Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:30, курсовая работа
В обыденной жизни слово «управлять» означает: 1) направлять ход, движение кого-чего-нибудь; 2) руководить, направлять деятельность кого-чего-нибудь. В свою очередь, «управление» —это еще и деятельность органов государственной власти; совокупность приборов, посредством которых управляют ходом машины, механизма; крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение.
Бесструктурное
управление предполагает безадресное
циркулярное распространение
Балансировочные режимы — это колебания в допустимых пределах относительно идеального неизменного во времени режима. Под маневрами понимаются колебания относительно изменяющегося во времени вектора целей и переход из одного режима в другой, при которых параметры реального маневра отклоняются от параметров идеального маневра в допустимых пределах.
Ключевой категорией общей теории управления является «устойчивость объекта в смысле предсказуемости его поведения под воздействием внешней среды, внутренних изменений и управления» (кратко — «устойчивость по предсказуемости»). Подчеркивается, что управление в принципе невозможно, если поведение объекта непредсказуемо в достаточной для этого мере.
ЛЕКЦИЯ 3
История развития государственного и муниципального управления
История государственного управления в России
Некоторое представление об эволюции российской государственности дает следующая периодизация.
1. Древняя Русь (IX-XI вв.);
2. Киевская Русь (XI-XII вв.);
3. Владимиро-Суздальская Русь (XII-XIV вв.);
4. Великое княжество Московское (XIV-XV вв.);
5. Московское
государство (Московское
6. Российская империя (1721-1917 гг.);
7. Российская республика (провозглашена Временным правительством 1 сентября 1917г.);
8. Российская Советская республика (провозглашена II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917г.);
9 Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (объявлена III Всероссийским съездом Советов (10-18 января 1918г.);
10. Союз
Советских Социалистических
11. Российская
Советская Федеративная
12. Российская
Федерация — Россия (РФ — Россия)
(новое наименование
1. IX—XIII
вв. — становление первоначальных
территориальных пределов
2. XIV —
первая четверть XVI в. — собирание
русских земель вокруг Москвы,
объединение их в единое
3. XVI —
конец XVII в. — территориальные
приобретения в допетровскую
эпоху. В этот период
К началу XX в. в составе России оказались около 165 народов, достигших разных уровней развития. Территория России стала представлять собой единое экономическое пространство, в котором складывался единый всероссийский рынок. На всей территории России действовали единые законы, существовало единое административное деление, общероссийская система администрации, делопроизводства и суда. Включение новых территорий в Российское государство происходило с учетом их особенностей с последующим втягиванием их в единое общество.
Другим
важнейшим атрибутом
Значительный прирост населения начался в России примерно в 1750г.
Между 1750 и 1850гг. население Российской империи выросло в четыре раза (с 17 до 68 млн человек). Это увеличение частично объясняется захватом земель и присоединением к населению России до 10 млн человек. После 1850г., когда территориальная экспансия почти прекратилась, население России продолжало увеличиваться быстрыми темпами: с 68 млн в 1850 г. до 126,4 млн в 1897г. и 174,5 млн в 1913г.
По религиозному и сословному признакам население России к 1914г. делилось следующим образом. По вероисповеданию: православные составляли 69,9%, магометане — 10,8%, католики — 8,9%, протестанты — 4,8%, иудеи — 4%, армяне-григорианцы — 0,9%. По сословиям: крестьяне — 77,1%, мещане — 10,7%, инородцы — 6,6%, казаки — 2,3%, дворяне — 1,5%, духовенство — 0,5%, купцы — 0,5%, прочие — 0,8%. Городское население составляло 14,2%, сельское — 85,8%. Для сравнения: численность населения России на начало 1994 г. составляла 148,4 млн человек, в том числе 108,5 млн горожан (73,2%) и 39,9 млн жителей села (26,8%).
В истории государственного управления в России с достаточной степенью условности принято выделять, в частности:
- управление в период военной демократии;
- государственное управление в период Новгородской республики;
- государственное управление в середине XVI века;
- государственное управление при Петре I;
- государственное управление в первой половине XIX века;
- государственное управление в 1906-1917гг.;
- государственное
управление в СССР в 1989-
- государственное
управление в СССР по
- управление
в Российской Федерации с
Для управления в период военной демократии было характерно наличие князя, дружин (старшей и младшей), а также вече (народного собрания). Старшая дружина возглавлялась князем и состояла из опытных воинов. Из аристократической верхушки дружины выделялись бояре. Младшая дружина была представлена отроками, детьми боярскими. Народное ополчение подчинялось не князю, а вече.
Государственное управление в период Новгородской республики предполагало наличие в качестве важнейших элементов посадника, князя, архиепископа, тысяцких, вече. Князь приглашался, ему предоставлялось командование вооруженными силами, новгородцы не позволяли ему самостоятельно вести дела внешней политики и начинать войну без согласия вече. Посадник заменял в городе или в области князя. Архиепископ был главой новгородской церкви и имел большое влияние на политическую и социальную жизнь. Тысяцкий руководил земским ополчением, подчиненный ему округ назывался тысячей.
В середине XVI в. государственное управление осуществлялось Царем, Митрополитом (Патриархом с 1589г.), Церковным собором, Земским собором, Боярской Думой, Приказами, местной властью (городовые, губные старосты, приказчики).
При Петре I государственное управление предполагало сосредоточение всей полноты власти в руках Императора, а также наличие следующих структурных элементов: Обер-прокурор, Синод, Сенат, 12 коллегий, Генерал-прокурор, губернии с губернаторами, провинции с воеводами, уезды с воеводами.
Государственное управление в России в первой половине XIX века было структурировано следующим образом: Император, Государственный совет, Синод, Сенат, Комитет министров, министерства, имперская канцелярия.
Государственное управление в 1906-1917 гг. предполагало наличие следующей структуры высших органов власти: Император, Синод, Сенат, Государственный совет, Государственная Дума, Совет министров, министерства, имперская канцелярия.
В СССР в 1989-1991 гг. государственное управление основывалось на следующих элементах: Съезд народных депутатов, Верховный Совет СССР (постоянно действующий орган народных депутатов), состоящий из Совета Союза и Совета национальностей.
В соответствии с дополнениями, внесенными в Конституцию IV съездом народных депутатов СССР в декабре 1990г., государственное управление в СССР осуществлялось Президентом, Съездом народных депутатов, Верховным Советом СССР (Совет Союза и Совет национальностей).
Управление
в Российской Федерации с 1992г. базируется
на следующих основных структурных
элементах: Президент, Федеральное
собрание (Совет Федерации и
Государственное и муниципальное управление в системе наук
Важнейшими особенностями государственного и муниципального управления как науки являются:
1) междисциплинарный
характер знания, представленного
в государственном и
2) практическая
направленность
3) обусловленность
проблематики государственного
и муниципального управления
потребностями повышения
4) двойственность
источника формирования и
- потребностью
в совместной деятельности
- традиционными
целями функционирования
- увеличением
масштабов задач, которые
- новыми
технологиями, используемыми в политике,
экономике, культуре, в социальной
работе и т.д., и сложившимися
стереотипами совместной
- высокой
социальной ответственностью
Различные
аспекты проблем
Поскольку
отношения в сфере