Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:31, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях оптовой и розничной торговли, а также проведение анализа системы бухгалтерского учета на исследуемом предприятии. Объектом исследования в ООО «Ростаможторг» являются первичные документы и бухгалтерские регистры, связанные с учетом реализации товаров.
Введение
3
Глава 1 Теоретические основы процесса продажи товаров и его особенности в розничной торговле
4
1.1 Экономическая сущность процесса продажи товаров, работ и услуг
4
1.2 Оценка товаров
8
Глава 2 Экономическая характеристика деятельности ООО «Ростаможторг»
14
2. 1 Краткая экономическая характеристика ООО «Ростаможторг»
14
2.2 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
16
2.3 Методика анализа продаж и экономической эффективности
торговых операций
21
2.4 Анализ розничного товарооборота ООО «Ростаможторг»
32
Глава 3 Состояние и пути совершенствования учета продажи товаров
44
3.1 Система бухгалтерского учета продажи товаров в ООО «Ростаможторг»
44
3.2 Особенности документального оформления и учет поступления товаров
52
3.3 Аналитический и синтетический учет продажи товаров
56
3.4 Налоговый учет продажи товаров
63
3.5 Рекомендации по повышению надежности и эффективности
системы бухгалтерского учета
65
Заключение
70
Список использованных источников
72
Приложения
75
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю;
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Сумма выручки от продажи товаров за наличный расчет определяется по показаниям контрольно-кассовой машины – по итогу за день.
Согласно статьи 2 Закона Российской Федерации от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций ведутся с обязательным применением контрольно-кассовых машин [3, с.98]. Выручка от покупателей за реализованные товары поступает в кассу предприятия розничной торговли. На сумму торговой выручки составляется приходный кассовый ордер (или справка о показаниях суммирующего счетчика, при условии, если сумма торговой выручки сдается в конце рабочего дня в головную кассу предприятия розничной торговли) .
Согласно своей учетной политики ООО «Ростаможторг» учитывает товары по ценам приобретения (покупным ценам), на счете 90 «Продажи» оказывается почти полностью сформированным валовый доход от продажи товаров (за исключением коммерческих расходов). Валовый доход – это разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров. Так как ООО «Ростаможторг» учитывает товары на счете 41 «Товары» по ценам продажи, то дебетовый и кредитовый обороты по счету 90 «Продажи» будут равны.
После того как в организации розничной торговли определили валовый доход от реализации товаров необходимо определить окончательный результат (прибыль или убыток) от реализации товаров, отражаемый на счете 90 на конец отчетного периода. Для этого нужно правильно определить издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам, учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу».
Бухгалтерский учет издержек
обращения предприятий торговли
должен обеспечить своевременное, полное
и достоверное отражение
В состав издержек обращения предприятия розничной торговли включаются расходы предприятия, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с реализацией товаров.
Основным документом, определяющим порядок учета расходов, в том числе издержек обращения, в целях бухгалтерского учета, является Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (введено в действие с 1 января 2000 г.). Этот документ определяет классификацию расходов и порядок их признания в учете.
В соответствии с п.9 ПБУ 10/99 организации торговли вправе признавать издержки обращения в себестоимости реализованных товаров полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности. При этом , если в отношении расходов на оплату труда, на аренду, на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, на рекламу и представительские расходы такой принцип соблюдается в любом случае, то расходы на перевозку и заготовку товаров могут признаваться как полностью в стоимости реализованных за отчетный период товаров, так и отдельно в части реализованных и не реализованных на конец отчетного месяца товаров.
Соответственно, сальдо по счету 44 на конец месяца может представлять собой сумму издержек обращения в части транспортных расходов, приходящейся на остаток не реализованных на конец данного месяца товаров. При этом сумма издержек обращения, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек обращения за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1) суммируются
транспортные расходы на
2) определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остаток товаров на конец месяца;
3) отношением
определенной суммы расходов
к сумме реализованных и
4) умножением
суммы остатка товаров на
Расчет суммы транспортных расходов, приходящихся на стоимость реализованных за отчетный месяц товаров и стоимость остатка нереализованных товаров, производится также по среднему проценту с использованием данных об остатке транспортных расходов в составе издержек обращения на начало месяца, сумме произведенных транспортных расходов за месяц, а также о стоимости реализованных товаров за отчетный месяц и остатке товаров на конец месяца.
Также следует учитывать, что распределению подлежат только те транспортные расходы, которые в соответствии с положениями ПБУ 5/01 не относятся на увеличение первоначальной стоимости приобретенных товаров.
При переходе организации с начала следующего года в соответствии с принятой учетной политикой на порядок признания транспортных расходов полностью в себестоимости проданных товаров в качестве расходов по обычным видам деятельности не списанные в прошлом отчетном году транспортные расходы подлежат включению в себестоимость проданных товаров на начало отчетного года, или же организацией может быть принято решение о равномерном включении этих сумм в себестоимость проданных товаров в течение определенного периода времени (например, квартал, полугодие). В ООО «Ростаможторг» закрытие счета 44 проводится ежеквартально.П (Т) Рассмотрим порядок отражения операций по счету 44 «Расходы на продажу» на счетах бухгалтерского учета в таблице 11.
Таблица 11-Группировка хозяйственных операций по сч 44 за декабрь 2005г.
Содержание хозяйственных операций |
Корреспондирующие счета |
Суммы , руб. | |
Дебет |
Кредит | ||
Списаны материалы |
44.2 |
10.6 |
143,10 |
Списание товара с браком |
44.2 |
41.4 |
1668,00 |
Налог за загр. Окр. среды |
44.2 |
68,10 |
283,18 |
Расчеты по соц. страх |
44.2 |
69.2 |
6198,00 |
Расходы на зарплату |
44.2 |
70 |
43674,05 |
Расчет с подотчетными лицами |
44.2 |
71 |
8400,00 |
Расчет с разными дебиторами,кредиторами |
44.2 |
76.5 |
116302,84 |
Списание расходов на продажу |
90,82 |
44.2 |
522242,93 |
Издержки обращения списываются в Дебет счета 90 «Продажи» по окончании отчетного периода. Списание коммерческих расходов осуществляется в Дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж», либо может быть открыт дополнительный субсчет к счету 90 «Продажи».
Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» (приложение Ф).
Таблица 12-Группировка хозяйственных операций по сч 90 за декабрь 2005г.
Содержание хозяйственных операций |
Корреспондирующие счета |
Суммы руб. | |
Дебет |
Кредит | ||
Продажа в розницу |
90.2.2 |
41.4 |
252607,92 |
Списание заключительных оборотов командировочных расходов |
90.7.2 |
44.2 |
15900,00 |
Списание прочих расходов |
90.8.2 |
44.2 |
354321,26 |
Списание расходов на оплату труда |
90.8.2 |
44.2 |
143573,22 |
Списание расходов на рекламу |
90.8.2 |
44.2 |
8300,00 |
Списание почтовых расходов |
90.8.2 |
44.2 |
148,45 |
Поступила наличными выручка |
50.1 |
90.1.2 |
344204,00 |
Списание заключительных оборотов |
90.1.2 |
90.8.2 |
2645960,75 |
Отражен финансовый результат |
99.1 |
90.9 |
170621,75 |
3.4 Налоговый учет продажи товаров
Налог, к которому продажа
товаров имеет прямое отношение
– это налог на прибыль организаций.
Для этого налога уже прямо
предусмотрена система
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Изменение порядка учета
отдельных хозяйственных
В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждением данных налогового учета являются :
1. первичные учетные
документы (включая справку
2. аналитические регистры налогового учета;
3. расчет налоговой базы.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
наименование регистра;
период (дату) составления;
измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
наименование хозяйственных операций;
подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).
При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.