Анализ и учет продажи товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях оптовой и розничной торговли, а также проведение анализа системы бухгалтерского учета на исследуемом предприятии. Объектом исследования в ООО «Ростаможторг» являются первичные документы и бухгалтерские регистры, связанные с учетом реализации товаров.

Оглавление

Введение
3
Глава 1 Теоретические основы процесса продажи товаров и его особенности в розничной торговле
4
1.1 Экономическая сущность процесса продажи товаров, работ и услуг
4
1.2 Оценка товаров
8
Глава 2 Экономическая характеристика деятельности ООО «Ростаможторг»
14
2. 1 Краткая экономическая характеристика ООО «Ростаможторг»
14
2.2 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
16
2.3 Методика анализа продаж и экономической эффективности
торговых операций

21
2.4 Анализ розничного товарооборота ООО «Ростаможторг»
32
Глава 3 Состояние и пути совершенствования учета продажи товаров
44
3.1 Система бухгалтерского учета продажи товаров в ООО «Ростаможторг»
44
3.2 Особенности документального оформления и учет поступления товаров
52
3.3 Аналитический и синтетический учет продажи товаров
56
3.4 Налоговый учет продажи товаров
63
3.5 Рекомендации по повышению надежности и эффективности
системы бухгалтерского учета

65
Заключение
70
Список использованных источников
72
Приложения
75

Файлы: 1 файл

1.doc

— 369.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

3

Глава 1 Теоретические  основы процесса продажи товаров  и его особенности в розничной  торговле

4

1.1 Экономическая сущность  процесса продажи товаров, работ  и услуг

4

1.2 Оценка товаров

8

Глава 2 Экономическая  характеристика деятельности ООО «Ростаможторг»

14

2. 1 Краткая экономическая  характеристика ООО «Ростаможторг»

14

2.2 Анализ платежеспособности  и ликвидности предприятия

16

2.3 Методика анализа  продаж и экономической эффективности

торговых операций

 

21

2.4 Анализ розничного товарооборота ООО «Ростаможторг»

32

Глава 3 Состояние и  пути совершенствования учета продажи  товаров

44

3.1 Система бухгалтерского  учета продажи товаров в ООО  «Ростаможторг»

44

3.2 Особенности документального  оформления и учет поступления  товаров

52

3.3 Аналитический и  синтетический учет продажи товаров

56

3.4 Налоговый учет продажи  товаров

63

3.5 Рекомендации по  повышению надежности и эффективности

системы бухгалтерского учета

 

65

Заключение

70

Список использованных источников

72

Приложения

75


 

 

Введение

 

Торговля является важнейшей  отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления. В сфере оптовой торговли происходит перераспределение крупных товарных и финансовых потоков. Здесь находят свое применение целые отрасли экономических знаний, таких как логистика, в более полной мере раскрывается финансовый менеджмент.

Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях оптовой и розничной торговли, а также проведение анализа системы  бухгалтерского учета на исследуемом  предприятии. Объектом исследования в  ООО «Ростаможторг» являются первичные документы и бухгалтерские регистры, связанные с учетом реализации товаров.

С помощью данных первичного учета, регистров синтетического и  аналитического учета отражена особенность  учета издержек обращения и валового дохода данной фирмы, а также проанализирован оптовый и розничный товарооборот. Эти показатели оказывают большое влияние на все количественные и качественные показатели работы предприятия торговли.

Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной для исследования темы дипломной работы.

Объектом исследования выступило ООО «Ростаможторг».

Цель дипломной работы заключается в изучении порядка  организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии, а также  разработка рекомендаций по его совершенствованию.

 

Глава 1 Теоретические основы процесса продажи товаров и его особенности в розничной торговле

1.1 Экономическая сущность процесса  продажи товаров, работ и услуг

 

Для правильного руководства  деятельностью торгового предприятия  необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.

Основным объектом бухгалтерского учета в торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации  торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.

У бухгалтерского учета  в торговле есть две главные цели :

- контроль за сохранностью  товаров;

- своевременное предоставление  руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования [5, с.8].

Для достижения этих целей  необходима реализация комплекса бухгалтерских  задач:

  1. Обеспечение совместно с другими службами торгового предприятия материальной ответственности за товары;
  2. Проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
  3. Проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;
  4. Обеспечение контроля за соблюдением нормативов товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
  5. Установление контроля за правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;
  6. Обеспечение контроля за правильной организацией и формированием цен, соблюдение условий франкировки;
  7. Своевременное и правильное выявления валового дохода.

В основе решения перечисленных  задач лежат  основные принципы :

- единство показателей  бухгалтерского учета при реализации  товаров предприятий торговли;

- возможность получения  оперативной учетной информации  о хозяйственной деятельности  предприятия (например, за день);

- организация учета  в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или отделу по договору о материальной ответственности. Согласно такой организации учета все потери от недостач и хищении лежат на материально-ответственном лице. Если этот принцип нарушен или нет договора о материальной ответственности, администрация организации не может предъявить обоснованный иск виновным;

- организация выбирает  схему учета товаров, которая  наиболее подходит для работы  данной организации;

- единство оценки товаров  при их оприходовании и списании в расход, если товары были оприходованы по продажным ценам, то списываться они должны по этим же ценам;

- периодическая проверка  путем проведения инвентаризаций  фактических остатков товаров  и сравнение их с данными  бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей;

- контроль за деятельностью  материально ответственных лиц  путем встречной сверки.

Если в организации  налажена практическая реализация изложенных принципов, то это создаст условия  для эффективного решения задач, стоящих перед бухгалтерским учетом предприятия розничной торговли. Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом товарных операций предприятия торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.

Недостатки в организации  учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений  материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала.

Торговля как род  деятельности представлена двумя видами деятельности – оптовая торговля и розничная торговля. Общие принципы функционирования организации и бухгалтерского учета для них одинаковы, но существуют законодательно установленные различные правила ведения торговых операций и ведения учета, которые будут изложены ниже. Поэтому мы должны разграничить оптовую и розничную торговлю.

В соответствии со ст.492 ГК РФ  по договору розничной  купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью [1, с47].

Таким образом, розничная торговля - это продажа  товаров конечным потребителям, и  при этом не с целью ее дальнейшей перепродажи или использования в рамках предпринимательской деятельности физических лиц из числа индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

Если обратиться к п.23 Порядка заполнения и представления  унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», утвержденного Постановлением Госкомстата России от 1 декабря 2003 г. N 105, то розничная торговля представляет собой продажу товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков. Аналогичные понятия «розничной торговли» приведены в Постановлении Госкомстата России от 19 августа 1998 г. N 89 «Об утверждении Методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий» [5, с.36].

Обязательным  признаком операции, относимой к  розничной торговле, является наличие  кассового чека (документов строгой  отчетности, приравниваемых к чекам).

В связи с  этим следует заметить, что с середины 2003 г. действует Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» , согласно ст.2 которого контрольно-кассовую технику в обязательном порядке должны применять все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Но контрольно-кассовая техника применяется и в том  случае, если в качестве покупателя выступает индивидуальный предприниматель, сторонняя организация (в том  числе через своих уполномоченных представителей), а также любые  иные покупатели.

Анализируя приведенные здесь нормативные акты можно сказать, что обязательным признаком розничной торговли является продажа товаров физическим лицам за наличный расчет, либо путем оплаты с помощью банковской карты, которая оформляется кассовым чеком. Но в данных определениях почему-то пропущен один из главных признаков розничной торговли – продажа небольшого количества товара. Видимо, он пропущен из-за трудности его формализованной оценки – что значит «небольшое количество»? Хотя «продажа для конечного потребления», используемая в нормативных актах, тоже трудноопределима. Однако, в случае спора, например, с налоговыми органами, небольшое количество проданного товара можно использовать для отстаивания своих интересов, опираясь на ст. 5 Гражданского кодекса РФ – т.е. расценивать этот факт в качестве розничной продажи как обычай делового оборота [1, с.20].

1.2 Оценка товаров

 

В основе формирования цены товара лежит денежное выражение  стоимости товара и услуг по его  реализации.

Пунктом 60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ предусмотрено, что товары могут учитываться по розничным (продажным) ценам или по покупной стоимости. Та же норма предусмотрена и п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Под оценкой товаров понимается выбор учетной цены предприятия, то есть цены, по которой приходуют и списывают товары. Выбор учетной цены фиксируется в соответствующем документе об учетной политике организации.

В том случае, если торговыми  организациями товары учитываются  по ценам приобретения (по «покупным» ценам), их учетная стоимость формируется по правилам, установленным п.6 ПБУ 5/01. В учетную стоимость товаров включаются все расходы, связанные с их приобретением, за исключением сумм налога на добавленную стоимость. Торговые организации могут использовать методы оценки товаров при их выбытии в оценке по средней (средневзвешенной) себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО) и по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО) [24, с.16].

Оценка товаров при их продаже и списании по средней (средневзвешенной) себестоимости основана на определении средней себестоимости единицы каждого вида товаров, имевших движение в отчетном месяце.

Согласно методу ФИФО оценка товаров осуществляется по себестоимости первых (с учетом стоимости остатков) в течение отчетного месяца закупок товаров.

Указанный метод предусматривает  учет заготовок товаров в течение  отчетного месяца по фактической  себестоимости. При продаже товаров, а также выбытии товаров на другие цели их списание производится по себестоимости первых в отчетном месяце закупок, с учетом стоимости товаров, числящихся в учете на начало месяца.

Для этого сначала  определяется себестоимость не использованных на конец отчетного месяца товаров  исходя из затрат на последние закупки товаров.

Стоимость проданных  товаров определяется путем вычитания  из стоимости остатков товаров на начало отчетного месяца с учетом стоимости поступивших за отчетный месяц товаров, стоимости приходящейся на остаток товаров на конец месяца.

Распределение стоимости  проданных товаров по счетам учета  реализации и другим счетам их использования  производится исходя из средней стоимости  единицы каждого вида товара и  количества товаров, проданных или  выбывших на другие нужды.

Метод ЛИФО обеспечивает соответствие текущих доходов и расходов и позволяет учесть влияние инфляции на результаты финансовой деятельности организации.

Информация о работе Анализ и учет продажи товаров