Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:30, курсовая работа
В обыденной жизни слово «управлять» означает: 1) направлять ход, движение кого-чего-нибудь; 2) руководить, направлять деятельность кого-чего-нибудь. В свою очередь, «управление» —это еще и деятельность органов государственной власти; совокупность приборов, посредством которых управляют ходом машины, механизма; крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение.
- определение
фактического состояния и
- предупреждение,
своевременное выявление и
- оказание
объектам контроля помощи в
решении стоящих перед ними
задач и совершенствовании
- повышение
в контролируемых объектах
- выявление,
обобщение, распространение и
внедрение положительного
В зависимости от того, входят ли субъекты контроля в состав контролируемой системы или нет, различают, соответственно, внутренний (внутриведомственный) контроль и внешний (вневедомственный) контроль.
Оценка деятельности учреждения (организации) и работников — это процесс познания свойств их деятельности и его результат, выражающий отношение субъекта управления к полезности деятельности учреждения (организации), подразделения, работника с позиций достижения поставленных целей и выполнения целей государственного и муниципального управления. Эффективность работы государственного (муниципального) учреждения (организации) зависит, главным образом, от следующих факторов:
1. качества целеполагания (степени соответствия целей учреждения потребностям населения, состоянию внешней среды, собственным возможностям и интересам работников);
2. масштабов
и уровня стратегического
3. уровня
мотивации, побуждающей
4. объема
и качества используемых
5. качества тактического управления.
Существуют
различные аспекты
1. внешняя,
оценивается с позиций степени
использования внешних
2. внутренняя,
которая оценивается с точки
зрения использования
3. общая,
учитывает составляющие
4. целевая
(функциональная, стратегическая), отражает
степень достижения целей
5. затратная
(экономическая или
6. рыночная,
охватывает оценки степени
Оценка деятельности государственного (муниципального) учреждения (организации), подразделения, отдельного работника является важным фактором воспитания кадров, способствующим развитию их инициативы, творческого, ответственного подхода к делу, формирования высокого уровня корпоративной культуры.
В общем случае функции государственного управления можно сгруппировать следующим образом:
- обеспечение
целостности и сохранности
- социальная — обеспечение на территории государства соблюдения прав гражданина;
- экономическая
— создание предпосылок для
экономического развития
- международная
— поддержание свободы,
Функции государственного управления различаются по предмету (что), содержанию (зачем), способу сохранения или преобразования управленческих компонентов (как). По направленности и месту реализации функции делятся на внутренние и внешние. По содержанию, характеру и действию функции подразделяют на общие и специфические. Все функции в совокупности образуют сложную функциональную систему, в ее рамках действуют все государственные и муниципальные органы и организации.
ЛЕКЦИЯ 8
Местное самоуправление и государство
Государственное регулирование местного самоуправления
Эффективность местного самоуправления в значительной мере определяется политикой государства по отношению к нему, системой взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Экономическое регулирование местного самоуправления осуществляется путем наделения его собственностью и финансовыми средствами, через использование механизмов налогового и бюджетного регулирования.
Важными компонентами государственного регулирования местного самоуправления являются обеспечение гарантий его прав, осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления, установление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за принимаемые решения и действия (или бездействие).
Органы государственной власти обязаны создавать необходимые условия для становления и развития местного самоуправления, содействовать населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государственная поддержка местного самоуправления осуществляется посредством соответствующих федеральных и региональных программ. В 1995 г. Правительством РФ была принята первая Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. Эта программа в основном была выполнена. В 1999 г. была утверждена вторая программа — «Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления». Большинство ее пунктов также выполнены.
В отдельных субъектах РФ были приняты и реализуются региональные программы государственной поддержки местного самоуправления. Существенными компонентами государственной поддержки местного самоуправления являются: методическая помощь, в частности разработка модельных нормативных актов и рекомендаций; информационное обслуживание; развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.
Государственное
регулирование и
Государственное
регулирование и
Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
Основные определения и принципы
Применительно к органам публичной власти предметы ведения — это тот круг вопросов, решение которых закреплено за данным уровнем власти. Органы власти каждого уровня осуществляют по закрепленным за ним предметам ведения соответствующие виды деятельности — функции. Иногда понятия предмета ведения и функций трудноразличимы. Например, содержание дорог одновременно предмет ведения и функция (вид деятельности) какого-либо органа. А такой предмет ведения, как местные финансы, не содержит в своем названии какой-то функции.
Полномочия — это права, которыми наделен каждый уровень власти и управления для выполнения возложенных на него функций. Но одновременно это и обязанность выполнять данные функции. Таким образом, полномочия — это права, совмещенные с обязанностями. Под компетенцией понимается сочетание предметов ведения и полномочий.
Принципы
разграничения предметов
Принципиально важен вопрос об эффективности разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти. Эффективным может быть признано такое разграничение, при котором за каждым уровнем закреплены те предметы ведения, которые данный уровень может решать наилучшим образом.
Этот принцип европейцы называют субсидиарностью. Согласно принципу субсидиарности, все вопросы, которые могут быть решены на нижнем, максимально приближенном к населению, уровне управления, должны быть закреплены за этим уровнем. На верхний уровень управления передаются только те вопросы, которые не могут эффективно решаться на нижнем. Верхний уровень несет субсидиарную ответственность за деятельность нижнего, и его представители обязаны вмешиваться, когда неудовлетворительная деятельность нижнего уровня может создать угрозу для благополучия населения.
Для характеристики предметов ведения местного самоуправления в российском законодательстве используется термин «вопросы местного значения». К вопросам местного значения принято относить такие вопросы, которые: а) могут самостоятельно решаться населением или органами местного самоуправления и не требуют вмешательства органов государственной власти и б) последствия решения которых не выходят за пределы территории данного муниципального образования, т.е. не оказывают неблагоприятных воздействий на соседние территории.
Основными предметами ведения местного самоуправления во всем мире являются: благоустройство местной территории (в широком смысле — как устройство на благо людей), ее социально-экономическое развитие и организация предоставления населению различных услуг на местном уровне (муниципальных услуг).
В Европейской Хартии местного самоуправления провозглашены следующие принципы установления компетенции органов местного самоуправления.
1. Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Однако это положение не исключает предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий.
2. Органы
местного самоуправления в
3. Осуществление
государственных полномочий, как
правило, должно
Предоставление каких-либо из этих полномочий иному органу власти должно производиться с учетом объема и природы поставленной задачи, а также требований эффективности и экономии.
4. Предоставляемые
органам местного