Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:30, курсовая работа
В обыденной жизни слово «управлять» означает: 1) направлять ход, движение кого-чего-нибудь; 2) руководить, направлять деятельность кого-чего-нибудь. В свою очередь, «управление» —это еще и деятельность органов государственной власти; совокупность приборов, посредством которых управляют ходом машины, механизма; крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение.
Для доказательства истинности своих положений и возможности их практического использования науке государственного и муниципального управления необходимы эксперименты, восприятие человеком внешнего мира и непосредственные наблюдения. По этому критерию государственное и муниципальное управление относится к числу эмпирических (опытных) наук, в противоположность формальным наукам, таким, как математика, логика, которые основываются исключительно на интеллектуальной (мыслительной) деятельности и не требуют для обоснования своих результатов каких-либо чувственных наблюдений.
Государственное и муниципальное управление является преимущественно прикладной наукой, так как она разрабатывает средства для решения конкретных практических задач человеческой деятельности, для применения результатов фундаментальных (теоретических, «чистых») наук при решении не столько познавательных, сколько социально-практических проблем. Этим государственное и муниципальное управление отличается от теоретических наук (философия, этика и др.), задача которых — познание законов, определяющих поведение и взаимодействие базисных структур природы, общества и мышления.
Объект исследования (государство, муниципальное объединение, государственный аппарат и люди, объединившиеся для совместной деятельности в составе государственного аппарата, муниципального учреждения) определяет принадлежность государственного и муниципального управления к числу конкретных (предметных) наук.
Другими примерами конкретных наук являются биология, астрономия, геология, которые изучают вещи в целом, агрегативно, а также механика, физика, химия, изучающие вещи в их элементах.
Изучая систему структур, связей, отношений управления на разных уровнях, наука государственного и муниципального управления выступает как теория, в то время как ряд наук представляют собой теории свойств (в частности, механика, физика, химия) либо теории отношений (такие науки, как математика, логика).
Теоретические или прикладные проблемы, относящиеся к сфере государственного и муниципального управления, изучают различные науки. В их числе такие теоретические дисциплины, как философия, политология, политическая экономия, математика, статистика, кибернетика. Большой вклад делают естественные науки, изучающие человека (одного из объектов и одновременно субъектов управления), такие, как психология, физиология, медицина. Весьма близки к государственному и муниципальному управлению по своему предмету науки, изучающие определенные виды общественных отношений, — это, прежде всего, экономические, правовые, организационные науки.
В целях анализа взаимодействия различных наук при изучении проблем управления выделим следующие группы операций (функций) управления:
- определение
целей государственного и
- поиск,
сбор (добывание), систематизация, накопление,
обработка, хранение
- анализ
ситуации и обстановки с
- выработка
и принятие управленческого
- организация исполнения решения.
Определение целей деятельности государственного и муниципального управления, постановка задач высшего уровня опираются, прежде всего, на достижения философии, этики, политологии, политической экономии, национальной экономики, геополитики, теории организации. Особенно велико при этом значение методологического знания.
В изучении таких операций (функций), как поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, обработка, хранение информации, участвуют следующие отрасли знания: информатика, информационные технологии, документоведение, исследование операций, математика, а также науки, отражающие специфику сферы деятельности организации (например, экономические науки). Важное значение здесь имеет формальная методология, предполагающая анализ языка науки, формальной структуры научного объяснения, описание формализованных методов исследования, исследование типологии систем знания и т.д.
Анализ управленческой ситуации и деловой обстановки с использованием имеющейся информации осуществляется с учетом достижений таких научных дисциплин, как психология, право, логика, кибернетика, исследование операций, теории вероятностей, теории игр, а также наук, отражающих специфику объекта управления (отрасль, сфера жизни общества, муниципальное образование и т.д.).
Изучение процессов выработки
и принятия управленческого решения ведетс
В области организации исполнения решения весьма важен вклад следующих наук, участвующих в изучении этого аспекта государственного и муниципального управления: педагогики, психологии, социологии, права, теории организации, информационных технологий, валеологии, экономических наук и т.д.
ЛЕКЦИЯ 4
Понятие, сущность и признаки государства
Государство является ведущим институтом политической системы, которая сосредотачивает в себе максимальную политическую власть. Этот институт обеспечивает организованность общества и поддерживает в нем определенный порядок.
Различные гуманитарные
науки по-разному трактуют понятие
«государство». Социология интерпретирует
государство как политическую надстройку
над экономическим базисом
Сам термин «государство» обычно рассматривают в двух аспектах:
1. Государство
отождествляется со страной и
определяют его как общность
людей, которая имеет свои
2. Государство
рассматривается как
Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о происхождении государства. За многую тысячелетнюю историю государство выработало несколько теорий по этому вопросу.
Самой ранней по времени происхождения является теократическая теория. Согласно данной теории государство создано непосредственно Богом, всякая власть от Бога и ей необходимо повиноваться.
Патриархальная теория. Здесь государство возникает естественным путем, развивается на основе семьи и представляет собой как разросшуюся до больших масштабов семью, в которой власть государства вырастает из власти отца семейства, а поданные рассматриваются как его дети, которые должны ему повиноваться, а он в свою очередь должен о них заботиться.
Договорная теория. В соответствии с данной теорией государство является результатом соглашения между различными группами людей в обществе, по которому они добровольно передают право на управление общественной жизнью особой группой людей, которые становятся чиновниками или госслужащими. За право управлять чиновники должны обеспечить порядок в обществе, прекратить произвол, самосуд, покончить с преступностью и создать минимальные условия для нормальной социально-экономической жизни.
Теория насилия. Государство возникает как результат завоевания одних народов другими, после чего завоеватели для того, чтобы держать в покорности завоеванное население создают особый аппарат власти и подавления, с помощью которого и управляют покорным народом.
Психологическая теория. Главным фактором, приводящим людей к необходимости создать государственные структуры, является страх перед агрессией и именно страх движет ими, когда они сами соглашаются добровольно подчиниться своим соплеменникам, которые за это должны будут защищать их от всех возможных посягательств извне.
Экономическая теория. В качестве главных причин возникновения государства выделяются следующие:
1) развитие
общественного разделения
2) переход от присваивающего хозяйства к производящему, когда у производителя появляются излишки продукции, которые он может продать на рынке;
3) появление
на основе двух выше
4) демографические
факторы, к которым можно
5) завоевание одних народов другими.
Современная теория трактует государство как продукт внутренней эволюции общества, которое с определенного момента объективно нуждается в организационном оформлении и не может далее существовать и развиваться в условиях тотальной анархии.
Таким образом, в разные эпохи и в различных условиях государство всегда выступает в качестве организации для управления обществом и как механизм властвования не существовало на первых стадиях развития государства. Поэтому государство рассматривается как исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами.
Как политический институт, государство обладает рядом специфических признаков, которые позволяют его отличать от всех других политических институтов и организаций:
1) наличие
особой публичной власти, которая
воплощается в государственных
органах власти. Осуществляет эту
власть особый слой людей,
2) территориальная
организация населения, т.е.
3) государственный
суверенитет, т.е.
4) монополия
государственной власти на
5) монополия
государства на сбор налогов,
которые взыскиваются с
Исходя из
этих признаков, государство можно
определить как особую организацию
политической власти общества, располагающая
специальным аппаратом
В современном обществе в руках государства концентрируется огромная сила, которая обусловлена:
– объективно нарастающим вмешательством государства в экономическую жизнь общества, увеличение нарастающей геометрической прогрессии доли государственных расходов в ВВП страны, которые извлекаются в виде налоговых и неналоговых сборов из экономики страны в госбюджет;
– (вытекает из первой причины) государство стало опекуном общества, поскольку выполняет функцию социальной защиты населения, и ради выполнения этих разнообразных функций государство идет на то, чтобы исключить целые отрасли хозяйства из системы рыночной экономики и полностью перевести их на государственной субсидирование (т.е. хозяйство полностью социализировано);
– высшие государственные чиновники и лидеры политических партий практически самостоятельно принимают решения по всем более или менее важным вопросам развития общества, а также демократические институты выборов являются своеобразными грандиозными политическими шоу;