Учет и аудит продажи товаров, услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания работы является изучение учета продажи товаров и оказания услуг, применение теоретических основ на практике.
Предметом исследования работы выступают вопросы учета продаж товаров, оказание услуг.
Объектом исследования в работе является Управление Федеральной почтовой связи по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ, УСЛУГ

1.1 Цели и задачи бухгалтерского учета продажи товаров, услуг

1.2 Нормативно-правовое регулирование учёта реализации продукции (работ, услуг)

1.3 Организационно-экономическая характеристика предприятия Управление Федеральной почтовой связи по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТОВАРОВ, УСЛУГ

2.1 Документальное оформление реализации товаров, оказания услуг

2.2 Учёт продажи товаров в Управлении Федеральной почтовой связи по Ханты-Мансийскому автономному округу –Югра…………………………

2.3 Учет оказания услуг и доходов от их реализации

ГЛАВА 3. АУДИТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ, УСЛУГ

3.1 Цель, задачи информационного обеспечения аудита, продажи товаров, услуг………………………………………………………………………………31

3.2 Планирование аудита продажи товаров, услуг

3.3 Методика аудита продаж товаров, услуг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 531.00 Кб (Скачать)
ext-align:justify">При аудите необходимо проверить их наличие, правильность оформления, а также рассмотреть особенности бухгалтерского учета и налоговые последствия заключаемых сделок.

Проверка бухгалтерского и налогового учета операций по выбытию товаров

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при отражении в бухгалтерском и налоговом учете операций по продаже товаров, услуг, а именно:

1.Порядок установления цен на товары.

Цена любого товара, предназначенного для перепродажи, устанавливается таким образом, чтобы торговая организация могла покрыть расходы на продажу и получить прибыль от своей деятельности.

Согласно пункту 13 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09 июня 2001 N 44н, товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. В то же время организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

Торговая наценка (надбавка) - это составная часть продажной цены. Торговая наценка представляет собой добавленную стоимость к покупной цене товара. Она предназначена для возмещения расходов на продажу, получения прибыли и уплаты косвенных налогов.

Розничная (продажная) цена - цена, по которой товар продается населению в розницу (конечному потребителю). Розничная цена включает в себя оптовую цену и наценку для покрытия торговых расходов розничной торговой организации, уплаты установленных налогов и получения прибыли.

Вопрос правильного определения цены очень важен для торговой организации. Во-первых, от этого зависит финансовое состояние организации: сможет ли она покрыть свои расходы и получить прибыль, продавая товары по установленным ценам. Во-вторых, уровень цен в торговой организации в определенных случаях является предметом интереса налоговой инспекции.

Порядок оформления и учета скидок у продавца

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при отражении в бухгалтерском и налоговом учете операций по предоставлению скидок.

Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ цены, одобренные контрагентами, принимаются в налогообложении. Однако в п. 2 сказано: если по однородным или идентичным товарам цены отклоняются более чем на 20% в сторону понижения или повышения, налоговики вправе проанализировать ценообразование сделки. Усомнившись в методе ценообразования, проверяющие могут доначислить облагаемые доходы.

Как этого избежать? Самое простое - сделать скидку (а именно она нас сейчас и занимает) не более чем на 20% от первоначальной цены. Если же такая величина кажется недостаточной (допустим, для постоянных клиентов), следует обосновать причину. Составляют специальный документ, где раскрывают принципы ценообразования организации, приводят размеры скидок и условия, на которых те предоставляются. Часто им является положение о маркетинговой политике. Если же инициатива исходит от производителя, у него всегда найдутся доказательства того, что продукция, проданная со скидкой, отличается от реализуемой по обычной цене и не подлежит сравнению по однородности или идентичности.

По мнению начальника отдела аудита УФПС «Почта России", чтобы исключить возможность неверного толкования расходов в виде премии (скидки, бонуса), следует правильно документально оформить операции по предоставлению премии (скидки, бонуса):

        решение о предоставляемых скидках закрепить во внутреннем документе организации (приказе, распоряжении руководителя);

        систему скидок закрепить в ценовой политике (маркетинговой политике), где указать, что премия способствует росту покупательского спроса;

        сведения о скидке раскрыть в учетной политике в целях налогообложения (по разделу порядок определения и признания внереализационных расходов);

        предусмотреть в приложении к учетной политике в целях бухгалтерского учета форму первичного учетного документа, согласно которому в бухгалтерском учете отражается скидка (это может быть акт на предоставление скидки и расчет скидки);

        предусмотреть внесение изменений и дополнений в договор поставки, где четко указать условия предоставления скидки, порядок ее расчета, порядок документального оформления;

        предусмотреть в договоре порядок выплаты скидки. Это могут быть оплата "живыми деньгами", зачет в счет последующего аванса, зачет требований. При зачете взаимных требований следует помнить, что право у покупателя на применение налогового вычета по приобретенным товарам возникает только в том случае, если сумма предъявленного НДС оплачивается денежными средствами. Таким образом, зачет по сумме премии должен уменьшаться на сумму, приходящуюся на НДС. При зачете взаимных требований в соглашении о зачете не следует указывать сумму НДС и счета-фактуры, по которым производится зачет, поскольку это может быть расценено как предоставление скидки к цене к конкретной партии товара по конкретной накладной, что приведет к другому документообороту и порядку отражения операции в учете.

Все скидки условно можно разделить на две группы:

1) связанные с изменением цены единицы товара;

2) не связанные с изменением цены единицы товара.

Такое деление обусловлено различным порядком бухгалтерского и налогового учета скидок.

К скидкам первой группы, связанным с изменением цены единицы товара, можно отнести:

        сезонные скидки;

        скидки, связанные с истечением срока годности товара;

        праздничные скидки (могут предоставляться на все или на отдельные виды товаров в течение определенного периода);

        скидки постоянным покупателям (предоставляются обычно на все или на отдельные виды товаров, начиная с определенной по счету покупки или с определенной суммы) и т.п.

В Гражданском кодексе РФ как такового определения скидки нет. Но пунктом 2 ст. 424 ГК РФ установлено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.

Таким образом, изменение цены можно рассматривать в составе скидок первой группы.

Скидки второй группы, не связанные с изменением цены единицы товара, обычно предоставляются в виде уменьшения долга покупателя либо перечисления покупателю денежных средств, либо отгрузки ему бесплатного товара.

Наглядным примером данной группы скидок может послужить так называемая система бонусов, когда всем покупателям при приобретении того или иного товара выдается подарок.

Условия и порядок предоставления скидок обязательно должны быть отражены в договоре. При этом если в самом договоре ничего не упоминается о системе скидок, то Гражданским кодексом РФ не запрещается внести в него изменения, заключив дополнительное соглашение к договору.

Особняком стоят скидки за выполнение покупателем определенных условий договора. Основания для их предоставления могут быть различные: объем покупок, соблюдение графика платежей, ассортиментные скидки и прочее.

Такие скидки могут попасть как в первую, так и во вторую группу. Это зависит от формулировки в договоре.

Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что при выполнении покупателем определенных условий ему предоставляется скидка в виде уменьшения цены единицы товаров, в том числе и по предыдущим отгрузкам.

При этом из договора должно быть ясно, что после предоставления скидки "новая" цена товара определяется как прежняя цена за минусом этой скидки.

С 1 января 2006 г. пункт 1 ст. 265 НК РФ был дополнен новым подпунктом 19.1, позволяющим учитывать в целях налогообложения прибыли затраты в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности, объема покупок.

Порядок учета операций по продаже товаров по договору розничной купли-продажи

В соответствии с ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Для розничной торговли не имеет значения форма оплаты товара. Покупатель вправе расплатиться наличными деньгами, платежной картой или перечислить деньги по безналу.

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

В бухгалтерском учете выручка продавца от продажи товаров в соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 признается доходом от обычных видов деятельности. На основании п. 6 ПБУ 9/99 выручка принимается к учету, исчисленная в денежном выражении и равная величине поступления денежных средств, а также иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности, определяемой исходя из цены товаров, установленной договором. Выручка признается в бухгалтерском учете продавца при одновременном выполнении условий, установленных п. 12 ПБУ 9/99, одно из которых, как известно, переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Так как по договору с особым переходом права собственности покупатель до момента оплаты товара не становится его собственником, в учете продавца отражается кредиторская задолженность, а не выручка.

Сумма выручки за проданные товары определяется как разница между показаниями счетчика кассовой машины на начало и конец дня или смены. При возврате товаров покупателями выручка, определенная по показаниям кассовой машины, уменьшается. Показатели кассового счетчика регистрируются в книге кассира-операциониста, которая ведется по кассовой машине. Допускается ведение общей книги на все машины. В этом случае записи должны производиться в порядке нумерации всех касс с указанием в числителе заводского номера кассовой машины. Сумма фактической выручки отражается в кассовой книге. Стоимость проданных товаров записывается также материально ответственными лицами в товарных отчетах. Стоимость проданных товаров, отраженную в товарном отчете, следует сверять с торговой выручкой, указанной в кассовом отчете. При этом суммы в товарном и кассовом отчетах должны быть равными.

Синтетический учет розничной продажи товаров ведется на счете 90 "Продажи". По кредиту счета отражается продажная стоимость проданных товаров (включая налог на добавленную стоимость и налог с продаж), а по дебету - их себестоимость (включая покупную стоимость, расходы на продажу) и налоги.

Стоимость оплаченных и отпущенных покупателям товаров списывается с материально ответственных лиц на основании их товарных отчетов по продажной стоимости (при учете товаров по продажным ценам согласно учетной политике) или по покупной стоимости (при их учете по покупным ценам).

При учете товаров по продажным ценам в течение месяца (отчетного периода) стоимость проданных товаров отражается по дебету и кредиту счета 90 "Продажи" в одинаковой оценке, т.е. по продажным, розничным ценам. Такой порядок учета продаж позволяет контролировать правильность отражения в учете объема продаж (розничного товарооборота) и списания товаров материально ответственными лицами путем сопоставления оборотов по дебету и кредиту данного счета. В конце месяца делается сторнировочная запись на сумму наценки по проданным товарам.

При проверке товарных отчетов материально-ответственных лиц необходимо установить:

        подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов;

        соответствие даты документов периоду, за который представляется отчет;

        соответствие в данном отчете остатков товара и тары на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;

        соответствие в отчете остатков товара и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации;

        соответствие дат первичных документов, включенных в отчет, дате начала проведения инвентаризации (для контроля за датой фактического поступления товаров: до или после начала проведения инвентаризации);

        законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товара и т.п.);

        наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально-ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение товаров;

        полноту оприходования в отчетном периоде товаров по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;

        правильность применяемых цен на товары, таксировки и подсчетов в отчете и приложенных к нему документах;

        соответствие записей, сделанных материально-ответственными лицами в карточках и книгах складского учета, первичным приходным и расходным документам;

        соответствие суммы по внутреннему перемещению отпущенных товаров и тары сумме, показанной в приходной части товарных отчетов других материально-ответственных лиц;

Информация о работе Учет и аудит продажи товаров, услуг