Анализ и учет продажи товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях оптовой и розничной торговли, а также проведение анализа системы бухгалтерского учета на исследуемом предприятии. Объектом исследования в ООО «Ростаможторг» являются первичные документы и бухгалтерские регистры, связанные с учетом реализации товаров.

Оглавление

Введение
3
Глава 1 Теоретические основы процесса продажи товаров и его особенности в розничной торговле
4
1.1 Экономическая сущность процесса продажи товаров, работ и услуг
4
1.2 Оценка товаров
8
Глава 2 Экономическая характеристика деятельности ООО «Ростаможторг»
14
2. 1 Краткая экономическая характеристика ООО «Ростаможторг»
14
2.2 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
16
2.3 Методика анализа продаж и экономической эффективности
торговых операций

21
2.4 Анализ розничного товарооборота ООО «Ростаможторг»
32
Глава 3 Состояние и пути совершенствования учета продажи товаров
44
3.1 Система бухгалтерского учета продажи товаров в ООО «Ростаможторг»
44
3.2 Особенности документального оформления и учет поступления товаров
52
3.3 Аналитический и синтетический учет продажи товаров
56
3.4 Налоговый учет продажи товаров
63
3.5 Рекомендации по повышению надежности и эффективности
системы бухгалтерского учета

65
Заключение
70
Список использованных источников
72
Приложения
75

Файлы: 1 файл

1.doc

— 369.50 Кб (Скачать)

При этом методе товары на конец отчетного месяца оцениваются  исходя из их количества и предположения, что стоимость данных товаров складывается из затрат на первые их закупки.

Стоимость проданных  товаров определяется путем вычитания  из стоимости остатков  товаров  на начало отчетного месяца с учетом стоимости поступивших за отчетный месяц товаров, их стоимости, приходящейся на остаток товаров на конец отчетного месяца.

Распределение стоимости  проданных товаров по счетам учета  реализации и другим счетам их использования  производится исходя из средней стоимости  единицы каждого вида и количества проданных товаров.

Применение указанных методов оценки запасов ориентирует предприятие на организацию аналитического учета товаров по отдельным партиям (а не только по их видам). Можно оценить израсходованные товары расчетным путем, используя следующую формулу:

Р=Он + П – Ок,      (1)

где     Р- стоимость израсходованных запасов;

Он и Ок- стоимость начального и конечного остатков запасов;

П- поступление за месяц.

Положением по учету  материально-производственных запасов  предусмотрено использование еще  одного способа оценки фактической  себестоимости выбывающих материальных ресурсов - списание по стоимости каждой единицы изделия. Этот способ применяется наиболее редко и его использование оправдано только для товаров, каждая единица которых обладает значительной стоимостью и продается, как правило, поштучно.

Все рассмотренные здесь  способы оценки выбывающих товаров - по средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО и себестоимости каждой единицы, используются только в случае учета  товаров по фактической себестоимости  их приобретения.

Сущность учета товаров по «продажным» ценам заключается в том, что оценка товаров в бухгалтерском учете производится по ценам, по которым они должны быть реализованы, включая налог на добавленную стоимость.

Разница между ценой  продажи и расходами, связанными с приобретением товаров, которые в соответствии с ПБУ 5/01 включаются в их себестоимость, носит название торговой наценки, учитываемой по счету 42 «Торговая наценка» [7, с 8].

Для определения торговой наценки используется определенный процент от цены приобретения (с  учетом НДС) или цены, по которой товары принимаются к учету.

Например, если отдельный  товар приобретен за 11 руб. 80 коп., включая  НДС в сумме 1 руб. 80 коп. (ставка НДС - 18 процентов), то учетная стоимость  товара, по которой он должен быть принят к бухгалтерском учету, составит 10 руб. (11 руб. 80 коп. - 1 руб. 80 коп.).

Если размер торговой наценки в организации составляет 40 процентов, то формирование продажной  стоимости товара осуществляется следующим  образом - 14 руб. (10 руб. + (10 руб. х 40%)). Сумма  торговой наценки составит 4 руб. (14 руб. - 10 руб.).

При этом следует учитывать, что в цену продажи уже заложена сумма НДС по ставке 18 процентов, которую следует выделить. Сумма  НДС со стоимости единицы товара составит 2 руб. 14 коп. (14 руб. х 18 / 118), а  цена продажи товара без учета НДС - 11 руб. 86 коп. (14 руб. - 2 руб. 14 коп.).

Формирование торговой наценки может осуществляться и  несколько иным способом. К учетной  цене товара применяется первоначальный размер наценки, не учитывающий начисленную  сумму НДС, а окончательная сумма наценки определяется после применения предусмотренной ставки НДС.

Например, если учетная  стоимость единицы товара составляет 10 руб., а первоначальная ставка наценки 40 процентов, то продажная цена товара без учета суммы НДС с нее  составит 14 руб. (10 руб. + (10 руб. х 40%)). Окончательная цена продажи составит 16 руб. 52 коп. (14 руб. + (14 руб. х 18%)). А сумма торговой наценки составит 6 руб. 52 коп. (16 руб. 52 коп. - 10 руб.).

Начисленная сумма торговой наценки оформляется записью по дебету счета 41 и кредиту счета 42, и тем самым на сумму торговой наценки увеличивается учетная стоимость товаров.

Если товары в организации  розничной торговли учитываются  по продажным ценам и предприятие  осуществляет переоценку товаров, то переоценка товаров отражается в бухгалтерском учете организации. Переоценка (изменение цен) товаров может быть как в сторону снижения цен (уценка), так в сторону их повышения (дооценка). Основными причинами переоценки товаров в предприятиях являются: изменение конъюнктуры рынка; уценка товаров устаревших моделей, а также товаров, частично, потерявших свое первоначальное качество.

Переоценка товаров  осуществляется согласно Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации. Основанием для переоценки товаров является распоряжение руководителя организации. Для предприятий, ведущих учет по покупным ценам, результат переоценки отражается в учете только в случае снижения в течение года цен на товары либо морального устаревания ценностей и потери их первоначального качества (согласно п. 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ) [7, с.32].

Переоценка товаров  представляет собой разницу между  стоимостью остатков товаров по прежним  ценам и вновь установленным продажным ценам. Оформляется переоценка инвентаризационной описью-актом, где помимо наименования, количества, другой информации о товаре указывается старая и новая цена, стоимость товаров в новых и старых ценах, сумма до оценки при повышении цен и сумма уценки при снижении цен.

Рассмотрим сначала  переоценку товаров при их учете  по ценам продажи. В случае уценки товаров в пределах торговой наценки  изменяется розничная цена. Значит, сумма уценки уменьшит торговую наценку  на товары и снизит их розничную цену. Поэтому на сумму уценки товаров составляется сторнировочная запись:

Д-т сч.41 «Товары», субсч.2 «Товары в розничной торговле»,

К-т сч.42 «Торговая  наценка»

При уценке товаров по продажным ценам на сумму, превышающую  торговую наценку, изменяется их учетная цена. В бухгалтерском учете уменьшается торговая наценка по уцениваемым товарам на полную сумму, а оставшаяся разница между суммой уценки и торговой наценкой списывается на финансовые результаты. Потери от уценки товаров не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

На сумму уценки в  пределах торговой наценки делается сторнировочная запись:

Д-т сч.41 «Товары», субсч.2 «Товары в розничной торговле»,

К-т сч.42 « Торговая наценка»

На сумму уценки товара , превышающую величину торговой наценки:

Д-т сч.91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Убытки по уцененным товарам»,

К-т сч.41 «Товары», субсч.2 «Товары в розничной торговле»

Дооценка товаров по розничным ценам производится по мере необходимости в соответствии с приказом руководителя по данным инвентаризации (при стоимостной схеме учета движения товаров) или бухгалтерского учета (при натурально-стоимостной схеме учета движения товаров). Старые ценники на товары заменяются новыми. На сумму дооценки производят запись:

Д-т сч.41 «Товары», субсч.2 «Товары в розничной торговле»,

К-т сч.42 «Торговая  наценка».

Когда в учетной политике организации предусмотрено использование  оценки товаров по покупным ценам, данные уценки в бухгалтерском учете  не фиксируются, если она не превышает  сумму торговой наценки. Если стоимость возможной реализации снизится ниже покупной стоимости, то отрицательную разницу возможно списать на убытки:

Д-т сч.91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Убытки по уцененным  товарам»,

К-т сч.41 «Товары», субсч.2 «Товары в розничной торговле»

При этом в налоговом учете убыток (расход) не признается.

Другой вариант –  использование счета 14 «Резервы под  снижение стоимости материальных ценностей». На отрицательную разницу между  текущей стоимостью и покупной стоимостью создается резерв:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Убытки по уцененным товарам»

Кредит 14. «Резервы под  снижение стоимости материальных ценностей»

В налоговом учете  убыток (расход) также не признается.

При реализации товаров  относящаяся к ним сумма резерва  списывается на доходы:

Дебет 14. «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Убытки по уцененным  товарам»

 

Глава 2 Экономическая характеристика деятельности ООО «Ростаможторг»

2.1 Краткая экономическая характеристика  ООО «Ростаможторг»

 

Исследуемое предприятие  – Общество с ограниченной ответственностью «Ростаможторг», было создано в 2003 году.

Основными видами деятельности являются розничная торговля товарами народного потребления. Кроме этого, ООО «Ростаможторг» вправе осуществлять другие виды деятельности, не запрещенные законодательством.

Общество с ограниченной ответственностью «Ростаможтог», именуемое  в дальнейшем «общество», является коммерческой организацией, создано  в соответствии с Гражданским  Кодексом РФ, ФЗ от 08.02.98г № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», на основании протокола собрания учредителей № 1 от 10 января 2003г. [1, с.97].

Общество создается  без ограничения срока деятельности

Учредителями Общества являются физические лица- граждане Российской Федерации.

Деятельность Общества осуществляется в соответствии с  действующим законодательством  РФ и настоящим Уставом.

Общество в праве  в установленном порядке открывать  банковские счета на территории России и за ее пределами.

Общество имеет круглую печать со своим фирменным названием, штампы и бланки  со своим наименованием и реквизитами, собственную эмблему, товарный знак и другие необходимые средства индивидуализации, зарегистрированные в установленном порядке.

Местонахождение Общества: 432049, Российская Федерация, г. Ульяновск, ул. Азовская, д. 64.

Основной целью создания Общества является осуществление производственно-коммерческой деятельности для извлечения прибыли.

Общество самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также частными лицами.

Уставный капитал Общества составляет 10000-00(Десять тысяч) рублей.

Высшим органом управления общества является собрание учредителей. Оно регулярно собирается один раз в год для утверждения бухгалтерской отчетности, отчета  директора, отчета главного бухгалтера общества, распределения чистой прибыли, выборов исполнительного органа, решения стратегических вопросов деятельности общества.

Оперативной деятельностью  общества руководит единоличный исполнительный орган – директор. Структура управления оперативной деятельностью – производственная структура представлена на рисунке 1.

 

  Директор




 


Рисунок 1 - Производственная структура ООО «Ростаможторг»

 

Бухгалтерский учет хозяйственных  операций, как и во всех организациях, в ООО «Ростаможторг» ведется  бухгалтерией, которая возглавляется  финансовым директором – главным  бухгалтером. Как видно из названия должности руководителя этого подразделения, бухгалтерия выполняет не только регистрацию хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского и налогового учета, но и планирует и оптимизирует финансовые потоки фирмы. Структура бухгалтерии представлени на рисунке 2.

Финансовый директор – главный бухгалтер



Заместитель главного бухгалтера




 

 

 

Рисунок 2 -  Структура  бухгалтерии

2.2 Анализ платежеспособности и  ликвидности предприятия

 

Целью составления бухгалтерской  отчетности является представление  информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности и принятия управленческих и инвестиционных решений. Проведем краткий анализ основных технико-экономических показателей ООО «Ростаможторг» за три последних года, представленных в таблице 1.

Таблица 1- Финансовые результаты деятельности ООО "Ростаможторг"

Показатели

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Изменения

абсолютные (+,-)

относительные (%)

2004 г. от 2003 г.

2005 г. от 2004 г.

2004 г. от 2003 г.

2005 г. от 2004 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от продажи товаров, работ, услуг, руб.

999785

3944340

4207632

2944555

263292

394,52

106,67

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг,руб.

767895

2875825

2977903

2107930

102078

374,51

103,55

Затраты на рубль товарной продукции, руб.

0,76

0,73

0,71

-0,03

-0,02

96,05

97,26

Информация о работе Анализ и учет продажи товаров