Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методик учета и анализа движения товаров и тары, их роли в повышении эффективности использования товарных запасов.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
– рассмотреть объекты учета движения товаров, их экономическую сущность;
– определить цель, задачи и принципы бухгалтерского учета движения товаров и тары, их роль в повышении эффективности использования товарных запасов;
– осветить методические и организационно-технические аспекты учета товаров и тары в учетной политике организации;
– дать краткую экономическую характеристику ЧУП «ТД «Молочное кружево»;
Счет 90 "Реализация" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с видами деятельности, указанными в уставе организации, а также для определения финансового результата по ним.
В организациях,
осуществляющих розничную торговлю
и ведущих учет товаров по продажным
ценам, по кредиту счета 90 "Реализация"
отражается продажная стоимость
реализованных товаров в
Аналитический учет по счету 90 "Реализация" ведется по каждому виду реализованных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг и других и должен обеспечить получение информации для оперативного управления процессом реализации товаров, получения показателей финансовой и статистической отчетности. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам реализации и другим направлениям, необходимым для управления организацией, а также по видам деятельности
При условии применения предприятиями оптовой торговли метода учета товаров на счете 41 "Товары" по продажным (отпускным) ценам для учета оптовой наценки и НДС, включенных в отпускные (продажные) цены, должен применяться счет 42 "Торговая наценка". Порядок учета в таких случаях идентичен учету товарных операций в розничной торговле. Однако определение суммы НДС, приходящейся на реализованные товары, осуществляется по каждой товарной позиции.
При условии применения метода учета товаров по покупным ценам счет 42 "Торговая наценка" не применяется.
Синтетический учет поступления товаров и тары в ЧУП «ТД «Молочное кружево» приведен в таблице 2.2, таблице 2.3
Таблица 2.2 – Синтетический учет поступления товаров и тары в розничной торговле ЧУП «ТД «Молочное кружево»
№ п-п |
Содержание бухгалтерской записи |
дебет |
кредит |
1 |
Оприходование товаров, поступивших от поставщиков оптового звена по свободным отпускным ценам с применением оптовой надбавки: |
||
на сумму поступивших товаров по свободным отпускным ценам поставщика (ценам приобретения) |
41-2 |
60-1 | |
на сумму НДС поставщика |
18-4 |
60-1 | |
на сумму торговой надбавки |
41-2 |
42-1 | |
на сумму НДС, включенную в сформированную розничную цену товара |
41-2 |
42-3 | |
2 |
Оприходование товаров, поступивших от поставщиков по регулируемым розничным ценам: |
||
на сумму товаров по регулируемым розничным ценам, указанным поставщиком (без учета НДС) |
41-2 |
60-1 | |
на сумму НДС поставщика (сумма налога указывается поставщиком за вычетом скидки) |
18-4 |
60-1 | |
на сумму торговой скидки, предоставленной поставщиком с регулируемой розничной цены |
60-1 |
42-1 | |
на сумму НДС, включенную в розничную цену товара |
41-2 |
42-3 | |
на сумму НДС, выделенную из суммы торговой скидки (методом "красное сторно") |
42-3 |
42-1 | |
3 |
Отражение реализации товаров |
||
а) за наличный расчет |
50-1 |
90-1 | |
б) расчетными чеками, чековой книжкой, банковскими пластиковыми карточками |
50-3; 57-4 |
90-1 | |
признание выручки от реализации по мере оплаты товаров |
|||
на сумму отпущенных оплаченных товаров |
62-1 |
90-1 | |
на сумму поступления оплаты |
51 |
62-1 | |
4.1 |
Списание стоимости реализованных товаров |
90-2 |
41-2 |
4.2 |
Списание суммы НДС, приходящейся на реализованные товары (методом "красное сторно") |
90-2 |
42-3 |
4.3 |
Списание суммы торговой надбавки (скидки), приходящейся на реализованные товары (методом "красное сторно") |
90-2 |
42-1 |
Таблица 2.3 – Синтетический учет поступления товаров и тары в оптовой торговле ЧУП «ТД «Молочное кружево»
№ п-п |
Содержание бухгалтерской записи |
дебет |
кредит |
1 |
Оприходование товаров, поступивших по регулируемым розничным ценам |
||
На сумму поступивших товаров с учетом НДС (без учета предоставленной суммы скидки) |
41-1 |
60-1 | |
На сумму скидки поставщика |
60-1 |
42-2 | |
3 |
Оплата поставщику за минусом скидки |
60-1 |
51 |
4 |
Предоплата от покупателя |
51 |
62-1 |
5 |
Отражение факта реализации покупателю |
62-1 |
90-1 |
6 |
Списание стоимости реализованных товаров по регулируемым розничным ценам |
90-2 |
41-1 |
Списание суммы торговой скидки |
90-2 |
42-2 |
3 АНАЛИЗ ТОВАРНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОРГОВОЙ
3.1 Информационное обеспечение и общая методика
анализа движения товаров и тары
Анализ движения товаров и тары торговые организации проводят по данным планов, бизнес-планов и прогнозов экономического и социального развития, бухгалтерской и статистической отчетности, регистров учета, машинограмм, других источников информации. Товары для реализации показываются во втором разделе бухгалтерского баланса. Универсальной формой отчетности по эффективности реализации товаров являются квартальные и годовой «Отчет о прибылях и убытках».При анализе движения товаров и тары используются данные из отчета о товарообороте и запасах товаров, отчета по труду, отчета формы 12-торг, а также данные о наличии торговой сети.
Анализ движения товаров и тары розничных торговых организаций обычно начинают с изучения состава, структуры и динамики поступления товаров в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров и отдельных их видов. Данный анализ проводится в разрезе видов товаров согласно формы 12-торг с расчетом удельного веса каждого вида товаров, а также темпов их роста и отклонений удельного веса по каждой позиции. Это позволяет сделать выводы о структуре и динамике товаров.
Схема анализа имеет идентичное изложение (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Схема этапов анализа товарных запасов
На следующем этапе необходимо оценить ритмичность выполнения плана поступления товаров. Ритмичность – соответствие фактического количества поступления товаров плановому заданию. Чем больше отклонение процента выполнения плана в отдельных периодах от среднего значения, тем неритмичнее выполнялось плановое задание.
Для оценки ритмичности выполнения плана поступления товаров наиболее простым способом расчета коэффициента ритмичности является отношение количества периодов, в которых план выполнялся к общему количеству периодов.
Также ритмичность может
быть оценена с помощью
где x – процент выполнения плана поступления товаров в отдельных периодах;
x – среднегодовой (полугодовой) процент выполнения плана поступления товаров;
n – количество периодов
Данный показатель характеризует отклонение (удаленность) процента выполнения плана поступления товаров в отдельные периоды от среднегодового значения процента выполнения плана. Коэффициент вариации рассчитывается по формуле 3.2:
Данный коэффициент также называют коэффициентом неритмичности. Коэффициент ритмичности (Кр) рассчитывается по формуле 3.:
На следующем этапе анализируются динамика и структура остатков товаров по видам и отдельным товарам. Затем аналогичным образом анализируется динамика и структура реализации товаров.
Анализ эффективности торговой деятельности начинают с изучения валовой прибыли. При этом, определяют соотношение расходов на реализацию и финансового результата от реализации товаров. Также целесообразно проанализировать структуру расходов на реализацию.
Заключительным этапом анализа эффективности реализации товаров является определение влияния на него факторов. Влияние розничного товарооборота (РТО) и уровня валовой прибыли (У) на изменение ее суммы (∆ВП) определяется по формулам 3.4 и 3.5.
∆ВП (В) = (РТО1 – РТО0) × У0 : 100
∆ВП (У) = (У1 – У0) × РТО1 : 100
Влияние розничного товарооборота (РТО) и уровня расходов на реализацию (У) на изменение их суммы определяется по формулам 3.6 и 3.7.
∆РР (В) = (РТО1 – РТО0) × У0 : 100
∆РР (У) = (У1 – У0) × РТО1 : 100
Влияние структуры выручки определяется путем расчета следующих показателей:
– структуры выручки по товарным группам в отчетном и предшествующих годах;
– уровня дохода по товарным группам в отчетном и предшествующем годах;
– процентных чисел по каждой товарной группе как произведения отчетной структуры выручки на уровень дохода за предшествующий год;
– общего процентного числа как суммы процентных чисел по группам товаров;
– влияния изменения структуры выручки на уровень дохода по формуле 3.8:
∆УДстр = процентное число : 100 – ∆УД0,
где ∆УДстр – изменение уровня дохода за счет изменения структуры выручки, %;
– влияния изменения структуры выручки на сумму дохода от торговой деятельности по формуле 3.9:
∆Дф = Вд.ц1 × УДстр.
: 100,
В заключение целесообразно проанализировать влияние факторов на прибыль от реализации товаров. В качестве факторов необходимо выделить: изменение объемов реализации; изменение структуры реализации товаров; изменение расходов на реализацию; инфляцию.
Влияние изменения объемов реализации на прибыль определяется по формуле 3.10:
DПР (w) = ПР0 × (Вусл
/ В0 – 1),
где DПР (w) – изменение прибыли от реализации за счет изменения объемов продаж;
ПР0 – прибыль предшествующего периода;
Вусл – выручка при физических объемах отчетного периода и ценах предшествующего
периода;
В0 – выручка предшествующего периода
Влияние изменения структуры реализации на прибыль определяется по формуле 3.11:
DПР (st) = ПРусл – ПР0 – DПР (w),
где DПР (st) – изменение прибыли от реализации за счет изменения структуры
реализации;
ПРусл – прибыль, которую бы получила организация при исключении инфляционных
факторов;
Влияние изменения себестоимости реализации на прибыль определяется по формуле 3.12:
DПР (с) = C1 – Cусл,
где DПР (с) – изменение прибыли от реализации за счет изменения себестоимости
реализации;
С1 – себестоимость отчетного периода;
Сусл – себестоимость в ценах предшествующего периода
При этом влияние этого
фактора берется с
Влияние изменения ценового фактора (i) определяется балансовым методом, т.е. вычитанием из общего изменения прибыли воздействия трех вышеупомянутых факторов.[28, с.220]
3.2 Анализ поступления товаров
Рассмотрим динамику
и структуру поступления
Таблица 3.1 – Динамика и структура поступления товаров ЧУП «ТД «Молочное кружево» в 3 квартал 2011-2012 г.г.
Наименование групп товаров |
3 квартал 2011г. |
Удельный вес |
3 квартал 2012г. |
Удельный вес |
Отклонение | |
млн. руб. |
уд. вес. | |||||
Вина игристые |
3,41 |
0,18 |
9,33 |
0,21 |
5,91 |
0,03 |
Вино виноградное |
19,68 |
1,04 |
17,17 |
0,39 |
-2,51 |
-0,64 |
Вино плодово-ягодное |
41,64 |
2,20 |
81,52 |
1,87 |
39,88 |
-0,32 |
Вода минеральная |
13,88 |
0,73 |
33,00 |
0,76 |
19,12 |
0,03 |
Вода питьевая |
1,70 |
0,09 |
1,50 |
0,03 |
-0,20 |
-0,06 |
Водка |
65,02 |
3,43 |
158,66 |
3,64 |
93,64 |
0,22 |
Газированные безалкогольные напитки |
39,91 |
2,10 |
95,87 |
2,20 |
55,96 |
0,10 |
Детское питание |
6,21 |
0,33 |
22,31 |
0,51 |
16,11 |
0,19 |
Колбасные и мясные изделия |
350,77 |
18,49 |
966,60 |
22,20 |
615,83 |
3,71 |
Кондитерские изделия |
193,57 |
10,20 |
418,34 |
9,61 |
224,77 |
-0,59 |
Коньяк |
1,78 |
0,09 |
8,65 |
0,20 |
6,87 |
0,10 |
Кофе |
52,07 |
2,75 |
86,05 |
1,98 |
33,97 |
-0,77 |
Крупа Гречневая |
42,95 |
2,26 |
7,44 |
0,17 |
-35,51 |
-2,09 |
Крупа Овсяная |
0,53 |
0,03 |
3,03 |
0,07 |
2,51 |
0,04 |
Крупа Прочая |
5,20 |
0,27 |
10,33 |
0,24 |
5,13 |
-0,04 |
Крупа Рисовая |
9,39 |
0,49 |
17,12 |
0,39 |
7,73 |
-0,10 |
Ликероводочные изделия |
7,54 |
0,40 |
25,00 |
0,57 |
17,46 |
0,18 |
Майонез |
64,33 |
3,39 |
141,54 |
3,25 |
77,21 |
-0,14 |
Макаронные изделия |
14,09 |
0,74 |
23,30 |
0,54 |
9,21 |
-0,21 |
Маргарин |
12,64 |
0,67 |
27,36 |
0,63 |
14,72 |
-0,04 |
Масло растительное |
36,70 |
1,93 |
30,78 |
0,71 |
-5,92 |
-1,23 |
Море продукты |
5,65 |
0,30 |
10,56 |
0,24 |
4,91 |
-0,06 |
Мука |
19,74 |
1,04 |
17,57 |
0,40 |
-2,16 |
-0,64 |
Мясные консервы |
2,28 |
0,12 |
83,66 |
1,92 |
81,38 |
1,80 |
Мясные полуфабрикаты. |
22,62 |
1,19 |
97,56 |
2,24 |
74,94 |
1,05 |
Мясо , птица |
160,16 |
8,44 |
423,72 |
9,73 |
263,57 |
1,29 |
Овощи |
14,64 |
0,77 |
59,44 |
1,37 |
44,81 |
0,59 |
Овощные, Фруктовые консервы |
32,85 |
1,73 |
58,22 |
1,34 |
25,37 |
-0,39 |
Пиво |
30,18 |
1,59 |
98,47 |
2,26 |
68,29 |
0,67 |
Прочая продукция |
54,08 |
2,85 |
124,22 |
2,85 |
70,13 |
0,00 |
Рыба, морепродукты |
28,46 |
1,50 |
117,95 |
2,71 |
89,50 |
1,21 |
Рыбные консервы, пресервы |
32,48 |
1,71 |
50,63 |
1,16 |
18,15 |
-0,55 |
Наименование групп товаров |
3 квартал 2011г. |
Удельный вес,% |
3 квартал 2012г. |
Удельный вес,% |
Отклонение | |
млн. руб. |
уд. вес.,% | |||||
Сахар |
155,34 |
8,19 |
205,02 |
4,71 |
49,68 |
-3,48 |
Слабоалк. напитки |
1,90 |
0,10 |
4,03 |
0,09 |
2,13 |
-0,01 |
Соки, нектары |
7,52 |
0,40 |
44,77 |
1,03 |
37,25 |
0,63 |
Специи |
21,59 |
1,14 |
40,49 |
0,93 |
18,90 |
-0,21 |
Сыры |
1,73 |
0,09 |
7,58 |
0,17 |
5,85 |
0,08 |
Табачные изделия |
122,09 |
6,44 |
232,36 |
5,34 |
110,27 |
-1,10 |
Фрукты |
0,94 |
0,05 |
4,34 |
0,10 |
3,40 |
0,05 |
Хлебобулочные изделия |
158,19 |
8,34 |
421,25 |
9,68 |
263,06 |
1,34 |
Чай |
21,48 |
1,13 |
20,10 |
0,46 |
-1,38 |
-0,67 |
Яйцо |
20,03 |
1,06 |
46,56 |
1,07 |
26,54 |
0,01 |
Общий итог |
1 896,94 |
100 |
4 353,39 |
100 |
2 456,45 |
- |