Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:57, курсовая работа
У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами деловой совместной активности, сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который - один из самых главных врагов менеджера, т.к. он дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Природа возникновения конфликта…………………………………...5
1.1. Сущность конфликта, его понятие………………………………………5
1.2. Типы и виды конфликтов…………………………………………...........9
1.3. Причины конфликтов……………………………………………………14
Выводы по главе 1………………………………………………………........18
Глава 2. Методика управления конфликтом……………………………..........20
2.1. Управление конфликтом…………………………………………………20
2.1.1. Структурные методы разрешения конфликтов……………………...20
2.1.2. Межличностные стили разрешения конфликтов……………………22
2.1.3 Организационный подход к управлению конфликтами в
кризисной ситуации…………………………………………………….24
2.2. Переговоры как функциональная модель разрешения конфликтов….30
2.2.1. Понятия переговоров.………………………………………………...30
2.2.2. Типы и структура переговоров………………………………………31
2.2.3. Условия успешного разрешения конфликтов………………………34
Выводы по главе 2………………………………………………………........36
Глава 3. Практическая часть на примере анализа социально-психологического климата на Челябинском ЭРЗ ОАО «РЖД»
3.1. Общая характеристика предприятия…………………………………...39
3.2. Анализ организационной структуры управления……………………..39
3.3. Формы производственных конфликтов на ЧЭРЗ ОАО «РЖД»………42
3.4. Порядок разрешения конфликтов на ЧЭРЗ ОАО «РЖД»…………….43
3.5. Анализ социально-психологического климата на ЧЭРЗ ОАО «РЖД»45
3.6. Рекомендации по коррекции социально-психологического климата..49
Заключение……………………………………………………………….............51
Список использованной литературы…………………………………………...53
Федеральное агентство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Факультет права и финансов
Курсовая работа
по дисциплине
«менеджмент»
на тему
«Конфликты в системе управления»
Челябинск
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Природа возникновения конфликта…………………………………...5
1.1. Сущность конфликта, его понятие………………………………………5
1.2. Типы и виды конфликтов…………………………………………....
1.3. Причины конфликтов……………………………………………………
Выводы по главе 1………………………………………………………........
Глава 2. Методика управления конфликтом…………………………….........
2.1. Управление конфликтом…………………………………………………2
2.1.1. Структурные методы разрешения конфликтов……………………...20
2.1.2. Межличностные стили разрешения конфликтов……………………22
2.1.3 Организационный подход к управлению конфликтами в
кризисной ситуации…………………………………………………….2
2.2. Переговоры как функциональная модель разрешения конфликтов….30
2.2.1. Понятия переговоров.………………………………………………
2.2.2. Типы и структура переговоров………………………………………31
2.2.3. Условия успешного разрешения конфликтов………………………34
Выводы по главе 2………………………………………………………........
Глава 3. Практическая часть на примере анализа социально-психологического климата на Челябинском ЭРЗ ОАО «РЖД»
3.1. Общая характеристика предприятия…………………………………...39
3.2. Анализ организационной структуры управления……………………..39
3.3. Формы производственных конфликтов на ЧЭРЗ ОАО «РЖД»………42
3.4. Порядок разрешения конфликтов на ЧЭРЗ ОАО «РЖД»…………….43
3.5. Анализ социально-психологического климата на ЧЭРЗ ОАО «РЖД»45
3.6. Рекомендации по коррекции социально-психологического климата..49
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...5
У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами деловой совместной активности, сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который - один из самых главных врагов менеджера, т.к. он дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум. Поэтому одна из функций менеджера, как человека, работающего с людьми, - предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию. Но часто управленцы, которые не могут сосредоточиться в конфликтной ситуации, встать на объективную позицию, сами инстинктивно пытаются или предотвратить конфликт или отложить, что не дает полного решения проблем в деловом коллективе.
Тема данной работы – конфликты в системе управления. Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарного владения конфликтологической культурой, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода из конфликта.
Целью данной работы является оценка и анализ конфликтов в системе управления, подробное рассмотрение механизма конфликта.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) путем изучения учебно-методической литературы рассмотреть понятие, сущность, функции, особенности, причины и типы конфликтных ситуаций
2) дать подробную характеристику стратегиям и методам разрешения конфликтов.
3) изучить социально-психологический климат на примере конкретного предприятия
Объектом исследования является конфликт в системе управления.
Предмет исследования – механизм конфликта в организациях.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава работы носит название «Природа возникновения конфликта». В ней рассмотрены понятие, причины и признаки конфликтов. Вторая глава называется «Методика управления конфликтом», в которой рассмотрены наиболее эффективные пути разрешения конфликтов. Третья глава называется «Практическая часть на примере анализа социально-психологического климата на Челябинском ЭРЗ ОАО «РЖД», в ней дается характеристика предприятия, затем анализируется социально-психологический климат и приводятся рекомендации по его улучшению.
Глава 1. Природа возникновения конфликта
1.1. Сущность конфликта, его понятие. Историческое значение
Для начала следует разобраться, что же такое конфликт. Первое, что приходит в голову обратиться к авторитетной литературе. Конфликт- несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое [1; 759].
Конфликт (от лат . conflictus - столкновение), столкновение сторон, мнений, сил.
Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".
Бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение часто прослеживается в трудах Уорда, Веблена, Росса, Смолла, Левина, авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Считалось, что эффективность организации в большей степени опирается на определение задач, процедур, правил, взаимодействия должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Такие механизмы, в основном, устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем. Немецкий философ-идеалист и социолог Г. Зиммель, называя конфликт "спором", считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.
Авторы, принадлежащие к школе "человеческих отношений", тоже были склонны считать, что конфликта можно и нужно избежать. Они признавали возможность появления противоречий между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективности деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.
Один из основателей чикагской школы социальной психологии Р. Парк включил конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией (от лат. видоизменять). С его точки зрения, соревнование являющееся социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, к сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению.
Американский социолог Л. Козер определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремление и чувства индивидов и социальных групп в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, скрывают дорогу инновациям.
Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом.
Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент. Инцидент – это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон.
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент [4; 78].
Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.
Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон.
• стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;
• одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произошло» (уход от конфликта);
• инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий) сторон.
Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Об этом ежедневно пишут газеты, передает радио, транслирует телевидение. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течении нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.
Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. Часть конфликтов являются надуманными, искусственно раздутыми, созданными для прикрытия профессиональной некомпетентности некоторыми лицами и вредны в коммерческой деятельности. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта, и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Другие же конфликты, являясь неизбежным спутником жизни любого коллектива, могут быть весьма полезны и служат импульсом для развития коммерческой деятельности в лучшую сторону (выявление разнообразных точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д.)