Учет товаров и тары в оптовой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение методик учета и анализа движения товаров и тары, их роли в повышении эффективности использования товарных запасов.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
– рассмотреть объекты учета движения товаров, их экономическую сущность;
– определить цель, задачи и принципы бухгалтерского учета движения товаров и тары, их роль в повышении эффективности использования товарных запасов;
– осветить методические и организационно-технические аспекты учета товаров и тары в учетной политике организации;
– дать краткую экономическую характеристику ЧУП «ТД «Молочное кружево»;

Файлы: 1 файл

НАКОНЕЦ-ТО.doc

— 721.00 Кб (Скачать)

Показатели деловой активности предприятия рассчитаны и представлены в таблице 1.5.

Таблица 1.5 – Динамика показателей деловой активности ЧУП «ТД «Молочное кружево» за 2010/2011г.

Показатели 

2010 г.

2011 г.

Темп изменения (%) или отклонение (+,-)

1.Средняя стоимость оборотных активов, млн. р. (ср. зн. стр. 290 ф.1) в том числе:

7203

13035

180,9 %

1.1. Материальных оборотных активов, млн. р. (ср. зн. стр. 210 и 220 ф.1)

588

4927

837,9 %

1.2. Дебиторской задолженности, млн. р. (ср. зн. стр.230 и 240 ф.1)

6608

8000

121,1 %

2. Средняя величина кредиторской задолженности, млн. р. (ср. зн. стр. 530 и 540 ф.1)

552

10369

9817

3. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. р. (стр. 020 ф.2)

75533

198298

262,5 %

4. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн. р. (стр. 030 ф.2)

66739

178678

267,7 %

5. Оборачиваемость в днях:

     

5.1. Оборотных активов (стр. 1*360: стр.3)

34,3

23,7

-10,6

5.2. Материальных оборотных активов (стр. 1.1. • 360: стр. 4)

3,17

9,93

6,76

5.3. Дебиторской задолженности (стр. 1.2. • 360 : стр. 3)

35,64

14,5

-21,14

5.4. Кредиторской задолженности (стр. 2 • 360 : стр. 4)

2,9

20,8

17,9

6. Продолжительность операционного цикла (стр. 5.2 +тр.5.3.)

38,81

24,43

-14,38


Данные таблицы 1.5 показывают, что в 2011 году на предприятие «Молочное кружево» эффективность использования ресурсов повысилась. Оборачиваемость оборотных активов предприятия в 2011 году по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 10,6 дней, это не совсем хорошо для предприятия, свидетельствует о том, что реализация товаров была не совсем активной, к чему могли привести экономические проблемы в стране.

Время нахождения средств в материальных оборотных активах увеличилось на 6,76 дней. Срок погашения кредиторской задолженности предприятию «Молочное кружево» перед кредиторами в исследуемом периоде увеличился на 17,9 дней, это отрицательный фактор.

Таким образом, показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия «Молочное кружево» в 2011 г. по сравнению с 2010 г. улучшились.

Показатели рентабельности деятельности исследуемого предприятия приведены в таблице 1.6.

 

Таблица 1.6 - Показатели рентабельности ЧУП «ТД «Молочное кружево» за 2010/2011гг

Показатели

Сумма

Темп роста, % или отклонение (+,-)

 

2010г.

2011 г.

 

1. Прибыль (убыток) отчетного периода, млн р.

11

93

845,5

2. Валюта баланса (среднее значение), млн р.

8530

16236

190,3

3. Выручка от реализации, млн р.

75533

198298

262,5

4. Коммерческие расходы, млн р.

-

-

-

5. Собственный капитал (среднее значение), млн р.

532

2127

399,8

6. Коэффициент рентабельности:

     

активов

0,010

0,114

0,104

продаж коммерческих

0,0012

0,0093

0,0081

расходов

-

-

-


Согласно таблице 1.6 рентабельность активов предприятия в исследуемом периоде повысилась на 0,104%, рентабельность продаж - на 0,0081%. Это безусловно положительно сказывается на деятельность предприятия «Молочное кружево».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ  ТОВАРОВ И ТАРЫ В РОЗНИЧНОЙ  И ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ, ПУТИ ЕГО  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

2.1. Формирование  и контроль за ценами на  товары и тару в торговле

 

Цена – денежное выражение стоимости единицы товара. В рыночной экономике цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на выпуск и реализацию продукции (товаров); является инструментом управления предприятием и позволяет всем нормально работающим субъектам хозяйствования покрыть затраты хозяйственной деятельности и получить прибыль, регулирует общественные отношения по распределению прибавочного продукта между государством, материальным производством и сферой обращения. Оптовая торговля получает долю прибавочного продукта в виде оптовой надбавки (торговой скидки).

Система цен на товары включает:

–  свободные цены: договорные, отпускные, розничные и  закупочные, которые формируются под действием спроса и предложения, свободной конкуренции;

– регулируемые цены: фиксированные розничные, предельные  отпускные  цены,  предельные  торговые  надбавки (скидки) к ценам. Регулируемые цены применяют на товары субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на рынках Беларуси и включенных в Государственный реестр; на отдельные социально значимые товары, конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров.

Свободные розничные  цены формируют розничные торговые предприятия (иные субъекты хозяйствования) при реализации товаров населению из отпускной цены (без НДС), сформированной предприятием-изготовителем в республике или импортером, и торговой надбавки, включая надбавку оптового звена и налога на добавленную стоимость по установленной ставке. [11]

Учет товаров в организациях розничной торговли ведут по розничным  ценам, включающим НДС. Поэтому покупная цена товаров, начисленные торговые надбавки (скидки) и налог на добавленную стоимость в учете отражаются как элементы розничной цены. Оптовая надбавка как элемент розничной цены имеет место только по товарам, поступившим от поставщиков-посредников. Она включается в покупную стоимость товаров.

Торговая надбавка устанавливается  торговыми  организациями и др. субъектами хозяйствования при реализации товаров населению и предназначена для покрытия расходов, связанных с продажей товара в розницу, и получения прибыли от этих операций. Торговую надбавку устанавливают в процентах к отпускной цене (без НДС), сформированной предприятием-изготовителем, или к отпускной цене импортёра без НДС, а также исходя из плановых издержек обращения, установленных налогов, налоговых платежей и прибыли. Максимальный размер торговой надбавки, включая оптовую, не может превышать 30 %, а по социально значимым товарам – пределов, установленных Министерством экономики, облисполкомами и Гомельским горисполкомом согласно утверждённому перечню товаров.

Уровень торговых надбавок (скидок) разграничивается по отдельным  товарам и товарным группам. Разграничение  определяется конъюнктурой товарного рынка, спросом и предложением, размером свободной отпускной цены, расходов на реализацию, прибыли, ставок косвенных налогов, принадлежностью торговых организаций к разным торговым системам и др.

Калькуляция отпускных  цен на товары, а также оптовых и розничных цен составляется без НДС. Отдельный расчёт этого налога обусловлен применением зачётного метода его начисления и уплаты в бюджет. Все поставщики начисляют НДС  с выручки от реализации товаров по продажным ценам. К зачёту (уменьшению задолженности перед бюджетом) принимается НДС по приобретённым материальным ресурсам.

Структура оптовой и  розничной цены на товары, произведённые  в Республики Беларусь, представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Структура свободной  розничной цены молока 1л. жирностью 3,7% на примере ЧУП «ТД Молочное кружево»

Элементы отпускной и розничной  цены

Сумма, р.

1. Отпускная цена организации изготовителя (без НДС)

4 152

2. НДС организации-изготовителя  к отпускной цен(10 %)

415

3. Отпускная цена организации-изготовителя с НДС

4 567

4. Оптовая скидка организации-изготовителя для оптовой торговли (посредника) в установленном размере с отпускной цены организации-изготовителя (без НДС),  7 %

264,2

5. НДС организации оптовой торговли (посредника) на скидку, 10%

26,4

6. Торговая надбавка организации розничной торговли в установленном размере к отпускной цене организации-изготовителя (без НДС),  11%

457

7. Розничная цена без НДС:

4 609

8. НДС в розничной цене товара по установленной ставке (10 %):

461

9. Розничная цена товара с НДС:

5 070


Каждая организация  должна строго соблюдать установленные  цены на всём пути движения товаров: от производства до конечного потребителя (покупателя).

Контроль за ценами подразделяют:  по времени проведения: на предварительный, текущий и последующий;   по отношению органа контроля к субъекту хозяйствования: на внутренний и внешний;   по уровню контроля: на ведомственный и государственный.

Предварительный контроль за ценами и оптовыми надбавками (торговыми скидками) на предмет их соответствия установленному порядку формирования отпускных цен, соблюдения предельных и декларируемых цен и т.п. осуществляют работники коммерческой и финансовой служб, а также руководитель оптового предприятии я в момент заключения договоров с поставщиками и покупателями. Такой контроль осуществляют на основании информации о ценах у поставщика и на товарном рынке, прогноза их изменений, ценовой политики и т.д.

В интересах проведения текущего и последующего контроля за ценами в ЧУП «ТД Молочное кружево» в договорах поставки, в протоколах согласования цен, товарных и товарно-транспортных накладных указывают отпускную цену предприятия-изготовителя без НДС, процент и сумму взимаемой оптовой надбавки, ставку и сумму НДС.

Текущий ведомственный  контроль за ценами, оптовыми и торговыми надбавками в исследуемой организации ведут бухгалтера, экономисты по ценам, товароведы, ревизоры и другие работники аппарата управления. Экономисты по ценам сплошным порядком по товарным (товарно-транспортным) накладным и другим товарным документам проверяют правильность указания отпускных цен, ставок и сумм оптовых, торговых надбавок и НДС, а также розничных цен. Особенно тщательно проверяют учётные цены на товары и тару в инвентаризационных описях, товарно-транспортных накладных на внутренне перемещение товаров и тары с одного склада на другой, в актах на списание товарных потерь. Правильность цен в первичных документах экономист по ценам подтверждает своей подписью. Бухгалтер проверяет правильность таксировки и подсчёта всех итогов и сумм к оплате в товарных и  товарно-транспортных накладных. При установлении случаев завышения поставщиками цен, размеров торговых надбавок (занижения торговых скидок), неправомерного включения в счёт транспортных расходов, ошибок в таксировке и подсчётах розничная организация заявляет частичный отказ от оплаты предъявленного счёта.

Ревизоры и другие работники ЧУП «ТД Молочное кружево» проверяют правильность указания учётных цен при инвентаризации, переоценке товаров, контрольных проверках проведенных инвентаризаций и переоценок товаров и тары.

Последующий ведомственный  контроль учётных цен проводят при  документальных ревизиях, проверке сохранности товаров и тары на оптовых складах. Он необходим для правильного выведения результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей в случае установления крупных недостач, хищений, краж и ограблений.

Текущий и последующий  государственный контроль за ценами на оптовом предприятии осуществляют:

–  на республиканском уровне – Комитет цен при Министерстве экономики, Комитет государственного контроля и другие органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля цен;

–  на местном (региональном) уровне – отделы цен облисполкомов и Гомельского горисполкома, инспекции по ценам в городах и районах и другие органы на местах.

За нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании  оптовые предприятия несут следующую  материальную ответственность:

–  за превышение или занижение регулируемых цен, завышение предельных торговых надбавок, за нарушение порядка их определения в бюджет уплачивают санкцию в сумме выручки, полученной в результате завышения (занижения) максимальных (минимальных) цен, и штраф в таком же размере;

Информация о работе Учет товаров и тары в оптовой торговле