Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:38, дипломная работа
Целью написания работы является изучение учета продажи товаров и оказания услуг, применение теоретических основ на практике.
Предметом исследования работы выступают вопросы учета продаж товаров, оказание услуг.
Объектом исследования в работе является Управление Федеральной почтовой связи по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ, УСЛУГ
1.1 Цели и задачи бухгалтерского учета продажи товаров, услуг
1.2 Нормативно-правовое регулирование учёта реализации продукции (работ, услуг)
1.3 Организационно-экономическая характеристика предприятия Управление Федеральной почтовой связи по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТОВАРОВ, УСЛУГ
2.1 Документальное оформление реализации товаров, оказания услуг
2.2 Учёт продажи товаров в Управлении Федеральной почтовой связи по Ханты-Мансийскому автономному округу –Югра…………………………
2.3 Учет оказания услуг и доходов от их реализации
ГЛАВА 3. АУДИТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ, УСЛУГ
3.1 Цель, задачи информационного обеспечения аудита, продажи товаров, услуг………………………………………………………………………………31
3.2 Планирование аудита продажи товаров, услуг
3.3 Методика аудита продаж товаров, услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Типовой договор:
характеристика сторон;
предмет договора;
цена и сумма договора;
условия и сроки поставки товаров;
условия платежей;
упаковка и маркировка товара;
условия претензий;
штрафные санкции и порядок возмещения убытков;
страхование;
обстоятельства непреодолимой силы;
арбитраж;
другие условия контракта;
юридические адреса сторон .
Так как отгрузка товаров со складов производится автомобильным транспортом, то основным документом будет при этом товарно-транспортная накладная. Бланки товарно-транспортных накладных являются бланками строгой отчетности. Их выдают заведующим складами в пронумерованном виде, чтобы предупредить возможность отпуска не оприходованных товаров.
Материально ответственные лица при централизованной доставке товаров (водители- экспедиторы) получают книгу со сданными документами, в которой они регистрируют сданные документы предприятию с подписью покупателя. На основании записей в этой книге производится контроль за своевременной доставкой товаров покупателям.
Вместе с тем порядок выписки товарно-транспортных накладных и других документов, на основании которых товары отпускаются со складов, и сам порядок отпуска товаров, зависят от места отпуска товаров и видов расчетов с покупателями (предварительная или последующая оплата). Так, при отпуске непосредственно со склада представителю покупателя торговый отдел выписывает распоряжение, в котором указываются наименование и количество товара, подлежащего отпуску. Распоряжение чаще всего служит основанием для выписки товарно-транспортной накладной, в которой работники отпускающие продукцию проставляют количество, цену, артикул, номенклатурный номер товара. При расчетах с предоплатой покупатель предъявляет главному бухгалтеру или бухгалтеру, ведущему расчеты с данным предприятием, копию платежного поручения, на основании которого бухгалтер на товарно-транспортной накладной проставляет свою подпись, указывает номер и дату платежного поручения. Это дает возможность осуществлять дополнительный контроль за расчетами с покупателями. Счетную проверку документов УФПС «Почта России» производят на вычислительных машинах в программе 1С «Предприятие». Проверенные товарно-транспортные накладные передают на подпись руководителю предприятия, либо начальнику почтамтов, а при последующей оплате и главному бухгалтеру. Затем товарно-транспортные накладные направляют заведующему складом, который отпускает товар. Перед этим представитель покупателя представляет доверенность и паспорт, и приемку товара подтверждает свей подписью в товарно-транспортной накладной. При получении одним и тем же лицом товарно-материальных ценностей с нескольких складов разрешается пользоваться одной доверенностью. Однако этот порядок должен быть утвержден руководителем оптового предприятия исходя из конкретных условий работы.
Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах. После оформления и отпуска товаров и тары со склада один экземпляр товарно-транспортной накладной вместе с товарным отчетом (реестром) передается в бухгалтерию, второй остается в торговом отделе, третий вручается представителю покупателя, а четвертый прилагается к платежному поручению (при последующей оплате). Следует отметить, что в платежных требованиях-поручениях (при последующей оплате) указываются только номера товарно-транспортных накладных и их сумма.
При отправке товаров железнодорожным или водным транспортом на складе товары отбирают согласно специальному распоряжению на отборку (его называют заказ, наряд, или заказ-наряд). В нем указываются реквизиты покупателя, наименование товара и цена, количество товара. Отобранный товар передают для упаковки и отправки, так как обработка и последующая приемка товара покупателем будет производиться без представителя поставщика, то особо важное значение имеет правильное оформление отгрузки товаров.
При упаковке товаров и тары на каждую товарную единицу составляют упаковочный ярлык. Один экземпляр ярлыка вкладывают в тарное место. В ярлыке указываются фамилии упаковщика и материально ответственного лица, проверившего упаковку. После проверки соответствия отобранного товара данным упаковочного ярлыка тару закрывают, а товар маркируют, т. е. на специальной бирке или упаковке со штемпельным оттиском указывают: станцию отправления и назначения; наименование и адрес грузополучателя и грузоотправителя; массу нетто и брутто тары; номер упаковочного ярлыка. При отправке товара без тары в контейнерах составляют спецификацию, в которой указывают наименование товара и его количество, цену, стоимость. Спецификацию составляют в том случае, когда отправляют товар, упакованный в тару различных размеров и массы. В спецификации указывают: количество мест одинакового размера или массу; номера мест; массу нетто; массу брутто каждого сорта и в целом по данной партии товаров. Спецификация и упаковочные ярлыки в случае претензии покупателя к оптовому предприятию по количеству или ассортименту товаров позволяет установить лиц , ответственных за упаковку и отправку.
После отборки и упаковки товара материально ответственное лицо записывает фактически отпущенный товар в товарно-транспортную накладную или платежное требование-поручение (если перечень отпускаемых товаров невелик). Однако практика выписки двух документов (распоряжений и товарно-транспортных накладных приводит к дублированию ряда реквизитов: наименования, цены, количества товаров. В связи с этим ряд оптовых предприятий вместо двух документов выписывают один комбинированный документ.
Для доставки товара на станцию железной дороги или пристань экспедиционному отделу выписываются поручения. В свою очередь отправка товаров железнодорожным (водным) транспортом оформляется еще железнодорожной (водной) накладной, которая сопровождает груз на всем пути следования. В пункте назначения накладную вручают грузополучателю для оформления приемки груза. Кроме того, на товар принятый к отправке, станция железной дороги (пристань) выдает квитанцию о приеме груза, которую вместе с товарно-транспортной накладной, спецификациями, упаковочными ярлыками и платежным требованием-поручением направляют покупателю. При этом в товарно-транспортной накладной или платежном требовании-поручении проставляются: номера железнодорожной (водной) квитанции, дата отгрузки, число мест, масса грузов, наименование станции отправителя и назначения.
Для получения оперативных сведений об отгрузке товаров, контроля за своевременностью и точностью расчетов с покупателями платежные требования-поручения регистрируются в специальном журнале.
Отгрузку товаров транзитом оптовые предприятия осуществляют на основании договоров заключенных с поставщиками, и распоряжений (нарядов, заказов), выписываемых оптовыми предприятиями поставщикам. В нарядах указываются количество и наименование товаров, а также наименование покупателя и его адрес.
Документом на перевозку импортных товаров является единая международная транспортная накладная.
Платежные требования-поручения (с приложениями) поступают на оптовые предприятия через банк или по почте. Поступившие платежные требования-поручения бухгалтерия регистрирует в журнале регистрации документов и контроля и за поступившими грузами. В этом журнале имеются следующие графы: наименование поставщика , дата и номер платежного требования-поручения, дата поступления документов, дата акцепта (согласия на оплату) , дата оплаты, дата фактического поступления товара, номер и дата товарного отчета. В нем в хронологическом порядке записываются все поступившие платежные требования-поручения поставщиков. Такой порядок ведения журнала регистрации документов позволяет осуществлять оперативный контроль за своевременным поступлением грузов, акцептом и оплатой платежных требований-поручений, полнотой оприходования поступивших товаров.
После регистрации документы направляют в торговый отдел для проверки соответствия поставки условиям заключенного договора (срок отгрузки товара, их ассортимент и др.). Затем экономист по ценам проверяет правильность цен, оптовых надбавок, сумм транспортных расходов. После этого в бухгалтерии при помощи вычислительных машин проверяют таксировку, правильность подсчетов. Отпуск производится на основании заключенного договора на поставку продукции или бартерного договора в зависимости от условий оплаты за поставляемую продукцию. Представитель получателя предъявляет выданную доверенность на предприятии получателя на получение материальных ценностей, а также копию платежного поручения (если в договоре предусмотрена предоплата) или гарантийное письмо (если в договоре предусмотрена оплата после получения материальных ценностей от предприятия. После этого выписывается товарно-транспортная накладная. Накладная выписывается в четырех экземплярах: первый экземпляр остается у предприятия, второй вручается грузополучателю, третий и четвертый перевозчику.
Перед оплатой (при отпуске или до него, в зависимости от условий договора) бухгалтерия выписывает счет-фактуру и протокол согласования цен, который в обязательном порядке должен быть подписан продавцом и покупателем товара.
2.2 Учёт продажи товаров в Управлении Федеральной почтовой связи по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра
Управление федеральной почтовой связи (УФПС) является типовым региональным оператором почтовой связи и наряду с оказанием почтовых услуг осуществляет виды деятельности, в частности торговлю. Поскольку подавляющее число операций производится одним и тем же почтовым персоналом, на одних и тех же площадях, с использованием одного и того же оборудования.
Заключительным этапом торговли по каталогам является доставка товара покупателю и его оплата. Наиболее распространенным способом доставки является доставка почтой наложенным платежом. Покупатель оплачивает товар при получении в почтовом отделении. Затем Управление федеральной почтовой связи сумму наложенного платежа перечисляет отправителю товара (Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи"). Стоимость услуг почты может составлять до 10% от стоимости товара.
В бухгалтерском учете выручка от реализации товара является доходом от обычных видов деятельности (ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н в ред. от 27.11.2006). Моментом признания выручки является момент перехода права собственности (ПБУ 9/99). С учетом этого переход права собственности возможен:
- в момент получения товара покупателем на почте;
- в момент передачи заказа на почту.
Конкретный способ перехода права собственности следует закрепить в договоре и учетной политике.
Управление Федеральной почтовой связи по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра, ведущее учет товаров по продажным ценам, использует для отражения торговой наценки (скидки) счет 42 «Торговая наценка».
В учетной политике Управления Федеральной почтовой связи по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра прописано, что торговая наценка начисляется в виде фиксированного процента на определенные группы товаров. К примеру, на канцтовары торговая наценка составляет 40% от закупочной цены. Учет товарооборота (продажа) ведется на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Дебетовый оборот счета 46 отражает себестоимость реализованных товаров (покупная стоимость реализованных товаров плюс издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам). Кредитовый оборот показывает продажную стоимость реализованных товаров. Сальдо счета 46 отражает результат от реализации товаров.
Момент продажи товаров - это момент, в который товары, отгруженные или отпущенные покупателю, считаются проданными. С точки зрения бухгалтерского учета момент продажи - это время, когда следует кредитовать счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", т.е. отразить увеличение объема продажи (товарооборота).
Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации, а именно:
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;
- юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной;
- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Учет продажи товаров оформляется следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 41-01 Кредит 60
Дебет 41-02 Кредит 60
Дебет 42 Кредит 41
Учет реализации товаров по договору поставки:
Если моментом реализации товаров является их оплата, то ценности, отгруженные покупателю, до получения за них денег учитываются на счете 45 "Товары отгруженные". Основанием для записей по дебету этого счета являются документы на отгрузку. Реализация товаров (кредитование счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)") отражается в учете на основании выписок банка из расчетного счета (при безналичных расчетах) или отчетов кассира (при расчетах наличными).
Система записей по учету реализации товаров, когда моментом реализации является оплата, представлена в таблице.
СХЕМА КОРРЕСПОНДЕНЦИИ СЧЕТОВ ПО УЧЕТУ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ПО ДОГОВОРУ ПОСТАВКИ, ЕСЛИ МОМЕНТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОПЛАТА
1. Отгружены покупателю:
а) товары
Дебет 45 Кредит 41-1, 41-2
б) тара под товарами
Дебет 45 Кредит 41-3
2. Поступили деньги от покупателя:
а) за отгруженные товары
Дебет 50,51 Кредит 46
| телю |параллельно ведется реестр оказанных услуг, на основании которых выписывается счет-фактура покупб) за отгруженную тару