Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:13, доклад
Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияют на формирование бюджетной политики. Политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса.
Система управления государственным долгом
Система управления государственным
долгом непосредственно связана
с бюджетным процессом, поскольку
долговая политика и система управления
государственным долгом непосредственно
влияют на формирование бюджетной политики.
Политика в области управления государственным
долгом и система управления долгом
являются необходимыми условиями для
формирования обоснованной бюджетной
политики и нормального функционирования
бюджетного процесса. [17, C. 34]
Упомянутая выше взаимосвязь определяет
необходимость совершенствования и реформирования
системы управления государственным долгом
как одного из основных элементов формирования
и проведения бюджетной политики.
В целом долговая политика при умелом
использовании представляет собой достаточно
мощный инструмент макроэкономической
политики. Для эффективного применения
этого инструмента необходимо создать
стройную систему долгового управления,
важными элементами которой являются
надлежащий учет и оценка собственных
обязательств. Существующая в России система
управления долгами позволяет решать
текущие задачи по реструктуризации обязательств,
но ее эффективность в качестве полноценного
инструмента макроэкономического управления
остается низкой. Последние годы Правительство
Российской Федерации концентрировало
все усилия в области долговой политики
на проведении реструктуризации, а работа
в области структурной перестройки всей
системы управления госдолгом ограничилась
разработкой проекта концепции.
Активная долговая политика подразумевает
постоянную работу со всеми кредиторами
и категориями долга, усиление взаимодействия
различных ветвей власти и проведение
ими энергичных действий в этой области.
Активная долговая политика включает
применение известных в мировой практике
методов управления государственным долгом,
сочетая традиционные финансовые приемы
с использованием долговых свопов, товарных
поставок, досрочного выкупа, погашения
долга с дисконтом и т. п. Активная долговая
политика также связана с учетом геополитических
факторов, использованием возможностей
международных политических и финансовых
институтов, творческим применением мирового
опыта, привлечением к решению долговых
проблем региональных органов власти
и негосударственных структур. [17, C. 35]
Главными целями активной долговой политики
должно быть решение следующих задач:
- улучшение качества долга за счет снижения
стоимости его обслуживания, совершенствования
структуры;
- обеспечение стабильного обслуживания
как внешних, так и внутренних обязательств
страны при любой кризисной ситуации;
- содействие достижению инвестиционного
кредитного рейтинга и его дальнейшему
повышению, что не только обеспечит удешевление
новых заимствований для государства
и частных структур, но и будет способствовать
приливу новых прямых и портфельных инвестиций;
- гибкое реагирование на изменяющиеся
условия внешнего и внутреннего финансовых
рынков и использование наиболее благоприятных
источников и форм заимствований;
- обеспечение надежного механизма перевода
заемных средств в инвестиции, ставящего
реальные заслоны на пути их нецелевого
использования. Дополнительные заемные
средства должны привлекаться только
для финансирования и кредитования приоритетных
проектов и программ при условии их эффективного
использования;
- усиление привлекательности российских
долговых бумаг для широкого круга инвесторов,
предотвращение резких колебаний их цены
на мировых финансовых рынках;
- прогнозирование и избежание рисков,
связанных со структурой долга, лучшее
использование валютного фактора в снижении
долговых выплат;
- максимальное использование для обслуживания
долга дебиторской задолженности иностранных
государств России, то есть зарубежных
финансовых активов, а также задолженности
предприятий и регионов по гарантированным
государством валютным кредитам;
- более тесная координация государственной
политики и политики внешних заимствований
корпоративных структур, чтобы избежать
ненужной конкуренции на финансовых рынках
и рисков, связанных с возможным невыполнением
корпоративных долговых обязательств;
- создание комплексной системы управления
государственным долгом с участием органов
государственной власти, которая позволит
адекватно формулировать и реализовывать
национальные интересы в этой сфере;
- совершенствование учета и мониторинга
государственного долга, внедрения прогрессивных
технологий по управлению долгом, позволяющих
контролировать состояние долговой нагрузки
экономики и отслеживать ход выполнения
государственных обязательств в режиме
реального времени. [6, C. 20]
Необходимо ввести ряд количественных
показателей, характеризующих достижение
поставленных перед системой управления
государственным долгом задач, а также
обозначить их предельные величины. На
данном этапе существования системы управления
государственным долгом такая задача
не может быть решена в связи с отсутствием
соответствующей организационной и нормативной
базы, что также является одним из перспективных
направлений совершенствования существующей
системы управления.
Сложность формализации задачи оценки
эффективности управления долгом связана
с тем, что в рамках конкретной модели
сложно учесть все аспекты деятельности
финансовых рынков, государственного
бюджета, предпочтений инвесторов и механизмов
принятия экономических и политических
решений. Следствием из этой проблемы
является неполнота используемых показателей.
В результате указанных выше сложностей
с созданием модели при оценке эффективности
необходимо использовать экспертные оценки
по различным вопросам, что вызывает сомнения
в объективности окончательной оценки.
Это обстоятельство вынуждает проводить
тщательный подбор экспертов из различных
структур, участвующих в управлении долгом,
а также независимых экспертов для получения
более объективной интегральной оценки.
Низкая оперативность большинства показателей
связана с быстротой происходящих изменений
на рынке капитала, и, как следствие, с
быстрым устареванием прогнозов и принимаемых
решений. Вероятностный характер протекающих
процессов также затрудняет процедуру
оценки. Чтобы отличить неоптимальные
решения и прогнозы от оптимальных, необходимы
критерии и достаточная статистика. При
этом, постоянно происходящие изменения
внутри самой системы управления долгом,
состояния рынка, качественных характеристик
макроэкономической и финансовой системы
страны, заставляют сомневаться в том,
что набранная статистика описывает один
и тот же процесс.
Рыночные оценки, финансовые результаты
деятельности долгового агентства и кредитные
рейтинги являются лишь косвенными индикаторами
эффективности управления долгом. Таким
образом, даже определив цели и методы
управления долгом, разработать критерии
оценки эффективности управления сложно.
По-видимому, целесообразно искать частные
формализованные решения в разрезе отдельных
операций с различными видами финансовых
инструментов. [6, C. 22]
Информация о работе Система управления государственным долгом