Анализ и учет продажи товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях оптовой и розничной торговли, а также проведение анализа системы бухгалтерского учета на исследуемом предприятии. Объектом исследования в ООО «Ростаможторг» являются первичные документы и бухгалтерские регистры, связанные с учетом реализации товаров.

Оглавление

Введение
3
Глава 1 Теоретические основы процесса продажи товаров и его особенности в розничной торговле
4
1.1 Экономическая сущность процесса продажи товаров, работ и услуг
4
1.2 Оценка товаров
8
Глава 2 Экономическая характеристика деятельности ООО «Ростаможторг»
14
2. 1 Краткая экономическая характеристика ООО «Ростаможторг»
14
2.2 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
16
2.3 Методика анализа продаж и экономической эффективности
торговых операций

21
2.4 Анализ розничного товарооборота ООО «Ростаможторг»
32
Глава 3 Состояние и пути совершенствования учета продажи товаров
44
3.1 Система бухгалтерского учета продажи товаров в ООО «Ростаможторг»
44
3.2 Особенности документального оформления и учет поступления товаров
52
3.3 Аналитический и синтетический учет продажи товаров
56
3.4 Налоговый учет продажи товаров
63
3.5 Рекомендации по повышению надежности и эффективности
системы бухгалтерского учета

65
Заключение
70
Список использованных источников
72
Приложения
75

Файлы: 1 файл

1.doc

— 369.50 Кб (Скачать)

Дебет сч. 90-9 «Продажи» субсч. «Прибыль/убыток отреализации»

Кредит сч. 99 «Прибыли и убытки»

Если получен убыток :

Дебет сч. 99 «Прибыли и  убытки»

Кредит сч. 90-9 «Продажи»  субсч. «Прибыль/убыток отреализации»

Все обороты по каждому  субсчету счета 90 «Продажи» являются либо только кредитовыми (субсчет 1 «Выручка»), либо только дебетовыми, как все остальные субсчета, кроме субсчета 9 «Прибыль/убыток от реализации». После определения финансового результата весь синтетический счет 90 «Продажи» оказывается закрытым.

Проводки осуществляются в журналах-ордерах. При выявлении финансового результата делается, фактически, одна итоговая проводка в месяц. Обороты переносятся в главную книгу. В ООО «Ростаможторг» выявление финансового результата производится программным комплексом автоматически.

3.2 Особенности документального  оформления и учет поступления  товаров

 

Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных материальных носителей первичной учетной информации.

Для документирования операций  применяются типовые межведомственные формы, а также формы, самостоятельно разработанные применительно к соответствующим типовым, содержащим обязательные реквизиты и обеспечивающие достоверность отражения в учете совершенным операциям [15, с.37].

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся :

- наименование документа  (форма);

- дата составления;

- содержание хозяйственной  операции;

- измерители хозяйственной  операции (в количественном и  стоимостном выражении);

- наименование должностных  лиц, ответственных за совершение  хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи и  их расшифровки.

Порядок и сроки как  приема, так и реализации товаров  по количеству, качеству и комплектности  и его документального оформления обусловлены действующими техническими условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.

Учет реализации товаров  невозможно правильно организовать без надлежащего учета товаров в местах их хранения - на складах и в торговых павильонах (магазинах), а также, если необходимо, без соответствующего физического месторасположения товаров на складах .

Учет товара на складе  предприятия ведет  материально ответственное лицо.

Складской учет ведется в натуральных показателях  по номенклатурным номерам товаров (тары). Порядок учета товара на  складе может быть различен в зависимости

от способа  хранения товара и от некоторых факторов, как-то: частота поступлений товаров на склад, совместимость товаров по условиям хранения, их натуральные характеристики, а также ассортимент.

Необходимо отметить, что в динамике ООО «Ростаможторг» меняло способы учета товаров  на складах. А  именно в 2003 и 2004 годах  использовался партионный метод, в 2005 году учет ведется по номенклатурным номерам. Рассмотрим особенности каждого метода.

Сортовой способ учета  на складах применяется в том  случае, если хранение товаров организовано по наименованию и сортам без учета  времени поступления и цены их приобретения (вновь поступившие товары складируются и учитываются вместе со старыми). При этом материально ответственные лица на каждую номенклатуру товара заводят новую карточку складского учета или отводят несколько страниц в товарной книге кладовщика (в зависимости от объема операций по приходу и расходу товаров).

Номенклатуры в данном случае различаются не только по типу и марке товара, но и по сорту, единице измерения, цвету и т. п. (в случае, если по этим признакам  необходимо вести отдельный учет). Например, если продаются автомобили, то цвет товара может иметь значение, в то время как цвет пакета молока принципиального значения не имеет и поэтому как идентифицирующий признак не рассматривается.

При сортовом способе  хранения экономично используется складская площадь, возможно более оперативное управление остатками товаров, однако трудно выделять товары одного сорта, поступившие по разным ценам.

Так как при  сортовом способе учета отдельный  аналитический учет по ценам и (или) партиям не ведется, а в условиях свободного рынка товар одного сорта поступает по разным ценам, то выбор товара для реализации осуществляется произвольно. При этом возможно использовать для оценки товаров методы: средней цены, цены единицы запасов, ФИФО (по ценам первых закупок), ЛИФО (по ценам последних закупок).

Записи в карточку, книгу (занесение в базу данных, если учет на складе компьютеризирован) делаются на основании любого первичного документа (каждого приходного или расходного) или накопительных ведомостей (при  большом объеме записей). Карточки и страницы в товарной книге нумеруются в бухгалтерии и выдаются материально ответственным лицам под расписку в специальном журнале.

На складах с небольшим  ассортиментом товаров и незначительным количеством операций материально ответственные лица могут вести учет непосредственно в товарном отчете (при этом карточки и товарные книги не ведутся).

При использовании  последнего метода - по наименованиям, товары одного наименования хранят отдельно от товаров других наименований. Этот метод является, как бы, обобщающим для сортового метода хранения и учета товаров. Он является наиболее легким и наименее трудоемким с точки зрения учетной работы, но и наименее информативным.

В любом случае товары, хранящиеся на складе, должны быть снабжены товарным ярлыком. Удобнее всего, когда метод хранения совпадает с аналитикой в бухгалтерском учете.

Учет хранения и движения товаров на складах осуществляется материально ответственным лицом (товаровед), с которыми заключаются  соответствующие договоры – трудовой и договор о полной материальной индивидуальной ответственности.

Материальная ответственность  наступает с момента оприходования  поступившего товара на склад на основании  приходных товаросопроводительных документов и длится до момента выбытия, передачи товаров по расходным документам. При любом способе хранения ответственные лица ведут учет товаров в натуральном измерении на основании соответствующих приходных и расходных документов. Кроме того, возможно учитывать движение товаров одновременно и в стоимостном измерении.

В торговой организации  поступление товаров оформляется  товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки  грузов (накладной) (приложение Р)

В накладной указывается  номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпущенного товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшим и принявшим товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.

При реализации товара первичные  документы выписывает сама организация, при получении – поставщик (продавец) товаров.

Если товары получает материально-ответственное лицо покупателя на складе торгового предприятия (продавца), то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара (приложение П). Порядок оформления и получения по ним товаров установлен «Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. № 71а. Соответственно, при реализации товара необходимо затребовать и проверить доверенность представителя покупателя.

Материально ответственные  лица складов на основании приходных  и расходных документов делают записи в карточках складского учета, составляют товарные отчеты и сопроводительные реестры сдачи документов. После этого первичные документы вместе с соответствующими реестрами и отчетами сдаются в бухгалтерию .

Первичные документы, поступающие  в бухгалтерию, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей). Следующим этапом учета является регистрация сведений, содержащихся в первичных учетных документах, в применяемых регистрах бухгалтерского учета по счету 41 «Товары»

3.3 Аналитический и синтетический учет продажи товаров

 

Для  обобщения информации о движении и наличии товарно-материальных  ценностей , приобретенных в качестве товаров для продажи в Плане  счетов предусмотрен счет 41 «Товары». Этот счет используют снабженческие, сбытовые, торговые предприятия, а также предприятия общественного питания, На промышленных, сельскохозяйственных и других производственных предприятиях счет 41 применяют, когда изделия, материалы, продукты приобретаются специально для продажи или когда стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включается в себестоимость выпускаемой продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно. Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организация ООО «Ростаможторг» осуществляет розничную торговлю, производит оценку купленных товаров по покупной стоимости. Выбор того или иного способа отражения товаров на счетах бухгалтерского учета является элементом учетной политики организации, что должно быть соответствующим образом оформлено.

Согласно п. 59 Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденного  приказом Минфина России от 29.07.98г. № 34н, готовая продукция может отражаться в бухгалтерском балансе:

- по фактической себестоимости;

- по нормативной (плановой) производственной себестоимости;

- по прямым статьям  затрат.

В составе счета 41 «Товары» в ООО «Ростаможторг» открыты  следующие субсчета:

41-1 «Товары на складах»

41-2 «Товары в розничной  торговле»

41.4 «Покупные изделия».

На субсчете 41-1 учитывают  наличие и движение товарных запасов, находящихся на складах и кладовых организаций.

На субсчете 41-2 учитывают  наличие и движение товаров, находящихся  в розничной торговле (в магазине № 1, магазине №2.

На субсчете 41-4 "Покупные изделия" организация учитывают наличие и движение приобретенных на стороне товаров.

Рассмотрим порядок  отражения операций по счету 41 на счетах бухгалтерского учета в таблице (приложение С).

Таблица 10 - Группировка  хозяйственных операций по сч 41. Товары за декабрь 2005г

Содержание хозяйственных  операций

Корреспондирующие счета

 

Суммы,руб

Дебет

Кредит

Списание товара с  браком

44.2

41.4

1668

Поступление товара

41.4

60.1

236257

Перемещение товара в  магазин №1

41.4

71.1

2312

Продажа в розницу

90.2.2

41.4

252607


 

Реализация товаров  учитывается на счете 90 «Продажи».Особенностью его является отражение по дебету и кредиту счета одинакового  количества (объема) реализованных  товаров в разных оценках: по дебету (субсчет 90-2 «Себестоимость продаж») - в сумме фактических затрат и налога на добавленную стоимость (субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость»), а по кредиту - в сумме выручки, предъявленной к оплате вместе с налогом на добавленную стоимость (субсчет 90-1 «Выручка»). Эта особенность и позволяет использовать счет 90 для расчета финансового результата хозяйственной деятельности организации как разницу между оборотами. Превышение оборота по дебету означает убыток как результат работы, а превышение оборота по кредиту - прибыль. Счет 90 сальдо не имеет, так как ежемесячно разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами его субсчетов относится на субсчет 90-9 «Прибыль \убыток от продаж», который закрывается в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».

Реализация товаров неразрывно связана с выручкой. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий :

а) организация имеет  право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим  образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность  в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических  выгод организации. Уверенность  в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических  выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

Информация о работе Анализ и учет продажи товаров