Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методик учета и анализа движения товаров и тары, их роли в повышении эффективности использования товарных запасов.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
– рассмотреть объекты учета движения товаров, их экономическую сущность;
– определить цель, задачи и принципы бухгалтерского учета движения товаров и тары, их роль в повышении эффективности использования товарных запасов;
– осветить методические и организационно-технические аспекты учета товаров и тары в учетной политике организации;
– дать краткую экономическую характеристику ЧУП «ТД «Молочное кружево»;
– за те же действия, совершённые повторно в течение года, в бюджет уплачивают экономические санкции и штраф в двукратном размере;
– при установлении фактов отсутствия в товарных и платёжных документах сведений об отпускных ценах организаций-изготовителей (импортёров), их обосновании и размерах взимаемых торговых надбавок государственные органы контроля за соблюдением дисциплины цен могут на поставщика и покупателя наложить штраф в размере 10 % от стоимости реализованных товаров.
Кроме того, руководители и должностные лица предприятия несут иную (административную и уголовную) ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании в соответствии с действующим законодательством.
2.2 Документальное оформление движения товаров и тары,
отчетность материально ответственных лиц, их значение в
повышении эффективности использования товаров и тары
В ЧУП «ТД Молочное кружево» молочная продукция поступает на оптовый склад от ОАО «Молочные продукты», а прочие товары поступают от предприятий-изготовителей, оптовых баз и других посредников, сельскохозяйственных организаций и подсобных хозяйств, собственных производственных организаций и других поставщиков непосредственно на объекты розничной торговли. На поставку товаров организации розничной торговли заключают с поставщиками договора и контролируют их выполнение.
Документальное оформление поступления и приемки товаров и тары в организациях розничной торговли зависит от способов их доставки, вида используемого транспорта, применяемых форм расчетов, от места приемки товаров, состояния транспортной тары.
В ЧУП «ТД Молочное кружево» на оптовый склад поступает молочная продукция по ТТН согласно доведенным планам реализации товаров. Прочие товары поступают непосредственно в объекты розничной сети на основании заявок от материально ответственных лиц. Товары поступают с использованием автомобильного транспорта. Экспедиторы получают товары от перевозчика или от поставщика по доверенности на получение товарно-материальных ценностей. Они принимают их: по количеству мест или массе, если товары находятся в исправной опломбированной таре; по количеству единиц и качеству.
На недостачу (порчу) товаров, возникшую по вине перевозчика, комиссия, в которую входят представители покупателя и перевозчика, в момент приемки товаров составляет коммерческий акт в трех экземплярах.
В случае выявления при приемке товаров расхождений по количеству и качеству с данными товаросопроводительных документов поставщика создается комиссия, которая составляет акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей в трех экземплярах. Фактически поступившие товары и тару работники ЧУП «ТД Молочное кружево» приходуют по продажным ценам на основании товарных и товарно-транспортных накладных поставщиков.
К товарной (товарно-транспортной)
накладной поставщик
Поступившие от поставщиков колбасные изделия и другие мясопродукты, на которые установлены нормы отходов при подготовке к продаже (шпагат, нитки, металлические скобы, концы оболочек, оберточная бумага и т. п.), подлежащие очистке при продаже, материально ответственные лица приходуют чистой массой за вычетом отходов по нормам.
Складской учет ведется ежедневно заведующим складом или кладовщиком в натуральных измерителях в товарной книге или на карточке складского учета по партиям товара. На основании приходных и расходных товарных документов ведется ведомость движения по товарам на складах.
Реализацию товаров населению производят, как правило, за наличный расчет. Безналичные расчеты за товары осуществляются банковскими пластиковыми карточками. Контроль и учет торговой выручки, документальное оформление отпуска товаров зависит от способов организации их продажи (через прилавки, методом самообслуживания, продажи по предварительным заказам, по образцам и т. п.) и оснащенности торговых предприятий соответствующими техническими средствами. При безналичных расчетах за товары банковскими карточками работники торговли, произведенные платежи фиксируют в карт-чеке с указанием платежной системы, наименования и адреса торгового предприятия, номера карточки.
Субъекты хозяйствования, в том числе и ЧУП «ТД Молочное кружево», осуществляющие реализацию товаров (работ и услуг) за наличный расчет через стационарные торговые пункты, производят прием денежных средств с использованием кассовых суммирующих аппаратов, предварительно зарегистрированных в районной инспекции Государственного налогового комитета по месту нахождения предприятия.
Администрация исследуемого предприятия по торговым предприятиям согласованию с обслуживающим отделением банка утверждает график сдачи торговой выручки с указанием сроков и способов ее сдачи и перевода в учреждения банка. Материально ответственные лица сдают выручку инкассаторам банка, в отделения связи или сберегательного банка, в кассу торговой организации или кассу банка. В каждом случае документальное оформление сдачи выручки имеет свои особенности. В ЧУП «ТД Молочное кружево» сдают выручку ежедневно в банк через инкассатора, а также через почтовые отделения.
Товарные потери от боя, лома порчи товаров или повреждения потребительской тары, возникающие на предприятиях розничной торговли при хранении и реализации, оформляют актом типовой формы в момент их возникновения. Акт о порче, бое, ломе товаров в двух экземплярах составляет комиссия, назначенная руководителем предприятия в составе представителей администрации предприятия, материально ответственных лиц.
Потери при подготовке товаров к продаже образуются в виде отходов. Их розничные торговые предприятия приравнивают к нормируемым потерям и по покупным ценам списывают на расходы по реализации. Характер отходов и возможность их использования влияют на документальное оформление товарных потерь.
Потери товаров в пределах норм естественной убыли, возникающие при хранении и реализации, определяют по расчету при инвентаризации. На предприятиях розничной торговли нормы естественной убыли товаров установлены в процентах к стоимости товаров и применяются к товарам, реализованным за межинвентаризационный период, без учета времени их нахождения в магазине. Если удельный вес учеников к среднесписочной численности продавцов магазина составляет 25-50 % и выше, то нормы естественной убыли товаров в организации увеличивают соответственно на 10 и 15%. [19, с.23]
Нормируемые потери товаров в магазинах самообслуживания списывают сверх норм естественной убыли. Нормы потерь дифференцированы по типам торговых организаций, группам товаров и зависят от объема товарооборота. Конкретные нормы потерь товаров, реализуемых по методу самообслуживания, на предприятиях утверждают для каждого магазина (секции, отдела) в процентах к товарообороту. Резерв на списание этих потерь начисляют ежемесячно по установленным нормам от фактического товарооборота за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Установленные при инвентаризации в магазинах самообслуживания недостачи товаров и не покрытые нормами естественной убыли по расчету нормируемых потерь на самообслуживание списывают за счет начисленного резерва по покупным ценам без налога на добавленную стоимость.[18,19, с. 36]
Важным принципом бухгалтерског
Заведующий магазином (секцией, отделом) составляет товарно-денежный отчет в двух экземплярах на основании первичных документов на поступление, реализацию и прочее выбытие товаров и тары.
Остатки товаров и тары на начало отчетного периода переносят из предыдущего отчета, а после инвентаризации – из инвентаризационной описи. Приход и расход товаров и тары материально ответственные лица записывают в хронологическом порядке по мере совершения операций, для записи документа отводят одну строку. Отдельные хозяйственные операции отражают в отчете на основании сводных документов. После записи в отчете всех операций за отчетный период в нем подсчитывают итоги по приходу и расходу товаров и тары и выводят их остатки на конец отчетного периода. Приход, расход и остатки тары в ведомости движения тары сверяют с отчетом.
Документальное оформление движения товаров и тары в ЧУП «ТД Молочное кружево» ведётся в соответствии с законодательными, инструктивными и нормативными документами, а также учётной политикой организации.
2.3 Учет движения товаров и тары в розничной и оптовой торговле и пути ее совершенствования
Независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организации, принятой ею учетной политики, порядка расчетов с поставщиками и покупателями для учета товарных операций Типовым планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены следующие основные балансовые счета: 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 44 "Расходы на реализацию", 90 "Реализация". [30,с.7-90]
На субсчете 41-1 "Товары на складах" учитываются движение и наличие товарных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организаций общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и других.
На субсчете 41-2 "Товары в розничной торговле" учитываются движение и наличие товаров, находящихся в организациях розничной торговли: универмагах, магазинах, палатках, ларьках, киосках, лотках, разносно-развозной сети, мелкооптовых базах и магазинах, выделенных для продажи товаров учреждениям и организациям.
На этих же субсчетах (41-1, 41-2) учитываются наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.) под товаром и порожней.
На субсчете 41-3 "Тара под товаром и порожняя" учитываются наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях розничной торговли, находящихся на складе, в кладовой, на производстве (кухне), в цехах по выпуску полуфабрикатов и кондитерских изделий, в розничной торговой сети.
Торговые организации могут учитывать движение тары под товарами и тары порожней по средним учетным ценам, которые устанавливаются по группам (видам) тары применительно к составу и ценам на нее. При этом разницы между ценами приобретения на тару и средними учетными ценами относятся на счет 42 "Торговая наценка" (субсчет 42-1 "Торговая наценка").
Счет 42 "Торговая наценка" предназначен для отражения информации о торговых наценках (скидках, надбавках) на товары, если их учет ведется по продажным ценам.
На счете 42 "Торговая наценка" учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками торгующим организациям на возможные потери товаров и возмещение дополнительных транспортных расходов.
К счету 42 "Торговая наценка" могут быть открыты субсчета:
Кредитуется счет 42 "Торговая наценка" при оприходовании товаров на суммы торговых и дополнительных скидок (надбавок), а методом "красное сторно" - на суммы торговых и дополнительных скидок (надбавок) по товарам, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п.
Суммы скидок (надбавок) в части, относящейся к реализованным товарам, отражаются методом "красное сторно" по кредиту счета 42 "Торговая наценка" в корреспонденции с дебетом счета 90 "Реализация" и иных соответствующих счетов.
Суммы скидок (надбавок) в части, относящейся к проданным и отпущенным товарам со складов и баз, определяются согласно выписанным товаросопроводительным и расчетным документам, списываются в таком же порядке (методом "красное сторно").
Сумму скидки (надбавки) на остаток непроданных товаров в предприятиях оптовой и розничной торговли допускается определять из расчетов среднего процента.
Средний процент скидки (надбавки) определяется следующим образом:
1. К сумме скидок (надбавок) на остаток товаров на начало месяца прибавляется сумма оборота по кредиту счета 42 "Торговая наценка".
2. К сумме проданных за месяц товаров (по учетным ценам) прибавляется сумма остатков товаров на конец месяца (также по учетным ценам).
3. Умножением определенной вышеуказанным способом суммы скидок на 100 и делением на сумму проданных и оставшихся товаров определяется средний процент скидок (надбавок) со стоимости этих товаров по учетным ценам.
4. Умножением среднего процента скидок (накидок) на сумму остатка товаров на конец месяца и делением на 100 определяется абсолютная сумма скидок (надбавок), относящаяся к непроданным товарам.
Расчет ставок и сумм налога на добавленную стоимость составляется аналогично.
Аналитический учет по счету 42 "Торговая наценка" должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (надбавок) и разниц в ценах, относящихся к товарам на складах на предприятиях розничной торговли.
Счет 44 "Расходы на реализацию" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции, товаров, работ и услуг.