Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:30, курсовая работа
В обыденной жизни слово «управлять» означает: 1) направлять ход, движение кого-чего-нибудь; 2) руководить, направлять деятельность кого-чего-нибудь. В свою очередь, «управление» —это еще и деятельность органов государственной власти; совокупность приборов, посредством которых управляют ходом машины, механизма; крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение.
–только государство обладает монопольным правом на законотворчество и применения репрессивного аппарата.
ЛЕКЦИЯ 5
Место, роль и функции государства в политической системе
Государство занимает особое место в политической системе общества как стержневой элемент, вокруг которого объединяются все остальные. Оно призвано обеспечить целостность и единство институтов и организаций, выполняющих разнообразные функции управления. Так, например, если политические партии представляют интересы и позиции определенных слоев и категорий общества, то государство должно являться балансиром, уравновешивающим противоречивые общественные интересы и проводить в жизнь политику с точки зрения усредненных интересов населения.
Государство занимает ведущее место в политической системе общества, так как:
1) выступает
в качестве единственного
2) является
единственным носителем
3) содержит
специальный аппарат или
4) имеет силовые
структуры (армия, милиция,
5) владеет
монопольным правом на
6) располагает
специальным набором
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих этот механизм частей, блоков и подсистем. Структура данного механизма
в общем виде включает
– государственные органы;
– государственные предприятия и учреждения;
– государственных служащих;
– организационные и финансовые средства;
– принудительную силу, необходимую для обеспечения деятельности госаппарата.
Характер и содержание этой деятельности находит свое выражение в функциях государства, которые в самом общем виде делятся на две большие группы:
1. внутренние функции государства;
2. внешние функции государства.
Внутренние функции:
1) регулирование
хозяйственной деятельности и
частичное управление
2) охрана
общественного порядка и
3) культурно-воспитательная, идеологическая;
4) регулирование
социальных отношений и
5) подавление
внутренних противников и
Внешние функции:
1) обеспечение
обороноспособности и
2) защита
экономических, политических, культурных
и иных интересов государства
на международной арене и
3) создание
условий для взаимовыгодного
сотрудничества с другими
4) развитие
интеграционных процессов и
Существуют
другие классификации функций
Другая классификация подразделяет функции государства на основные и неосновные. На этот счет нет единого мнения и здесь все зависит от идеологической позиции того или иного аналитика. Так, с точки зрения классических либералов, к основным функциям государства относятся только обороноспособность и охрана общественного порядка, а с точки зрения социал-демократии и кейнсианства основные функции государства – регулирование экономики и социальная защита населения.
ЛЕКЦИЯ 6
Особенности специальности
«Государственное и
Каждая профессия объединяет несколько родственных специальностей. Специальность определяется через предмет деятельности человека, это круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности.
Область профессиональной деятельности специалиста — обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.
Специалист
государственного и муниципального
управления — менеджер должен быть
готов к следующим видам
Применительно
к государственному управлению персонал
состоит на службе у государства.
Профессиональная деятельность по обеспечению
исполнения полномочий органов государственной
власти является государственной службой.
В органах государственной
Государственные служащие органов власти субъекта Федерации признаются государственными служащими Российской Федерации.
Статус государственного служащего установлен законодательно. Указом Президента России утверждается Реестр государственных должностей государственной службы. Представительные органы власти субъектов Российской Федерации издают законы о государственной службе самостоятельно.
Государственной признается должность в федеральных органах власти, органах власти субъектов Федерации, в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ.
К государственным служащим предъявляются квалификационные требования по уровню профессионального образования, стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативно-правовых документов применительно к исполнению ими должностных обязанностей.
Федеральные
законы от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе
государственной службы Российской
Федерации» и от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О
государственной гражданской
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Должности гражданской службы классифицируются на категории и группы.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1. руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий и без ограничения срока полномочий;
2. помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям правительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3. специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4. обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документального, финансово- экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
- высшие должности гражданской службы;
- главные должности гражданской службы;
- ведущие должности гражданской службы;
- старшие должности гражданской службы;
- младшие должности гражданской службы.
Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
Должности
категории «специалисты»
ЛЕКЦИЯ 7
Инструментарий
Цели государственного и муниципального управления
Для эффективного управления в социальной сфере, на уровне муниципального образования и тем более государства, знаний методологического и мировоззренческого характера, и даже высокого уровня развития эмоциональной, интеллектуальной, волевой сфер, высоких нравственных качеств, так же, как и профессиональных знаний и навыков в области государственного и муниципального управления человеку все же недостаточно. Необходимо владеть еще особым инструментарием управления. Наиболее общее представление о важнейших составляющих такого рода инструментария — целях управления, методах и функциях управления — дает настоящая глава.
В общем случае цель — то, что представляется в сознании человека и ожидается в результате определенным образом направленных действий людей.
Цель — это продукт сознания, субъективное отражение объективного. Цель играет роль организующего и мобилизующего фактора, она во многом определяет все аспекты управления — формы и методы, средства, структуры, процессы и, конечно, результаты управления. Цели управления материализуются в результате совместных усилий, прилагаемых всеми участниками деятельности.
Цели государственного и муниципального управления представляют собой состояния и показатели деятельности отраслей народного хозяйства, регионов, муниципальных образований и страны в целом, которые являются желательными, на достижение которых направлены управление и сама деятельность людей. Объективно цели государственного управления должны рождаться «внизу», идти от интересов людей, объединенных в государство.
Принято выделять следующие виды целей государственного управления:
1. сакральные (священные);