Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:30, курсовая работа
В обыденной жизни слово «управлять» означает: 1) направлять ход, движение кого-чего-нибудь; 2) руководить, направлять деятельность кого-чего-нибудь. В свою очередь, «управление» —это еще и деятельность органов государственной власти; совокупность приборов, посредством которых управляют ходом машины, механизма; крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение.
2. общественно-политические,
охватывающие комплексное,
3. социальные,
отражающие состояние и
4. духовные,
связанные с восприятием
5. экономические,
характеризующие систему
6. производственные,
состоящие в создании и
7. организационные,
направленные на решение
8. деятельностно-
9. информационные,
обеспечивающие намеченные
10. разъяснительные,
требующие отработки знаний, мотивов,
и стимулов, способствующих практическому
осуществлению комплекса целей
государственного управления. Управляемые
объекты государственного
Управляемые объекты обладают определенными свойствами:
- целенаправленность
(стремление к достижению цели)
- самоактивность (устремленность к определенному результату);
- адаптивность
(приспособляемость к
- способность
и стремление к самоуправлению.
Важнейшим аспектом цели
При рассмотрении
второго аспекта цели управления
следует принципиально
Если
такого соответствия не наблюдается, а
также в случае изменения обстановки
и необходимости перестройки
деятельности объекта управления (государства
в целом, региона, отрасли, муниципального
образования) цель управления изменяется.
Теперь цель управления выглядит как
осуществление развития системы
управления и перевод ее в новое
состояние в направлении
Оба эти аспекта цели определяются самой сущностью управления, их наличие не зависит от каких-либо аспектов деятельности объекта управления и его особенностей, в частности, от ее целей функционирования, а также от того, кто конкретно возглавляет государственный (муниципальный орган (организацию), от его деловых и моральных качеств, профессиональной пригодности, представлений о сфере деятельности и об управлении. Эти аспекты отражают объективный характер целей государственного и муниципального управления.
Вместе с тем, цели управления вторичны по отношению к целям деятельности объекта управления, вытекают из них и определяются их приоритетами. Конкретизация целей управления предполагает декомпозицию цели деятельности объекта управления (построение «дерева целей»), в результате чего появляется иерархическая система частных целей (подцелей), образующих в совокупности систему целей управления. Декомпозицию целей осуществляет менеджер-чиновник высокого уровня, поэтому указанное дерево целей носит субъективный характер. Его структура, а значит и эффективность деятельности объекта управления, зависит, прежде всего, от знаний, опыта и индивидуальных особенностей субъекта управления.
В зависимости от сроков достижения цели государственного и муниципального управления могут быть долгосрочными (5 лет и более), среднесрочными (2-4 года) и краткосрочными (год и менее). Чем выше уровень управления, тем более менеджеры-чиновники этого уровня озабочены разработкой целей на перспективу. Определение долгосрочных и среднесрочных целей предполагает учет сложного переплетения факторов политической и экономической обстановки. Надо иметь в виду также, что краткосрочные цели более, чем долгосрочные, способствуют внутренней мобилизации участников управленческого процесса.
Методы государственного и муниципального управления
Качество
и эффективность
Сложность и изменчивость объектов управления обусловливает многообразие и взаимозависимость методов управления. Классификация методов осуществляется по различным признакам, при этом могут быть выделены следующие две группы методов:
1. общие для всех сфер социального управления;
2. специфичные для сферы государственного и муниципального управления.
Общим для различных сфер социального управления и весьма полезным для теории и практики государственного и муниципального управления является деление методов на административные, экономические, информационные, психологические, социологические и др. Для административных методов управления свойственно следующее. Административное управление непосредственно воздействует на интересы и поведение управляемого объекта путем разрешения и запрета. Все виды административных методов основываются на нормативно закрепленных отношениях подчиненности между субъектом и объектом системы управления, а также на зафиксированных условиях функционирования объекта управления, допустимых отклонениях от заданного режима, наконец, пределах дозволенного и недозволенного поведения участников управленческого процесса и воздействия на них в случае нарушения соответствующих ограничений. При государственном регулировании экономики администрирование лежит в основе лицензирования деятельности, сертифицировании продукции и услуг, квотировании экспорта-импорта и т.д.
С другой
стороны, с использованием административных
методов формируется система
управления, устанавливаются устойчивые
связи и отношения, нормативы
выполнения работ, права и ответственность
объектов управления и т.д. Эта вторая
сторона административных методов
отражает их организационно-
В свою очередь,
в рамках организационно-
Вторую
группу административных методов управления
составляют методы организационно-
В составе
методов организационно-
Экономическое управление воздействует на объекты управления через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Экономические методы определяются как способы воздействия на экономические процессы и явления через интересы групп населения, социальных организаций, трудовых коллективов, работников с целью достижения необходимых результатов. Прямое принуждение или поощрение при этом отсутствуют. Экономические методы управления основаны на сознательном использовании объективных экономических законов, закономерностей развития общественного производства и экономических интересов его участников, на использовании коллективных и индивидуальных материальных стимулов к достижению наилучших результатов деятельности при минимально возможных затратах.
Для экономических методов управления, особенно когда речь идет об их сопоставлении с административными методами, в качестве важнейшего признака подчеркивается обычно наличие косвенного воздействия, устанавливающего общие правила поведения.
По признаку субъекта управления различают экономические методы государственного регулирования (государственные кредиты, налоги, таможенные тарифы, государственный заказ и др.) и экономические методы внутрифирменного управления. Вместе с тем, широкий спектр экономических методов, в частности, программно-целевое управление, коммерческий расчет, балансовое планирование, скидки в ценах, различного рода целевые фонды, используются как в рамках государственного регулирования, так и во внутрифирменном управлении.
В составе
экономических методов
В составе
экономических методов
В современном обществе особое значение приобрело информационное управление. Информационные методы управления заключаются в доведении до объектов управления определенных сведений, значимых для их функционирования, трудовой деятельности, поведения, формирования предпочтений в различных сферах и т.д. В общем случае объект управления может и не осознавать значимости и следствий получаемых им сведений. В качестве непосредственного объекта воздействия при использовании информационных методов управления выступает информационная сфера большой социальной группы или отдельного человека. Информационные методы позволяют формировать и изменять представления, степень осведомленности, информационное состояние объекта управления, устанавливать в его сознании устойчивые связи и тем самым воздействовать на его психическое состояние, мотивационную сферу, стимулировать его к требуемым для субъекта управления решениям и действиям. Для получения результата от воздействия информационных методов управления обычно требуется время.