитная полоса, бумажная полоса с подписью владельца, а на некоторых — CVV2 — код или его аналог.

3) Банковская платежная карточка – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету, счетам по учету банковских вкладов (депозитов), кредитов физического или юридического лица для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов в безналичной форме, а также обеспечивающий проведение иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4) С точки зрения механизма расчета выделяют две системы – двусторонние и  многосторонние системы. С точки зрения функциональных характеристик различаются кредитные и дебетовые карточки, карточки с разрешенным овердрафтом. По характеру использования подразделяют на индивидуальные карты, семейные карты,  корпоративные карты. По сфере использования выделяют: универсальные карты; частные коммерческие карты. По территориальной принадлежности различают: международные, национальные, локальные, карты, действующие в одном конкретном учреждении.

5) Платежная система - это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом. Наиболее распространены в мире карточки платежных систем VISA, Eurocard-Mastercard, American Express.

6) Для того чтобы стать владельцем банковской карты юридическое или физическое лицо должно открыть в банке-эмитенте специальный банковский счет, заключив соответствующий договор банковского счета (договор на расчетно-кассовое обслуживание), договор банковского вклада, кредитный или иной договор, предусматривающий осуществление операций с использованием банковских карт. При этом банк-эмитент выдает банковскую карту владельцу, который получает право на ее использование, сама карта остается собственностью банка.

7) Внутренняя платежная система Республики Беларусь БелКарт создана Национальным банком совместно с ведущими белорусскими банками, в ее основу положена микропроцессорная карточка. Правовую основу функционирования платежной системы Республики Беларусь составляют Банковский кодекс Республики Беларусь, нормативные правовые акты Национального банка, а также разработанные в соответствии с ними локальные нормативные правовые акты и договоры банков и иных участников систем расчетов с использованием электронных платежных инструментов.

8) На 2012-2016 гг. запланирован комплекс мероприятий, направленных на развитие новых услуг и расширение продуктового ряда в рамках системы, обеспечение надежности, безопасности проведения операций с карточками БелКарт, совершенствование структуры управления системой, развитие нормативной базы, тарифной политики, управление рисками, информационное и маркетинговое обеспечение системы БелКарт.

9) По количеству выпущенных карточек ОАО «АСБ Беларусбанк» принадлежат лидирующие позиции: половина трудоспособного населения республики является держателями платежных карточек банка. Филиал №  ОАО «АСБ Беларусбанк» осуществляет свою деятельность под непосредственным организационным и методологическим руководством Гродненского областного управления.  

10) Работу с карточками филиал №   начал осуществлять в декабре 2001 года в связи с реализацией проекта по переводу предприятий и организаций на получение заработной платы с использованием карточек. Наблюдается рост эмиссии платежных карт по филиалу в 2011 г. – на 59,7 %, при этом выпуск карт в белорусских рублях увеличился на 59,6 %, выпуск платежных карточек в валюте – на 97,1 %. Рост количества  платежных карточек в белорусских рублях обеспечен прежде всего за счет внедрения «зарплатных» и «стипендиальных» карточных проектов, а также за счет увеличения количества кредитных карточек (так как в ОАО «АСБ Беларусбанк» большинство потребительских кредитов выдается при помощи зачислений сумм кредита на платежную карточку).

11) В структуре выпуска платежных карт  в белорусских рублях преобладают карточки БелКарт-М, при этом доля их увеличилась с 61,0 % в 2010 г. до 64,6 % в 2012 г. В 2012 г. существенно снизился удельный вес карточек Maestro до 24,3 %, доля карт Visa Electron снизилась с 11,9 % в 2010 г. до 11,1 % в 2012 г. Высокий вес выпущенных карт БелКарт-М обусловлен направленностью политики Национального банка Республики Беларусь на развитие своего белорусского платежного пространства, основанного на национальных карточных продуктах и технологиях.

12) Для получения наличных денежных средств держатели карточек филиала № О «АСБ Беларусбанк»  могут воспользоваться банкоматами. Однако техническая инфраструктура обслуживания держателей карточек в городе Скидель пока развивается медленно. Количество платежных карт на один банкомат увеличилось с 5508 шт. в 2010 г. до 8445 шт. в 2012 г., количество карт на один ПВН увеличилось на 939 шт. в 2011 г. и на 654 шт. в 2012 г. Количество карт на один ПТС увеличилось в 2011 г. на 11 шт., в 2012 г. – снизилось на 2 шт. В целом увеличение нагрузки на единицу оборудования говорит о недостатке ПТС, ПВН, АТМ в г. Сморгони для клиентов банка.

13) В целом операции с использование платежных карточек по количеству увеличились на 9,8 % в 2011 г. и составили 107166 шт., в 2012 г. темп прироста составил 9,5 %. При этом количество наличных операций имеет тенденцию снижения. Наблюдается существенный рост операций с использованием платежных карт по сумме в 2011 г. – почти в 2,4 раза, который обусловлен произошедшей в 2011 г. девальвацией и существенным увеличением остатков по счетам в связи с необходимостью переоценки валютных кредитов и депозитов. В 2012 г. темп роста составил 157,1 %. Рост  операций с использованием платежных карт в млн руб. в 2012 г. связан с высокими процентными ставками по кредитам и депозитам в связи с проводимой государством политикой «дорогих денег». В структуре операций с использованием банковских платежных карт по сумме наибольший удельный вес занимают наличные операции (77,9 % в 2010 г.; 75,7 % в 2011 г.; 72,5 % в 2012 г.), однако наблюдается положительная динамика увеличения доли безналичных операций с 22,1 % в 2010 г. до 27,5 % в 2012 г. Увеличение доли безналичных операций в структуре операций с использованием банковских платежных карт по сумме говорит о повышении доверия клиентов к безналичным операциям с использованием платежных карт.

14) С развитием Интернет и мобильных технологий операции с использованием услуг  Интернет-банкинг и SMS-банкинг в млн руб. постоянно растут, причем темп роста по использованию Интернет-банкинга составил в 2011 г. – 130,9 %, в 2012 г. – 107,6 %, темп роста по использованию SMS-банкинг составил в 2011 г. – 121,2 %, в 2012 г. – 126,6 %. Доля операций с использованием Интернет-банкинга выросла с 4,7 % в 2010 г. до 5,5 % в 2012 г. Доля операций с использованием SMS-банкинга увеличилась с 2,9 % в 2010 г. до 3,7 % в 2012 г.

15) Граждане большинства высокоразвитых государств уже давно ощутили преимущества банковской платежной карточки и пользуются ею при расчетах за товары и услуги. Банковская платежная карточка является не только удобным платежным инструментом, но и безопасным средством совершения электронного платежа, получения наличных денег. Развитие системы безналичных расчетов является актуальной задачей для большинства экономически развитых стран мира. Международный опыт свидетельствует о том, что государство может способствовать росту безналичных платежей посредством мер стимулирующего характера и проведения мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения.

16) В связи с тем, что платежная культура населения республики пока находится на минимальном уровне «карточный» бизнес в Беларуси развивается не так стремительно, как хотелось бы. Огромная масса розничных платежей все еще осуществляется с использованием наличных денежных средств. Мала доля банковских платежных карточек, соответствующих стандарту EMV в связи с неготовностью программно-технической инфраструктуры обслуживать данные карты. Кроме того, большая часть банковских платежных карточек в стране выпускается в рамках «зарплатных» проектов, низкорентабельных для банков-эмитентов.

Информация о работе Операции банков с платежными карточками и перспективы их развития в Республике Беларусь