Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:30, курсовая работа
В обыденной жизни слово «управлять» означает: 1) направлять ход, движение кого-чего-нибудь; 2) руководить, направлять деятельность кого-чего-нибудь. В свою очередь, «управление» —это еще и деятельность органов государственной власти; совокупность приборов, посредством которых управляют ходом машины, механизма; крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение.
В сфере
государственного и муниципального
управления весьма эффективны система
защиты государственной и военной
тайны, информационно-пропагандистские
и рекламные кампании, обнародование
мнений авторитетных лиц, открытые письма,
встречи руководителей
В составе информационных методов принято выделять структурные и бесструктурные методы управления. При структурном методе управления информация передается адресно по определенным элементам структуры, сложившимся до начала управления, например, с использованием территориальных подразделений министерства (ведомства), института полномочных представителей, структурного построения (подразделений) организации. В случае бесструктурного управления происходит безадресное циркулярное распространение информации, заранее сложившихся структур нет.
Бесструктурное управление реализуется в системах, состоящих из элементов, аналогичных друг другу в некотором смысле, имеющем значение для целей управления. Примером бесструктурного управления является информирование населения по каналам теле- радиовещания.
Социологические методы предполагают исследование общественного мнения по важнейшим вопросам общественной жизни, государственной политики, функционирования муниципального образования. К числу таких вопросов могут относиться, в частности, государственное устройство, реформа жилищно-коммунального хозяйства, системы образования, льготы различным категориям населения и др. Изучаются также уровень фактический оплаты труда для различных профессий и сфер деятельности, престижность профессий, характер взаимоотношений между работниками, их мотивация к труду, причины возникающих конфликтов, влияние условий работы на ее эффективность, особенности складывающейся корпоративной культуры в организациях и т.д. В этих целях используются референдум, анкетирование, опросы, наблюдение, изучение документов и иные методы. Результаты обследований рассматриваются в качестве важной составной части обоснования для принятия решений в сфере государственного и муниципального управления.
Психологические методы управления основываются на знаниях в области социальной психологии, экстремальной психологии, криминальной психологии, конфликтологии, психологии личности. Использование психологических методов предполагают сугубо индивидуальный подход к объекту управления. В сфере государственного и муниципального управления средства и методы психологии позволяют, в частности:
- выявлять влияние социокультурных изменений на жизнедеятельность различных этнических и иных групп населения, в том числе на эффективность их профессиональной деятельности;
- исследовать
формы и методы развития
- изучать
личностный профиль
На уровне
конкретного государственного (муниципального)
учреждения, предприятия, организации
с помощью средств и методов
психологической науки
1. факторы
становления и развития
2. особенности
психологических
3. социально-психологический
климат, причины возникновения и
способы разрешения конфликтов,
процессы внедрения
4. проблемы
отношения к труду (
5. проблемы
корпоративной безопасности и
многие другие. Применительно к
отдельному государственно-
Принципиально различаются следующие группы методов управляющего воздействия — методы убеждения и методы принуждения. Метод убеждения служит для того, чтобы склонить или побудить объект управления к поведению и действиям, желательным для субъекта управления (менеджера-чиновника, государственного органа). В составе метода убеждения выделяются методы склонения и методы побуждения. Метод склонения заключается в том, что руководитель-чиновник с помощью разного рода аргументов и фактов объясняет объекту управления (представителям частных, общественных и иных организаций, подчиненному) целесообразность выполнения данного решения и таким образом склоняет его действовать способом, который никак не связан с потребностями и мотивацией исполнителя. В противоположность этому использование метода побуждения означает, что руководитель, приводя свои обоснования и соображения, подталкивает (побуждает) объект управления к действиям, тем или иным образом сочетающимся и соответствующим собственным потребностям, мотивам, стремлениям исполнителя. Таким образом, используются, главным образом, информационные, психологические, а также экономические методы.
Среди многочисленных разновидностей метода убеждения, сочетающих в себе элементы склонения и побуждения, выделяется метод личного примера.
Метод личного
примера опирается на присущее людям
стремление к подражанию, особенно
авторитетам (сам объект управления
может этого не осознавать). Применение
данного метода позволяет руководителю-
Метод принуждения предполагает управляющее воздействие на объект управления преимущественно с использованием властных полномочий субъекта управления. В результате объект управления совершает требуемые действия, выполняет поставленную задачу даже вопреки своей воле и желанию. В составе методов принуждения — главным образом административные методы, на практике используются также информационные и психологические методы. В числе разновидностей принуждения — порицание, внушение, наказание.
Другая
классификация методов
В рамках
другой классификации методы управления
разделяются на методы формального
и неформального воздействия. Методы
формального воздействия
Методы неформального воздействия не предполагают опору на организационные структуры, властные полномочия. Они базируются в основном на разного рода моральных стимулах, при этом используются убеждение, авторитет руководителя, межличностные отношения.
Учреждения,
предприятия, организации сферы
государственного и муниципального
управления характеризуются высоким
уровнем технологической и
По природе управляемого объекта различают отраслевое и территориальное управления. Отраслевое управление предполагает группирование предприятий по отраслям народного хозяйства, а также наличие вертикали соподчиненности от центральных органов управления отраслью (министерств) до отдельного предприятия. Министерства осуществляют единую техническую и экономическую политику в отрасли, обеспечивают в интересах страны необходимые внутриотраслевые пропорции.
Территориальное управление обеспечивает рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития, решение иных задач государственной региональной политики. В современной России территориальное управление осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, местным самоуправлением. Оно предполагает разграничение прав и ответственности между федеральными и региональными, а также законодательными и исполнительными органами власти.
В зависимости
от характера взаимоотношений
Субординационное управление базируется на строгом административном подчинении. Оно характерно для унитарного государства, которое подразделяется на административные единицы (губернии, области, районы и т.д.) и в своем составе не имеет федеративных субъектов. Ярким примером субординационного управления служит государственная система существовавшей до 1917г. Российской империи, а также бывшего СССР.
По типу используемой формы собственности могут быть выделены федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное) управление. Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации (региональная собственность). Объектами федерального управления являются природные ресурсы, недра земли, естественные монополии, государственная часть акций приватизированных предприятий и ряд других объектов. Свои объекты собственности имеют и муниципальные образования (муниципальная собственность). Объекты регионального и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении собственности между органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
Каждый метод государственного и муниципального управления имеет свои преимущества и недостатки, поэтому на практике они применяются комплексно, с учетом традиций населения, особенностей складывающейся политической ситуации и иных факторов.
Функции управления
Процесс
государственного и муниципального
управления деятельностью находит
свое выражение в реализации государственными
муниципальными органами (организациями)
определенных функций управления —
направлений управленческой деятельности,
позволяющих в совокупности осуществлять
управляющее воздействие и
Выделяют
следующие основные функции управления
и, соответственно, основные этапы управленческого
цикла: анализ и оценка обстановки;
выработка и принятие управленческих
решений; планирование; организация
исполнения планов и принятых решений;
контроль; оценка деятельности. Выделение
этих этапов и указанная их последовательность
в значительной мере условны, однако
исходным пунктом, начальным этапом
управленческого цикла в
Оценка обстановки как функция управления представляет собой процесс познания по избранным критериям состояния и динамики развития обстановки в целом (в масштабах страны, региона, муниципального образования), или ее отдельных элементов. Вместе с тем, это и результат указанного процесса, отражающий отношение субъекта управления к складывающейся обстановке и ее элементам, к их значению для решения задач государственного и муниципального управления. Оценка обстановки позволяет решать следующие основные задачи: