Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:31, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях оптовой и розничной торговли, а также проведение анализа системы бухгалтерского учета на исследуемом предприятии. Объектом исследования в ООО «Ростаможторг» являются первичные документы и бухгалтерские регистры, связанные с учетом реализации товаров.
Введение
3
Глава 1 Теоретические основы процесса продажи товаров и его особенности в розничной торговле
4
1.1 Экономическая сущность процесса продажи товаров, работ и услуг
4
1.2 Оценка товаров
8
Глава 2 Экономическая характеристика деятельности ООО «Ростаможторг»
14
2. 1 Краткая экономическая характеристика ООО «Ростаможторг»
14
2.2 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
16
2.3 Методика анализа продаж и экономической эффективности
торговых операций
21
2.4 Анализ розничного товарооборота ООО «Ростаможторг»
32
Глава 3 Состояние и пути совершенствования учета продажи товаров
44
3.1 Система бухгалтерского учета продажи товаров в ООО «Ростаможторг»
44
3.2 Особенности документального оформления и учет поступления товаров
52
3.3 Аналитический и синтетический учет продажи товаров
56
3.4 Налоговый учет продажи товаров
63
3.5 Рекомендации по повышению надежности и эффективности
системы бухгалтерского учета
65
Заключение
70
Список использованных источников
72
Приложения
75
Продолжение таблицы 1
Показатели |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Изменения | |||
абсолютные (+,-) |
относительные (%) | ||||||
2004 г. от 2003 г. |
2005 г. от 2004 г. |
2004 г. от 2003 г. |
2005 г. от 2004 г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
5 |
9 |
11 |
4 |
3 |
180,00 |
122,22 |
Годовой фонд оплаты труда, руб. |
76366 |
270638 |
442728 |
194272 |
172090 |
354,39 |
163,58 |
Среднемесячная заработная плата работника, руб. |
12 72,8 |
2505,9 |
3354,0 |
1233,1 |
848,1 |
196,88 |
133,84 |
Среднегодовая выработка, руб./чел. Гр1/гр 4 |
199957 |
438260 |
382512 |
238303 |
-55748 |
219,17 |
87,28 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс руб. |
- |
2,40 |
7,70 |
2,40 |
5,30 |
- |
320,8 |
Фондоотдача (руб./руб.) |
- |
1643,47 |
546,37 |
- |
-1097,1 |
- |
33,24 |
Фондоёмкость (руб./руб.) |
- |
0,06 |
0,18 |
- |
0,12 |
- |
300,00 |
Балансовая прибыль, руб. |
51559,75 |
336341,71 |
292837,81 |
284781,96 |
43503,90 |
652,33 |
87,06 |
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, руб. |
39000,0 |
290000,0 |
202000,0 |
251000,0 |
164000,0 |
743,58 |
43,45 |
14. Общая рентабельность |
- |
0,83% |
6,11% |
- |
5,28% |
- |
- |
15. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг |
3,90% |
7,30% |
2,90% |
3,40% |
-4,40% |
- |
- |
Проводя краткий анализ
финансовых результатов ООО «Ростаможторг»
за 2003-2005 годы можно отметить повышение
эффективности его
Основной причиной замедления роста обоих видов прибыли является замедление темпов роста физического объема продаж товаров. Такой вывод вытекает на основе следующего небольшого исследования. В 2004 году по сравнению с 2003 годом выручка от реализации товаров выросла на 294,52%,в 2005году по сравнению с 2004годом только на 6,67%. Примерно также выросла и себестоимость проданных товаров – в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 274,51%, в 2005 году снизилась по сравнению с 2004 годом – на 3,55%. То есть темпы их роста примерно одинаковы и также замедляются в 2005 году. Как известно, на выручку влияет два основных фактора – продажные цены на товары и количество проданных товаров. На себестоимость влияют закупочные цены и количество купленных товаров. Благополучно функционирующая организация имеет сбалансированные товарные потоки – входящий товарный поток примерно равен исходящему. Так как мы имеем примерно равные темпы изменений выручки и себестоимости, то, скорее всего, эти темпы характеризуют общий для них фактор – количество купленных/проданных товаров. Если бы менялись цены на товары, то темпы роста выручки и себестоимости, вероятно, имели бы более значительные расхождения. Вывод об изменении темпов роста именно количества товаров носит неокончательный характер. Безусловно, в росте выручки и себестоимости есть и доля инфляции. То есть свою роль сыграл и ценовой фактор. Для более точного анализа факторов роста выручки и себестоимости нужно было бы применить индексы роста цен и индексы роста физического объема. Но для этого нужно иметь доступ ко всей компьютерной базе данных ООО «Ростаможторг» - к товарным отчетам магазина (торгового зала), к ведомости № 10 по учету движения товаров, к партионным картам. В рамках дипломной работы это сделать невозможно, т.к. подобные данные составляют коммерческую тайну организации.
Теперь проанализируемый следующий показатель – затраты на 1 рубль товарной продукции. Он характеризует долю покупной стоимости проданных товаров (с учетом транспортно-заготовительных и складских расходов) в выручке от реализации. Этот показатель приближен к средней товарной наценке по всем товарам, только рассчитывается обратным методом – себестоимость проданных товаров делится на выручку от реализации. На протяжении всех трех лет мы наблюдаем падение этого показателя с 76 копеек в 2003 году до 71 копеек в 2005 году. В абсолютном выражении удельные затраты падали на 3 копейки в 2004 году и на 2 копейки в 2005году. В относительном выражении – на 3% в 2004 году по сравнению с 2003 годом и на 1,5% в 2005 году в сравнении с 2004 годом. Таким образом, можно сказать, что ООО «Ростаможторг» постепенно увеличивает торговую наценку и оптимизирует свои товарные потоки, но увеличивает затраты на приобретение и перевозку и хранение товаров. То, что удельные затраты повышаются, и торговая наценка, следовательно, уменьшается, подтверждает наш вышеизложенный вывод о том, что падение темпов роста выручки, себестоимости, прибыли от реализации и балансовой прибыли является следствием замедления роста физического объема продаж.
Следующая группа показателей
характеризует эффективность
Из таблицы мы видим постепенное увеличение численности работающих – с 5 человек в 2003 году до 11 человек в 2005 году. Как и другие показатели деятельности ООО «Ростаможторг», численность работающих также увеличивается снижающимися темпами – на 80% в 2004 году и на 22% в 2005 году. Годовой фонд оплаты труда – он увеличивается на протяжении всего анализируемого периода, но замедляющимися темпами – на 254,4% в 2004 году и на 63,6% в 2005 году. Рост фонда оплаты труда, безусловно, приводит к росту затрат организации. Но это нельзя рассматривать, как однозначно негативный фактор. Дело в том, что в 2004году был открыт магазин №2 ООО «Ростаможторг». Естественно, растет потребность в работниках, которым надо платить заработную плату. Кроме этого, инфляция обесценивает заработки персонала и для поддержания их покупательской способности необходимо повышать заработную плату. Таким образом, мы должны выяснить, оправдано ли повышение заработной платы и численности с точки зрения повышения объема деятельности и инфляции.
Анализируя среднегодовую выработку одного работника мы можем сказать, что в ООО «Ростаможторг» в 2004году увеличивается отдача, получаемая от одного работника – на 119,17% в 2004 году по сравнению с 2003 годом, и уменьшается на 12,72 % в 2005 году по сравнению с 2004 годом. То есть, объем проделанной работы каждым работником растет в 2004году несмотря на увеличение численности, а 2005году численность персонала увеличивается ,а объем проделанной работы снижается. Следовательно, увеличение численности не совсем оправдано, оправданным было бы увеличение численности работающих до того числа, когда темпы роста объемов реализации и темпы роста численности совпали. Но здесь мы должны еще принять во внимание рост заработной платы. Фактически, мы должны сравнить темп роста отдачи от одного работника – выработку, и затраты на одного работника – среднюю заработную плату. Среднегодовая выработка в 2004 году по сравнению с 2003 годом, как мы уже выяснили, увеличилась на 119,17% , а среднемесячная заработная плата – на 96,8%. Рост выработки опережает рост заработной платы. В 2005 году по сравнению с 2004 годом выработка увеличилась на 12,72%, а заработная плата – на 33,8%. То есть, на протяжении всего анализируемого периода затраты на оплату труда хоть и росли, но более быстрыми темпами, чем отдача от работников организации. Таким образом, мы можем сделать вывод, что трудовые ресурсы в ООО «Ростаможторг» используются не совсем эффективно. Можно лишь говорить об удовлетворительной социальной защищенности работников этой организации – темпы роста заработной платы превышали темпы инфляции, которая составила около 15% в 2003 году и около 13% в 2004 году ,14% в 2005году (по разным источникам).
Еще один вид производственных факторов, который анализируется в таблице - это основные средства. Мы видим сначала довольно значительный рост их величины – на 2400 руб, или на 100%. в 2004 году по сравнению с 2003 годом. При этом снижается фондоотдача – с 1643 руб. выручки на 1 руб. стоимости основных средств до 546 руб. выручки на 1 руб. стоимости основных средств. То есть приобретение объектов основных средств вполне оправдано лишь с точки зрения производственной необходимости. Даже с учетом их роста отдача с одного рубля их стоимости упала. Конечно, это не совсем стоимость приобретенных основных средств, ведь данный показатель имеет среднегодовое значение и на него также влияет начисление амортизации по прежним основным средствам, уже бывшим у организации. В относительном выражении прирост основных средств в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 220,8%. Фондоемкость же на протяжении всего анализируемого периода растет.
В целом по итогам краткого
анализа технико-экономических
Основная цель анализа деятельности предприятий торговли – выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. Анализируя деятельность, необходимо дать оценку выполнения планов товарооборота и поставки товаров покупателям, а также обоснованности планов; изучить их в динамике; выявить и измерить влияние факторов на величину товарооборота; изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности торгового предприятия. Анализ должен показать, как организация торговли в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объём и структуру предполагаемого поступления товаров
Для анализа товароснабжения на предприятии существуют специальные методики, одной из такой методик является расчет показателей поставки [13, с.127].
Оценка ритмичности поставок производится по следующим коэффициентам:
V = (δ 100) : Ts, (2)
где δ- среднее квадратическое отклонение;
Тs - процент выполнения плана за год;
КР = 100 – V. (3)
Деятельность торгового предприятия во многом зависит от хозяйственных отношений с поставщиками. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут иметь место срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. И наоборот: надежный поставщик – гарантия успеха. ООО «Ростаможторг» заключило договор на поставку товара с рядом поставщиков. Одним из них является ООО «Меридиан» (приложение А).
Существует обобщенный вариант показателей, которые определяют предпочтительность поставщиков:
- репутация и имидж;
- количество продукции, соответствие его прогрессивным стандартам;
- соблюдение сроков, графиков поставки;
- уровень цены на продукцию или услуги (сравнительный анализ цена / качество, цена / количество);
- условия поставки и формы расчетов (поставки по плану, по требованию, упаковка, транспортные и страховые услуги, валюта расчетов);
- взаимоотношения с заказчиками;
- дополнительные услуги.
Рекомендуется рассчитать рейтинги потенциальных поставщиков, провести ранжирование и определить наилучшего партнера. Рейтинг составляется на основе нескольких показателей, например вышеприведенных показателей. Каждому критерию присваивается вес (в процентах или долях единицы) в соответствии со значимостью показателя для организации. Затем поставщики оцениваются по критериям. Количественные оценки просто включаются, качественные оценки проставляются на основе мнения экспертов - опытных служащих службы снабжения или внешних экспертов (специалистов других торговых, или, например, логистических компаний). Оценки умножаются на вес соответствующего показателя, произведения складываются и получается рейтинговое значение каждого поставщика.
Показатели, характеризующие стабильность поставок, безусловно, очень важны для оценки деятельности торгового предприятия. Но не менее важно то, как эффективно предприятие распоряжается закупленными товарами. Для исследования этого вопроса служат показатели оборачиваемости разных групп активов.