Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:31, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях оптовой и розничной торговли, а также проведение анализа системы бухгалтерского учета на исследуемом предприятии. Объектом исследования в ООО «Ростаможторг» являются первичные документы и бухгалтерские регистры, связанные с учетом реализации товаров.
Введение
3
Глава 1 Теоретические основы процесса продажи товаров и его особенности в розничной торговле
4
1.1 Экономическая сущность процесса продажи товаров, работ и услуг
4
1.2 Оценка товаров
8
Глава 2 Экономическая характеристика деятельности ООО «Ростаможторг»
14
2. 1 Краткая экономическая характеристика ООО «Ростаможторг»
14
2.2 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
16
2.3 Методика анализа продаж и экономической эффективности
торговых операций
21
2.4 Анализ розничного товарооборота ООО «Ростаможторг»
32
Глава 3 Состояние и пути совершенствования учета продажи товаров
44
3.1 Система бухгалтерского учета продажи товаров в ООО «Ростаможторг»
44
3.2 Особенности документального оформления и учет поступления товаров
52
3.3 Аналитический и синтетический учет продажи товаров
56
3.4 Налоговый учет продажи товаров
63
3.5 Рекомендации по повышению надежности и эффективности
системы бухгалтерского учета
65
Заключение
70
Список использованных источников
72
Приложения
75
(24)
где - средний объем поставок за n периодов;
В 2005 году коэффициент вариации равен :
162058,11 х 100%
Коэффициент вариации = ------------------------------ = 60,05%
269836,23
Как мы можем увидеть, коэффициент вариации слишком велик. Это говорит о неритмичности поставок. Но тут необходимо заметить, что на протяжении всех трех анализируемых лет объем продаж растет. Естественно, он растет не сразу при начале нового года, а постепенно в течение всего года, особенно в период сезонности что мы и видим из таблицы 3 . Можно рассчитать среднемесячный темп роста и определить отклонения объемов поставок от этого рассчитанного уровня с учетом постепенного роста. Но торговля товарами имеет сезонный характер и, вдобавок, в осенне-зимний период закупочные цены тоже возрастают. Поэтому рациональным было бы соотнести поставки товаров и продажи товаров. Причем поставки предыдущего месяца (например, января) надо сравнить с продажами следующего месяца (февраля). Это утверждение является допущением, упрощающим расчет. Дело в том, что конечно, часть продаж каждого месяца покрывается не только запасом на начало месяца, сформированным в предыдущем месяце, но и внутримесячными поставками. Но учет того, сколько товаров было продано из запаса на начало месяца, а сколько продано из поставок текущего месяца, слишком усложнит расчеты.
Мы можем сделать вывод о недостаточном качестве планирования закупок в ООО «Ростаможторг».
В главе 2 в разделе 2.2 «Методика анализа продаж и экономической эффективности торговых операций» в качестве очередного этапа анализа предлагается составить рейтинг поставщиков, как тех, с которыми уже заключены сделки, так и потенциальных поставщиков. К сожалению, перечень поставщиков и те характеристики, которые нужны для составления рейтинга, представляют коммерческую тайну ООО «Ростаможторг». Поэтому составить рейтинг поставщиков в рамках настоящей дипломной работы не представляется возможным. Теперь рассчитаем показатели, характеризующие непосредственно торговлю товарами. Первая группа показателей – это оборачиваемость товаров. Оборачиваемость мы рассчитаем по формуле (11) на основании данных за три последних года. Так как в формуле применяется средняя за период величина запасов товаров, а мы имеем данные только по состоянию на 1 января каждого года, то нам нужно будет вычислить среднегодовую величину товарных запасов. Расчет сделаем по формуле средней арифметической величины в таблице
Таблица 4- Расчет среднегодовой стоимости товарных запасов за 2003 – 2005 годы
Год/даты |
Товарные запасы |
Среднегодовая величина товарных запасов |
01.01.2003 |
- |
- |
2003 |
300738,5 | |
01.01.2004 |
601477,0 |
|
2004 |
1040077,0 | |
01.01.2005 |
1478676,0 |
|
2005 |
1313453 | |
01.012006 |
1148229 |
К сожалению, расчет среднегодовой
стоимости запасов не достаточно
точен, поскольку делается на основе
данных на начало года. Например, мы можем
посчитать среднегодовую
Таблица 5- Расчет среднегодовой стоимости товарных запасов 2005 году на основе ежемесячных данных
Периоды |
Сумма, руб. |
01.01.2005 |
1290761,48 |
01.02.2005 |
1279402,57 |
01.02.2005 |
1203380,91 |
01.03.2005 |
1447220,87 |
Продолжение таблицы 5
Периоды |
Сумма, руб. |
01.04.2005 |
1557300,25 |
01.05.2005 |
1587406,01 |
01.06.2005 |
1505539,39 |
01.07.2005 |
1312878,31 |
01.08.2005 |
1543419,79 |
01.09.2005 |
1351073,87 |
01.10.2005 |
1652947,47 |
01.11.2005 |
1494382,97 |
01.12.2005 |
1478676,05 |
Сам расчет мы проведем по формуле средней хронологической величины:
З01.01.2005 / 2 + З01.02.2005 + … + З01.12.2005 + З01.01.2006 / 2
Средняя хронологическая
= ------------------------------
12
Средняя величина запасов в 2005 году = 1443305,93руб.
(по формуле средней хронологической)
Средняя величина запасов, рассчитанная на основе ежемесячных данных, как мы видим, отличается от средней величины запасов, рассчитанной на основании годовых данных. Но для сохранения сопоставимости в дальнейших расчетах мы будем использовать именно среднюю величину, рассчитанную на основе годовых данных.
Рассчитаем другой показатель, характеризующий скорость превращения товаров в деньги – длительность одного оборота товарных запасов. Для этого применим формулу (8). В числителе мы оставим 360 дней, т.к. все анализируемые числа имеют годовое значение. При анализе данных за месяц или квартал мы бы поставили 30 или 90 дней соответственно. Расчет оборачиваемости запасов произведем в таблице
Таблица 6- Расчет оборачиваемости запасов.
Год |
Выручка , руб. |
Среднегодовая стоимость запасов, руб. |
Оборачивае-мость товарных запасов,обороты |
Оборачива-емость, обороты/дни |
2003 |
999785,00 |
300738,05 |
3,32 |
108,4 |
2004 |
3944340,00 |
1040077,00 |
3,79 |
94,9 |
2005 |
4207632,00 |
1313453,00 |
3,20 |
112,5 |
Из таблицы мы видим, что оборачиваемость товаров имеет тенденцию сначала к росту, а затем снижению. Причем темпы этого роста из года в год не стабильны. Это означает, что выручка растет не менее быстрыми темпами, чем запасы. Ускорение оборачиваемости является положительным явлением и свидетельствует об улучшении управления продажами и товарными запасами и в целом о повышении экономической эффективности деятельности ООО «Ростаможторг» в 2004году, и обратный результат в 2005году.
Расчет длительности одного оборота подтверждает наши выводы о не достаточно высокой оборачиваемости товарных запасов и сокращении длительности запасов в 2004 году, и увеличении длительности запасов в 2005году. Сокращение длительности запасов высвобождает оборотные средства и позволяет увеличить закупку товара и сократить кредиторскую задолженность.
Другой показатель, который
имеет непосредственное отношение
к эффективности продаж – это
оборачиваемость дебиторской
Так как ООО «Ростаможторг»
осуществляет только розничную торговлю,
дебиторов и дебиторской
В заключение анализа продаж товаров ООО «Ростаможторг» произведем анализ динамики торговой наценки и рентабельности продаж.
Таблица 7- Анализ показателей прибыльности продаж
Показатели |
2003 г |
2004 г |
2005 г |
Выручка, руб |
999785 |
3944340 |
4207632 |
Себестоимость проданных товаров, руб |
767895 |
2875825 |
2977903 |
Торговая наценка (%) |
30,20% |
37,16% |
41,30% |
Рентабельность продаж, (%) |
3,90% |
7,30% |
2,90% |
Из таблицы видно, что в 2004 году увеличение средней торговой наценки на продаваемые товары на 6,96%. Это сопровождалось почти двукратным увеличением рентабельности продаж и ростом общей рентабельности. В 2005 году средняя торговая наценка также увеличилась, но уже в гораздо более скромном размере на 4,14%. Рентабельность же продаж упала. На основании этих данных мы можем сделать вывод о повышении в 2004году прибыльности именно торговых операций и неоправданном повышении коммерческих расходов и внереализационных расходов в 2005году, которые сводят на нет весь эффект от повышения прибыльности торговых операций.
В качестве очередного этапа анализа предлагается составить рейтинг поставщиков, как тех, с которыми уже заключены сделки, так и потенциальных поставщиков и те характеристики, которые нужны для составления рейтинга, представляют коммерческую тайну ООО «Ростаможторг». Расчет среднегодовой величины кредиторской задолженности представлен в таблице
Таблица 8- Расчет среднегодовой величины кредиторской задолженности
Год/даты |
Кредиторская задолженность, руб. |
Среднегодовая величина кредиторской задолженности, руб. |
01.01.2003 |
||
2003 |
264129,00 | |
01.01.2004 |
528258,00 |
|
2004 |
801535,00 | |
01.01.2005 |
1074812,00 |
|
2005 |
1120728,00 | |
01.01.2006 |
1166644,00 |
Из таблицы мы видим, что среднегодовая кредиторская задолженность возросла в течении сравниваемых лет. Это в первую очередь связано с увеличение поставок, но одновременно со снижением оборачиваемости кредиторской задолженности, представленной в таблице.
Таблица 9- Расчет оборачиваемости кредиторской задолженности
Год |
Сумма уплаченных денежных средств, руб. |
Среднегодовая кредиторская задолженность, руб. |
Оборачиваемость кред.задолженности, обор. |
Длительность оборота, дней. |
2003 |
713929,00 |
264129,00 |
5,30 |
68 |
2004 |
3410550,00 |
801535,00 |
4,26 |
85 |
2005 |
3330392,00 |
1120728,00 |
2,97 |
72 |
Вообще сравнение периодов оборачиваемости кредиторской задолженности надо ввести в практику анализа торговых операций в ООО «Ростаможторг».
Прежде всего, анализируя основные финансовые результаты деятельности ООО «Ростаможторг», мы выявили снижение темпов роста физического объема продаж. Это является сигналом к началу разработки и принятия маркетинговых мер по стимулированию сбыта.
ООО «Ростаможторг» применяет приемы стимулирования сбыта экономического характера. Это предоставление скидок постоянным покупателям, проведение рекламных акций, периодические распродажи товаров. Но в организации отсутствует схема расчета допустимых размеров скидок .
Рассчитаем допустимый размер скидок. Для этого вычислим безубыточную величину торговой наценки. расходами. Постоянные расходы представлены коммерческими расходами (строка 030) и разницей между прочими расходами (строки 070, 100 и 130) и прочими доходами (строки 060, 080, 090 и 120) [8, с.14]. Эти расходы, как правило, слабо зависят от объема реализации. Если сумма торговой наценки равна этим расходам, то организация будет находиться на нулевой рентабельности (не будет ни прибыли, ни убытка). Максимальная торговая наценка равна в 2005году 44%.
Данная максимальная торговая наценка и максимальная скидка рассчитаны для всего объема продаж. Если скидка предоставляется по меньшему объему товаров, то размер скидки может быть больше. Но здесь есть еще одно замечание – если руководство ООО «Ростаможторг» хочет, чтобы каждая проданная единица товара приносила хоть какую-то прибыль, то все-таки нужно ориентироваться на максимальную скидку. Предоставление большей скидки по небольшой партии товара, конечно, не обанкротит организацию, но именно эта партия товара будет убыточна.