Общие положения государственного и муниципального управления. Понятие системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

В обыденной жизни слово «управлять» означает: 1) направлять ход, движение кого-чего-нибудь; 2) руководить, направлять деятельность кого-чего-нибудь. В свою очередь, «управление» —это еще и деятельность органов государственной власти; совокупность приборов, посредством которых управляют ходом машины, механизма; крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение.

Файлы: 1 файл

курс лекции ВВП.docx

— 142.40 Кб (Скачать)

–только государство обладает монопольным правом на законотворчество и применения репрессивного аппарата.

 

ЛЕКЦИЯ 5

Место, роль и функции государства в  политической системе

 

Государство занимает особое место в политической системе общества как стержневой элемент, вокруг которого объединяются все остальные. Оно призвано обеспечить целостность и единство институтов и организаций, выполняющих разнообразные  функции управления. Так, например, если политические партии представляют интересы и позиции определенных слоев и категорий общества, то государство должно являться балансиром, уравновешивающим противоречивые общественные интересы и проводить в жизнь  политику с точки зрения усредненных  интересов населения.

Государство занимает ведущее место в политической системе общества, так как:

1) выступает  в качестве единственного официального  представителя всего народа, объединяемого  в пределах его территории  по признаку гражданства;

2) является  единственным носителем суверенитета;

3) содержит  специальный аппарат или публичную  власть, предназначенный (ую) для управления обществом;

4) имеет силовые  структуры (армия, милиция, спецслужбы);

5) владеет  монопольным правом на законотворчество  и применения репрессивного аппарата;

6) располагает  специальным набором материальных  ценностей: государственной собственностью, госбюджетом, монополией на эмиссию  национальной валюты.

Механизм  современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием  составляющих этот механизм частей, блоков и подсистем. Структура данного  механизма

в общем виде включает

– государственные органы;

– государственные предприятия и учреждения;

– государственных служащих;

– организационные и финансовые средства;

– принудительную силу, необходимую для обеспечения деятельности госаппарата.

Характер  и содержание этой деятельности находит  свое выражение в функциях государства, которые в самом общем виде делятся на две большие группы:

1. внутренние функции государства;

2. внешние функции государства.

Внутренние функции:

1) регулирование  хозяйственной деятельности и  частичное управление экономикой;

2) охрана  общественного порядка и законности;

3) культурно-воспитательная, идеологическая;

4) регулирование  социальных отношений и обеспечение  социальной защищенности граждан;

5) подавление  внутренних противников и врагов (террористов и пр.), защита существующей  социально-политической системы.

Внешние функции:

1) обеспечение  обороноспособности и национальной  безопасности;

2) защита  экономических, политических, культурных  и иных интересов государства  на международной арене и формирование  благоприятных условий для собственных  товаропроизводителей, для их деятельности  на международных рынках и  др. странах;

3) создание  условий для взаимовыгодного  сотрудничества с другими странами;

4) развитие  интеграционных процессов и участие  в международном разделении труда.

Существуют  другие классификации функций государства. Например, функции государства делятся  на постоянные, те, которые осуществляются на всех этапах деятельности государства, и временные, прекращающие свое действие с решением определенной задачи, которая, как правило, имеет чрезвычайный характер, например, в связи нехватки какой-либо продукции государство берет эту функцию на себя.

Другая классификация  подразделяет функции государства  на основные и неосновные. На этот счет нет единого мнения и здесь все зависит от идеологической позиции того или иного аналитика. Так, с точки зрения классических либералов, к основным функциям государства относятся только обороноспособность и охрана общественного порядка, а с точки зрения социал-демократии и кейнсианства основные функции государства – регулирование экономики и социальная защита населения.

 

ЛЕКЦИЯ 6

Особенности специальности

«Государственное и муниципальное  управление»

 

Каждая  профессия объединяет несколько  родственных специальностей. Специальность  определяется через предмет деятельности человека, это круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности.

Область профессиональной деятельности специалиста  — обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации  и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование  управления в соответствии с тенденциями  социально-экономического развития. Объектами  профессиональной деятельности специалиста  являются различные организации  и подразделения в системе  государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни  общества, проблемы функционирования и развития государства и его  региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и  общества.

Специалист  государственного и муниципального управления — менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: планированию индивидуальной и совместной деятельности, организации работы по целям, ресурсам и результату, рациональному контролю деятельности сотрудников и организации  в целом, руководству коллективом  и координации деятельности во внешней  среде, мотивации сотрудников, представительству  организации и ее внешних интересов, исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационной, методической и образовательной  работе с сотрудниками, инновационной  деятельности в области управления.

Применительно к государственному управлению персонал состоит на службе у государства. Профессиональная деятельность по обеспечению  исполнения полномочий органов государственной  власти является государственной службой. В органах государственной власти устанавливаются государственные  должности с определенным кругом обязанностей и ответственностью за их исполнение. Обязанности по государственной  должности исполняют государственные  служащие.

Государственные служащие органов власти субъекта Федерации  признаются государственными служащими  Российской Федерации.

Статус  государственного служащего установлен законодательно. Указом Президента России утверждается Реестр государственных  должностей государственной службы. Представительные органы власти субъектов Российской Федерации издают законы о государственной службе самостоятельно.

Государственной признается должность в федеральных  органах власти, органах власти субъектов  Федерации, в иных государственных  органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ.

К государственным  служащим предъявляются квалификационные требования по уровню профессионального  образования, стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции  РФ, федеральных законов и иных нормативно-правовых документов применительно  к исполнению ими должностных  обязанностей.

Федеральные законы от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе  государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливают  правовые основы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, основы правового  положения государственных служащих Российской Федерации, порядок прохождения  государственной службы, необходимость  проведения конкурсов и испытаний  при замещении государственной  должности государственной службы, порядок аттестации государственного служащего и др.

Система государственной службы включает в  себя следующие виды государственной  службы:

- государственная  гражданская служба;

- военная  служба;

- правоохранительная  служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Должности гражданской службы классифицируются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1.  руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий и без ограничения срока полномочий;

2. помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям правительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3. специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4. обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документального, финансово- экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

- высшие  должности гражданской службы;

- главные  должности гражданской службы;

- ведущие должности гражданской службы;

- старшие  должности гражданской службы;

- младшие  должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую  группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие  специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

 

ЛЕКЦИЯ 7

Инструментарий государственного и муниципального управления

Цели государственного и муниципального управления

 

Для эффективного управления в социальной сфере, на уровне муниципального образования и тем  более государства, знаний методологического  и мировоззренческого характера, и  даже высокого уровня развития эмоциональной, интеллектуальной, волевой сфер, высоких  нравственных качеств, так же, как  и профессиональных знаний и навыков  в области государственного и  муниципального управления человеку все  же недостаточно. Необходимо владеть  еще особым инструментарием управления. Наиболее общее представление о  важнейших составляющих такого рода инструментария — целях управления, методах и функциях управления —  дает настоящая глава.

В общем  случае цель — то, что представляется в сознании человека и ожидается  в результате определенным образом  направленных действий людей.

Цель  — это продукт сознания, субъективное отражение объективного. Цель играет роль организующего и мобилизующего  фактора, она во многом определяет все  аспекты управления — формы и  методы, средства, структуры, процессы и, конечно, результаты управления. Цели управления материализуются в результате совместных усилий, прилагаемых всеми  участниками деятельности.

Цели  государственного и муниципального управления представляют собой состояния  и показатели деятельности отраслей народного хозяйства, регионов, муниципальных  образований и страны в целом, которые являются желательными, на достижение которых направлены управление и сама деятельность людей. Объективно цели государственного управления должны рождаться «внизу», идти от интересов  людей, объединенных в государство.

Принято выделять следующие виды целей государственного управления:

1. сакральные (священные);

Информация о работе Общие положения государственного и муниципального управления. Понятие системы управления